Заповеди моисеевы (десятисловие). Заповеди блаженств. Церковные таинства. Часть 3.

Feb 03, 2014 14:04

   Видеозапись и текст третей части лекции гранд-доктора психологии, кандидата педагогических наук, иерея Алексия Мороза, прочитанной в рамках лектория «Духовно-нравственное образование». В третей части: 9-ая - 10-ая заповеди Моисеевы; 1-ая и 2-ая заповеди Блаженств; ответы на вопросы.
   Другие лекции о. Алексия:
Бог: ч.1, ч.2, ч.3.
Ангельский мир. Причины создания и назначение.
Демонический мир и его воздействие на человека.
Человек: ч.1, ч.2, ч.3.
История происхождения религий. Церковь. ч.1, ч.2, ч.3.
Заповеди Моисеевы (десятисловие). Заповеди Блаженств. Церковные таинства: ч.1, ч.2, ч.4, ч.5, ч.6.
Семья: ч.1, ч.2, ч.3. Дети: ч.1, ч.2, ч.3.
Православная теория личности: ч.1, ч.2.
Страсти, их сущность и пути преодоления: ч.1, ч.2, ч.3.
Болезни и их происхождение. Пути преодоления: ч.1, ч.2, ч.3.
Связь грехов, страстей и болезней: ч.1, ч.2, ч.3.
Покаяние, его сущность. Основные грехи современности: ч.1, ч.2.
Святитель Игнатий Брянчанинов. "О прелести": ч.1, ч.2.
Аскетика, молитва (суть и разновидности). Иисусова молитва: ч.1, ч.2.
О спасении в миру: св. Игнатий Брянчанинов; св. Феофан Затворник.
Масонство и глобализм: ч.1, ч.2.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Текст лекции


     Лгуном и отцом лжи называют сатану. И недаром, все люди, которые им порабощены, обязательно лгут. Я возглавляю антинаркотический центр уже много лет, и скажу вам, что все наркоманы и алкоголики, которые приходят туда, все обязательно лгуны. Они не могут не лгать, это часть их природы, они лгут постоянно, лгут даже когда не надо. Почему, спрашивается? - А вот настолько зло такого человека поработило, настолько нечистый дух вселился в него, что он проявляется во всём, в том числе и во лжи. Поэтому мы с вами, христиане не должны допускать лжи ни под каким видом. Лучше молчать, ничего не говорить, чем лгать. Потому что когда лжёшь, открываешь себя для сатаны, даёшь ему возможность войти и воздействовать на тебя и окружающих тебя людей. Поэтому девятая заповедь запрещает и обман, и хитрость, и двуличие, и двоедушие. Как привыкли жить современные, особенно интеллигентные, люди: говорить одно, думать другое, поступать совсем по-другому. «Сложный человек» - говорят про таких. Да уж куда сложнее… Никто не любит двуличных людей. А, к сожалению, нашему интеллигентному обществу это присуще, и нашим политикам. Ну а политикам это вообще необходимо. А если дипломат не будет врать, то какой он дипломат? Это невозможно и т.п. Но православный человек должен помнить, что заповедь дана и нарушать её он не должен.
     Десятая заповедь.
     «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего» Втор.5:21.
Наверное, вы обратили внимание на то, что если предыдущие заповеди запрещали нам что-либо делать, то уже в десятой заповеди запрещается само пожелание. Не желай… То есть говорится уже об ином, о мысленном уровне. На прошлых лекциях мы говорили о том, что даже нечистое пожелание - уже грех. Грех, на который указывает десятая заповедь, можно назвать одним ёмким словом - зависть. Зависть - это страшная вещь. Мы начинаем завидовать ближнему, когда его повысили по службе, дали премию, а нам - нет; когда с его детьми всё в порядке, они хорошо учатся, а с нашими какие-то проблемы… От зависти люди нередко даже заболевают. Есть такая притча. Бог явился одному человеку и сказал: «Я выполню всё, что ты у Меня просишь. Но с одним условием: твоему соседу дам в два раза больше». Тот человек долго думал, а потом сказал: «Господи, знаешь что… вынь у меня один глаз». Вот вам плод зависти: пусть мне будет даже хуже, только бы соседу было хуже в два раза. Это страшное качество, к сожалению, присуще многим из нас. Ну, казалось бы, может ли нам стать лучше от того, что другому станет хуже? Разве мы что-то теряем оттого, что у соседа хорошая машины или квартира, или здоровье хорошее - есть у него, и слава Богу, пусть ещё больше будет, нам же от этого никак не хуже. Однако нет. Зависть. Она всегда была, есть, и боюсь, что будет. Это гнездится в сердце человека. Отсюда и недоброжелательство, и осуждение, и гнев, и желание сделать какую-то подлость тому, кому хорошо - всё это, к сожалению, характерно для нашего народа. Многие готовы пожалеть пьяницу, бомжа, у которого всё плохо, ничего нет - ну как не пожалеть убогого? А вот про человека, у которого всё хорошо, и который преуспевает, так и хочется сказать что-нибудь нехорошее, чтобы как-то его принизить. Вот к этому чувству надо внимательно относиться и истреблять в своей душе, ибо через это чувство мир падших духов имеет доступ в нашу душу и может на нас с вами воздействовать в полной мере.
     Вот мы с вами разобрали десять заповедей Господних. И мы видим, что они требуют от человека определённого уровня духовно-нравственного бытия. Требуют подняться над обыденным материалистическим уровнем. И, конечно же, для людей, живших во времена Ветхого Завета, вот эти десять заповедей были величайшим откровением, а следование им было величайшим нравственным преуспеванием. Сказано «не убей», а тогда царила кровная месть, т.е. за убийство кого-то из родственников нужно было убить не только самого убийцу, но и весь его род, а шестая заповедь говорит совершенно обратное и т.д. и т.п. Но, опять же, мы с вами говорим о материалистической направленности десяти заповедей: не делай, не убивай и т.д., и только в десятой заповеди мы видим как бы переход к Новому Завету - не пожелай…
     С пришествием Иисуса Христа всё меняется кардинальным образом. И Сам Господь, приходя, говорит: «Заповедь новую даю вам…» Иоан.13:34. И зачастую заповеди Ветхого Завета Он дополняет и расширяет их смысл настолько, что они начинают звучать совершенно по-другому и приобретают совершенно иной акцент. Если в Ветхом Завете мы читаем «не убей», но одновременно «перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на [теле] человека, так и ему должно сделать. Кто убьет скотину, должен заплатить за нее; а кто убьет человека, того должно предать смерти» Лев.24:20-21, то в Новом Завете: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» Матф.5:44. И если мы посмотрим заповеди Нового Завета, которые называются «заповеди блаженств», то увидим, что они имеют совершенно иную духовную направленность.
     «Христианские заповеди, исполняя которые человек может обрести счастье и полноту жизни, именуются Заповедями Блаженств. Блаженство и есть синоним счастья. На холме близ Капернаума в Галилее Господь произнес проповедь, которая стала известна под именем Нагорной проповеди. И начал Он ее с изложения девяти Заповедей Блаженств» [1]. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали [и] пророков, бывших прежде вас» Матф.5:3-12. Достигнуть блаженства человек может только тогда, когда он живёт по заповедям Божиим, когда он прилагает усилия и труд, а Бог помогает ему в этом пути. Блаженство - это сверхъестественное, но являющееся для человека важнейшей целью, состояние души. И если в декалоге говорится о земном долголетии, то в заповедях блаженств говорится о радости и полноте счастья, которое возможно только на пути соединения с Богом.
     «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» Матф.5:3.
«“Я полагаю, - пишет святитель Григорий Нисский, - что нищета духовная есть смирение”. Что же в таком случае надо понимать под смирением? Порой смирение ложно отождествляют со слабостью, убогостью, забитостью, никчемностью. О, это далеко не так... Смирение порождается великой внутренней силою» [1]. А как это понять? Что такое смирение? - Смирение - это отсечение своей воли и поиск во всём только воли Божией. «…не чего Я хочу, а чего Ты» Мар.14:36. Я хочу быть проводником Твоей святой воли - вот это и есть смирение. А для современного человека свойственно своеволие, «что хочу, то и ворочу». Мне захотелось - я делаю, свобода - это когда я делаю то, что мне хочется. Вот это и есть самость, эгоизм, эгоцентризм. Вот это то, что характерно для современного человека, является его свойством. Недаром Святые Отцы говорят, что в наше время вся борьба идёт за смирение. Это начало начал. Заповеди, как мы видим, идут последовательно, одна за другой. Если мы не выполняем предыдущую, мы не достигнем следующих, а не достигнув их, не достигнем богообщения. Невозможно человеку без добродетелей, которые здесь описаны, невозможно человеку страстному и греховному войти в богообщение. Вот эта эгоистичность, страстность, приземлённость как коростой покрывает нашу душу, как тёмным облаком скрывает нас от Бога, как от солнца, и войти с Ним в молитвенный контакт, внутреннее общение, чтобы Он в нас вошёл и жил, невозможно. Только очищением души от пороков, стяжанием добродетелей мы можем приблизиться к Богу и начать общение с Ним. И чем глубже мы развиваем в себе добродетели и шире усваиваем их себе, тем мы становимся ближе к Богу и становимся способными с Ним общаться. Когда человек страстный говорит: «я общаюсь с Богом», когда экстрасенс, который сребролюбив и блудлив, заявляет, что у него энергия от Бога, и он ей лечит - это явная ложь. Он и к Богу то не может приблизиться. Потому что в нём нет ничего, что свойственно Богу. Так вот, смирение - это первая ступень. Мы должны научиться чувствовать и знать волю Божию и жить в соответствии с ней. А она иногда бывает на первый взгляд весьма далека от смирения, как это парадоксально не звучит. Взять к примеру Христа ради юродивых. Вспомним юродивого Николая Псковского. В феврале 1570 года Иван Грозный, во время поста, приехал разбираться с непокорными псковичами и решил вообще уничтожить город. Юродивый подошёл к царю, протянул ему кусок кровавого мяса и сказал: «на, ешь!» Царь, почитая юродство, смиренно ответил: «я христианин и мяса в пост не ем». Тогда юродивый спрашивает его: «а кровь человеческую пьёшь?» Царь был потрясён до глубины души, а юродивый продолжал: «вот сейчас пал твой любимый конь, и если ты отсюда не уедешь - сам так погибнешь». И тут Ивану Грозному сообщают: «любимый конь твой пал». И всё это так проняло грозного царя, что он, не сотворив никаких кровавых дел, уехал из Пскова. Вот пример смирения. Кто такой юродивый? - Да самый смиренный на свете человек, которого, и поносят, и пинают, и оскорбляют, и юродивый часто сам напрашивается на это, чтобы истребить в себе гордость. Но вот велит ему Господь выступить и обличить грозного царя, и юродивый бесстрашно исполняет волю Божию. Вот каким бывает смирение. Смирение, ещё раз повторю, это не приниженность, это не нахмуренные глаза, это не платок, завязанный на глаза, или юбка, которая за пол задевает - нет, это смиренничанье. Смирение - это всегда и во всём поиск воли Божией и Его правды, и жизнь в соответствии с ней. Смирение - это первое и самое главное качество, которое может послужить трамплином для дальнейшего духовного развития. Если смирения нет - ничего не будет. Вот поэтому надо начинать работать именно над этим, в первую очередь.



В.Г. Шварц. «Шествие на осляти»

«Блаженны плачущие, ибо они утешатся» Матф.5:4.
А кто такие плачущие? Это вовсе не те плачущие, которые рыдают от зависти, или от бессильной злобы, речь идёт о тех, которые оплакивают свои душевные недостатки и пороки и просят у Бога прощения за них. Такой человек хочет стать лучше, совершеннее, он ненавидит зло, которое в нём и борется с ним. За это Господь обещает ему утешение и вечную радость на небесах. Казалось бы, что общего между блаженством и плачем? Слёзы бывают от горя, обиды, боли, безысходности и редко кто готов заплакать от сострадания, видя чужое несчастье. Но именно сострадание к ближнему также является необходимым качеством человека. «Невозможно не вспомнить здесь слова преподобного Исаака Сирина: “И что есть сердце милующее? Возгорение сердца у человека о всем творении, о людях, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них очи у человека источают слезы, от великой и сильной жалости, объемлющей сердце. И от великого терпения ума¬ляется сердце его, и не может оно вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварью. А посему и о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и очистились; а также и о естестве пресмыкающихся молится с великой жалостью, которая возбуждается в его сердце до уподобления в сем Богу”» [1]. Если человек способен плакать от сострадания к своему ближнему, то значит сердце такого человека живо, исполнено любви и добра. Недаром у святых дар слёз считался великой добродетелью. А в наше греховное время, когда сердце человека окаменело, вот такого сострадания в сердце человеческом и нету. И действительно, если по телевизору показывают фильм, и в нём нет 10-15 убийств - то и фильм плохой. Если там никого не избили, покалечили, зарезали - что это за фильм? Включишь телевизор - мордобой, убийства, секс… И человек настолько привыкает к этому, что сердце его становится жестоким, хладнокровным и равнодушным. Мне пришлось быть свидетелем такой сцены: перебегает человек дорогу, бежит к автобусу, и вдруг он спотыкается, падает прямо перед машиной, и та её переезжает. И вот стоят две девицы на остановке, я смотрю на них - они хохочут. Нет, не от нервного шока, не было заметно никакой скорби на лицах… Зато будет о чём рассказать интересненькое дома, подружкам … Полное ожесточение и равнодушие сердца. В метро валяется человек, плохо с сердцем стало. Все проходят мимо, редко кто подойдёт, поможет. Кого-то грабят на улице, прохожие отворачиваются - хорошо, что сегодня не меня. Чёрствость и холодность сердца окаменелого, привыкшего к грехам, равнодушного к страданиям ближних. Так вот, плач растопляет эту холодность. Почему человек плачет о своих грехах? - Да он видит в себе то зло, которое противно Богу, он видит то зло, которое удаляет человека от Бога, не даёт ему войти в Царство Небесное. И нам своих пороков не искоренить, если мы не будем плакать о них. Вот есть, допустим, во мне гордость, и если я о ней не плачу, если я согласен с ней, если я пытаюсь её исторгнуть, а она всё равно во мне живёт, тогда я вижу своё бессилие и со слезами обращаюсь к Богу: «Господи, помоги мне, я не хочу её, я не могу ничего сам сделать, Ты мне помоги». И вот такое нежелание той страсти, что живёт во мне, отвержение её, плач о ней смягчает сердце и делает возможным вынуть вот эту греховную занозу и истребить её из своего естества. А если этого не происходит, то ничего не изменится. Поэтому плач о грехах очищает наше сердце, разбивает окаменелость и служит нашему спасению. Недаром у Святых Отцов есть такое выражение: «радостворная печаль» , то есть печаль, растворённая в радости. Мы плачем о своих грехах и страдаем о них, но вместе с тем у нас внутри радость оттого, что мы от них освобождаемся, что мы идём правильным путём, что Дух Святой помогает нам от них избавиться. И если это в нас есть, то мы идём правильным путём. Но плакать о своих грехах становится возможным только тогда, когда появляется смирение, потому что благодаря смирению мы увидим свои грехи, и увидим, что не можем справиться с ними самостоятельно, что нам нужен Спаситель Бог. Когда мы всё это увидим, мы начинаем плакать о своих грехах. Посмотрите, всё идёт одно за другим, без первого не может быть второго… Но, к сожалению, время наше подошло к концу. Остальные семь заповедей блаженств мы разберём на следующей лекции. Если у вас есть вопросы, пожалуйста, задавайте.

ВОПРОС
Не нарушают ли шестую заповедь воины, сражающиеся за Отечество?
ОТВЕТ
Есть другая, новозаветная заповедь: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» Иоан.15:13. И если человек полагает самое ценное, что у него есть - свою жизнь за своих ближних, защищая свою Родину от бандитов, от иноземных захватчиков, для того, чтобы люди на его Родине могли жить счастливо и так, как они хотят, а не жить так, как им диктуют, то он выполняет эту заповедь Божию. Всегда, во все времена люди, которые полагали душу свою за ближних своих, были не только героями, но и зачастую были святыми. Вспомним святого благоверного князя Александра Невского. Кто как не он был великим воином, который защищал свою отчизну и от немцев, и от шведов, и кто как не он является небесным покровителем нашего города, великим заступником и молитвенником за всех, кто к нему обращается. Вспомним св. блгв. кн. Димитрия Донского, Пересвета и Ослябю - воинов-иноков, погибших во время Куликовской битвы. Вот как раз те люди, которые кладут свою жизнь за своих ближних, они не только исполняют заповеди во всей своей полноте, но и, погибая за своих ближних, они стяжают венец святости и Царство Небесное.
ВОПРОС
Вы говорите, что необходимо воспитывать в себе смирение, а бывают такие случаи в жизни, когда не знаешь, как правильно поступить. Как быть в таких случаях?
ОТВЕТ
Есть несколько путей. Первый. Посмотрите, как на вашем месте поступил бы Христос, или ваш святой. Вот когда мы читаем Евангелие, мы находим в нём отражение практически всех жизненных ситуаций. Вот как поступал в этих ситуациях Христос, так и вы поступайте. Или как поступал ваш святой, так и вы поступайте. Если не можете это вспомнить, то помолитесь: «Господи, вразуми меня. Как мне поступить по Твоей воле? “… не Моя воля, но Твоя да будет” Лук.22:42. Вложи в меня Свою волю, я не хочу свою волю творить, я не хочу ошибиться, я хочу то, что хочешь Ты». Если вы так от всей души будете просить Бога, то обязательно в вашем сердце появится определённая интенция, вы почувствуете стремление, которое укажет вам направление ваших действий, и вы поступите так, как надо.
ВОПРОС
Зло распространяется как какая-то опухоль во всём мире, и очевидно, что его не остановить, не обратить вспять. Конец неизбежен и приближается. Как вы считаете, долго ли продлиться существование человечества до пришествия антихриста, а впоследствии Христа?
ОТВЕТ
В Евангелии сказано: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» Мар.13:32. Но в Библии даны признаки приближения конца мiра: смятение народов, войны, катаклизмы, а самое главное, что «…по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» Матф.24:12. Вот это самый страшный признак. Когда в нас, христианах, начинает оскудевать любовь, когда мы уже начинаем не доверять своим братьям и сестрам, вот это говорит о том, что «…близь, при дверях» Мар.13:29. Из-за чего пали первые люди Адам и Ева? - Из-за недоверия к Богу. Не доверяем, не верим. Значит, Бог что-то от нас скрыл, что-то не хочет нам дать, и мы не хотим. Вот и у христиан бывает так же - начинают не доверять своим братьям и сестрам, и тогда, конечно же, они замыкаются в себе, теряется соборность, возникает некий эгоизм, дьявол получает доступ в эту душу. Вспомним «гимн любви» апостола Павла (1Кор.13) - любовь всему верит, долготерпит, милосердствует и т.д. Всему верит - то есть хочет верить в людей и верить людям. Вот всё-таки должна в нас быть эта вера. Это не означает, что мы должны верить всем без разбора проходимцам и мошенникам, нет. Но видеть в своих братьях и сестрах хорошее, и желать этого хорошего мы должны. Если мы видим в других только плохое и восхищаемся своей проницательностью, то, конечно же, мы оскудели любовью, оскудели благодатью, оскудели сердцем. Мы знаем. что от воцарения антихриста до конца мiра должно пройти три с половиной года (Откр.13:5), но пока антихрист, слава Богу, не пришёл, а чтобы он пришёл должны быть выполнены определённые условия: должна быть единая мировая политическая система, единая религия, единое управление, единое мировое правительство, которое управляет всем миром (официально). Пока всего этого нет, хотя к этому идёт, то, надеюсь, ещё поживём. Но во многом это зависит и от нас с вами: от наших с вами молитв, от добра или зла, которое мы будем совершать. Ведь мы тоже можем вносить в копилку добра свои добрые дела, свои мысли и молитвы, а можем увеличить зло своими неправильными поступками и действиями. Вспомним известный сюжет о ветхозаветной Троице и Аврааме, когда они вместе шли к Содому и Гоморре. И было замыслено Богом уничтожить эти города за то бесконечное зло и развращение, которое в них присутствует. Авраам вопрошал: «… неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников, в нем? не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно? Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу все место сие. Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел: может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за [недостатком] пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять. [Авраам] продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю [того] и ради сорока. И сказал [Авраам]: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать. [Авраам] сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати. [Авраам] сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти. И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место» Быт.18:23-33. Есть определённое количество праведников ради которых живёт земля. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Земля существует до тех пор, пока рождает святых» , пока есть люди, которые спасаются, входят в Царство Небесное, а когда таких людей останется очень мало. Тогда существование земли станет бессмысленным, и тогда, безусловно, придёт конец света, и будет новое небо и новая земля. И мы все ответственны за жизнь на земле своей правдой и свой ложью, своим стоянием в Истине или своей толерантностью. Поэтому не надо быть толерантными, ибо толерантностью предается Бог. Надо стоять в правде и не стыдиться, а главное поступать в соответствии с ней.

[1] О заповедях блаженств

<<< Часть 2                                                               Часть 4 >>>

лекции, религия, иерей Алексий Мороз, Православие, Церковь

Previous post Next post
Up