История происхождения религий. Церковь. Часть 3.

Jan 26, 2014 15:39

   Видеозапись и текст третей части лекции гранд-доктора психологии, кандидата педагогических наук, иерея Алексия Мороза, прочитанной в рамках лектория «Духовно-нравственное образование».
   Другие лекции о. Алексия:
Бог: ч.1, ч.2, ч.3.
Ангельский мир. Причины создания и назначение.
Демонический мир и его воздействие на человека.
Человек: ч.1, ч.2, ч.3.
История происхождения религий. Церковь. ч.1, ч.2.
Заповеди Моисеевы (десятисловие). Заповеди Блаженств. Церковные таинства: ч.1, ч.2, ч.3. ч.4, ч.5, ч.6.
Семья: ч.1, ч.2, ч.3. Дети: ч.1, ч.2, ч.3.
Православная теория личности: ч.1, ч.2.
Страсти, их сущность и пути преодоления: ч.1, ч.2, ч.3.
Болезни и их происхождение. Пути преодоления: ч.1, ч.2, ч.3.
Связь грехов, страстей и болезней: ч.1, ч.2, ч.3.
Покаяние, его сущность. Основные грехи современности: ч.1, ч.2.
Святитель Игнатий Брянчанинов. "О прелести": ч.1, ч.2.
Аскетика, молитва (суть и разновидности). Иисусова молитва: ч.1, ч.2.
О спасении в миру: св. Игнатий Брянчанинов; св. Феофан Затворник.
Масонство и глобализм: ч.1, ч.2.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Текст лекции



Первых христиан принуждали подтверждать свою лояльность римской власти, заставляя их совершать символическое жертвоприношение - нужно было бросить горсть ладана на жертвенник перед статуей римского императора, почитавшегося в качестве бога. Многие христиане отказывались это делать. За это их ставили над огнём, вкладывали в руку ладан, завязывали её и опускали в огонь, чтобы она разжалась, и ладан высыпался бы на жертвенник. И бывало так, что сгорала вся кисть, и кости продолжали сжимать этот ладан. Люди шли на смерть за свою веру, зная, что эта жизнь временная, преходящая, а та, будущая - истинная и вечная, и готовы были пострадать в этой жизни ради той, вечной жизни. И вся Церковь первых веков была основана на крови мучеников. Другие люди, которые видели мучеников, умиравших за свои идеалы, начинали думать: ну если люди умирают за это, значит стоит это того.
     Так вот, мы сейчас возвращаемся к этому вопросу: так что же представляет собой Церковь? - Церковь - это богочеловеческий организм во главе с Господом нашим Иисусом Христом, видимым образом являющаяся сообществом людей (экклезия), соединённых священноначалием, таинствами, единой верой. Обратите внимание на первую часть этого определения - богочеловеческий организм. Во главе Церкви стоит Сам Иисус Христос, а все верующие представляют собой клеточки этого тела Церкви, «которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» Еф.1:23. Мы живём Его благодатью, мы живём Его божественной энергией и живём Его силой. И спасаемся Им. Мы спасаемся Христом. Вот почему говорят: «вне Церкви нет спасения», а Святые Отцы говорили: «кому Церковь не мать, тому Бог не отец».
     Часто задают вопросы: почему мы не можем спастись в исламе, почему буддизм худшая вера, чем православие, ведь они тоже признают Бога? - Это всё вне Церкви. Как пишет апостол Иоанн: «Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» 1Иоан.4:2. «Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой [человек] есть обольститель и антихрист» 2Иоан.1:7, т.е. богоборец. Поэтому вне Христа, вне Его Церкви и не может быть никакого спасения. И Господь Сам об этом говорит: «… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» Иоан.14:6, «Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники…» Иоан.10:8. Вот вам отношение ко всем предыдущим религиям. Почему иные религии не спасительны? - Потому что это пути боковые, это пути людей заблудших, они дают неправильное, искаженное понимание Бога, а самое главное - в них нет Христа, который исцеляет человеческую душу и спасает человеческое естество. Поэтому никакой другой религией невозможно прийти в совершенное состояние и спастись, потому что спасаемся мы только Христом, только Его благодатью, только Его силой, которая действует через Его Церковь православную, изливается через Его таинства (таинства православной Церкви), через благодать, которую Господь посылает чадам православной Церкви. Поэтому совершенно ясно, что все прочие религии и секты - это боковые пути, которые уводят человека от спасения и делают невозможным спасение его души настоящее. Потому что преобразование человека из ветхого в нового («отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» Еф.4:22-24) возможно только во Христе и при помощи Христа.
     Конечно, современному человеку очень непросто в современном мире. Огромное количество религиозных верований, сект, огромное количество соблазнов, и если человек не жил в православной традиции, то есть не принял её с молоком матери, то, конечно же, перед ним может стоять очень сложный вопрос: как определить - какая религия верна, где истина, где правда? И даже если он приходит ко Христу, опять же, возникает непростой вопрос - как определить, какое направление в христианстве правильное, а какое нет. В христианстве три основных направления - православие, католицизм и протестантизм. Как выбрать одно из них, как понять?
     Католицизм, который отделился от единой, истинной христианской веры, от Православия в 1054 году, несёт в себе великие заблуждения: великую гордыню Папы римского (papa ex cathera) - о том, что Папа, вещающий со своей кафедры безгрешен; заблуждение о чистилище; заблуждение о непорочном зачатии Девы Марии; заблуждение о филиокве, в котором утверждается, вопреки мнению Вселенских Соборов, о том, что Дух Святой исходит не только от Бога Отца, но и от Сына… и множество других заблуждений, которые настолько исказили веру, что препятствуют людям, находящимся в этом направлении христианства, идти к спасению, духовному самосовершенствованию.
     А если мы посмотрим на протестантизм, то увидим полное искажение догматов Церкви. Когда была полностью прервана церковная традиция рукоположения - передача Святого Духа (духовная преемственность) от одного епископа к другому, т.е непрерывный ток благодати, и, вообще, всё священство было отвергнуто, и большинство таинств было отвергнуто. То есть, опять же, заблуждения. Прагматизм. Протестантизм - это прагматизм, приспособление христианства к нуждам этого плотского мира. Недаром у них существует т.н. протестантская этика, описанная Максом Вебером, который утверждал, что ваша коммерческая успешность свидетельствует о том, что Бог благословил вашу вас и вашу деятельность. Если вы богаты, значит вы благословлены Богом, а если вы не богаты, значит, нет благословения Бога на вашу жизнь. Это сущая ересь. Если мы говорим о том, что дух должен возвышаться над плотью, что человек должен жить больше духом и нести свет в эту жизнь, свет Божьего откровения, Божией любви, то здесь, наоборот, полное замыкание на материальном. Много денег - значит Богом благословлён, нет много денег - значит, Бог на тебя внимания не обращает… Полное искажение самой сути христианства.
     И, конечно же, современному человеку трудно всё это осознать, понять, найти именно Православие, и мало найти Православие, нужно ещё и найти своё место в нём. Обрести приверженность древним идеалам Церкви, аскетике, правде, любви, истине, покаянию - всё это очень и очень непросто. Почему Господь и говорит: «…широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» Матф.7:13-14. Православное христианство совершенно чётко ставит перед человеком нравственную парадигму: или ты со Христом и живёшь по Его заповедям, или ты от Него отпадаешь.
     Почему в молитве, читаемой священником при отпущении грехов на исповеди есть такие слова: «…простив ему всякий его вольный и невольный грех, примири и соедини его со святой Твоей Церковью во Христе Иисусе» [1] . Потому что когда человек совершает грехи, он отпадает от Церкви. Церковь свята. А совершая грех, особенно грубый, смертный грех, человек становится приверженцем греха, а Церковь не может иметь в себе ничего греховного, поэтому человек от неё отпадает. И исповедь, покаяние, отречение от греха может воссоединить его с Церковью. Поэтому человек, живущий в грехах, особенно в смертных грехах: в блуде, в пьянстве, в наркомании, в гордыне, пусть даже он крещёный, пусть даже он иерарх, или епископ - он вне Церкви. Он от неё отпал. Мне очень нравится формулировка известного нашего богослова и философа Хомякова: Церковь - это «единство Божьей благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати» [2]. Вот если живёт в человеке Святой Дух - значит он в Церкви, а нет в нём Святого Духа, ушёл Он за его грехи - значит, он вне Церкви, какой бы пост в Церкви он не занимал.
     Апостол Пётр, обращаясь к мирянам, говорит: «Но вы - род избранный, царственное священство…» 1Пет.2:9. А что значит «царственное священство»? - У нас алтарь в сердце нашем. В своём сердце мы должны «… приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» 1Пет.2:5. А какую жертву мы можем принести? - Чистоту, целомудрие, любовь, веру, надежду. Эта жертва Богу приятна, она Ему нужна. Сутью спасения как раз и являются: изменение себя, очищение себя от всего наносного, ложного, чуждого Богу, развитие тех добродетелей, которые были явлены Христом, и жизнь духа, стяжание Святого Духа. И Церковь в этом помогает. Молитвы, таинства, покаяние, соборование - это всё то, что помогает нам очистить сердце от греха, стяжать благодать Божию, и идти по пути духовного совершенствования, идти по пути к Богу. Но это возможно только в Церкви, только в благодати Господней, только будучи неотделимым от неё и только в Церкви православной.
     Вот почему мы с вами сегодня углубляемся в вероучение, потому что, к сожалению, многие из нас были крещены, но не были просвещены. Крестили родители, или сами крестились, потому что считаем, что русский и православный - это синонимы, но сознательного понимания вероучения и сознательного понимания того, что от нас хочет Бог, и каким путём нам нужно идти - у многих не было. И многие крещёные, даже ходя в церковь продолжают, зачастую, жить неправильно - жить по-ветхозаветному, жить грехом, поэтому не происходит ни спасения души, ни, зачастую, радости и счастья в жизни.
     Часто ко мне, как психологу, обращаются люди, в том числе православные, у которых отсутствует радость жизни. У некоторых развиваются фобии, депрессия… Почему? - Потому что нет соответствия между пониманием того, что говорил Христос и своей жизнью. Ведь кроме чтения молитв, Священного Писания (это жизнь духа), у нас есть и наша психическая жизнь: наши отношения друг к другу, наше отношение к обществу, наше отношения к миру. И если они не являются христианскими, если они не соответствуют заповедям Божиим, если они греховны, то и Святого Духа в нас нет. А раз нет благодати Духа Святого, значит, в душе есть место скорбям, действию демонических сил, злобе, ненависти, страху, которые вызывают психические болезни и т.д. и т.п. Поэтому надо обязательно приводить в соответствие нашу жизнь нашей православной вере, нашу психическую жизнь той духовной жизни, которую мы выстраиваем. Если мы сходили в церковь и помолились, а выйдя из неё занялись пьянством, блудом и т.п., то мы просто распинаем Христа своими грехами и никакой пользы нам нет от того, что мы в церкви постояли и помолились. Это всё равно что решетом воду носить - нальёшь в него воды, а вода быстро выльется. Вот так человек придёт в церковь, благодать Господня сойдёт на него, а когда выйдет оттуда, то через свои многочисленные грехи быстро её растеряет. Поэтому важно современному человеку не только знать о Христе, но и жить в соответствии с тем, как Он говорит и жить в Церкви. Вот поэтому мы с вами сегодня и говорили о происхождении религий, потому что необходимо иметь совершенно ясное и чёткое отношение к другим религиям, и о Церкви, чтобы нам понимать наше место в ней, чтобы идти ко спасению.



«Елена Эскелинен. "Яко един камень"» на Яндекс.Фотках

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ.

ВОПРОС
Какой символический смысл содержится в крестном знамении?
ОТВЕТ
Крестное знамение несёт глубочайший символический смысл. Большой, средний и указательный пальцы, сложенные вместе, обозначают трёх лиц Святой Троицы: Бога Отца, Бога Сына и Духа Святого. Безымянный палец и мизинец, прижатые к ладони, обозначают два естества в Иисусе Христе: божественное и человеческое. Вначале мы накладываем пальцы на лоб - просвещаем наш разум благодатью Христовой, затем ниже солнечного сплетения - освящаем наши сердечные чувства, далее на правое плечо и на левое - освящаем наши телесные силы. Мы освятили всего человека: ум, чувства, телесные силы, и наложили на них крест, так как мы исповедуем Христа, веруем в него и призываем на помощь крестное знамение. Крестное знамение и сам крест обрели мистические силы с того времени, как Христос на нём умер. Когда Христос умер, распятый на Христе, сила Божия вошла в это крестное знамение, и сам крест стал символом победы над дьяволом. Сила дьявола разрушена крестом, смертью Христа, которая произошла на кресте. Нательный крестик, который мы с вами носим так же является знаком того, что мы христиане, он так же имеет благодатную силу от того креста, на котором умер Христос, защищает нас от воздействий демонических и помогает нам. Существует даже такое доброе аскетическое правило - ощущая на себе демоническое или колдовское воздействие, человек должен взять нательный крестик правой рукой и читать молитвы, при этом обращаясь к Христу за помощью. Крест имеет огромную силу, является проявлением Божества, спасающего нас и отгоняющего силу демоническую.

ВОПРОС
Как вы относитесь к тому, что православный человек, живущий православной жизнью, посещающий храм, выполняющий утреннее и вечернее молитвенное правило, обустраивает своё жилище по фэн-шую?
ОТВЕТ
Это, конечно, неправильно. «Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая [вода]?» Иак.3:11. «…Не можете служить Богу и маммоне» Лук.16:13, Может быть человек, о котором вы говорите, увлекался раньше фэн-шуем, увлекался Востоком, и когда он пришёл ко Христу, не смог полностью отделаться от этого и выдавить из себя это ложное языческое верование. Поэтому рудименты этого языческого верования присутствуют в том, что он украшает свой дом тем. что как-то дорого его сердцу, что как-то вызывает его интерес. Поэтому я полагаю, что по мере его углубления в христианство, по мере его углубления в благодать Господню, это чуждое христианству увлечение отпадёт само. Потому что все эти восточные «практики», включая фэн-шуй, рэйки, являются элементами демонообщения. Через них действует не божественная энергия, а энергия демонического характера. И по мере того, как человек будет ощущать благодать Божию и понимать, что она совершенно чужда этому демоническому влиянию, то всю эту чуждую христианству символику он, конечно, удалит из своего дома.

ВОПРОС
Почему православные крестятся справа налево, а инославные слева направо?
ОТВЕТ
Протестанты вообще не крестятся. Почему? - Потому что протестанты из Священного Предания [3] признают только Священное Писание, а всё остальное они отвергли. Да и то, Евангелие полностью принимают, а послания апостольские - как им понравится. Потому что они считают, что раз уверовал протестант (любого направления), значит, в нём живёт Святой Дух. А раз живёт Святой Дух, то он знаком с Ним не хуже, чем апостолы. Я спрашивал у одного пастора - как же ваша церковь однополые браки благословляет, какие же вы после этого христиане? Он ответил: - Ну и что. Главное, чтобы они любили друг друга. Я ему говорю: - Извини, апостол Павел совсем другое пишет: «…Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют» 1Кор.6:10. На что он сказал: - Ну, это апостол Павел так считает, а я по-другому думаю. - Ну, за сим и до свидания… То есть человек полностью находится в прелести. И если в католицизме Папа римский наместник Бога, то у протестантов - каждый Папа римский. Отсюда такое огромное количество сект, такое огромное количество толкований Библии, так как каждый из них считает себя правым. И, как я уже говорил, они отвергли крещение, не почитают Божию Матерь, не почитают мощей, иконы ненавидят… И никакого крещения, как символа креста у них нет.
У католиков, во-первых, крещение пятернёй, а во-вторых, не справа налево, а слева направо. Это тоже является одним из элементов католического заблуждения, и элементом потери правильного православного предания, которое берёт своё начало с первых веков христианства.

ВОПРОС
В чём суть раскола?
ОТВЕТ
В своё время, при патриархе Никоне произошёл раскол, когда часть православных сохранила тот обряд, который был в Церкви на тот момент, а другая часть приняла новый обряд. Этот раскол был, на мой взгляд, инспирирован - это отдельная, очень интересная тема, кратко, в двух словах её не описать, но просто намечу вехи. На мой взгляд, это был инспирированный внешними силами раскол, там и иезуиты постарались и иудеи, чтобы внести раскол в монолит русской христианской веры. Только благодаря расколу стало возможно появление Петра I, который нанёс ещё больший вред нашей вере. Мы с вами знаем, что он множество монастырей закрыл, отменил тайну исповеди и ещё много сделал того, что нанесло вред православной духовности в России. Так вот, говоря о расколе и двуперстии, хочу вам сказать, что постановлением 1971 года снято всякое прещение со старообрядческой церкви, у них снято всякое прещение на нашу Церковь и признаны равночестными двуперстие и трёхперстие. Посмотрите, как пальцы не складывай, всё равно получается 2 и 3 - два естества и Троица. По сути, ничего не меняется, там были разногласия в чисто обрядовой практике: как складывать пальцы при крещении; сколько использовать просфор - 5 или 7; как писать «Иисус» - с одним, или с двумя «и»… Эти вопросы имели чисто обрядовый характер, и раскол имел более политическое значение, чем значение вероучительное. Сейчас эти противоречия сняты и старообрядчество поповское (заметьте, только поповцы, а есть ещё беспопоовцы) признано равноспасительной верой наравне с Православием.

ВОПРОС
Об отношении к экуменизму и толерантности.
ОТВЕТ
Экуменизм и толерантность - это два очень схожих понятия. Давайте начнём с экуменизма. Этот термин произошёл от слова Ойкумена (Вселенная). Экуменизм - это попытка соединить все религии в одну, и попытка доказать утверждение о том, что все религии равноспасительны. Основная идея экуменизма утверждает, что все религии - это ветви одного дерева, которые ведут к одному Богу, просто пути разные. Вот мы с вами сегодня рассмотрели и доказали, что это абсолютная ложь. К Богу может вести только Христос, только правильное исповедание христианской веры, только та Церковь, которая сохранила первозданную апостольскую вероучительную чистоту в неповреждённости. Это наша русская, греческая и другие православные Церкви. Все другие религии к Богу Отцу через Христа не ведут («…никто не приходит к Отцу, как только через Меня» Иоан.14:6), поэтому они не являются спасительными. Экуменизм же пытается уравнять все религии, признав их равноспасительными и тем самым как бы расплавить религиозность людей. Из экуменизма, на мой взгляд, выросло такое явление, как New Age ([нью эйдж] англ. новый век), где предпринимаются попытки создания новых религий с помощью смешения элементов разных традиционных религий, а также оккультизма, магии и т.п. (религиозный синкретизм). Для чего? - Чтобы вместо Христа и спасения Христом люди занимались полумагией-полуколдовством, не шли к Богу, а по сути дела, пребывали в некоем магическом поле, удовлетворяли свои мистические потребности, но при этом душа их гибла. Это явно сатанинское дело.
Толерантность трактуется как терпимость. Но возможна ли терпимость ко греху? «и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» Еф.5:11 - говорит апостол Павел. Если я вижу, что педофил развращает ребёнка - я должен проявить толерантность? Если я вижу зло и несправедливость, которые существуют вокруг - я должен проявить толерантность? По сути дела, толерантность - это призыв к терпению греха и включение его в орбиту своей социальной жизни. То есть смирение с грехом, а смирение с грехом означает сосложение с грехом. Ну и что, что он такой? Ну вот он такой, ну и пусть будет такой. Да пусть он будет каким хочет, только пусть других людей не совращает. Если он хочет провести гей-парад, чтобы заразить молодёжь своей нечистотой и бесноватостью - какая тут толерантность может быть? Толерантность означает предательство и согласие со злом, когда "молчанием предается Бог" [4]. Когда ты видишь грех и молчишь, не выступаешь против, то значит ты соглашаешься с ним, а когда ты с ним соглашаешься, ты предаёшь Христа. Поэтому толерантность в таком понимании совершенно неприемлема для православного христианина.

[1] Священномученик Феофан (Адаменко). «Требник на русском языке». Раздел 11. Порядок совершения Таинства Исповеди.
[2] Хомяков А.С. «Церковь одна (Опыт катехизического изложения учения о Церкви)».
[3] Азбука веры. Словарь. Предание Священное.
[4] Григорий Богослов. «Слова». Слово 21. Похвальное Афанасию Великому, архиепископу Александрийскому.

<<< Часть 2

лекции, религия, иерей Алексий Мороз, Православие, Церковь

Previous post Next post
Up