Бог. Часть 2. Творение мира и человека. Назначение человека.

Feb 10, 2013 06:56

     Видеозапись и текст второй части лекции гранд-доктора психологии, кандидата педагогических наук, иерея Алексия Мороза «Бог (понятие, свойства, Божественные энергии, непознаваемость). Творение мира и человека. Назначение человека. Богоподобие. Наречение имен животному миру».
     Во второй части лекции речь пойдёт о творении мира и человека и о назначении человека. Лекция прочитана в рамках лектория «Духовно-нравственное образование».

Другие лекции о. Алексия:
Бог: ч.1, ч.3.
Ангельский мир. Причины создания и назначение.
Демонический мир и его воздействие на человека.
Человек: ч.1, ч.2, ч.3.
История происхождения религий. Церковь: ч.1, ч.2, ч.3.
Заповеди Моисеевы (десятисловие). Заповеди Блаженств. Церковные таинства: ч.1, ч.2, ч.3. ч.4, ч.5, ч.6.
Семья: ч.1, ч.2, ч.3. Дети: ч.1, ч.2, ч.3.
Православная теория личности: ч.1, ч.2.
Страсти, их сущность и пути преодоления: ч.1, ч.2, ч.3.
Болезни и их происхождение. Пути преодоления: ч.1, ч.2, ч.3.
Связь грехов, страстей и болезней: ч.1, ч.2, ч.3.
Покаяние, его сущность. Основные грехи современности: ч.1, ч.2.
Святитель Игнатий Брянчанинов. "О прелести": ч.1, ч.2.
Аскетика, молитва (суть и разновидности). Иисусова молитва: ч.1, ч.2.
О спасении в миру: св. Игнатий Брянчанинов; св. Феофан Затворник.
Масонство и глобализм: ч.1, ч.2.



Текст лекции

Давайте поговорим о единстве Бога и тайне Святой Троицы. Это очень важный и трудно понимаемый многими богословский догмат. Понимание того, что Бог един, уже есть в Ветхом Завете: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая» Втор.6:4-7. Эти слова из закона Моисеева цитируется Христом как первая и самая главная из всех заповедей: «и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь!» Мар.12:30. Недаром и православный Символ веры начинается со слов: «Верую во единого Бога …» [1]. Это взято изречение апостола Павла: «…нет иного Бога, кроме Единого» 1Кор.8:4.

После грехопадения - первого в мире греха совершенного Адамом и Евой и до пришествия на землю Христа, человек, даже почитая истинного единого Бога, в то же самое время не знал правды о Его троичности. Это тайна, о которой до Рождества Христова смутно догадывались некоторые древние праведники, стала известна человеку только в евангельский век. К этому знанию человек продвигался постепенно.


Вначале Господь Бог Израилев открыл людям тайну Своего Имени. «И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам. И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род» Исх.3:13. «Божье имя Ягве означает: «Я ЕСТЬ, КТО Я ЕСТЬ», или: «Я ЕСТЬ, ЧТО Я ЕСТЬ», или: «Я БУДУ ТЕМ, ЧЕМ Я БУДУ», или просто: «СУЩИЙ». Он есть Единственный Истинный и Живой Бог» [2]. А что значит «Сущий»? - Существующий. То есть единственно существующий. Глубокий смысл. Мы знаем, что единственно существующий изначально - это Бог, который Сам из Себя творит всё окружающее, поэтому он единственно по-настоящему существующий, а все мы живём Им и в Нём. Бог, «…Который верен Своим людям, открывает им Своё Божественное и Святое Слово и даёт им Своего Божественного и Святого Духа. В Библии Его называют «Адонаи» («Господь»), а имя «Ягве» никогда не произносилось людьми из-за его страшной и внушающей трепет святости» [2]. Ну и вообще, мы точно и не знаем как звучало это имя в Ветхом Завете. Это имя знал только первосвященник, который перед смертью тайным образом передавал его будущему первосвященнику. А когда уже стал записываться Ветхий Завет, тогда уже стали писать и это имя. Но это имя писалось без огласовки, писались только согласные, где были гласные - там ставились точки, а гласные передавались тайно. Поэтому несведущий человек не мог прочесть имени Божия, он не знал, какие там должны быть гласные. В настоящее время считается что это слово произносится как «Ягве». Насколько это соответствует истине, мы не знаем, но вполне возможно, что это было и так. В Ветхом Завете употребляются и другие имена:
- «Господь сил» Пс.23:10, Пс.45:8, Пс.45:12;
- «Саваоф» 2Цар.7:26, Саваоф означает "Господь воинств" или "Господь сил".

«Писания и опыт святых Ветхого и Нового Завета учат, что Ягве обладает абсолютной Святостью, Он совершенно отличен и не похож ни на что существующее («святой» - буквально означает «совершенно отделённый», «иной»)» [2]. И, действительно, Бог не похож ни на что существующее, потому что Он создал всё существующее. «И по православному библейскому учению, даже утверждение: «Бог существует» - должно сопровождаться пояснением, что Он настолько уникален и настолько совершенен, что Его существование не может быть сравнимо ни с чьим другим. В этом смысле Он - «превыше существования», «превыше бытия». И Единство Божье не есть отражение математического или философского понятия о единице, так же как и Его жизнь - Доброта, Премудрость, все Силы и Добродетели - не есть отражение даже самой великой идеи, какая только может возникнуть у человека» [2].



Бог един в трёх лицах - это есть великая внутренняя тайна Божества, которую люди своим ограниченным умом не могут постигнуть, но в которую они должны веровать по непреложному свидетельству Слова Божия: «…Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» 1Кор.2:11. Хотя все три лица Святой Троицы, или ипостаси суть равного божественного достоинства, но между ними есть различия. «Бог Отец не рождается и не исходит от другого лица; Сын Божий предвечно рождается от Отца; Дух Святой предвечно исходит от Отца» [3]. В этом соотличные свойства, принадлежащие каждому лицу Пресвятой Троицы. Во всех же трёх ипостасях един триипостасный Бог. Для лучшего понимания этого догмата приведём сравнение. Когда ярко светит солнце - посмотрите на него. Мы видим огромный раскалённый диск. От этого диска исходят лучи, которые нам несут свет. От этих лучей одновременно исходит тепло, которое нас согревает. Можно ли говорить о солнце без света или без тепла? А можно ли говорить о существовании света и тепла без солнечного диска? - Нет. Но одновременно нельзя сказать, что свет - это солнечный диск, или что тепло - это свет. Это разные виды энергии, но они происходят из одного источника. Так и Бога Отца можно сравнить с солнечным диском, Бога Слова Иисусу Христа - со светом, а Духа Святого - с теплом. Это то примерное сравнение, которое мы можем применить к Святой Троице. Почему мы не можем понять глубже? Потому что, чтобы понять Бога, надо иметь те чувства, те переживания, которые есть у Бога. Они человеку не понятны. Как пишет апостол Павел: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке ([только] не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» 2Кор.12:2-4. Что значит «неизреченные», т.е. не понимаемые человеком? - То что мы можем понять только то, в чём мы имеем какой-то соответствующий опыт. Ну например: как мы сможем объяснить слепому как прекрасен цветок, как прекрасно голубое море? Он ничего не видел. Или что такое красный цвет, жёлтый, зелёный… Мы можем подойти к пианино, нажать на до и сказать, что до - это чёрный цвет, ре - зелёный, а ми - это голубой… Ну чтобы хоть какие-то у него представления образовались… То есть, есть вещи, которые вне зоны нашего понимания. То же самое можно говорить, когда мы пытаемся объяснить догмат о Святой Троице. Мы можем знать об этом только то, что Бог нам сказал. А рассуждать, делать выводы, что-то оспаривать абсолютно бесполезно.
Как мы можем узнать больше о Боге? - Знать больше становится возможным тогда, когда человек, очищая себя покаянием, исповедью, развивая в себе добродетели, становится жилищем Святого Духа. И чем больше Святой Дух вселяется в человека, тем больше человек может познавать Бога, когда Откровение Божие будет у него внутри. Ещё раз подчёркиваем, что «Троица - это не три бога, но один Бог в трех Ипостасях, то есть в трех самостоятельных персональных (личностных) существованиях. Это тот единственный случай, когда 1=3 и 3=1. То, что было бы абсурдом для математики и логики, является краеугольным камнем веры. Христианин приобщается к тайне Троицы не через логизирование, а через покаяние, то есть всецелое изменение и обновление ума, сердца, чувств и всего нашего существа (греческое слово «покаяние» - metanoia буквально означает «перемена ума»). Невозможно приобщиться к Троице, пока ум не сделается просветленным и преображенным» [4]. Когда человек приносит покаяние, переживает метанойю, меняет свой ум, становится жилищем Святого Духа, начинает жить жизнью любви, вот тогда, через внутреннее своё он может начинать познавать Бога.
     Надо ещё раз подчеркнуть, что «Учение о Троице не является изобретением богословов - это богооткровенная истина <…> Только после пришествия Христа Бог открылся людям как Троица. Древние евреи свято хранили веру в единого Бога, и они были бы не способны понять идею троичности Божества, потому что такая идея воспринималась бы ими однозначно как троебожие. В эпоху, когда в мире безраздельно господствовал политеизм, тайна Троицы была сокрыта от человеческих взоров, она была как бы спрятана в самой глубинной сердцевине истины о единстве Божества» [4].

«Бог есть любовь» 1Иоан.4:8, 1Иоан.4:16. Жизнь и взаимообщение лиц Святой Троицы - Отца, Сына и Святого Духа - есть единство такой неразрывной, нераздельной, внутренней, непротиворечивой взаимной любви. Это очень важный для нас момент. Вот именно любовь, как поле бытия, как сущность Бога, она необходима всякому человеку, который хочет идти за Богом. Недаром во многих местах звучит это слово. Иоанн Богослов повторяет: «… любите друг друга …» Иоан.13:34, Иоан.15:12, Иоан.15:17. Действительно, когда в человеке начинает жить Бог, в человеке начинают проявляться божественные качества любви. И в этом качестве любви разрушаются все перегородки: и расовые, и половые, и любые другие. «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» 1Кор.13:4-7. Действительно, когда человек имеет любовь - он христианин. Когда он этой любви не имеет - он может называться христианином, но таковым, по существу, не является. Почему? - Потому что, если мы говорим о том, что Бог есть любовь, что Он создал мир для любви и человека для счастья, и мы хотим быть с Богом и Бог живёт в нас, то обязательно в нас должна появляться любовь. А если в нас проявляется сварливость, злоречивость, недовольство, гордость, тщеславие, но при этом умение покрывать любовью, умение терпеть, прощать - эти свойства отсутствуют, то мы не можем говорить, что мы верим в Бога, и что, действительно, Бог живёт в нас. Мы от него ещё очень и очень далеки. Почему старцы, святые люди буквально светятся энергией любви и дарят её людям? Почему преподобный Серафим Саровский, когда встречал приходящих к нему людей, говорил: «радость моя»? - Потому что он видел образ Божий в человеке, потому что в нём жил Святой Дух, и он действительно радовался, видя этот образ Божий, и отдавал человеку свою любовь, желая ему добра, желая ему счастья, желая ему спасения во Христе. Вот этого состояния и должен стремиться достигнуть каждый христианин.

«Иисус Христос мог называть Бога «Отцом», ибо Он - единородный Сын Божий; христиане могут называть Бога «Отцом», ибо через Христа они получают Святого Духа и сами делаются детьми Божьими.Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, Который родился от женщины, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа. (Гал. 4.4-7).
     И теперь мы молимся во время Божественной Литургии:
     И сподоби нас (позволь нам), Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе, небесного Бога Отца, и глаголати: Отче наш, Иже еси на небесех…
     Размышляя над откровением Бога н жизни народа Ветхого Завета и в жизни Церкви Нового Завета, ясно видно, что Бог есть Любовь, и что во всех Его действиях в мире Бог Отец через Иисуса Христа и Святого Духа являет Своё Существо как Любовь.Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога; и всякий любящий рождён от Бога и знает Бога. Кто не любит тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши… И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в неё. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём. (1 Ин. 4.7-10, 16)…Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. (Рим. 5.5)» [2].
     «Промысл Божий есть непрестанное действие Всемогущества, Премудрости и Благости Божиих, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям» [3]. Сам Господь Иисус Христос говорит: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» Матф.6:26. В этом изречении виден как общий промысел Божий о твари, так и, в особенности, о человеке. Промысел Божий бывает естественный, который можно назвать «законами природы», через который выражается воля Божия, и сверхъестественный, или чудеса, как способы воздействия Бога на человека.
     У многих возникают такие вопросы: «Почему, если Бог благ, почему, если Он промышляет о мире, Он есть любовь, столько скорбей и несчастий существует в нашем мире? Почему, если мы с вами посмотрим вокруг, мы редко увидим, а может быть и совсем не увидим, полностью счастливого человека, постоянно радостного, весёлого, у которого в жизни не случалось никаких скорбей? Почему?..» Давайте поразмышляем над этим вопросом. Ну и для контекста размышления я хочу рассказать вам притчу: «Жители одного селения как-то собрались вместе в поле, подняли головы свои к небу и стали кричать: - Господи, если Ты есть, почему вокруг разбои, воровство, обман, ложь, клевета, болезни?! Как Ты это допускаешь?! Почему это происходит?! - И вдруг, с неба раздался глас: - А Я вас заставляю это делать? - Нет, - ответили люди. - А Я вас учу этому? - Нет. - А чему Я вас учу? - Совершенно другому. - А кто это делает? - Мы сами. - Так что вы хотите? - спросил Господь». Каждому человеку (кам мы с вами будем говорить дальше, говоря о человеке и о его свойствах, об его образе, образе Божием в нём) свойственна свобода. Нравственная свобода. Человек может или принять Бога, или отринуть Его. Или принять Его заповеди и жить по ним, или отринуть эти заповеди и жить по греховному велению своих страстей, или по наущению дьявола.
     Так вот, мы знаем, что в этом мире действуют три воли:
- воля Божия, всегда благая и призывающая людей к счастью;
- воля дьявольская, старающаяся разрушить этот мир и уничтожить человека;
- воля человеческая, которая может сливаться с волей Божией, или с волей демонической.
И человек выбирает всегда сам. Мы ответственны за прожитую жизнь. Как мы эту жизнь проживём - мы за это ответим на Страшном суде. Жизнь - это тот талант, который дан Богом каждому человеку. В евангельской притче говорится: «…человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал [его] в землю и скрыл серебро господина своего» Матф.25:14-18. Что значит «зарыть талант в землю? - Зарыть талант жизни, время жизни, которое нам дано. Потратить свою жизнь на пустые страсти в погоне за удовольствиями, в погоне за гедонистическими развлечениями, заполнить жизнь пустотой. Обременить свою жизнь страстями, грехами, греховными привычками - это значит зарыть в землю, уничтожить талант своей жизни. А приумножить - это значит развить в себе добродетели. Во многом уподобиться Богу, Его образу, о котором мы с вами будем сейчас говорить. То есть прийти к тому, для чего и создал Бог человека. Но, опять же, каждый выбирает сам. Бог хочет, чтобы человек сознательно выбрал Его, сознательно выбрал путь добра и истины и шёл этим путём. Сказано: «широки врата и пространен путь, ведущие вв погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» Матф.7:13. В другом месте говорится: «ибо много званых, а мало избранных» Матф.22:14. То есть Бог всех зовёт, каждого человека призывает, но откликнуться, пойти за Ним - зависит от выбора человека. Вы можете это принять или отвергнуть и пойти совсем другим путём. И вот когда человек не принимает этого, идёт другим путём - вот тогда и начинаются беды, скорби, болезни, поломанные жизни, порушенные судьбы… Что есть заповеди Божии? - Заповеди Божии - это законы духовной жизни. Бог говорит человеку: - Милый, дорогой человек! Мир создан вот по таким законам. Мир устроен так. Нравится тебе, не нравится - мир так устроен. Хочешь быть счастливым? Хочешь приносить радость другим людям? Руководствуйся этими законами. Но человек может сказать: - Нет! Не верю. Не хочу. Буду жить по-своему. - Живи по-своему. Но, когда проходит эта земная жизнь, когда после смерти человек предстаёт на суд Божий, вот тогда и проявляется всё, что он собрал в своём сердце. Доброе и злое. Всё, что мы здесь собрали в себе - как наши добродетели, так и наши страсти - они не только не исчезают, но они многократно усиливаются. И тогда человек либо пребывает в океане любви и своих добродетелей, или горит в жутком огне своих страстей, которые причиняют ему неизмеримые страдания. Это всё зависит от самого человека. Бог всегда благ, Бог всегда любовь, Бог всегда призывает, а уже выбор остаётся всегда за сами человеком.

Человек был создан Богом в последний день творения. Его создание, в отличие от сотворения всякой другой твари, предшествовал совет [5] Святой Троицы. «Бог во Святой Троице сказал: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию…" (Быт.1,26)» [3]. «…да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» Быт.1:26. Человек был создан как венец всей тварной природы и наделён божественным духом, приобщающим его естество к невидимому духовному миру. «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» Быт.2:7. Дыхание жизни, согласно толкованию Святых Отцов означает, что Бог дал Своему созданию «дух свободный, разумный, живой и бессмертный, по образу и подобию Своему» [6]. Бог образует дух человека и создаёт индивидуальную его душу. Имя «дух» определяет подобие человека - будучи подобен Божественному Духу. Этим отличается человек от всех остальных живых тварей. «Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями» Пс.8:6-9. И дал Бог первому человеку имя Адам, что по одной из этимологических версий означает «взятый из земли» или «сотворённый из праха земного». Когда, по повелению Божию Адам дал именам всем зверям и птицам небесным, то оказалось, что среди них нет никого, кто мог бы стать другом человеку, равным ему. «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» Быт.2:18. «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» Быт.2:21-23. На Востоке до сих пор существует такая пословица: «Ты мне близок как моё ребро». Что это означает? Ребро означает сущность человека. Так вот, когда Господь навёл таинственный сон на Адама, Он взял часть его сущности, и из этой сущности и создал женщину - Еву. Недаром на древнееврейском языке «муж» звучит как «ишш», а жена звучит как «ишша», то есть производное от мужа, что указывает на то, что они вместе созданы и являются едиными. А отсюда мужчина и женщина представляются некими половинками единого целого. И только соединившись в одно целое, они образуют единое гармоническое существо, которое и называется семьёй. И отсюда такое тяготение полов друг к другу.

[1] Символ веры.
[2] Протоиерей Фома Хопко. «Основы Православия». Часть 1.
[3] Святитель Филарет (Дроздов). «Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Часть первая. О вере. О Символе веры вообще и о его происхождении».
[4] Тайна Троицы.
[5] Священник Даниил Сысоев. «Простыми словами о тайне Святой Троицы»
[6] Протоиерей Серафим Слободской. «Закон Божий. Как Бог сотворил первых людей»

Источник: Русская Народная Линия

<<< Часть 1                                                                  Часть 3 >>>

лекции, религия, Бог, иерей Алексий Мороз, Православие

Previous post Next post
Up