Страсти, их сущность и пути преодоления. Часть 2.

Mar 09, 2013 04:21

   Видеозапись и текст второй части лекции гранд-доктора психологии, кандидата педагогических наук, иерея Алексия Мороза, прочитанной в рамках лектория "Духовно-нравственное образование".

Тема второй части лекции: «Основные причины страстей. Тимос - энергия души. Основные виды страстей. Чревоугодие. Блудная страсть».

Другие лекции о. Алексия:
Бог: ч.1, ч.2, ч.3.
Ангельский мир. Причины создания и назначение.
Демонический мир и его воздействие на человека.
Человек: ч.1, ч.2, ч.3.
История происхождения религий. Церковь: ч.1, ч.2, ч.3.
Заповеди Моисеевы (десятисловие). Заповеди Блаженств. Церковные таинства: ч.1, ч.2, ч.3. ч.4, ч.5, ч.6.
Семья: ч.1, ч.2, ч.3. Дети: ч.1, ч.2, ч.3.
Православная теория личности: ч.1, ч.2.
Страсти, их сущность и пути преодоления: ч.1, ч.3.
Болезни и их происхождение. Пути преодоления: ч.1, ч.2, ч.3.
Связь грехов, страстей и болезней: ч.1, ч.2, ч.3.
Покаяние, его сущность. Основные грехи современности: ч.1, ч.2.
Святитель Игнатий Брянчанинов. "О прелести": ч.1, ч.2.
Аскетика, молитва (суть и разновидности). Иисусова молитва: ч.1, ч.2.
О спасении в миру: св. Игнатий Брянчанинов; св. Феофан Затворник.
Масонство и глобализм: ч.1, ч.2.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Текст лекции

Св. Григорий Нисский говорит: «Когда естество наше впало в грех, наше падение Бог не оставил Своим Промыслом, но в помощь жизни каждого приставляет некоего Ангела, из приявших бесплотное естество, но с противной стороны, растлитель естества ухищряется на то же посредством некоего лукавого и злотворного демона, который бы вредил человеческой жизни. Человек же, находясь среди Ангела и демона, сам собою делает одного сильнее другого, свободной волею выбирая учителя из двух. Добрый Ангел предуказывает помыслам блага добродетели, а другой показывает вещественные удовольствия, от которых нет никакой надежды на благо» [1].

   Дорогие мои, это очень важные слова святого отца. А кто такой святой? - Это тот, в котором живёт Святой Дух. Который этим Святым Духом ведает настоящее и будущее, видит корень вещей, видит Истину. И святой говорит: каждому человеку от рождения приставлен как Ангел-Хранитель, который получает особую силу помогать человеку после его Крещения, так и бес-искуситель. И человек выбирает - с кем он - в каждой своей мысли, в каждом своём действии. Или он делает сильным Ангела-Хранителя и несёт свет в этот мир, или он впускает в себя дьявола и несёт в мир разрушение, проводя демоническую волю. Среднего пути нет.
   «Страсти имеют как внутреннюю, так и внешнюю обусловленность и носят телесно-душевно-духовный характер» [2]. Поскольку человек есть дух-душа-тело, то и страсти, естественно, воздействуют на всю человеческую личность, на все составляющую его личности. «Кроме того, для религиозно-психологического анализа страстей особенно важно, что "даже самые, по-видимому, телесные страсти при ближайшем рассмотрении суть, выражаясь языком науки, состояния психофизические" /Соколов. 1898, № 10, с.220/. То есть, при анализе любых видов страстей нельзя забывать их внутреннюю, психологическую составляющую» [2]. Это касается даже таких страстей, как чревоугодие, о которой мы поговорим позже.

«Каковы основные причины страстей? По своим источникам, они могут быть разделены на две группы: во-первых, связанные с телом, во-вторых, - с душой. Или, пользуясь другой терминологией, можно говорить о причинах внешних и внутренних. Внешние связаны с телесными чувствами, а внутренние - с сердцем: "Некоторые говорят, что страсти входят в тело от помыслов сердца, а другие напротив утверждают, что худые помыслы рождаются от чувств телесных" /христ.: Иоанн Лествичник. 2001, с.134/. <…>
   Кроме того, одну из причин возникновения страстей традиционно относят к воздействию падших ангелов <…>
   Борьба со страстями и греховными навыками, конечно же, нелегка: "истребить из собственной плоти нечистое вожделение, это есть большее чудо, нежели изгнать нечистых духов из чужих тел" /христ.: Иоанн Кассиан. 1993, с.446/» [2]. То есть, самим, своими силами нам страсти и греховные навыки не преодолеть. «Но вся практика христианской аскетики показала, что это возможно - при помощи Божьей и при правильном и постоянном человеческом усилии» [2]. Две составляющих: 1) человек хочет и трудится, 2) благодать Божия помогает. Вот тогда человек может победить воздействие демоническое, освободиться от него и быть свободным от страстей.
   Говоря о происхождении страстей, нельзя обойти такое понятие, как тимос. «Единое внутреннее чувство души - тимос - является основой чувствительности и реактивности, это энергетический аспект - сила, энергия души. «Тимос» - значит горю, страстно стремлюсь, пламенею. Тимос - напряженность душевной энергии. Сила души, по св. Исааку Сирину, проявляется в природной ревности и усердии» [3].
   Единое внутреннее чувство любви к Богу и добру было свойственно человеку от сотворения, но в результате грехопадения «распалось на две части: на чувство удовольствия, наслаждения и чувство страдания» [3], С одной стороны, мы с вами падшим человеческим естеством стремимся к наслаждениям, а с другой стороны, делаем всё, чтобы избежать страданий. «Первое чувство стало субстратом всех человеческих страстей, увлекши в своем падении и другую силу души - эпитимию (волю - А.М.); а второе - чувство страдания, стало субстратом гнева, печали, тоски, страха, отчаяния» [3].
   Эмоции, чувства сами по себе, как полагали Святые Отцы, в высшей степени важны. Они «незаменимый «помощник», «союзник» разума в деле осуществления человеком его богоподобного предназначения» [3]. «По святоотеческому учению господство разумной способности человека над желательной или чувственной, возможно только при посредстве этой силы рвения, страстного стремления. Разум только благодаря этой силе имеет реальную возможность сообщать душе ту напряжённость энергии, которая обеспечивает непрерывность возрастания в добродетели, стойкость в борьбе со злом, хотя бы это зло коренилось в глубине природы самого человека. По образному выражению Василия Великого, эта тимос-эмоция-рвение-страсть, является как бы «нервом души», сообщающим ей силу для неослабного утверждения в добрых делах» [4]. Но когда человек склоняется к делам зла, то эта энергия души, тимос обращается к злу и попыткам удовлетвориться в разного вида страстях.
   «Страстная сила-тимос, выражая устойчивое, возбуждённое ,напряжённое состояние бодрости человеческого духа, сама по себе безгрешна» [4], но приложить её человек может как к добру, так и ко злу. Мы с вами знаем, что когда человек обладаем какой-либо страстью, он может совершить множество энергичных действий, чтобы добиться её удовлетворения. Есть такая пословица: «Бешеной собаке и семь вёрст не крюк». Человек, обладаемый страстью (например: к наркотикам, алкоголю), будет целый день бегать, стараться, стремиться, прилагать все усилия, чтобы только её удовлетворить. Откуда, спрашивается, силы, откуда жизненная энергия? Умирал человек, но вдруг запахло выпивкой, и энергия тут же поднимает его. Все силы, энергия души, которая дана человеку для борьбы со злом, для ревности о Боге, она вся употребляется на удовлетворение страсти.

Основные виды страстей.

Препопдобный Григорий Синаит пишет, что «есть восемь начальственных страстей», из которых выделяет «три главных: чревоугодие, сребролюбие и тщеславие; и пять подчиненных им: блуд, гнев, печаль, леность, гордость» [5]. Три из них называются плотскими: чревоугодие, блуд и сребролюбие, поскольку действуют в теле человека. А остальные пять: гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость - душевными, так как относятся, в основном, к человеческой душе. И хотя в человеческой душе действует намного больше страстей, но все эти страсти являются производными от основных восьми страстей. Давайте внимательно их рассмотрим.
   Чревоугодие.
   Из названия этой страсти совершенно ясно, что суть её в угождении тираническим требованиям желудка. Насколько распространена эта страсть, можно судить по огромному количеству кулинарных книг, рецептов, различных способов приготовления пищи практически у всех народов мира. Казалось бы, ну что плохого в хорошем и разнообразном питании? Но если бы человек употреблял столько еды, сколько ему необходимо для поддержания сил, то ничего плохого бы в этом не было. И греха бы не было. Но дело в том, что в падшем своём состоянии, утратил контроль над своим желудком. И уже не разум и здравый смысл подсказывают ему - сколько нужно съесть, а желудок, страсть, объедение. И страсть удовольствия от услаждения пищей. Таким образом, человек становится рабом своего желудка.
   Св. Иоанн Лествичник о чревоугодии:
   «Чревоугодие есть притворство чрева; потому что оно, и будучи насыщено, вопиет: „мало!”, будучи наполнено, и расседаясь от излишества, взывает: „алчу”.
   Чревоугодие есть изобретатель приправ, источник сластей. Упразднил ли ты одну жилу его, оно проистекает другой. Заградил ли ты и сию, - иною прорывается и одолевает тебя.
   Чревоугодие есть прельщение очей; вмещаем в меру, а оно подстрекает нас поглотить все разом» [5].
   Характерный пример - Новый год. Когда стол ломится от еды, люди так готовят, как будто они не ели целый месяц и в один день стараются поглотить огромное количество пищи, выпить огромное количество разнообразных напитков, в т.ч. алкогольных, и в этом видят праздник. Объевшись, человек говорит: «ох, не могу, ох, не буду… ну ладно, вот это должно быть очень вкусно, надо попробовать». А потом приходится страдать от болей, нарушения пищеварения и т.п.
   В словах св. Иоанна Лествичника есть очень важный момент: «Чревоугодие есть изобретатель приправ, источник сластей». Авва Дорофей пишет о двух типах чревоугодия: «Первый, когда человек ищет приятности пищи, и не всегда хочет есть много, но желает вкусного; и случается, что таковой, когда вкушает яства, которые ему нравятся, до того побеждается их приятным вкусом, что удерживает снедь во рту, долго жует её и, по причине приятного вкуса, не решается проглотить её. Это называется по-гречески лемаргия - гортанобесие» [6]. Мы с вами знаем, что можем мало съесть, но хотим всегда вкусненького, сладенького: бутербродик с икоркой, тортик, шоколадочку. А у некоторых людей это доходит до того, что они готовы ехать в иную страну, совершить длительный путь, чтобы попробовать какое-то необычное яство, которое он никогда не пробовал. Вот это и называется гортанобесием.
   «Иного опять борет многоядение, и он не желает хороших снедей, и не заботится о вкусе их; но хороши ли они или нет, он хочет только есть и не разбирает, каковы они; он заботится только о том, чтобы наполнить чрево своё; это называется гастримаргия, т.е. чревобесие» [6]. Эта страсть у многих проявляется во время Великого Поста, когда нельзя есть вкусных мясных, молочных блюд, и тогда человек берёт количеством. Можно той же картошки съесть столько, что потом лежать со вздувшемся животом и охать, и страдать… Всё вроде постно, но уж очень много… И мы, конечно же, должны видеть две разновидности этой страсти, бороться и с той и с другой и не позволять им управлять нами. Надо есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть.
   Преподобный Симеон Новый Богослов пишет: «тот, кто вожделевает яств многих и разных, есть чревоугодник, хотя бы ел один хлеб и пил лишь воду по причине бедности своей» [7]. А святитель Игнатий Брянчанинов прямо определял пьянство как «сильнейшее и обильнейшее выражение» [8] чревообъядения. Пьянство относится к чревоугодию. Как же с ним бороться?
   Главными способами борьбы с чревоугодием Святые Отцы называют пост и память смертную. Как указывает Иоанн Лествичник: «Живая память смерти пресекает невоздержание в пище» [9]. Действительно, если мы знаем о том, что рано или поздно, а может быть завтра мы умрём, и тело наше сгниёт и само будет съедено червями - и стоит ли так о нём заботиться и так ему угождать? А пост является деятельным упражнением с бременем собственного желудка. Но мы должны помнить: пост - это не диета, а духовное оружие христианина против своих страстей.
   Вот что об этом говорит святитель Иоанн Златоуст: «Смысл поста не в том, чтобы мы с выгодой не ели, но в том, чтобы приготовленное для тебя, съел бедный вместо тебя. Для тебя это вдвойне благо: и сам ты постишься, и другой не голодает» [10]. Что это значит? - Это значит, что деньги, сэкономленные во время поста мы должны употребить на милостыню, на благотворительность, на пожертвования Церкви, на помощь нищим и убогим. И тогда пост будет иметь для постящегося двойное значение. Мы не просто научимся воздерживаться о какого-то вида пищи, не просто наш ум будет руководить нашим телом, нашим желудком, но ещё сэкономленные средства принесут благо и помощь окружающим. Будет возрастать наша милость по отношению к другим людям. Замену мяса рыбой в пост святитель объяснял тем, что рыба дешевле мяса, и сэкономленные деньги христианин может отдать тем, кто в них нуждается. Необходимо осознавать, «что пост - это жертва. Наша жертва Богу. И приятна она должна быть, конечно же, не нам, а Господу. Как об этом и поет Церковь в первый день Великого Поста в стихире на вечерней службе (откуда, собственно, и была бездумно выдернута фраза о “приятном посте”): “Постимся постом приятным, благоугодным Господу: истинный пост есть злобы отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, обвинений, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение - пост истинный есть, и благоприятный”» [11]. Вот здесь ясно говорится о сочетании поста душевного и телесного, о воздержании телесном и душевном. Относительно же сути поста телесного и душевного у св. Иоанн Златоуста сказано чётко и понятно: «перейди на более простую, дешевую пищу и употреби средства, высвободившиеся от такой перемены стола, в помощь тем, кто беднее и несчастнее тебя. Это и будет тот благоугодный и приятный Господу пост, к которому призывает христиан Церковь» [11]. Такой пост может с Божией помощью дать нам сил победить страсть такую безобидную на вид, но смертельно опасную по своей сути. Потому что от чревоугодие часто влечёт за собой и блудную страсть. Когда человек чревоугодничает, в нём усиливаются плотские, похотливые устремления. Чревоугодие ведёт к расслаблению и обленению. Много других страстей проистикают от чревоугодия.



Блудная страсть или похоть.
   До грехопадения первые люди не испытывали сексуального влечения и потому не знали что такое стыд. В Книге Бытия об это сказано: «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» Быт.2:25. По толкованию Святых Отцов «Все духовные и физические силы первых людей находились в такой чудной гармонии и были так уравновешены, что естественный вид телесной наготы не пробуждал в них никаких нечистых мыслей и грязных пожеланий» [12]. И только после грехопадения «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» Быт.3:7.
   «Поскольку раньше нагота служила синонимом детской невинности и чистоты первых людей (Быт.2:25), постольку теперь мучительное ощущение ее стало победным знаком грубой чувственности и греха (Рим.6:12-14, 7:4, 8; Кол.3:5). «Внешнее око, - по глубокомысленному выражению Оригена, - открылось после того, как закрылось духовное»» [12]. И в результате этого «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина…» Быт.4:1.
   У читателей Библии может возникнуть недоуменный вопрос: - Как в раю могли отсутствовать половые отношения, когда сразу после создания людей Господь сказал: «…плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю…» Быт.1:28. Согласно мнению Святых Отцов «райское состояние, вероятно, продолжалось очень недолго, так что первые люди, всегда поглощенные высшими духовными запросами, еще не имели времени отдать дань физической, низшей стороне своей природы» [13]. Действительно, когда человек поглощён высшими созерцаниями, богообщением, познанием тайн мира, бытия, тогда влечение плоти уходит на задний план. Духовное всегда превалирует. Подтверждением тому являются жития святых, которые даже если и имели жён то жили с ними как с сёстрами. Святой праведный Иоанн Кронштадтский, мощи которого находятся недалеко отсюда, жил со своей женой как с сестрой. Мы знаем. Апостол Пётр жил с женой как с сестрой, помощницей. И многие святые также шли по этому пути. Т.е. когда дух превалирует в человеке, когда он живёт жизнью божественной, духовной, тогда плотская сторона отношений уходит далеко. Многие из вас могут по какому-то личному опыту знать. Когда мы очень любим человека и тяготеем к нему, то отношения плотские уходят на второй план. Гораздо радостнее просто быть с человеком, говорить, общаться с ним, вместе делать добрые дела… Чем духовнее человек, тем дальше на второй план уходят плотские отношения. Почему и сказано: «ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» Матф.22:30. То есть, после Страшного Суда, когда души людей вновь соединятся с обновлёнными телами, которые будут обладать новыми свойствами, у людей не будет никаких плотских отношений. Все будут жить духом, Богом, светом и плоть уже не будет владычествовать над человеком. И если первым людям Адаму и Еве не нужны были эти отношения, потому что они пребывали в полноте счастья, радости, находясь в Боге, то естественно, у человека воскресшего из мертвых и приобщившемуся Божией благодати совершенно не будет тяги к плотским отношениям. Потому что он будет находиться в лучшем, светлом, божественном, благодатном состоянии. А телесные отношения являются продолжением нашей падшей греховной природы, и вследствие этого тело владычествует над нашей душой…
   Потеряв блаженство богообщения, человек захотел заполнить образовавшуюся пустоту различного рода суррогатами, и удовольствие от брачных отношений стало играть очень важную роль. Забыв глубинный, духовно-нравственный смысл отношений мужчины и женщины, человек начал стремиться именно к сексуальному наслаждению. Так появились похоть и сладострастие, которые раздувались в человеке падшими духами, ибо через принятие и исполнение бесовских помыслов грешник попадает в глубокую зависимость от падших духов. Демоны блуда даже получили наименования: инкубы и суккубы.
   Через помыслы, через услаждение греховными чувствами, через прямой блуд бесы получили лёгкий доступ к душе и телу человека. Многие люди, даже сами того не подозревая, стали одержимы блудным демоном. Человек, впадший в одержимость, не в состоянии сойти с порочного пути. Простой блуд уже не удовлетворяет грешника, который устремляется ко всё большим и большим извращениям. Т.е. бес, который обладает им, уже не удовлетворяется тем, что происходит между мужчиной и женщиной, он требует извращений. Так появились гомосексуализм, групповой секс, скотоложество. Эти грехи извращают саму сущность человека и уподобляют его блудному демону. Не случайно прямое служение сатане всегда сопровождается оргиями, а служение Богу требует целомудрия и чистоты. <…>
   Мы с вами знаем, что христианский брак, как правило, должен быть один. Измена в нём не допустима, ибо она есть нарушение целого, благословенного организма, который называется семья. С нарушением семейных уз, с человека снимается благословение Господне, и он попадает под власть сатаны. При отсутствии покаяния, власть нечистых духов над не раскаявшимся грешником непременно усиливается. И это выражается в том, что нечистый дух может влиять на его жизнь, воспалять круг жизни, вызывать различные болезни, несчастные случаи и даже воздействовать на психику человека. Фобии, депрессия, уныние, различные травмы, неожиданно появляющиеся болезни - это результат того, что нечистый дух приобрёл власть над человеком. Человек отдался ему, отдался в блуде, а если не покаялся, не очистился и дальше продолжает так жить, то нечистый дух получает всё большую власть над ним. И ничего здесь не сделаешь, ничем не поможешь, пока человек не покается, не отречётся от греха и не начнёт вести целомудренную жизнь.
   Похоть и сладострастие, живущие в человеке не контролируются и не ограничиваются. Влюблённость, в основе которой лежит сексуальное влечение объявляется любовью, разрешающей всё. Надо сказать об огромнейшей разнице между любовью и влюблённостью. Влюблённость - это увлечение каким-либо человеком, в котором обязательно присутствует эротический интерес. Влюблённостей может быть несколько одновременно. А любовь - это глубокое внутреннее чувство. Оно долговременное, оно одно, его не может быть несколько одновременно, оно основано на готовности к самопожертвованию, на жертвенном идеале, оно не требует скорейшего плотского удовлетворения и т.п.
   По сути дела, так называемые «гражданские браки» являются узаконенным развратом, т.е. блудным грехом. «Пробный брак», «гражданский брак» - это просто блуд, облечённый в красивые слова. Люди без благословения церковного и даже гражданского находятся в сожительстве какое-то время. Затем, когда надоедает партнёр, они его меняют. Естественно, что при таком браке детей, как правило, не бывает. Доверия ко второй половине, как правило, нет, да и настоящей любви тоже. Те же низменные чувства, похоть сладострастие, разврат оправдываются и ставятся во главу угла человеческой жизни. Такое сожительство является блудным грехом, растрачивает духовные, душевные и физические силы человека, ведёт к потере драгоценного времени в молодости, когда можно создать настоящую крепкую семью.

[1] О том, как грех вызывает наказание. IV. Образы воздействия злых духов на людей.
[2] Страсти и борьба с ними.
[3] Л. Ф. Шеховцова. «Сравнительный анализ концепции человека в современной психологии и христианской антропологии». Глава 5. Душа и психика.
[4] Л.Ф. Шеховцева. «Противление гневу и агрессии».
[5] Монах Иаков (Савельев). К вопросу о количестве начальных греховных страстей: на основе сочинений епископа Варнавы (Беляева).
[5] Иоанн Лествичник. «Лествица». Слово 14. О любезном для всех и лукавом владыке, чреве.
[6] Авва Дорофей. «Душеполезные поучения».
[7] Преподобный Симеон Новый Богослов. «Слова». Слово 72. 1. Об отречении от мира и отсечении своей воли. 2. Что всякому надо найти себе опытного руководителя, чтоб научиться от него добродетели. 3. Что надобно иметь веру к духовному отцу. 4. О зрении света, коим просвещается всякая душа и преуспевает в любви к Богу.
[8] Святитель Игнатий Брянчанинов. «Аскетическая проповедь». Глава 52. Поучение к простому народу при посещении епархии. О спасении.
[9] Иоанн Лествичник. «Лествица». Слово 6. О памяти смерти.
[10] Святитель Иоанн Златоуст. «О посте».
[11] Александр Ткаченко. «Семь недель без наркоза».
[12] А.П. Лопухин. «Толковая Библия». Бытие. Глава 2.
[13] А.П. Лопухин. «Толковая Библия». Бытие. Глава 4.

<<< Часть 1                                                Часть 3 >>>

страсти, психология, лекции, религия, иерей Алексий Мороз, Православие

Previous post Next post
Up