Видеозапись и текст второй части лекции гранд-доктора психологии, кандидата педагогических наук, иерея Алексия Мороза, прочитанной в рамках
лектория «Духовно-нравственное образование».
Другие лекции о. Алексия:
Бог:
ч.1,
ч.2,
ч.3.
Ангельский мир. Причины создания и назначение. Демонический мир и его воздействие на человека.Человек:
ч.1,
ч.2,
ч.3.
История происхождения религий. Церковь.
ч.1,
ч.2,
ч.3.
Заповеди Моисеевы (десятисловие). Заповеди Блаженств. Церковные таинства:
ч.1,
ч.2,
ч.3.
ч.4,
ч.5,
ч.6.
Семья:
ч.1,
ч.3. Дети:
ч.1,
ч.2,
ч.3.
Православная теория личности:
ч.1,
ч.2.
Страсти, их сущность и пути преодоления:
ч.1,
ч.2,
ч.3.
Болезни и их происхождение. Пути преодоления:
ч.1,
ч.2,
ч.3.
Связь грехов, страстей и болезней:
ч.1,
ч.2,
ч.3.
Покаяние, его сущность. Основные грехи современности:
ч.1,
ч.2.
Святитель Игнатий Брянчанинов. "О прелести":
ч.1,
ч.2.
Аскетика, молитва (суть и разновидности). Иисусова молитва:
ч.1,
ч.2.
Святитель Игнатий Брянчанинов. "Как спасаться в миру". Масонство и глобализм:
ч.1,
ч.2.
Click to view
Текст лекции
Мы часто забываем о силе и всемогуществе Бога. Мы очень часто уповаем на какие-то свои силы, умения, навыки, и из-за этого нередко попадаем впросак. Чаще просите Бога, обращайтесь к Нему, просите у Него. Вот видишь, что супруг находится в разгневанном состоянии, обратись к Богу: «Господи, спаси его душу, Господи, помоги ему, вразуми его, утихомирь его, а мне дай те слова, которые могут плодотворно повлиять на него, помочь ему». Удались в другую комнату, когда он в таком состоянии, почитай за него пару глав из Евангелия, может быть Псалтирь, может быть «Богородице Дево радуйся» 12 раз. Будь умна и принимай его благожелательно, с добротой, понимая, что когда человек находится не в себе (не в себе - значит, он вышел из себя, его несёт, значит, есть тот, кто несёт, кто ему помог выйти из себя), понимая, что человек должен умиротвориться, прийти в себя, и тогда он тебя услышит - прими соответствующее решение и действия для того, чтобы привести его в состояние нормы. А уже когда человек придёт в состояние нормы и покоя, вот тогда уже можете спокойно сказать то, что необходимо. Да можно даже и не говорить, а по вашей молитве он сам почувствует, что не прав, ему станет стыдно, он сам будет переживать, сам сделает первые шаги для примирения - это гораздо важнее. Вот в этом и заключается любовь, дорогие мои.
Что такое любовь? В русском языке есть только одно слово «любовь». На греческом уже 5 слов:
сторге, мания, эрос, агапэ, филия, и у каждого своё особое значение. А вот в персидском языке 80 слов, обозначающих любовь, а в древнеиндийских эпосах употребляется до 90 значений. Остановимся на пяти смыслах, которые заключены в словах греческого языка. На сегодняшний день слово «любовь» настолько притёрлось, настолько стало обыденным, что часто оно употребляется для обозначения совершенно разных смыслов. Одно дело - любовь к Родине, одно дело - высокие чувства, другое дело - грязный секс. И всё это люди обозначают одним и тем же словом. Но это антиподы, это несопоставимо, это совершенно несоединимые вещи.
Так что же такое настоящая любовь? Настоящая, божественная любовь в Библии обозначена одним словом: агапэ - любовь жертвенная. Бог умирает на кресте за свой народ, и когда Ему вбивают гвозди в руки, Он говорит: «…Отче! прости им, ибо не знают, что делают…» Лук.23:34. Он любит тех, кто Его убивает, Он полагает свою душу за людей, за свою Церковь, Он созидает свою Церковь. Настоящая любовь божественная, и человеческая в том числе, она, конечно же, имеет жертвенный характер. «Что отдал - то твоё» - говорят Святые Отцы.
Давайте обратимся внутрь себя и посмотрим - а кого мы лучше всего помним в нашей жизни, кто в нас больше всего вызывает добрые чувства? - И мы увидим тех людей, которые в нас вложили частичку своей души, пожертвовали чем-то ради нас. Это мама, прежде всего, реже отец, к сожалению, может быть, первая учительница, которая о нас заботилась и любила, может быть, тётя, дядя… - то есть те, кто пожертвовали своим временем, своими силами, своими деньгами ради нас. Этих людей мы приняли в сердце, а они приняли нас. Вот это и есть жертвенная любовь. И в семье то же самое. Когда мы видим слабость другого, его нехорошее состояние на сегодняшний день - мы не разжигаем, не отвечаем тем же, а покрываем его любовью, как бы стараемся погасить пламя страстей, которое в нём пылает. Стараемся излить на него умиротворение, тишину, спокойствие, чтобы оно вошло в его душу. Вот это и есть жертвенная любовь, это и есть единственная, настоящая, высокая любовь - агапэ, о которой сказал апостол: «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» 1Кор.13:8. Одна любовь останется навсегда, она правит в мире. «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» 1Иоан.4:8. И Бог есть именно такая любовь - жертвенная, дающая, ничего не требующая взамен. Почему светит солнце, кто его заставляет светить? Светит и светит. Потому что оно таким создано, оно не может не светить. Вот так и людей, которые исполнены любви к ближним называют солнышками, потому что из них изливается свет и любовь. И вот таких людей мы любим, с такими людьми нам приятно находиться рядом. Мне приходилось видеть старцев, людей уже святых, как мне представляется, и они излучали любовь и свет. И после пребывания рядом с ними в течение 10-15 минут наполняешься таким светом и энергией, которой хватает на долгое время. В них жил Дух Святой, в них жил Бог, а Бог есть любовь, и эта любовь из них изливалась. Вот такая любовь, дорогие мои, и должна быть в нас с вами.
Какая ещё есть любовь? Есть филия - дружеская любовь. Сторге - семейная любовь, родственная любовь, любовь-привязанность. Это тоже допустимые и нужные виды любви. А есть любовь мания, которое говорит само за себя, указывая на маниакальность: ты мне нужен, я не могу без тебя обходиться. Это постоянное нездоровое влечение. В качестве характерного примера можно привести поклонников наших эстрадных звёзд или болельщиков, которые любят своих кумиров, бегают за ними, без них жить не могут, маниакально их преследуют. Это уродливая форма любви. Последний вид любви - эрос. Это эротическая, страстная любовь, в которой присутствует элемент телесного, сексуального влечения. Здесь не столько интересует душа человека, его чувства, сколько проявляется телесное влечение к его образу, внешнему виду - это человеку нравится. А изменится внешний вид - попал человек в аварию, или заболел - ну и любовь прошла. То есть единственная глубокая, настоящая любовь - это духовная любовь, любовь-агапэ, и она должна быть главной в семье. Вот что главное.
Александр Златкин. "Соломон и Суламифь"
«Какова же основная цель брака? По мнению св. Иоанна Златоуста, брак учрежден Богом, чтобы постоянно восполнять убыль людей, причиняемую грехом и смертью» [1]. Деторождение тоже очень важный момент, но, заметьте, не первый. В житиях святых, в обычной жизни мы знаем примеры семей, у которых могло не быть детей, но они любили друг друга и вместе духовно возрастали в течение совместной жизни, но деторождение, если оно возможно в семье, также является обязательным. Если детей в семье нет, то эта семья обеднена. Вспомним праведных Иоакима и Анну, Захарию и Елизавету, когда они всю жизнь ждали появления своих детей: Девы Марии и пророка Иоанна Предтечу, дожили до старости, и вот, Господь благословил их рождением детей, и как они радовались им.
Почему деторождение так необходимо? - А потому что мы изливаем любовь ещё и на третьего, на четвёртого, которые появляются в нашей семье. Благодаря нашей любви появляется на свет новое живое существо, в котором есть частица нас самих, частица нашей общей любви, света и радости. Это первый, высокий момент, а второй очень важный момент - дети воспитывают нас, так же как и мы воспитываем детей. Но они больше. Многие думают, что это мы воспитываем детей, но они гораздо больше воспитывают нас. Представьте себе, вы человек эгоистичный, ленивый, не хочется вам по ночам вставать, куда-то идти, что-то для кого-то делать - а вот рождается ребёночек - не встанешь, не покормишь, не помоешь вовремя - кричать будет. Не доглядишь - заболеет. Вот и приходится человеку и ночью вставать, и от телевизора отказываться, и не болтать, а заниматься своим ребёнком. А что в процессе этого появляется у человека? - Смирение, терпение, кротость, незлобивость - те качества, которые необходимы для спасения. Ведь просто так они у нас не появятся. Они вырабатываются под воздействием обстоятельств. Монахи живут в монастырях, там семей нет, но там есть братия. И братия это тоже большая семья, в которой присутствуют те же человеческие отношения, где так же человек подвергается разным воздействиям, учится терпению, смирению, кротости, незлобивости, но в монастыре обучение христианским добродетелям происходит целенаправленно. А человек мирской воспитывается в семье. Поэтому дети просто необходимы. В Священном Писании напрямую сказано о том, что женщина спасается чадородием (1Тим.2:15).
Ещё один очень важный момент брака, о котором говорит апостол Павел: «Во избежание блуда, каждый имей свою жену и каждая имей своего мужа» 1Кор.7:2. Кроме того: «Брак у всех [да будет] честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» Евр.13:4. Были даже соборные решения, которые осуждали тех, кто порицал находящихся в браке. Бог так устроил мужчину и женщину, что они испытывают взаимное влечение, что в них заложен инстинкт продолжения рода - и во всём этом ничего греховного нет. Нет греховного до тех пор, пока человек не впадает в различного рода извращения, или начинает блудить, изменять в браке. Любое сладострастие, то есть жизнь ради вот этой страсти, удовольствия и тяга только к этому, оно унижает человеческое достоинство, делает человека всё более телесным, всё более грубым и всё более животным.
Мы с вами говорили о том, что человек - это дух, душа и тело, и духовное начало должно превалировать, но это не происходит сразу. Сразу человек не может стать духовным. Должно пройти много времени, совершено много молитв, добрых дел, стяжания добродетелей, пока это всё не захватит человека, и он, приближаясь к святости, будет становиться духовным. Известно, что у апостола Пётра спутницей жизни была жена-сестра. До встречи с Иисусом Христом он жил с женой, у них были дети, а когда он уверовал и пошёл за Христом, то потребность в сексуальных отношениях отпала, как и у большинства апостолов. Эти отношения стали не нужны. Что тянет мужчину и женщину к этим отношениям? - То удовольствие, то услаждение, которое они получают во время этого общения. А когда человек имеет тесное общение с Богом, имеет великую силу благодати, мир в сердце, свет и радость - это просто отходит на второй план и становится не нужно. Потому что эти отношения сбивают духовный настрой, уводят в сторону и дают плоти возвыситься, и на определённом уровне человеку просто становится всё это не нужно, и это отпадает. В течение жизни, с возрастом у человека это может потихонечку отходить как нечто вторичное и ненужное. Но пока человек молод и пока в нём этот инстинкт живёт, и он силён, в этом нет никакого греха, и для этого, в том числе, существует брак.
В интимных отношениях между мужем и женой не должно быть грубости, оскорблений и унижений. Это очень тонкий вопрос, но, вместе с тем, он для многих очень важный. У многих семейных пар, особенно средних лет, за 40 и старше, часто возникает такая проблема, когда одна из сторон не желает иметь интимных отношений. Чаще женщины уходят от этого. Это вызывает раздражения у мужчин, на этой почве часто возникает недовольство. И возникает вопрос: как быть и как к этому относиться. Обратимся к словам апостола Павла: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» 1Кор.7:5. И второй момент, очень важный: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» 1Кор.7:4. То есть уклониться и отказаться от этих отношений можно по взаимному согласию, а если одна из сторон хочет этих отношений, то вторая сторона должна уступать, понимая и слабость, и состояние своей половинки, и любя её.
И здесь ещё один очень тонкий момент - ничто так не ранит и не задевает друг друга, особенно в семейных отношениях, как какие-то пренебрежительные высказывания и замечания, которые касаются интимных отношений. Грубые слова, едкие замечания в интимной сфере очень больно ранят душу, и поэтому могут послужить обидам, размолвкам и взаимному отчуждению. Поэтому надо очень бережно и с любовью относиться к близкому человеку и быть очень аккуратным и корректным в эти моменты.
Что дозволено в браке? - В браке дозволено то, что ведёт к деторождению. То, что не ведёт к деторождению, является какими-либо извращениями, не дозволено и может называться грехом, потому что грешить можно и в браке. На сегодняшний день Интернет, специальные кабельные телеканалы наполнены всяческой грязью, мерзостью и нечистотой. Они извращают человека, и когда он это смотрит, то напитывается этой грязью, которая проникает в его душу, осаживается в ней, хочет он этого или не хочет, а впоследствии будет проявляться в его желаниях и позывах. Поэтому человек должен всячески избегать осквернять себя. Дух Святой ни за что иное так резко не отступает от человека, как за недостойные помыслы, скверные желания и соучастия в этих желаниях, за грех сладострастия, погружение в него и пребывания в нём. Поэтому и сказано, что целомудрием и чистотой служат Богу, а нечистотой и развратом служат дьяволу. Мы знаем, что в сатанизме обязательны сексуальные оргии. Любые шабаши заканчиваются оргиями и различного вида извращениями, что недопустимо для христианина, и если он это принимает, смотрит - это его растлевает, и растлевает очень сильно. Поэтому каждый должен внимательно следить за собой, за своей совестью и это всё отметать от себя, а если оно появляется, то приносить на исповедь, каяться, очищать свою душу и сохранять целостность и нерушимость брака.
Мы с вами подошли к трём очень важным элементам брака: духовное совершенствование, деторождение, избегание блуда и всякого рода скверны. И здесь возникают вопросы: допустимы ли измены в браке, возможны ли разводы? Конечно же, никакие измены в браке не могут быть, они недопустимы. Создана одна Ева для одного Адама, один Адам для одной Евы, и конечно же, никаких других отношений быть не может. А что же происходит, если всё-таки эти измены имеют место, если до брака были блудные сожительства? Конечно же, это наносит огромный вред человеку. Мы с вами говорило о том, что заповеди Господни - это законы духовной жизни. А закон духовной жизни - он действует, он объективен. Вне зависимости от нашего желания или нежелания он действует так же, как и закон всемирного тяготения - если мы с ним не согласны, то мы прыгаем с десятого этажа и разбиваемся. Точно так же действуют законы духовной жизни. И если есть заповедь «не блуди», и человек блудит - он наносит этим самому себе огромнейший вред. Апостол Павел говорит: «Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело [с нею]? ибо сказано: два будут одна плоть» 1Кор.6:16. Да, мужчина и женщина так устроены, что при соединении они становятся единым целым, единым телом. Происходит обмен генетической информацией на полевом уровне. Сейчас есть такое направление науки - волновая генетика, которая утверждает, что большой процент генетической информации, которая влияет на потомство человека, переносится через биополя. И когда человек имеет отношения вне брака, то он берёт на себя всю эту генетическую грязь, которая была у партнёра или у партнёрши до этого времени. А если человек имеет много этих отношений, то он является скопищем этих негативных воздействий, которые могут проявиться на его потомстве. Или же потомства может вообще не быть. На сегодняшний день, согласно существующей статистике, 25% супружеских пар не могут иметь детей. Прежде всего, это последствия прежних, добрачных сожительств, которые даром не проходят ни для одного из брачующихся.
[1] А. Мороз. «Семья как малая церковь» <<< Часть 1 Часть 3 >>>