Бог. Часть 1. Бог: понятие, свойства, Божественные энергии, непознаваемость.

Feb 09, 2013 01:19

В Санкт-Петербурге работает Православный лекторий. Лекции читают ученые из Собора православной интеллигенции, а также приглашенные специалисты. После каждой лекции проводится круглый стол по актуальным проблемам современности.

Начало лекций в 19:00. Встречи проходят по адресу: СПб, Каменноостровский проспект 21 (ст.м. Петроградская), в здании Александровского лицея в аудитории 213. Вход свободный.

Вашему вниманию предлагается видеозапись и текст первой части лекции гранд-доктора психологии, кандидата педагогических наук, иерея Алексия Мороза «Бог (понятие, свойства, Божественные энергии, непознаваемость). Творение мира и человека. Назначение человека. Богоподобие. Наречение имен животному миру».
Тема первой части лекции: Бог (понятие, свойства, Божественные энергии, непознаваемость).

Другие лекции о. Алексия:
Бог: ч.2, ч.3.
Ангельский мир. Причины создания и назначение.
Демонический мир и его воздействие на человека.
Человек: ч.1, ч.2, ч.3.
История происхождения религий. Церковь: ч.1, ч.2, ч.3.
Заповеди Моисеевы (десятисловие). Заповеди Блаженств. Церковные таинства: ч.1, ч.2, ч.3. ч.4, ч.5, ч.6.
Семья: ч.1, ч.2, ч.3. Дети: ч.1, ч.2, ч.3.
Православная теория личности: ч.1, ч.2.
Страсти, их сущность и пути преодоления: ч.1, ч.2, ч.3.
Болезни и их происхождение. Пути преодоления: ч.1, ч.2, ч.3.
Связь грехов, страстей и болезней: ч.1, ч.2, ч.3.
Покаяние, его сущность. Основные грехи современности: ч.1, ч.2.
Святитель Игнатий Брянчанинов. "О прелести": ч.1, ч.2.
Аскетика, молитва (суть и разновидности). Иисусова молитва: ч.1, ч.2.
О спасении в миру: св. Игнатий Брянчанинов; св. Феофан Затворник.
Масонство и глобализм: ч.1, ч.2.



Текст лекции
Наш цикл лекций мы естественно начинаем с таких глубинных понятий как Бог, Троица, человек как образ и подобие Божие. Сегодняшняя наша лекция будет делиться на две части. Вначале мы поговорим о Боге, а во второй части поговорим о человеке как образе Божием и о возможном богоуподоблении. Это очень важный момент. Если мы понимаем кто такой Бог, если мы знаем Того, кто сотворил нас, то мы должны понимать, чего Он от нас хочет. И если мы знаем, кто сотворил нас и чего он от нас хочет, то это реально воздействует на нашу жизнь, на наши мысли и поступки. Если мы этого не знаем и не понимаем, или не верно знаем и не верно понимаем, то это, опять же, будет негативно воздействовать и на наши мысли, и на наши ощущения, и на наши действия. Вот давайте, дорогие мои, остановимся на понимании Бога.


Что мы можем знать о Боге? Человек может знать о Боге то, что Он сам нам открыл о Себе: Священное Писание, Священное Придание - т.е. Откровение Божие. А также из личного опыта. Из личного опыта богообщения. Это тоже очень важный момент, важный материал, но он должен быть всегда сверяем с тем, что нам открывает Бог непосредственно Сам о Себе. Бог открыл нам о Себе, что Он бестелесный, невидимый Дух. Вот что пишет об этом апостол Иоанн: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» Иоан.4:24. Что это значит? Это значит, что Бог не имеет ни тела, ничего того, из чего состоит наш видимый мир. Поэтому видеть Его мы не можем. Согласно классическому определению святого Иоанна Дамаскина, которое он дал в своём «Точном изложении Православия»: «Бог безначален, бесконечен, вечен, присносущен, несоздан, неизменяем, непреложен, прост, несложен, бестелесен, невидим, неосязаем, неограничен, беспределен, неведом, непостижим, благ, праведен, всемогущ, вседержитель, всевидец, всепромыслитель, всевладыка и судья» [1]. Это учение о Боге разделяют и все Святые Отцы Церкви от IV века и до нашего времени. Перечислено, конечно, очень много, и многих может затруднить такое множество определений, необычных слов, новой информации. И сейчас мы постараемся это разобрать и потом подумать как это может на нас с вами отразиться и как это влияет на всю нашу жизнь.

1) Бог безначален. Что значит безначальность Божия? «Безначальность Божья означает, что Он не имеет над Собой никакого высшего начала или причины Своего существования, но Сам является причиной всего. Он не нуждается ни в чем постороннем, свободен от внешнего принуждения и воздействия» [2]. Действительно, человеческому уму это тяжело представить, мы с вами привыкли к тому, что всё имеет своё начало, свой конец. Но единственная существующая причина окружающего нас мира - это Бог, это Дух, который творит весь мир из ничего, из Себя. Вот это самое главное свойство Божие. Он всемогущ. Об этом мы поговорим немножко позже. Т.е. Он является началом всего. До Него не было ничего абсолютно. Был только Он один. Это очень важный момент, потому что существуют различные ереси, которые вводят некий дуализм, говорят о существовании материи, из которой Бог творит всё существующего, таким образом, делают материю первичной по отношению к Богу. Нет, это не правда и не правильно. Начало всему сущему даёт Бог, который Сам безначален и является причиной всего существующего, всего происходящего.

2) Бог бесконечен и беспределен. «Бесконечность и беспредельность означают, что Бог существует вне категорий пространства, свободен от всякого ограничения и недостатка. Он не может быть измерен, Его нельзя ни с кем и ни с чем сравнить или сопоставить. Бог вечен, то есть существует вне категорий времени, для Него нет прошедшего, настоящего и будущего» [2]. Он не подчиняется законам времени, потому что Он создал материю, а время является свойством материи. Он вне этого. Он причина этого.

3) Бог вечен. То есть Он существует вне категорий времени. Для Него нет прошедшего, ни настоящего, ни будущего. О личности Божией так говорит пророк Давид: «Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог» Пс.89:3.

4) Священное писание говорит, что «Бог обладает постоянством, непреложностью и неизменяемостью в том смысле, что "у Него нет изменения и тени перемены" (Иак. 1:17), Он всегда верен Самому Себе: "Бог не человек, чтобы Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться" (Числ. 23:19). В Своем существе, действиях, свойствах Он всегда пребывает один и тот же» [2]. Это очень важный для нас момент. Часто говорят: «Бог на меня гневается», «Бог меня накажет», «Бог меня простил»… Это всё образные выражения человека, который приписывает Богу какие-то свои онтологические качества, которые свойственны человеку. Но Бог не изменяем. Не Бог гневается или не Бог радуется - Бог всегда есть любовь. Это Его свойство, о котором мы дальше поговорим. Он всегда любит всю свою тварь и желает ей только добра, только совершенства, только преуспеяния, только счастья. А что же тогда изменяется, если Бог не изменяется? Человек изменяется. Или мы открываемся для Бога при своих добрых делах и поступках, или мы закрываемся от Бога, совершая зло, и открываемся для воздействия мира падших духов и становимся проводниками этой злой воли. Но сам Бог всегда неизменен, Он всегда добро, свет и любовь.

5) «Бог прост и несложен, то есть не делится на части и не состоит из частей. Троичность Лиц в Боге, о чем речь пойдет в следующей главе, не есть разделение единой Божественной природы на части: естество Бога остается неделимым. Понятие о совершенстве Божества исключает возможность деления Бога на части, так как всякое частичное бытие не есть совершенство» [2].

6) «Бестелесным Бог назван потому, что Он не есть материальная субстанция и не имеет тела, но по природе является духовным. "Бог есть Дух", - говорит Христос самарянке (Ин. 4:24). "Господь есть Дух, - повторяет апостол Павел, - а где Дух Господень, там свобода" (2 Кор. 3:17). Бог свободен от всякой материальности: Он не есть где-то, не есть нигде, но есть везде. Когда Библия говорит о везде-присутствии Бога, то это опять же попытка выразить субъективный опыт человека, который, где бы он ни был, везде встречает Бога: "Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, - и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя" Пс. 138:7-10» [2]. А у пророка Иеремии сам Бог говорит: «…Не наполняю ли Я небо и землю?..» Иер.23:24. «Но субъективно человек может ощущать Бога везде, а может не ощущать Его нигде - Сам Бог при этом остается вообще вне категории "где-то", вне категории "места"» [2]. Подумайте сами - всё сотворено Им, всё находится в Нём, поэтому вне Его нет ничего. Бог держит всю Вселенную своей Божественной энергией. Всё держится Им. А раз всё держится Им и содержится в нём, разве может быть что-то вне Его? Конечно же нет. Поэтому когда мы говорим о везде-присутствии Бога, мы должны понимать, что Он везде и всегда слышит нас, и где бы мы ни оказались Он везде и всегда слышит наши молитвы. Поэтому вначале богослужения, когда мы с вами перед лекцией молились, мы читали следующие слова: «Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины, Иже везде сый и вся исполняй…» [3], то есть всюду находящийся и всё исполняющий. Даже и слова молитвы Господней «Отче наш сущий на небесех» подтверждают вездесущность Бога, ибо где бы ни находился человек: на лице земли, или в море, или в воздухе - небеса окружают его присутствием Божиим, которые обнимают его со всех сторон своей заботой и защитой. Так апостол Павел возгласил афинянам, что независимо от того, замечаем мы или нет, «…Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем…» Деян.17:27.

7) «Бог невидим, неосязаем, неописуем, непостижим, необъятен, недоступен. Сколько бы мы ни пытались исследовать Бога, сколько бы ни рассуждали о Его именах и свойствах, Он все равно остается неуловимым для ума, потому что превосходит всякую нашу мысль. "Уразуметь Бога трудно, а изречь невозможно", - пишет Платон. Святитель Григорий Богослов, полемизируя с эллинским мудрецом, говорит: "Изречь невозможно, а уразуметь еще более невозможно"» [2]. Познать само существо Божие невозможно не только для людей, но и для самих ангелов. Об этом говорит святой апостол Павел: Бог «…обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может…» 1Тим.6:16. Бог есть тайна, Он никогда не может быть до конца познан несовершенным человеческим разумом. Действительно, если бы мы смогли познать Бога, мы были бы больше Его, мы могли бы вместить Его. Но поскольку мы созданы Им, мы не можем действительно понять и познать Того, Кто является нашим Создателем. Мы можем понять Его в той степени. В которой Он нам Себя откроет. Мы можем что-то узнать из Его откровений, от Святых Отцов, но на самом деле познание Бога происходит в момент Его вселения в нас. Вот когда Дух Святой входит в человека, то этот Дух Святой открывает человеку тайны о Боге. Поэтому старец Силуан Афонский любил повторять: «кто чисто молится тот и богослов» [7]. А что значит «чисто молится»? Молитва это есть прямое богообщение, когда ты не просто прочитываешь слова молитвы, а когда ты душой, духом своим восходишь к Богу и имеешь непосредственное общение с Ним. Дух с духом говорит - это высшая степень молитвы. Но именно в таком состоянии человеку открываются тайны Божии. Но мы поговорим об этом чуть позже.
Бог невидим. Его не видел никто никогда. Его нельзя увидеть. К Нему нельзя прикоснуться. Иногда говорят, что Бог находится на небе, но это слово всего лишь обоаз Его сокрытости и недоступности. Никто из людей не может постичь Его, охватить умом, зрением, восприятием.

8) Бог - Творец всего сущего. «Творить - здесь означает создавать из ничего; давать существование тому, что раньше не существовало; или, как говорится в Литургии св. Иоанна Златоустого: «приводить из небытия в бытие».
Православное учение о творении говорит, что один Бог - нетварен и существует вечно, а всё остальное было Им сотворено. Однако Господь не творил всё в отдельности и зараз. Сначала Им была сотворена первичная основа бытия, и затем, в течение времени (возможно миллионов лет, см. 2 Петр 3.8), эта основа бытия творческой силой Божьей, в неё вложенной, произвела всё то многообразие, которое наполняет теперь Божий мир.…Да произрастит земля зелень… Да произведёт вода пресмыкающихся, душу живую… Да произведёт земля душу живую по роду её… (Быт. 1.11, 20, 24)
Всё Богом сотворённое: небеса, земля, растения, животные и сам человек - «добро зело» (т. е. совершенно, без изъяна) и предназначено жить Божественным «дыханием жизни», приобщаясь Его нетварному бытию (Быт. 1.30, 2.7). В православном христианстве не существует дуализма, что «дух» и «небеса» - добро, а «материя» и «земля» - зло. Бог любит всё Своё творение вечной любовью.Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его - всё воинство их. Он собрал, будто груды, морские воды; положил бездны в хранилищах. Да боится Господа вся земля, да трепещут перед Ним все, живущие во вселенной. Ибо Он сказал, - и сделалось; Он повелел, - и явилось. (Пс. 32)
Бог Отец сотворил мир Своим Божественным Словом - «Он сказал, - и сделалось», - и Своим Божественным Духом, Который «носился над водою» (Быт. 1.2). Уже здесь мы видим отражение образа Святой Троицы, потом в совершенстве явленного в Новом Завете, когда Слово Божье стало плотью и когда Дух Святой сошёл на учеников Христовых в день Пятидесятницы.» [4].

9) Бог благ. О благости Божией Сам Христос сказал богатому юноше: «…Никто не благ, как только один Бог...» Матф.19:17.
Бог любит всё своё творение. Он даёт всё, что нужно для жизни. Всё, что мы видим на небе, на земле, Господь сотворил для блага и пользы людей. Бог пожелал сотворить мир по избытку своей благости. По словам митрополита Антония Сурожского, мы Богу не нужны, но мы Богу желанны [5] . Обратите внимание на эту мысль. Многие имеют такое превратное мнение, что раз мы созданы на земле, значит зачем-то Богу нужны. Раз мы здесь есть, значит Он в нас нуждается. Это заблуждение. Бог создал человека для соучастия в той радости и счастье, в котором находится Он сам. Вот это очень важный момент, постарайтесь запомнить дорогие мои - мы все созданы для счастья, для радости, для участия в том благобытии, в котором пребывает сам Господь. Вот для чего создан человек. И не потому что это было нужно Богу, а для того, что человек Ему нужен как соучастник той радости, в которой находится Творец всего.

10) Бог всеведущ. О всеведении Божием святой апостол Иоанн говорит: «…Бог больше сердца нашего и знает все» 1Иоан.3:20. «Только один Бог знает все, что было, что есть и что будет. Для Бога нет различия между днем и ночью: Он во всякое время все видит и слышит. Знает каждого из нас и не только, что мы делаем и говорим, но и что мы думаем и чего желаем» [6]. Для Него одинаково всё открыто: и прошлое, и будущее, и мир живых, и мир умерших.
Вот представьте себе: если наша жизнь развёртывается постепенно как бы кадр за кадром, как на плёнке, в которой зафиксированы отдельные моменты нашей жизни - Богу эта плёнка видна сразу, от начала до конца. То есть Бог знает, что было, что есть и что будет с каждым человеком. Этот у некоторых людей вызывает недоумение. У многих этот момент вызвал даже впадение в некую ересь (кальвинизм, учение о предопределении). Утверждается, что раз Бог всё знает, значит, Он одних предопределил к наказанию и смерти, а других предопределил к счастью и блаженству, поэтому от человека ничего не зависит. А у язычников это вылилось в виде веры в некий рок, в судьбу, в предопределение. Если бы это было, то у человека не было бы никакой свободы, и ни в чём бы человек как образ Божий не проявлялся. От того что Бог знает как сложится дальнейшая судьба человека не следует, что поступки человека предопределены заранее. Простой пример. Допустим, кого-нибудь из вас близко зная, я могу сказать как вы поступите в той или иной ситуации. Или вы сами, хорошо зная одного из своих родных и близких. Вы можете сказать, что находясь в определённой ситуации, он поступит тем или иным образом. Это знание будет каким-то образом влиять на его поступки? Никак. Никак, от того, что я знаю как он поступит. Так и знание Божие о нас с вами никак не влияет и не определяет наш выбор добра или зла. Возможность выбора между добром и злом дана каждому человеку. Человек свободен и сам определятся - к чему он, куда он и зачем он.

11) Бог всемогущ. О всемогуществе Божием Псалмопевец сказал: «ибо Он сказал, - и сделалось; Он повелел, - и явилось» Пс.32:9. Евангелист Лука говорит: «ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» Лук.1:37. Для Бога нет ничего невозможного. Нет того, чего бы Он захотел и не сделалось. Он абсолютно всемогущ. Вот это очень важный для нас с вами момент. Бывают у человека тяжёлые жизненные ситуации, кризисы, казалось бы, ну всё против него и невозможно избежать печальных последствий. Но когда человек начинает обращаться к Богу, от всей души взывать - он должен помнить, что Бог всемогущ. И действительно, всемогущество Его проявляется, в том, что даже в безвыходных ситуациях находится решение и приходит благоприятный конец всем терзаниям человека, какие бы они ни были, если он от всей души обращается к Богу и изменяет своё поведение, приносит покаяние. Вот перед нами икона Божией Матери Скоропослушница, и совершенно не случайно, что этот чудотворный образ (а он списан с чудотворной иконы Невская Скоропослушница, которая находится в Александро-Невской Лавре) её сегодня принесли, пожертвовали в наш храм, и Божия Матерь находится здесь, с нами. Перед этой иконой происходит множество чудес. Почему её и называют «Скоро-послушница» - она слышит людей, которые к ней обращаются и помогает им. И тут же приходит помощь. Любая помощь. В любых ситуациях «…по вере вашей да будет вам» Матф.9:29. Это знание о том, что Бог всемогущ, должно нас укреплять и напоминать о том, что для человека нет безвыходных ситуаций и для Бога нет ничего невозможного.

11) Бог вседовольный. Об этом учит апостол Павел: «и не требует служения рук человеческих, [как бы] имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все» Деян.17:25. «Человек всегда в чем-нибудь нуждается, потому часто бывает недовольным. Только один Бог все имеет и Сам для Себя ни в чём не нуждается, а наоборот, Сам дает всем и всё. Поэтому Он называется вседовольным» [6].

12) Бог всеблаженный: «блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих» 1Тим.6:15. «Бог не только вседовольный, но всегда имеет в Самом Себе наивысшую радость, - полное блаженство или, как мы говорим, наивысшее счастье. Поэтому Бог называется всеблаженным. И мы никогда и нигде не можем найти себе истинную радость в жизни (счастье), как только в Боге» [6]. Бог всегда имеет в Себе наивысшую радость, полное блаженство, наивысшее счастье, которым и желает поделиться со своим творением, особенно с людьми.



Духовности существа Божия не противоречат те места Священного писания, в которых приписываются телесные члены. Мы можем прочесть о том, что сердце у Бога есть, руки, ноги… Эти выражения, конечно же, надо понимать в переносном смысле слова. Очи и уши означают всеведение, руки - всемогущество, сердце - любовь и т.д. Точно так же вездесущию Божию не противоречат, когда говорят что Бог находится в небесах или в храме. Бог присутствует везде, но небо есть особое место присутствия Божия. Где вечный в славе Бог является блаженным духам, ангелам святым. А на земля в храмах тоже особое присутствие Его - благодатное и таинственное, ощущаемое верующими иногда в особых знамениях. Иисус Христос говорит: «…где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» Матф.18:20. На этих словах и построена Церковь Христова - где люди собираются во имя Бога, чтобы молиться Ему, чтобы благодарить Его, чтобы узнавать больше о Нём. Он среди них. И вот мы сейчас здесь собраны во имя Божие, потому что хотим больше узнать о Боге, чтобы жить по Его святой воле. И вот здесь Он также невидимо присутствует своим Святым Духом.

[1] Святитель Иоанн Дамаскин. «Точное изложение Православной Веры». Книга 1. Глава 2. «О том, что можно выражать словами и чего нельзя, что можно познавать и что превосходит познание»
[2] Свойства Бога.
[3] Царю Небесный.
[4] Протоиерей Фома Хопко. «Основы Православия». Часть 1.
[5] Митрополит Сурожский Антоний. «О Встрече».
[6] Протоиерей Серафим Слободской. «Свойства Божии».
[7] Иеромонах Софроний. «Старец Силуан Афонский. Жизнь и учения старца Силуана». V. Об умном безмолвии и чистой молитве.

Источник: Русская Народная Линия

Часть 2 >>>

лекции, религия, Бог, иерей Алексий Мороз, Православие

Previous post Next post
Up