История происхождения религий. Церковь. Часть 1.

Jan 19, 2014 13:11

   Видеозапись и текст первой части лекции гранд-доктора психологии, кандидата педагогических наук, иерея Алексия Мороза, прочитанной в рамках лектория «Духовно-нравственное образование».
   Другие лекции о. Алексия:
Бог: ч.1, ч.2, ч.3.
Ангельский мир. Причины создания и назначение.
Демонический мир и его воздействие на человека.
Человек: ч.1, ч.2, ч.3.
История происхождения религий. Церковь: ч.2, ч.3.
Заповеди Моисеевы (десятисловие). Заповеди Блаженств. Церковные таинства: ч.1, ч.2, ч.3. ч.4, ч.5, ч.6.
Семья: ч.1, ч.2, ч.3. Дети: ч.1, ч.2, ч.3.
Православная теория личности: ч.1, ч.2.
Страсти, их сущность и пути преодоления: ч.1, ч.2, ч.3.
Болезни и их происхождение. Пути преодоления: ч.1, ч.2, ч.3.
Связь грехов, страстей и болезней: ч.1, ч.2, ч.3.
Покаяние, его сущность. Основные грехи современности: ч.1, ч.2.
Святитель Игнатий Брянчанинов. "О прелести": ч.1, ч.2.
Аскетика, молитва (суть и разновидности). Иисусова молитва: ч.1, ч.2.
О спасении в миру: св. Игнатий Брянчанинов; св. Феофан Затворник.
Масонство и глобализм: ч.1, ч.2.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Текст лекции


     Наша сегодняшняя лекция посвящена истории происхождения религий. Мы с вами уже говорили о том, как был создан первый человек. Он был создан по образу и подобию Божиему (Быт.1:26) и у каждого человека, а у Адама в наибольшей мере, присутствует дух - высшая часть души, тот особый орган, посредством которого человек имеет общение с Богом, познаёт Бога, чувствует Его, имеет возможность созерцать, получать откровения, познания непосредственно от Бога. Поэтому можно говорить о том, что в первого человека Адама было вложено первоначальное знание о Боге, как неотъемлемая часть его природы. Адам видел Бога, знал Его, разговаривал с Ним, имел откровения от Него, а уже его дети такого близкого общения с Ним не имели и мы с вами цитировали Книгу Бытия, где говорится, что Адам «…родил [сына] по подобию своему по образу своему…» Быт.5:3, то есть он его родил уже с определённой греховной природой, расположенностью ко греху.
         Так вот религия - это, прежде всего, отношения человека с Богом. Религия должна состоять из двух составляющих: 1) воздействие Бога на человека; 2) восприятие человеком Бога, способность человека слышать Его. В этом общении, в этой связи есть суть религии. Недаром религия звучит на латинском языке как religio (от religаre), что означает связь, связь человека с Богом. Вот что по этому поводу писал известный богослов и философ Сергий Булгаков: «религия есть непосредственное опознание Божества и живой связи с Ним, она возможна благодаря религиозной одаренности человека, существованию религиозного органа, воспринимающего Божество и Его воздействие. Без такого органа было бы, конечно, невозможно то пышное и многоцветное развитие религии и религий, какое мы наблюдаем в истории человечества, а также и все ее своеобразие <…> Религия зарождается в переживании Бога» [1]. Это подтверждают и многочисленные научные исследования.
     Существует наука о религиях, о происхождении религий, и она свидетельствует о том, что не существует и не существовало народа-атеиста - такого народа, в котором не было бы веры в Высшее Существо, Высший Разум, загробный мир, мир духовный. Таких народов просто нет. И даже если в недавнем прошлом открывали какие-то неизвестные, изолированные от остального мира племена, оказывалось, что у них обязательно присутствует вера в Бога. Это говорит только об одном - вера изначально присуща каждому человеку.
     По мере увеличения количества людей, расселения их по лицу Земли, появлялось всё больше религий, в каждой из которых было собственное понятие о Боге, по-своему воспринимались свойства Божества. И надо сказать о том на людей безусловно влияло демонообщение. В Книге Бытия говорится о том, что «…сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали [их] себе в жены, какую кто избрал» Быт.6:2. Этот стих имеет два пласта толкований. Первый пласт толкований говорит о том, что нечистые духи вступали с женщинами рода человеческого в некое общение. Потому что брак, кроме всего прочего, является духовным союзом. То есть, они вступали с женщинами в духовное общение. И как мы знаем по толкованиям многих Святых Отцов, именно нечистые духи и научили дщерей человеческих колдовству и посвятили во многие тайны природы, то есть, войдя с ними в контакт, стали управлять и овладевать родом человеческим через колдовство, бесообщение и тайные знания, в которые они посвятили людей.
     Каковы причины многообразия религий?
     1. Нравственное развращение людей. Чем глубже падение человека, чем больше человек искажает свою духовную составляющую, чем больше в нём зла и того, что принадлежит силам тьмы - тем он меньше знает Бога, тем он меньше Его понимает. Потому что Дух Святой, с помощью которого человек получает знания о Боге, может восприниматься только через дух, который живёт в человеке. А если человек отдан во власть демонических сил, ежели он целиком плотской, то, естественно, он и Бога понимать и знать не может, тот орган, который воспринимает Бога, в нём не развит, забит. Вот что говорит об этом апостол Павел: «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, - то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь» Рим.1:21-25.
     Давайте рассмотрим те элементы язычества, которые убирают богообщение и вводят в бесообщение человека.
     1.1. Гордость и неблагоговение к Богу («…не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили…» Рим.1:21).
     1.2. Неверие. Сосредоточение всех сил только на целях земной жизни («…осуетились в умствованиях своих…» Рим.1:21).
     1.3. Нравственная распущенность («…в похотях сердец их…» Рим.1:24).
     Всё это привело к появлению многочисленных религий у древних. «На нравственную причину как источник искажения у людей их религиозных воззрений указывают и древние небиблейские авторы. Цицерон, например, писал: «Многие о богах думают не право, но это обыкновенно происходит от нравственного развращения и порочности: все, однако же, убеждены в том, что есть сила и природа Божественная» [2].
     Существует и ряд вторичных причин, почему люди отошли от правильного понимания Бога и впали в различного рода заблуждения.
     2. Разделение и обособление народов. Мы знаем, что народы расселялись по лицу Земли, обосабливались друг от друга, обретали своё своеобразие, обретали свой особый взгляд, свои особые представления о Боге.
     3. Антропоморфизм мышления.
     4. Метафоричность языков древних народов, использовавших для своего понимания Бога природные явления. Например, раньше сравнивали Бога с солнцем. Бог-солнце. Как солнце даёт свет, жизнь и тепло всему существующему в мире, так и Бог даёт жизнь и содержит весь мир. Но постепенно у людей живших плотью, позывами своей телесной природы, это разграничение стёрлось и осталось поклонение солнцу. Как мы знаем, в Египте долгое время было полонение солнцу как таковому. И потом стали почитать различные стихии. Если изначально говорили о стихиях, чтобы описать силу Бога и Его воздействие на мир, то впоследствии стали поклоняться и самим этим стихиям.
     5. Разные степени праведности или развращённости народов, которые отражались на представлениях о Боге. Чем больше развращён народ, чем больше он вошёл в бесообщение, чем больше он предавался разным сквернам: разврату, пьянству, чревоугодию - тем в большей степени у него искажалось представление о Боге. Многие из их богов олицетворяли страсти, и такие боги являлись покровителями этих страстей, которым поклонялись. И это нравственное развращение доходило до такой степени, что привело к поклонению мужским и женским половым органам, как символам плодородия, символам зарождения жизни. Делали их скульптурные изображения, поклонялись им и приносили им жертвы.
     Важно отметить, что все древнейшие религии были изначально монотеистичны, вопреки утверждениям марксистско-ленинской философии о том что, изначально были отвлечённые представления о духовном мире, а затем, от идолопоклонства религия пришла к монотеизму. Вовсе нет. Во всех древнейших религиях присутствовала идея монотеизма, то есть однобожия. Известна храмовая культура Мальты (IV-II тысячелетия до н.э.), но очень мало данных о их конкретных религиозных верованиях. Существовала крито-микенская цивилизация (III-II тысячелетие до н.э.), но так же, практически ничего не известно об их культе. Целый корпус текстов дошёл до нас из пирамиды фараона Униса (XXIV в. до н.э.). Там прямо говорится о едином Творце - Ра-Атуме. В индийских Ведах (II тысячелетие до н.э.) говорится о Боге и о неких богах, но самые древние тексты свидетельствуют о монотеизме. Всё это говорит о том, что идея монотеизма была изначально известна всему человечеству и сохранялась у многих народов и племён и только со временем, по мере нарастания развращённости у людей, погружения людей в бесообщение, эта идея исчезала. В Вавилоне, Ассирии, Древнем Риме во всей широте присутствовало бесообщение, которое выражалось в оккультизме, астрологии, магии и вследствие этого и возникло идолопоклонство и многобожие. То есть, разрушение веры, нравственности, целомудрия ведёт человека к разрушению его понятия о Боге.
     Не это же мы видим в нынешние времена? Посмотрите на США, на Европу - когда-то там доминировало христианство (монотеизм), которое неуклонно разрушается, но зато очень развиты различные виды оккультизма: астрология, магия, колдовство, уфология и т.д. и т.п. То есть когда разрушается вера, тогда её место начинает занимать бесопоклонство, оккультизм, различного рода секты и суеверия. И такая страна, такое общество идёт к бесообщению, разложению и уничтожению.
      Но важно отметить, что наряду с разложением, падением нравов, которое присутствовало у потомков Адама, сохранялась линия праведников, линия сынов Божиих. И Богом были даны обетования этим людям. Было дано обетование, то есть обещание спасения всего рода человеческого - мы можем прочесть об этом в Книге Бытия: «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» Быт.3:14-15. «Семя жены» означает потомство жены - это явное пророчество о Христе, который придёт и уничтожит демоническую власть над человеком.
     Если мы проследим за потомством Адама, то увидим чёткое разделение на две линии:
     1) Линия Каина, который убил своего брата Авеля (и через него грех и смерть вошли в мир) и его потомство;
     2) Потомки Сифа.
Давайте подробно рассмотрим потомство Каина. Тувалкаин (Быт.4:22) изобрёл кузнечное дело (стал как бы основателем прогресса), а Увал «…был отец всех играющих на гуслях и свирели» Быт.4:21. Для чего, зачем и почему это происходило? - Вот здесь мы видим первую попытку создать Царствие Небесное на земле без Бога. То есть окружить себя таким комфортом, который бы удовлетворял все наши прихоти, все наши желания и сделал бы более радостной и комфортной нашу жизнь, при которой Бог уже и не нужен. Ну, естественно, здесь имеется в виду человек, который живёт чисто плотскими интересами и животными страстями. И вот здесь идёт линия прогресса. Чем на сегодняшний день занимается прогресс? - Прежде всего, повышением комфортности человека до максимально высокого уровня, чтобы человек уже здесь, на земле чувствовал себя как в раю - был счастлив, доволен, весел… Ну и некоторым миллионерам это удаётся - окружили себя всевозможным комфортом. Ну и что, есть ли у них ощущение полноты счастья, полноты радости? - Да вовсе нет. Ко мне, как к психологу иногда обращаются т.н. новые русские - у них очень серьёзные проблемы с психикой, особенно у их жён, 100% которых страдают истерией и другими психическими заболеваниями. Многие из них впадают не только в уныние, но и в депрессию в сильнейшей форме. Некоторые кончают жизнь самоубийством и т.д. и т.п. Это наглядно свидетельствует о том, что изобилие материального совершенно не может принести человеку счастья и не даёт ему радости. Почему? - Потому что Бог создал человека для Себя, и человек может успокоиться и найти полноту радости бытия только найдя Бога, только соединившись с Ним, только постоянно будучи с Ним в общении, в контакте, когда в нём будет жить Святой Дух. В любом другом случае человек не может ощущать себя счастливым.
     Как мы видим, направление Каина развивалось и давало свои плоды, но параллельно с ним существовало направление потомства Сифа, которое по второму толкованию Святых Отцов называли сынами Божиими (Быт.4:26). Почему? - Потому что они были верны Богу, Его заветам и жили больше жизнью духовной, не погружаясь в бездну страстей и пороков, а наоборот, стараясь сохранять свою чистоту и целомудрие. «тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали [их] себе в жены, какую кто избрал» Быт.6:2. Второй пласт толкований, о котором мы говорили, утверждает о том, что потомки Сифа стали смешиваться с потомством Каина, с их дочерьми, и в результате оказались также развращены через этих падших жён. Те вовлекли их в различного рода страсти, грехи, может быть даже в бесообщение, и на земле настало всеобщее развращение. И настолько оно стало велико, что смысл существования человечества стал под большим вопросом. Ну зачем жить человеку, если он плодит только грех, если он, умирая, идёт в ад, на муки и страдания? Зачем же плодить пищу для ада?
     И мы знаем, что Господь попускает произойти потопу. Историческая реальность всемирного потопа признаётся всем научным миром. В местах обитания людей того времени находятся в осадочных породах ракушки, другие морские отложения, которые свидетельствуют о том, что там действительно был потоп. По разным оценкам, он было около 5 тысяч лет назад. Кроме того, самое яркое свидетельство о том, что был потоп - это наличие ковчега. До сих пор ковчег сохранился, и на горе Арарат, в южной его части, которая на сегодняшний день, к сожалению, принадлежит Турции, и туда никого из христиан не допускают, находится остов ковчега, о котором известно уже несколько сот лет. В 1955 и 1966 гг. участникам экспедиций под руководством французского исследователя Фернанда Наварры удалось обнаружить Ноев ковчег и отпилить кусок шпангоута от него. Был произведён радиоуглеродный анализ, который подтверждает возраст ковчега - около 5 тысяч лет. При потопе произошла гибель человечества, кроме той линии сынов Божиих в лице Ноя и его сыновей, которые сохранили правильное понимание Бога, чистоту и от них Господь решил произвести новое человечество.
     Но, праведность и чистота недолго соблюдалась, они также впали в различного рода грехи, затем произошло строительство Вавилонской башни, после которого произошло смешение народов, и если до строительства башни у людей был один праязык, то затем появилось множество языков, люди перестали понимать друг друга и расселились по всей земле. И вот тут поклонение солнцу, звёздам достигло наибольшей степени своего развития.
     Но, надо сказать, что всё равно оставалась линия праведников, которые сохраняли веру в истинного Бога, понимание Его. Прежде всего, это был Ной. Если проследить эту линию более внимательно, то можно назвать имена: О Адама - Сиф, от Сифа - Енос, далее: Каинан, Малелеил, Иаред, Енох, Мафусал, Ламех, Ной, от Ноя - Сим, от Сима - Нахор, от Нахора - Фарра, и от Фарры - Авраам. Вот это были верные хранители завета Божия, которые сохраняли завет Божий, которые сохраняли истинное понимание Бога и поклонение Ему. И многим из них были непосредственные явления Самого Бога, Он многое открывал и говорил им.
     Остановимся на праотце Аврааме («и поставлю завет Мой между Мною и тобою…» Быт.17:2). Авраам относился к кочевому племени пастухов, но чтил Бога, чтил Его своим сердцем, как он Его понимал, и было открыто ему правильное понимание Бога, и верил в единого Бога. И вот, глас Божий выводит его из своего племени (Быт.12:1) и направляет его в совершенно другую страну. Почему Господь вырывает Авраама из среды своих соплеменников? - А потому что у его соплеменников уже присутствовало идолопоклонство, уже присутствовали элементы многобожия, т.е. нечистоты веры. И вот Господь берёт самого чистого и открытого сердцем из потомков сынов Божиих, и выводит его, чтобы дать ему верное понимание о Боге, и чтобы произвести из него народ, который мог бы вместить в себя жизнь по Богу, исполнение заповедей, а также послужить для воплощения Господа нашего Иисуса Христа.
     Бог избрал его из своего племени и торжественно вступил с ним в завет. Ему и его потомству дал в сохранение тайну имевшего произойти от него обетования семени, о коем «благословятся все племена земная» Быт. 12:3. Все обетования подтвердил Иакову и Исааку и предсказал, что от него произойдёт Князь Мира, чаяние языков.
     И уже в жизни потомков Авраама мы видим прообразы явления Христа. Мы видим в образе праведного Иосифа и некий прообраз Христа и всей Его жизни. Можно увидеть в рождении Исаака от бесплодной Сарры образ рождения Искупителя от Девы неискусомужней. Принесение не жертву того же Исаака апостол называет притчей воскресения из мертвых, притчей, которой самое верное разрешение мы видим в смерти и воскресении Спасителя. Вы помните этот момент - когда Авраам был бездетным и уже в старости глубочайшей рождается у него сын по благословению Божию, вдруг голос Божий говорит: иди и принеси твоего сына в жертву Богу. Ну казалось бы, как это - принести своего любимого сына в жертву Богу? Невозможно. И кто на это пойдёт? Но Авраам настолько верил в Бога, настолько не сомневался в Его любви и благости, что был даже готов это совершить. И когда он возложил сына на жертвенник и взял нож для заклания, явился ангел Божий, остановил его и сказал: «…не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» Быт.22:12. «…Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» Быт.22:17. Принесение Исаака в жертву есть образ принесения в жертву Христа за весь мир.



Рембрандт. "Жертвоприношение Авраама".

Рассмотрим бедствия Иосифа, который был любимым сыном Иакова. Иисус, сын Бога-Отца, возлюбленный, о Нем же благоволих. Тоже сказано, что Сын Божий, Христос тоже был возлюбленный Сын Отца. Иосиф посылается к братьям. Братья предают его и продают его в рабство. Христа так же предаёт Иуда за 30 серебренников. Иосиф приходит к свои братьям и находит в них врагов своих. Иисус к своим пришёл, и свои Его не приняли. От зависти подвергается бедствиям Иосиф. Зависти ради предаётся Иисус. Иосиф продаётся иноплеменникам, Иисус также продаётся язычникам. Иосиф осуждается как неверный раб, хотя Потифар и чувствовал несправедливость принесённых ему жалоб, Иисус также осуждается как возмутитель, раб кесаря, хотя Пилат ни единой вины в Нём не нашёл. Мы видим даже в прообразах, в бытии ветхозаветных праведников, судьбу грядущего Мессии.
      В жертвах, которые приносились в ветхозаветной Церкви, мы так же видим прообраз жертвы Христа. Иоанн Креститель называет Христа Агнцем взъемлющем грехи мира, а апостол Иоанн называет Его умилостивительною жертвою, принесённую за грехи мира. То тем ясно показывает, что те жертвы, которые сыны Церкви приносили за грехи, были прообразами той великой жертвы. Да, все жертвы Ветхого Завета были прообразами той великой жертвы, которую принёс Христос, приняв крестную смерть на кресте за жизнь людей.
     Ну, казалось бы, зачем Богу нужны жертвы, зачем Богу нужно, чтобы в Его честь, за грехи людей убивали животных и сжигали их? - Конечно, не нужно. Но человек должен понять, что любой грех есть смерть. Но вместо тебя, который за множество грехов должен был умереть, умирает другое невинное существо, и чтобы эта связка - грех и смерть - вложилась в человеческую душу, в его понятия, что любой грех, отступление от Бога ведёт к смерти. Но вместо тебя сейчас умирает какое-то животное. И это является образом жертвы, которую принёс Христос за весь мир.

[1] С.Н. Булгаков. «Свет невечерний».
[2] А.И. Осипов. «Путь разума в поисках истины».

Часть 2 >>>

лекции, религия, Бог, иерей Алексий Мороз, Православие, Церковь

Previous post Next post
Up