Покаяние, его сущность. Основные грехи современности. Часть 2.

Jun 16, 2013 22:26

   Видеозапись и текст лекции гранд-доктора психологии, кандидата педагогических наук, иерея Алексия Мороза, прочитанной в рамках лектория "Духовно-нравственное образование".

Другие лекции о. Алексия:
Бог: ч.1, ч.2, ч.3.
Ангельский мир. Причины создания и назначение.
Демонический мир и его воздействие на человека.
Человек: ч.1, ч.2, ч.3.
История происхождения религий. Церковь: ч.1, ч.2, ч.3.
Заповеди Моисеевы (десятисловие). Заповеди Блаженств. Церковные таинства: ч.1, ч.2, ч.3. ч.4, ч.5, ч.6.
Семья: ч.1, ч.2, ч.3. Дети: ч.1, ч.2, ч.3.
Страсти, их сущность и пути преодоления: ч.1, ч.2, ч.3.
Болезни и их происхождение. Пути преодоления: ч.1, ч.2, ч.3.
Связь грехов, страстей и болезней: ч.1, ч.2, ч.3.
Покаяние, его сущность. Основные грехи современности: ч.1.
Святитель Игнатий Брянчанинов. "О прелести": ч.1, ч.2.
Аскетика, молитва (суть и разновидности). Иисусова молитва: ч.1, ч.2.
О спасении в миру: св. Игнатий Брянчанинов; св. Феофан Затворник.
Масонство и глобализм: ч.1, ч.2.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Текст лекции

Когда совершил греховный поступок… А они могут быть любыми, и у людей разного духовного уровня они могут быть совершенно разными - то что для одного является великим падением, для другого является великим преуспеянием. Например, для одного человека в театр хорошо пойти, ему кажется, что театр - это что-то духовное, что театр может ему что-то дать, а для какого-нибудь человека глубоко верующего, молитвенника, пойти в театр есть духовное падение, потому что он всю благодать растеряет, и молитвенные труды потеряет. Каждому - своё. И у каждого свой уровень восхождения по лествице духовного совершенства.
   И каждый человек, безусловно, должен знать себя. И личное покаяние перед живым Богом доступно каждому человеку, доступно в любой момент, является необходимой формой покаяния.
   Характерный пример - дневник Иоанна Кронштадтского (кто не читал дневники Иоанна Кронштадтского, обязательно почитайте). Мы видим - величайший святой, мощи его на Карповке почивают. По его молитвам происходило множество исцелений. И сейчас происходит. И мы читаем этот дневник и видим, что это живой человек. Вот он пишет: «Согрешил я, позавидовав священнику Михаилу в Ваулове в том, что он взял себе много земли во владение - целую версту, насадив в нем тысячу дерев, сделав огороды для всяких овощей и для пчельника большое место. Но потом покаялся и переменил зависть на доброжелательство. <…> Благодарим Господа за всю Его милость. «Туне прилете, туне дадите» (Мф.10:8)» [1]. В таких случаях он молился и просил прощения до тех пор, пока не чувствовал, что благодать возвратилась и умирила сердце. И так при каждом поступке.
   И вот мы с вами осудили кого-нибудь, поймали себя на этом, просите: «Господи, прости меня! Что ж я сделал! Нельзя же никого осуждать, дай мне сил этого не делать. Помоги мне, Господи! Дай мне твою благодать. Помоги мне не грешить». И когда мы так внимательно наблюдаем за собой, за своими словами, делами, поступками, тут же приносим покаяние, душа наша будет светла и сердце чисто от греха и там не будет места дьяволу.
   Второй момент покаяния - вечером, когда мы придём в себя, мы должны не сидеть у телевизора и смотреть что там Путин с Медведевым расскажут, или какие-нибудь боевики, а просто погрузиться внутрь своего сердца, посмотреть что там у меня внутри. Спокойно ли оно? Что я совершил за день? Какие я сказал слова? Какие я совершил поступки? А правильны ли они? А если неправильны, то почему? А что я должен был сделать?
   Вот, дорогие мои, это очень важный момент. Ведь часто мы неприятное хотим забыть. Не выдержал я в метро… толкнули меня, ну и я тоже… что-то сделал, скажем так… Ну неприятно об этом вспоминать, ну и пусть… забыли, проехали, как говорят… Не надо проезжать, надо обязательно остановиться дома, вечером, вытащить это наружу и подумать: что произошло, почему произошло, а как должно было произойти? Вот это очень важный момент! А как должно? Как я должен был среагировать? Как я должен был поступить? И продумать свой стереотип поведения в данной ситуации. И в следующий раз мы уже будем знать, как надо поступать. С первого раза не получится - в следующий раз получится! А на самом то деле, дорогие мои, в жизни ситуаций не так уж и много. И когда мы понимаем, что у нас заранее обдуманы правильные поступки… отработаны… «написаны» алгоритмы… то мы уже будем поступать правильно и не будем согрешать. И в ежевечерних молитвах есть покаянные молитвы, где мы перечисляем наши грехи и просим у Бога за них прощения.
   Дорогие мои, следите за тем, чтобы покаяние не было формальным. Сейчас очень многое из того, что творится в мире, является формальным, поверхностным. Сдаются отчёты годовые, полугодовые, ну и люди «сдают» свои грехи. Даже есть такое выражение: «пойду в храм, сдам свои грехи». Но невозможно «сдать» грехи, можно сдать отчёт о проделанных грехах, но это будет отчёт, это не будет покаянием. Ещё раз повторю: покаяние требует осознания, а второй момент - ненависти к греху. А почему мы должны ненавидеть грех? - Ну нет у нас ненависти… Может быть, есть какое-то сожаление о соделанном грехе, а с другой стороны - вроде и приятно было… Так вот, надо добиться ненависти к этому греху, иначе он не уйдёт от нас, не получится сломать соответствующий стереотип поведения. Вспомнить - вот я сделал этот грех. Ну, допустим, осуждаю я людей, не могу я без этого, скучно живётся… А что мне это даёт? - Сказал Господь: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить» Матф.7:1-2. «И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим» [2]. Ну и что, значит Суд Божий, определение в геенну огненную, бытие с дьяволом стоит вот этой радости от услаждений? - Не стоит. Так что, я буду лишаться вечной жизни из-за этой вонючей сигареты, которую я должен выкурить каждый вечер, иначе я спать не буду спокойно? Она стоит моей вечности, она стоит лишения благодати Божией, она стоит того, чтобы я отпал от Бога и соединился с дьяволом? - Да не будет этого! Ненавижу её, потому что она меня от Бога отрывает! Потому что этот грех лишает меня вечной жизни, вечного рая, общения с любящим Богом. Не будет этого!
   Каждому человеку от рождения дана некая сила, энергия, она называется тимос (яростная сила), для того, чтобы мы гневались на грех, ненавидели зло, ненавидели бесов, и этой яростной силой отгоняли от себя прочь. Не буду, не хочу, ненавижу, прочь от меня этот грех! Но это возможно, когда мы понимаем, что он действительно для нас гибелен. А пока мы свою гадаринскую свинью бережём внутри души - не выявляем, храним, не говорим о ней, она будет в нас жить и процветать. Вот почему очень многие люди приходят на исповедь и говорят о своих грехах и тут же отходят и опять их совершают. Потому что нет ненависти к ним, и нет решимости никогда их больше не повторять.
   Вот сейчас мы подходим к теме исповеди. Каждая наша исповедь должна быть такой, как будто она последняя. Как будто завтра нам на Суд. Завтра нам на Суд пред Богом. И зная об этом, разве мы будем себя жалеть и что-то скрывать, когда завтра всё, что не исповедано Господь представит перед нашими глазами, за всё надо будет давать ответ? - Да ни в коей мере. Всё выложу! Когда мы идём в больницу к врачу, мы разве скрываем свои раны, скрываем симптомы своих болезней? - Наоборот. Мы говорим: вот посмотри, врач - это болит, это болит, от этого страдаю, сделай так, чтобы не болело, помоги, исцели. Таким же образом, когда мы идём к Богу, к священнику на исповедь, мы должны от всей своей души покаяться в этом грехе, выявить его, сказать о нём.
   Для многих мучительно каяться в своих постыдных грехах. Многие думают: а что обо мне подумает священник, а не изменится ли его отношение ко мне? А иные думают: ладно, вот этот грех я одному священнику, а другой грех другому (ну чтобы много одному не доставалось). Или я своему духовнику не скажу о грехе, который я недавно совершил, потому что мнение его обо мне испортится, а пойду-ка я лучше другому скажу… Это совершеннейшее заблуждение, дорогие мои.
   Ну, во-первых, существует тайна исповеди. На всё, что вы говорите священнику, он имеет право сказать: - я только свидетель, я буду свидетельствовать на Страшном Суде, что вы это сказали, что вы в этом покаялись. И всё.
   Второй момент. Если священник нарушает тайну исповеди, он может быть наказан вплоть до запрета в служении и извержения из сана. Неразглашение. Он не имеет права разглашать то, что услышал на исповеди.
   Третий момент. Я вам скажу из личного опыта четвертьвекового - тут же всё забывается. Потому что, если будешь помнить всё, кто и что тебе сказал, ты сойдёшь с ума :) . Это невозможно помнить. И не нужно! Главное - не нужно, абсолютно.
   В-четвёртых, священник тоже человек. Он тоже борим и дьяволом, и страстями, и так же борется, и так же побеждает их… И наоборот, когда священник видит, что его духовное чадо борется со грехом и переходит через свой стыд, и старается преодолеть его - он только больше такого человека уважает и радуется о том, что этот человек идёт вперёд в духовной жизни и преодолевает грех. Поэтому чем грех постыднее, чем больше не хочется о нём говорить, тем в первую очередь и надо выносить его на исповедь. В первую очередь его! Потому что нечистый дух делает всё, чтобы вы не сказали то, через что он имеет над вами власть.
   Это часто происходит на исповеди - приходит некий человек, стоит, как Зоя Космодемьянская на допросе, ни слова не говорит. Ну, в лучшем случае, «делом, словом, помышлением - утром, вечером и днём». Ну и что? А иные подходят и говорят: «Грешен, батюшка, грешен».
   Как-то приехал я на новое место служения, и приходят ко мне люди каяться, люди уже пожилые и повторяют одну эту фразу, видимо, как научили: «Грешен, батюшка, грешен»… Второй, третий… Я говорю: «Да я понимаю, что я грешен :), но вы то про себя расскажите…» Никто ничего не говорит… Или не знают, или не умеют, или не хотят… Ну а что толку? - Ведь это не некая магия… У некоторых православных христиан об исповеди представление как о некоей магии… Вот он подошёл, голову наклонил, священник на него епитрахиль возложил, чего-то там прочитал… всё, «грехов нет» :) … - Да как они были, так и остались! Ведь всё зависит от нашего внутреннего состояния. Как сказано: в чём покаешься, от чего отречёшься, то и будет прощено. Ну а если ты ни в чём не каешься, общие слова говоришь - ну что может быть тебе прощено? - Да ничего не будет прощено. Каким пришёл, таким и ушёл. Поэтому надо обязательно чётко говорить о своих грехах.
   Но, с другой стороны, не следует превращать исповедь в духовную беседу. Потому что для духовной беседы должно быть отдельное время, другая обстановка… На исповеди надо чётко называть грехи, например, осуждение ближнего, несдержанность с тёщей, неуважительное отношение к матери и так далее… Нужно чётко и конкретно называть свой грех. Многословия не нужно. Грех должен быть назван чётко и конкретно.
   И не нужно жалеть себя. Некоторые во время исповеди начинают оправдываться: я сделал это потому, что начальник злой, погода была плохая, правительство не те решения принимает - всё, что угодно - и получается, что вокруг все виноваты, кроме меня… Никакого самооправдания, дорогие мои! Исповедь - это не место для самооправдания. Исповедь - это место самообличения. Пусть на 90% виноваты окружающие люди - пусть они сами за себя отвечают перед Богом, если придут на исповедь - перед священником. Ты за себя отвечаешь. Вот, не сдержалась - да, разругалась - два, возгордилась - да. Не жалей себя. Не жалеешь себя - очень хорошо. Обличи себя, очисти свою душу от скверны. Это очень важно.
   И не нужно каяться двусмысленными выражениями. Некоторым так стыдно, что пытаются говорить обтекаемо, двусмысленно - вроде бы сказала, а вроде бы и не сказала - не так стыдно... А вроде бы и покаялась… А если священник не поймёт - не важно - я же говорила, это его проблемы :) … Дорогие мои, Бог прост. И от нас Он просит такой же простоты и конкретности. Не нужно лукавить. Это есть лукавство. Надо прямо и чётко говорить, обличая себя, не жалея себя - ещё раз говорю. И очень конкретно, и очень предметно, и очень чётко.
   Стыд, который ты перетерпишь на исповеди, пожжёт твой грех и поможет тебе больше не совершать его. Одно дело, когда один, перед иконами - в чём угодно покаешься, а когда приходишь к другому человеку рассказывать о грехах - вот тут уж конечно стыдно. Но, претерпев этот стыд, в следующий раз не совершишь греха… Стыдно должно быть совершать грех, а говорить о том, что ты сделал - это момент покаяния, который требует мужества. И он необходим. И вот если это будет, если наше сердце будет исполнено желания постоянной чистоты перед Богом, если исповедь будет такой, как будто бы она последняя - откровенной полной, достаточной - тогда, конечно, мы будем отходить от исповеди с большим облегчением. И мы будем чувствовать, что грех в нас ослабел.
   Да, может быть после первой исповеди грех не уйдёт… К примеру, вы пришли к стоматологу, и чтобы вам удалить зуб, надо сначала раскачать его… Подобное происходит и в душе - чтобы удалить какую-то страсть, которая укоренилась в нашей личности, вошло в наше сердце - она должна ослабеть. И от исповеди к исповеди, при употреблении нами усилий, она будет ослабевать, и будет иметь всё меньше и меньше силы над нами. А потом она удалится и исчезнет. Главное - чтобы мы её не хотели, и чтобы мы её ненавидели. Это очень важный момент. Существует чёткий закон духовной жизни - то, что мы не хотим, ненавидим - очень скоро исчезает, особенно из нашего характера. А то, к чему мы относимся лояльно, будет сохраняться долгое время.
   И всё-таки давайте внимательно рассмотрим вопрос - почему же человека так влечёт к греху? Мы вроде бы знаем, что грех - это тьма, удаление от Бога… Что же нас так к нему влечёт? - Ну, конечно же, грех приносит некое услаждение. Совершая греховное дело, мы услаждаемся этим переживанием, и оно даёт нам некое удовольствие и услаждение. Вот это услаждение привлекает человека.
   Но есть ещё одно объяснение этому. Чтобы не быть голословным, приведу высказывание известного нашего духовника Рафаила Карелина.
   «Если бы какой-нибудь психолог взял на себя труд изучить характер и поведение демона, то он бы пришел к выводу, что имеет дело с душевнобольным, который вмещает в себя все известные психопатологии заболевания. Он бы нашел в нем и манию величия, и параноидальные состояния, фобии, галлюцинации и т.д. Кажется, что демон больное существо, которое источает из себя вирусы душевных заболеваний. Это источник, из которого льется в мир безумие и метафизическая тьма. Что влечет человека к демону? Что он ищет в грехе?
   В своей жизни каждый из нас неоднократно убеждался в том, что в грехе нет ни радости, ни счастья, как состояния души, а только переживания душевной смерти прежде телесной смерти. Почему грех манит человека? Грех - это безумие, добровольное погашение сознания, уродство, потеря себя, погружение в состояние внутренней тьмы, потеря благодати, отпадение от Бога, душевный хаос, ощущение скверны, которая, как вода губку, пропитывает душу и тело. Это одна из загадок нашего бытия, что влечет нас к греху, что находят люди в сатанинских сектах, где жестокость и извращение принимают ритуальный характер.
   Нам кажется, что объяснение греха мы можем найти только в одном, что грех - это не изолированное действие человека, а условие демонообщения. Демон, - падший Ангел, который сохранил ангельскую силу, только направленную к злу; сохранил мощь своей природы; сохранил огромный, превышающий человеческое представление, потенциал сил и возможностей, и поэтому демонообщение дает человеку иллюзию познать через грех новые глубины бытия, воспринять демоническую энергию, стать подобным падшему духу в его мнимой свободе.
   По-нашему мнению, существует мистика греха, и человек стремится почерпнуть черную энергию из океана космического зла и войти в контакт, в союз, в завет с тем существом, который стал творцом греха и антиподом Бога. Для богообщения нужно непрестанное усилие, борьба со страстями и с первородным грехом. А для демонообщения не нужно ничего, кроме прыжка вниз. Поэтому, по-нашему мнению, присутствие в грехе демона, как живого существа, с которым мы входим в контакт, делает грех притягательным. Это демонообщение осуществляется в подсознании человека. Даже люди неверующие чувствуют, что во время таких грехов, как убийство, на них давит какая-то посторонняя сила. Но не только давит, она манит их совершить преступление.
   Шизофрения - это раздвоение личности, а в грехе происходит соединение двух: демона и человеческой души. Только в отличие от шизофрении сохраняется сознание своего поступка и добровольное согласие на грех. Даже при тирании демона это сознание не исчезает. В грехе заложено тайное желание осуществить единство с демоном, тайная любовь к демону, поэтому вечные муки - это вечное состояние демонообщения - единства, которое превратилось в вечную константу. Не сам по себе грех, а приближение через грех к сатане наполняет душу человека каким-то мутным восторгом и ожиданием каких-то новых емкостей бытия.
   Господь назвал демона лжецом и человекоубийцей. Демон лжет, как иллюзионист, обещая блаженство в грехе, а затем совершает дело человекоубийцы, погружая душу во мрак, как подобие смерти, лишая её Бога - источника жизни. И опять демон со своей черной энергией подходит к человеку, заманивает его в поле своих иллюзий, и опять делает человека подобием трупа. И странное дело, человек вместо того, чтобы отшатнуться от греха, как от огня, уже опалившего его, ищет снова счастья в новых глубинах греха, в новых степенях демонообщения, и опять становится живым трупом» [3].
   «Если грех входит в привычку и становится для человека источником удовольствия, то в естестве грешника постепенно происходит перерождение благодатных природных свойств, употребляемых отныне лишь для получения греховных услаждений. <…> Преподобный Исаак Сирин говоря о страстях, указывал, что грешник подобен псу, который лижет пилу и пьянеет от вкуса собственной крови» [4].
   Здесь очень чётко и тонко архимандрит показал метафизическую привлекательность греха. А именно греха как демонообщения. Мы с вами уже в начале нашей беседы говорили о том, что душа человеческая не выносит пустоты. Человек создан так, что он должен стать жилищем духа. Святого Духа. А если не бывает жилищем Святого Духа, то он будет жилищем духа нечистого.
   Что даёт тщательное исполнение заповедей Господних? - Вот когда человек начинает тщательно исполнять заповеди Господни, он убеждается в том, что… сам он исполнить их не может. Не может. Нет у него сил их исполнить. Ему нужен Спаситель, ему нужен Христос, который поможет ему эти заповеди исполнить. В сознании русского народа это выразилось в пословице: «Без Бога ни до порога». Совершенно чётко. Никуда без Бога. Невозможно. И мы начинаем понимать, что только уцепившись за полу Христа мы можем идти по жизни без греха, идти в свете, идти к добру и быть с Ним. Нам нужен Спаситель.
   Пока человек этого не понимает - он горд - я сам… я и сам могу… я сам сделаю… я сам добьюсь… Ну что ж - отвечает Господь - добивайся. И вот когда благодать Божия отходит от человека за его самость, самолюбие, гордость - вдруг человек видит, что ни на что доброе не способен. Нет у него сил делать добро. И тогда он понимает, что нужен Тот, кто поможет делать добро, что нужен Спаситель, что сам он не может спастись. И вот это опытное понимание необходимости Спасителя, постоянного Его присутствия, оно и влечёт человека к постоянной молитве и постоянному покаянию, чтобы Дух Святой был всегда рядом с тобой.
   Говоря об актуальных грехах современности, мы уже упомянули блудный грех, к которому у нас должно выработаться очень жёсткое и чёткое отношение. Потому что через сладострастие, через желание вот этой сладкой страсти душа человеческая открывается для бесообщения и Дух Святой отходит от человека. Не может Он содержаться в нечистом теле. Такой человек страшно воняет грязью духовной и Ангел-Хранитель от него отходит.
   Ещё один страшный грех - грех гордости. Все мы люди гордые, тщеславные, самолюбивые, и это неудивительно. Мы с вами на этом и воспитаны. Ну вспомните школу: «человек - это звучит гордо», гордый сокол, гордый буревестник, и вообще, гордость - это здорово. Иногда говорят «гордость за свою страну». Возникает вопрос: в Православии гордость - это грех, а почему свое страной гордиться - это плохо? Это же хорошо… Но мы должны понимать, что в гордости содержится не только возвышение себя, но и обязательно унижение других. Если я высокий, умный и красивый, значит ты низкий, глупый и толстый. Ну а как же иначе? А если и ты высокий и красивый, то чем же я тебя лучше? Я же должен быть лучше, иначе не интересно. В чём-то я же должен быть лучше других… Всем хочется быть лучше других. Даже во зле. Вспоминает человек свою прежнюю жизнь, о грехах говорит, и вдруг, я смотрю, человек в раж впадает. Уж я таким блудником был, я таким был пьяницей - и хвастаться начинает... Никому неохота быть мелким бесом. Вот если был бесом, то большим :) , здоровым, сильным, князем… Вроде бы плакать надо в три ручья, обливаться слезами: да, вот это делал, в грязи валялся… Но не в мелкой грязи, а по шею! Все-то по колено, а я-то по шею :)
   Вот эта гордость заложена в нас, заложена нашим воспитанием. И это страшная штука. А ещё страшнее духовная гордость. О ней Феофан Затворник писал так: «Сам дрянь дрянью, а всё твердит: несмь якоже прочии человецы». То есть не такой, как прочие. Вот, дорогие мои, надо внимательно смотреть в своё сердце, потому что духовная гордость, желание быть выше других присуще нам всем.
   Почему современный человек готов пожалеть убогого и бедного? Мы пьяницу готовы пожалеть, бомжа какого-то пожалеть готовы, даже что-то подать ему, но когда мы встречаем человека успешного, особенно в том роде деятельности, которым сами занимаемся - нам как-то неприятно. Вот я вхожу в Союз писателей России, в его правление и бываю у поэтов. И вот, выступает какой-нибудь поэт, читает стихи, и если стихи у него хорошие, то у других поэтов лица мрачнее тучи становятся. (Ну почему его хвалят? Я то гораздо лучший поэт, чем он). Ну неприятно, когда хвалят человека, который менее талантлив, чем я в моём присутствии :)
   И так бывает буквально во всём. И в нашей специальности, в которой мы считаем себя продвинутыми и успешными. Нам неприятно, когда при нас открыто хвалят других людей. О чём это говорит? - О том, что мы тщеславны и горды. И как только поймали себя на этом, сразу же - «Господи, даруй мне покаяние, даруй мне видение моих грехов, даруй мне не осуждать другого».
   Зависть. Страшный грех зависть. Ну разве мне плохо от того, что другому хорошо? Разве мне от этого хуже: что другому премию дали, что другого заметили, а меня не заметили? Бывает, люди даже зеленеют от зависти. Мало того, что зеленеют, они могут ночами не спать, в депрессии впадать: почему на работе этого отметили, а меня не отметили, почему ему премию дали, а мне не дали. И всё… и мир душевный потерян на долгое время, человек переживает, страдает… От чего страдает? - Да от своей самости. Об этом апостол Иаков говорит совершенно ясно: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» Иак.1:13. Если есть во мне страсть гордости, если есть во мне страсть зависти, я вижу, что другого отличают - я буду очень переживать - вот искушение какое! Да нет искушения, это то что во мне есть наружу попёрло. Вот моя самость. Вот она и заговорила… И вот к ней надо относиться беспощадно. Беспощадно! Ни в коем случае нельзя себя жалеть, а наоборот, когда увидишь это в себе, сказать: вот какой я есть. Прости меня, Господи. Избави меня от этой страсти. Даруй мне смирение. Даруй мне терпение. И вот в таком случае, наоборот, благодарить Бога, за то, что Он показал, что в нас есть на самом деле. И обязательно с этим бороться. Ни в коем разе не сохранять и не культивировать.
   Ещё раз повторюсь, корень многих грехов - наша самость. Это и гордость, это и самолюбие, это и саможаление… Это обязательно и тщеславие и самонадеяние, которое проистекает от гордости, когда я сам надеюсь на свои силы. Всё это можно обозначить одним ёмким словом - самость. Она очень сильна в современном человеке <…> И пока он от неё не отделается, благодать Божия в нём жить не сможет.
   Многие удивляются тому, что у современного человека нет тех даров Святого Духа, которые были у Святых Отцов. Почему нет непрестанной Иисусовой молитвы, почему нет такого внутреннего состояния любви, мира, покоя? - Да самость и гордость анша не даёт нам это обрести. Не может Дух Святой жить там, где есть эти качества. А по мере очищения нашего сердце, по мере освобождения от греховного зла, в нас всё больше становится присутствия Святого Духа, и мир и любовь всё больше посещают наше сердце. Но для этого необходим труд - постоянный, каждодневный, упорный.
   Я вспоминаю, когда я однажды был у старца Николая Гурьянова на острове Залит, он мне сказал такие слова, которые я часто повторяю, и которые могли бы стать девизом не только моей жизни, но и жизни других людей. Он сказал не много, но очень чётко: «Запомни, отец Алексий, ты не лучше других людей и не хуже. Ты такой, как все». Такой, как все! Если я такой, как все - чем мне гордиться? - Во-первых, мне гордиться нечем, а во-вторых, мне и в печаль и в уныние не из-за чего входить… Ну да, совершил я грех, но я обращаюсь к Господу: - да, вот такой я есть, помоги мне. А пока я такой есть - я и буду продолжать это делать - что от меня ещё ждать? Подыми меня, исправь меня, прости меня. Я хочу быть другим, но пока я такой…
   Вот здесь и смирение появляется - что ежели мы такие, как все, не хуже и не лучше - то и печалиться не стоит и гордиться нечем. Может быть, вы читали книгу архимандрита Софрония (Сахарова) «Старец Силуан Афонский» , если не читали, обязательно прочтите. Это интереснейшая история о том, как подвижник прошлого века старец Силуан Афонский (Семён Иванович Антонов 1866-1938) приехал на Афон полный сил, энергии и в течение полугода бесы не давали ему спать. Он вообще не спал. Бесы являлись, устрашали его, он не мог заснуть. Когда он молился, бесы исчезали, а только заканчивал молитву - они опять тут как тут. Представляете силу организма - полгода вообще не спать… Наконец, не выдержал, взмолился Господу: не могу больше, нет у меня сил… И тогда всё исчезло. Сперва он сам боролся, своими силами - подвизался, молился, а когда понял, что не может больше, и взмолился Господу - всё исчезло. И Господь сказал ему: «Держи ум твой во аде, и не отчаивайся» [5].
   Давайте разберём эти слова - очень глубокие. «Держи ум твой во аде, и не отчаивайся» - что это значит? - Это значит, что по своим грехам и делам ты достоин ада, но Господь в своей любви спасёт тебя. Поэтому отчаиваться не надо. Господь тебя спасёт, не смотря на всё твоё недостоинство. Главное - прилепляйся к Нему, держись за Него, иди к Нему. Вот дорогие мои, это совет, обращённый ко всякому из нас. Согрешил - тут же кайся. Тут же, на месте. А потом, вечером на вечерней молитве вспомни. Крупные грехи запиши обязательно - и на исповедь. Всё время держи сердце своё чистым, свободным от греха, незамутнённым. - и тогда благодать Святого Духа и мир будут находиться в твоей душе. И тогда твоё покаяние, твоя исповедь от раза к разу будут глубже, страсти будут всё меньше и меньше, и силы Божией в тебе будет всё больше и больше.



[1] Дневники Святого праведного Иоанна Кронштадтского. Часть 4. Глава 1.
[2] Молитва Господня. Отче наш.
[3] Архимандрит Рафаил Карелин. «Демон и патопсихология»
[4] Амбулаторный антинаркотический центр «Воскресение» при Санкт-Петербургской епархии. «Гармонизация знаний христианской и психологической антропологий».
[5] Архимандрит Софроний (Сахаров). «Старец Силуан Афонский». Часть первая. Жизнь и учения старца Силуана. Глава XI . «Держи ум твой во аде, и не отчаивайся»

<<< Часть 1

психология, лекции, религия, иерей Алексий Мороз, Православие, Николай Гурьянов, покаяние

Previous post Next post
Up