Заповеди Моисеевы (десятисловие). Заповеди Блаженств. Церковные таинства. Часть 6.

Feb 07, 2014 13:18

   Видеозапись и текст шестой части лекции гранд-доктора психологии, кандидата педагогических наук, иерея Алексия Мороза, прочитанной в рамках лектория «Духовно-нравственное образование». В шестой части: Церковные таинства.
   Другие лекции о. Алексия:
Бог: ч.1, ч.2, ч.3.
Ангельский мир. Причины создания и назначение.
Демонический мир и его воздействие на человека.
Человек: ч.1, ч.2, ч.3.
История происхождения религий. Церковь. ч.1, ч.2, ч.3.
Заповеди Моисеевы (десятисловие). Заповеди Блаженств. Церковные таинства: ч.1, ч.2, ч.3. ч.4, ч.5.
Семья: ч.1, ч.2, ч.3. Дети: ч.1, ч.2, ч.3.
Православная теория личности: ч.1, ч.2.
Страсти, их сущность и пути преодоления: ч.1, ч.2, ч.3.
Болезни и их происхождение. Пути преодоления: ч.1, ч.2, ч.3.
Связь грехов, страстей и болезней: ч.1, ч.2, ч.3.
Покаяние, его сущность. Основные грехи современности: ч.1, ч.2.
Святитель Игнатий Брянчанинов. "О прелести": ч.1, ч.2.
Аскетика, молитва (суть и разновидности). Иисусова молитва: ч.1, ч.2.
О спасении в миру: св. Игнатий Брянчанинов; св. Феофан Затворник.
Масонство и глобализм: ч.1, ч.2.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Текст лекции


     Сам Господь на Тайной Вечере, перед своим исходом на крестный страдания впервые преподал Своё Тело и Кровь первым христианам, своим ученикам и апостолам. Вот как описывается это причащение апостолом Матфеем: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» Матф.26:26-28. Первые христиане, начиная с апостолов, всегда верили в истинность этих слов и в истинность таинства святого причащения. «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?» 1Кор.10:16 - пишет апостол Павел в Первом послании к Коринфянам. И в другом месте: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает» 1Кор.11:27-30. Давайте подробно разберём эти слова. С одной стороны «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» Иоан.6:53. А с другой стороны, апостол говорит: «кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе». Почему? И здесь очень важны слова Священного Писания: «Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом» Пс.2:11. Кто те, которые едят недостойно? Ну кто из нас может есть достойно? - Да никто. Недостойными считаются те, кто с пренебрежением к этому относится. Мне пришлось двадцать с лишним лет служить на селе, и иногда я слышал такие разговоры: «вот сходила сегодня на базар, потом в церковь заскочила и причастилася». Ну какое же там «достойно»? Человек не понимает и не думает - к Кому он пришёл. К Творцу вселенной, к Богу, к Христу, Который умер за тебя на кресте. Какой базар, какой вокзал? Помни, к Кому приходишь. И помни, что идёшь во врачебницу. Все мы с вами больны и духовно, прежде всего, и душевно, и физически. И мы приходим к Христу как в больницу и просим: «исцели нас, Господи, исцели нас в покаянии, исцели нас в причастии Святых Твоих Тайн». Во исцеление своей души и тела принимаем мы эти святые таинства. И если мы приходим со страхом, как к Всемогущему Врачу, с плачем о своих грехах - вот тогда мы приступаем к причастию достойно. Достойно понимая своё недостоинство. А если с равнодушием, с холодностью, с пренебрежением, на всякий случай, от нечего делать, все идут, и я пошла - это и будет недостойное причащение. Поэтому Православная Церковь и заповедает нам готовиться к святому причащению и, прежде всего, готовиться, приступая к таинству покаяния.
     Покаяние.
     Покаяние на греческом языке звучит как «метанойя», что означает «перемена ума». То есть человек, подошедший к исповеди, кающийся в своих грехах, должен после совершения таинства отойти иным, уже таким, кто никогда не повторит того греха, в котором покаялся. Покаяние означает признание: «да, Господи, я сделал это греховное дело, я признаю, что я виноват, я это понимаю, я об этом жалею и приложу все усилия, чтобы так больше не делать, помоги мне в этом, нет у меня сил победить грех полностью, слаб я, немощен, но я хочу, хочу быть с Тобой, хочу жить по Твоей воле, прошу у Тебя помощи». Вот когда человек с таким настроем подходит к исповеди и кается в совершённых грехах - грех ему прощается. Но когда человек приходит и начинает просто перечислять свои грехи, то это не покаяние. Это «сдача грехов». Есть такое выражение «пойду в церковь, сдам грехи». Сдают же отчёты за квартал, годовые отчёты, почему бы не сдать отчёт о проделанных грехах? Но отчёт о проделанных грехах - это не покаяние. Когда человек просто называет свои грехи: «я воровал, я блудил…», а иные начинают ещё и расписывать свои похождения и получать от этого удовольствие, - какое уж там покаяние. Смердит от такого человека грехом, и ничего ему не прощается. Таинство исповеди - это не магия и не колдовство. От того, что человек подошёл, просунул голову под епитрахиль и сказал «грешен, во всём грешен» - никакие грехи ему не простились, и ничего не произошло. Покаяние, прежде всего, это результат индивидуальный работы вашего сознания, вашего чувства с вашим сердцем. Недаром мы молимся и будем скоро молиться во время Великого Поста: «Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего…» [1]. Прежде всего, надо свои грехи увидеть, потом возненавидеть, отречься, заплакать о них, и с этим плачем прийти на покаяние. Вот тогда будет покаяние. Встреча с Богом всегда интимна и лична. С Богом не может быть формальностей, дорогие мои. Он не терпит формальностей, Он личный Бог, Он живой Бог. И если вы живым своим сердцем живо каетесь, живо просите прощения - будет прощение. Но если вы говорите с холодным равнодушием, с чёрствостью, с беспечностью - ничего не произойдёт. Вот почему многие ходят в церковь (особенно в такую, где происходит общая исповедь), наклоняют голову год, два, десять лет, а как были в грехах и страстях, такими и остались. Почему? - Потому что нет покаяния настоящего. Во-первых, как мы уже говорили, нужна глубинная, внутренняя работа над собой, видение грехов, ненависть к ним, плач о них, молитвы к Богу, чтобы Он от них избавил, чтобы помог их преодолеть, нежелание грехов, а потом уже выражение этого на исповеди. И если человек не видит своих грехов - это значит, что сердце его окаменело и очерствело. Почему святые называли себя великими грешниками? Что они - врали, или для нас с вами притворялись? - Нет, это не свойственно святым. Просто, они видели мельчайшие пылинки на своей душе и видели свою удобопреклоняемость на грех, и каялись, и плакали об этом. Они каждый из них понимал, что если благодать Божия оставит - я впаду в грех. В любой. Я стою в добре, покуда со мной благодать Божия. И они боялись потерять эту благодать и плакали о своих грехах. И чем ближе к солнцу, тем виднее мельчайшая соринка на одежде. Так и мы - чем ближе мы к Богу, тем отчётливее видим свои грехи, а чем дальше от Бога - тем хуже мы их видим. Вот почему человек, далёкий от Церкви подчас заявляет: «А что мне в церковь ходить? Нет у меня грехов, никого не убивал, не воровал, машины в последнее время не угонял. Что вы от меня хотите? Я почти святой». Недаром социологические опросы показывают, что многие американцы считают себя святыми. Да, они законопослушны. А раз я законопослушен, значит я святой. Чего ещё надо? Законы исполняю, налоги плачу - святой. Полное непонимание сути греха, нравственной порчи человека: гордости его, тщеславия, самолюбия, самомнения, жадности, сребролюбия, самообольщения, лжи. Непонимание - вот корень греха, а не только внешние какие-то дела, которые закон осуждает. Так вот мы молимся: Господи, дай мне видеть мои грехи, прежде всего, дай мне их увидеть. И вот когда Господь даёт увидеть - тогда борись с ними. Ведь голос совести можно убить. Совесть, прежде всего, обличает нас в наших грехах или оправдывает наши поступки. А если мы преодолеваем веление совести, ещё и ещё раз повторяем грех - её голос замирает в нас, и затем мы уже грешим безвозвратно. Всякий человек, прежде чем впасть в блуд, чувствует сердцем, что что-то нехорошо, нечисто, а потом раз сотворил, второй, а потом голос совести замолчал, и ему кажется, что это нормально, все так живут, и я так живу, чем больше, тем лучше. А сам погрязает в грехе, погружается в бесчувствие, благодать Божия уходит, дьявол в душу всё глубже входит, а человек думает, что ничего страшного, ну, подумаешь, дело житейское, организму надо… Поэтому, ещё раз повторю, покаяние, прежде всего, должно быть внутренним, домашним, а уже в церкви оно выражается в таинстве исповеди. И вот, во время таинства исповеди, священник читает особые молитвы над кающимся, и через него действует благодать Божия, которая Святым Духом прощает человеку грехи. Не священник прощает, он такой же грешный человек, как и вы, в той или иной степени, а благодать Святого Духа через него, которое он получил в таинстве рукоположения, снимает с человека грехи. Вот почему надо все грехи надо нести на исповедь и обязательно каяться в тех грехах, в которых каяться не хочется. Стыдно, неприятно, или не хочется с ними расставаться. Например, чревоугодник, приходя на исповедь, во всех грехах кается кроме того, что любит побольше и повкуснее поесть. Он не хочет об этом говорить. Блудник будет во всех грехах каяться, но о блуде своём он старается не вспоминать. Человек гордый во всём покается, но никогда не скажет о гордости своей. Почему? - Да это те гадаринские свиньи (Мар.5:1-17), которых он любит, и с которыми он не хочет расставаться. Он получает от них удовольствие. Но если они будут жить в нём - он погибнет. Об этом говорит Иисус Христос: «Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя…» Матф.18:8, «и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя…» Матф.18:9. О чём говорит Христос? - О том, что если грех так сросся с тканью нашей души, что стал нашей частью, то лучше претерпеть боль, отсекая и вырывая его от себя, чем, оставшись с ним, пойти навеки в геенну огненную, «где червь их не умирает и огонь не угасает» Мар.9:48.
     Таинство брака (венчания).
     Во время этого таинства, по молитве священника на брачующихся сходит благодать Господня, и они становятся едины в Церкви, едины в благодати Господней, единым телом - духовным, душевным и телесным. Даётся особое благословение на построение семьи, на рождение детей, на духовное единство. Но это в том случае, если это таинство воспринимается сознательно, и человек живёт в Церкви по заповедям Господним. К сожалению, в настоящее время много людей стало венчаться из моды. Красивый обряд, белая фата, хороший хор, много гостей… А веры нет никакой. Ну и что после этого бывает? - А бывает, чаще всего, развод. Почему? - Потому что если человек не живёт по заповедям Божиим, но совершил это таинство, то демонические силы, чтобы надругаться над таинством венчания, и ввести человека в ещё больший грех, а через это ещё большую власть над ним установить, они сделают всё, чтобы эти люди развелись. Разругались, рассорились, возненавидели друг друга и разошлись. Вот почему это таинство должно даваться людям воцерковлённым, живущим по заповедям Божиим, желающими соединиться в браке один раз и быть вместе на всю жизнь. Потому что, вообще-то, венчание должно осуществляться один раз в жизни. Потому что в венчании два отдельных человека, две половинки обретают друг друга и становятся единым целым, два человека одной плотью, одной душой, одним богочеловеческим организмом, который называется семья. Этот брак благословляется свыше, и он духовно объединяет. Это очень сильное таинство, оно очень благодатно воздействует на брачующихся, при условии совместной веры супругов, совместного посещения храма, причастия и жизни по заповедям Божиим. Тогда сила его очень велика и даёт благодатные свои плоды и в их детях, которые рождаются, как правило, и здоровыми, и более послушными, и целомудренными, и более открытыми для Бога. Поэтому, конечно же, православные христиане стремятся прибегать к этому таинству, но, ещё раз повторю, будучи воцерковлёнными и очень серьёзно подходя к этому, понимая, что если я женюсь и венчаюсь, то один раз и на всю жизнь. Также напоминаю, что венчание производится только во время, когда нет поста и не дни двунадесятых и больших церковных праздников.



И.Е. Репин. "Венчание Николая II с великой княгиней Александрой"

Елеосвящение (соборование).
     «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» Иак.5:14. При таинстве елеосвящения или соборования над людьми читается 7 особых молитв, 7 раз читается Евангелие, 7 раз Апостол и 7 раз человек помазывается специально освящённым елеем. И во время этого помазания на человека нисходит особая благодать Божия «немощная врачующая и оскудевающая восполняющая». В таинстве соборования прощаются те грехи человека, которые он забыл исповедать во время исповеди. Не скрыл, а именно забыл. Особенно мелкие грехи, которые мы часто забываем. А часто мы болеем за грехи свои. Через наши грехи дьявол имеет доступ к нашей душе, и чем больше и сильнее человек грешит, тем больше тот канал, через который нечистый дух может проникать в душу человека, завладевать ей, через это воздействовать на его тело и вызывать различные болезни. И когда человек покаялся в своих грехах, он прибегает к таинству елеосвящения. И тогда по молитве священника, благодаря этому таинству, на человека исходит особая благодать Господня, ему прощаются те грехи, которые он забыл исповедать, Дух Святой на него сходит, и человек может получить исцеление и от своих физических недугов, и от душевных, и от духовных. Все мы с вами больны душой, и отчасти телом. Какие бывают болезни души? - Страстность, неспособность противостоять греху, расположенность к греху. И вот когда человек соборуется, то эти страсти начинают исцеляться, человек становится духовно крепче. Больше мира, больше Святого Духа входит в его сердце, и он духовно укрепляется. К этому таинству обязательно следует приступать православным христианам. Обычно оно совершается во время Великого Поста. Во время поста человек может попостившись, исповедавшись тщательно, прибегнуть к этому таинству. И у нас, в Петербурге во всех церквях, как правило, несколько раз в дни поста совершается таинство соборования, многие верующие к нему прибегают, и многим оно помогает. Я сам был свидетелем исцелений после таинства елеосвящения, когда люди укреплялись и душой и телом, а были случаи, когда люди вставали с одра болезни. Соборование - это таинство исцеления души и тела, которое даровал нам Господь. Оно также помогает, когда человек подвергся какому-либо чародеянию, колдовскому воздействию извне. Исповедь, причастие и соборование помогает обрести человеку духовную целостность и здоровье.
     Таинство священства.
     Когда после смерти на кресте и воскресения Христос явился Своим ученикам, Он «…дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» Иоан.20:22-23. Эта возможность, этот дар связывать и разрешать (Матф.16:19) грехи людей и совершать другие церковные таинства был дан Господом Иисусом Христом Своим ученикам и апостолам. Этот дар апостолами был передан епископам, а епископами передаётся священникам. В священстве существуют три степени. Первая, самая высокая - это епископство. Епископы являются как бы наместниками апостолов, они обладают теми же дарами Святого Духа, которые даровал Господь и апостолам. Епископы получили этот дар от апостолов, когда апостолы ушли из жизни, епископы, получившие этот дар, передали его другим епископам, те следующим, и так дошло до нашего времени. И любой епископ может сказать, от кого он получил свою хиротонию (дар епископства) и так можно проследить преемственность до апостолов. Непрерывный ток благодати Божией в Православной Церкви никогда не прерывался. Вот это и называется апостольской преемственностью, когда Дух Святой, дух, который даёт благодать священства, переходил от одного епископа к другому и так дошёл до наших дней. В свою очередь епископ рукополагает священников. В таинстве священства человеку даётся право и возможность совершать все таинства Церкви кроме одного - рукоположения в епископы, священники, дьяконы - этого священник делать не может. И слава Богу, что от уровня священника, от его нравственной жизни совершенно не зависит совершение таинств. Таинства совершает не священник непосредственно, а Дух Святой, который дан священнику при рукоположении. Поэтому даже если священник может быть и не очень хорошим человеком, то таинство совершается всё равно, потому что не священник, а благодать Святого Духа осуществляет таинство. Вот это мы всегда должны помнить и ничто нас не должно смущать. Другое дело - совет в духовной жизни, другое дело - благодать при требах, там уже очень много значит личная благодать священника, его молитвенность, его нравственная жизнь, его подвиг, но к таинствам это отношения не имеет. Третья степень священства - это дьяконы. Дьякон - это помощник при престоле Господнем, который произносит ектению, помогает в проведении Божественной Литургии и других церковных служб. Он смотрит за порядком в храме, несёт общественные нагрузки. Вот три степени священства, которые есть в Церкви. Таким образом мы видим как благодать Святого Духа, данная Церкви, проявляющаяся в различных таинствах, способствует спасению каждого человека, который является членом Церкви, старается жить по заповедям Божиим, идти ко спасению, стяжать Святого Духа, идти по пути духовного совершенствования.

Ответы на вопросы

ВОПРОС
Я дышал, что в Церкви существует «развенчивание».
ОТВЕТ
Нет. Такого не бывает. Таинство венчания совершается раз и навсегда. То же самое с крещением. Помните, в Смиволе веры: «исповедаю едино крещение во оставление грехов». И венчание также единое. Что понимать под «развенчиванием»? Нельзя сказать «развенчивает», а можно сказать, что снимается с человека в случае смерти одного из супругов, в случае предательства и обмана одного из супругов, его прелюбодеяния или других каких-то страшных вещей, когда он бросает и уходит от венчанного супруга. В этих случаях вторая половина имеет право на повторный церковный брак. Но, подчёркиваю, повторный церковный брак попускается по немощи человека, но это уже не есть то первое венчание, которое совершалось. Есть такое понятие «второбрачные». Церковь может дать благословение на второй брак, если виновата в расторжении брака вторая половина, или по причине её смерти. Только в этих уважительных случаях.
ВОПРОС
Написано, что нельзя вступать во второй брак ни в коем случае…
ОТВЕТ
Я ещё раз подчёркиваю, если есть определённые условии, например, умер один из супругов, а другой не может жить один, или один из супругов изменил, бросил, ушёл. Он бросил человека, который остался один, или с ребёнком, ему одному тяжело жить. Но он не виноват, он хочет жить с тем человеком, но тот его бросил и ушёл. И тогда Церковь, снисходя к его состоянию, и жалея его, допускает второбрачие.
ВОПРОС
Если после соборования начинают вспоминаться забытые грехи…
ОТВЕТ
Значит, Бог Духом Святым даёт вам их вспомнить, нужно обязательно их записать и нести на исповедь.
ВОПРОС
Не во всех церквях совершается полное погружение при крещении.
ОТВЕТ
Я считаю, что это недоработка Церкви. В некоторых церквях крестят погружением, и таких церквей довольно много, я например, всегда крещу с погружением, но если приходит взрослый, то он может не поместиться в купель, которая есть в храме. Нужна специальная купель, и это правильно. В Александро-Невской Лавре есть специальная купель, ещё в нескольких храмах есть, но не всякая церковь может себе это позволить, но в таком случае, хотя бы обливанием следует совершать таинство крещения, когда крещаемый погружается, насколько это возможно, и его сверху ещё и поливают. Но желательно крестить погружением, и это будет правильно.
ВОПРОС
Если человек дал обет трезвости и нарушил его, каким-то образом можно снять с него этот обет?
ОТВЕТ
Нет, человек должен прийти и принести покаяние и опять продолжить выполнять обет трезвости с того дня, с которого он его дал. Если он дал на год, значит, с момента покаяния он должен в течение года нести этот обет.
ВОПРОС
Желательно, чтобы идущие под венец были оба воцерковлены. Но часто бывает так, что невеста воцерковлена, а жених - нет, и они идут венчаться. Разве это плохо?
ОТВЕТ
Я считаю, что это опасно. Если жених пришёл венчаться только потому что невеста его приволокла, а никакой веры в нём нет, то это плохо. Лучше не венчаться. Потому что если есть в нём безверие, то как произойдёт таинство? Таинство может произойти по вере супруга. При этом, при нападении демоническом супруг становится беззащитен, он не может противостать молитвой, он не борется с помыслами, он не идёт на исповедь, и через это нечистый дух может так его закрутить, что введёт и в блуд, и доведёт до развода, и надругается над венцом. Поэтому, я считаю, что венчание должно происходить, когда оба супруга являются верующими, понимающими, что происходит и очень ответственно относящихся к этому таинству. Любое таинство - это встреча человека с Богом. Но какие будут последствия - зависит от самого человека. Если он с верой и любовью подошёл - значит, ему благодать, мир и помощь, а если с пренебрежением и равнодушием, то последствия могут быть печальными. Поэтому «Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом» Пс.2:11.

[1] Молитва прп. Ефрема Сирина.

<<< Часть 5

лекции, религия, иерей Алексий Мороз, Православие, Церковь

Previous post Next post
Up