Православная теория личности. Часть 1.

Mar 01, 2013 22:14

   Видеозапись и текст первой части лекции «Православная теория личности» гранд-доктора психологии, кандидата педагогических наук, иерея Алексия Мороза, прочитанной в рамках лектория "Духовно-нравственное образование".
   Тема первой части лекции: «Как появляется душа в новорожденном. Теория традуционизма и креационизма. Православная теория личности. Определение личности и духовной личности. Модель личности. Воздействие ангельского мира. Воздействие демонического мира на подсознание, разум, волю и чувства человека»

Другие лекции о. Алексия:
Бог: ч.1, ч.2, ч.3.
Ангельский мир. Причины создания и назначение.
Демонический мир и его воздействие на человека.
Человек: ч.1, ч.2, ч.3.
История происхождения религий. Церковь: ч.1, ч.2, ч.3.
Заповеди Моисеевы (десятисловие). Заповеди Блаженств. Церковные таинства: ч.1, ч.2, ч.3. ч.4, ч.5, ч.6.
Семья: ч.1, ч.2, ч.3. Дети: ч.1, ч.2, ч.3.
Православная теория личности: ч.2.
Страсти, их сущность и пути преодоления: ч.1, ч.2, ч.3.
Болезни и их происхождение. Пути преодоления: ч.1, ч.2, ч.3.
Связь грехов, страстей и болезней: ч.1, ч.2, ч.3.
Покаяние, его сущность. Основные грехи современности: ч.1, ч.2.
Святитель Игнатий Брянчанинов. "О прелести": ч.1, ч.2.
Аскетика, молитва (суть и разновидности). Иисусова молитва: ч.1, ч.2.
О спасении в миру: св. Игнатий Брянчанинов; св. Феофан Затворник.
Масонство и глобализм: ч.1, ч.2.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Текст лекции

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» Быт.1:27-28.

«Адам жил сто тридцать лет и родил [сына] по подобию своему по образу своему, и нарек ему имя: Сиф» Быт.5:3.

Заметьте, Бог создаёт человека по своему образу, а уже Адам рождает сына по образу своему и по подобию своему. «Адам прибавил к нему нечто свое, то есть грехи /христ.: Варнава (Беляев). 1995, с.57/» [1]. Это указывает на то, что продолжение рода во всей полноте передано Богом человеку.

«Уже в IV веке Григорий Нисский обозревает множество гипотез о происхождении души: "Одни утверждают, что души ниспосылаются в тела с неба; другие - что они приходят в бытие вместе с телом, творимые Богом; третьи, признавая, что человек создан по образу Божию, думают, что души происходят путем обыкновенного рождения; иные полагают, что душа рождается от взаимодействия двух сторон - мужчины и женщины, подобно тому, как искра является от удара камня о железо" /см.: Ч. 1: Мартынов. 1886, с.188/. Последняя идея принадлежит языческому простонародному сознанию, и Григорий Нисский на нем практически не останавливается. Остальные гипотезы, перечисленные Григорием Нисским, имеют, по крайней мере, два аспекта. Первый - временной: начало происхождения души (обычно сравниваемое с началом и развитием тела). Второй - сущностный: способ происхождения души.
   Начало происхождения души имеет три основных варианта: 1) душа появляется после образования тела (с различием в конкретных сроках когда именно это происходит), 2) душа и тело одновременны - без какого-либо перевеса во времени образования либо души, либо тела, 3) душа образуется раньше тела (идея предсуществования души)» [2].

   Идея о предсуществовании души была выдвинута Оригеном и была осуждена на ряде поместных и Вселенском Соборе и поэтому она, по мнению Церкви, является ложной, еретической и вследствие этого нами не будет рассматриваться во всей своей полноте.
   «Иногда в христианстве встречается мысль об образовании души после тела:
- "душа творится вместе с телом, но не так, чтобы с самым семенем, из которого образуется тело, и она получила бытие, но что, по воле творца, она тотчас же является в теле по его образовании" /христ.: Феодорит Киррский. 1844, с.221/; обосновывается это премудростью Бога: "сотворив душу бессмертною, а тело смертным, Он дал ему преимущество по времени творения, дабы душа не возносилась слишком пред телом..." /там же, с.223/;
- душе невозможно получить бытие и родиться без совершенного образования тела с членами его /христ.: Исаак Сирин. 1829, с.12/;
<…>
   На подобные мысли могли наводить житейские наблюдения за ростом и созреванием плода внутри матери - например, с определенного месяца жизни ребенок начинает проявлять заметную двигательную активность и реагировать на внешние раздражения, а до этого времени - нет» [2].
   К мнению том, что душа появляется вместе с телом, склоняются большинство Святых Отцов.
«- "душа не прежде, чем тело в его сущности, ни тело в своем образовании не прежде, чем душа, но оба происходят зараз" /христ.: Ириней Лионский. 1996, с.546/;
- "душа проста, разумна и бессмертна, однакоже не прежде тела приходит в бытие" /христ.: Феодорит Кирский. Ч. 6. 1859, с.36/.
- "тело и душа сотворены в одно время, а не так, как пустословил Ориген, что одна прежде, а другое потом" /христ.: Иоанн Дамаскин. 1992, с.79-80/;
- Григорий Нисский: "ни душа не существует прежде тела, ни тело не образуется прежде душ; но современно являются в жизни" /см.: Кашменский. Ч. 1. 1860, с.154-155/; он же: "начало состава души и тела одно и тоже..." /Григорий Нисский. О душе... 1862, с.297/; при этом: "соразмерно телесной величине высказывается и душевная сила..." /там же, с.298/;
- древнехристианский писатель Луций Лактанций: "тело и душа родятся вместе" /христ.: Лактанций Луций. 1848, с.117/;
- Анастасий Синаит: "Когда происходит зачатие человека, то в материнской утробе сочетаются душа и тело в неизреченном и необъяснимом, двояком и обоюдосуществующем соединении и слиянии. И ни тело не образовывается и не устрояется раньше, чем душа, ни душа не упреждает тело и не предсуществует ему" /Анастасий Синаит. 1999, № 1(19), с.80/» [2].
   «Сегодня это уже бесспорно установленный научный факт: человеческая жизнь начинается в тот самый момент, когда встречаются и соединяются две половые клетки: мужская и женская, и в результате этого соединения образуется одна клетка. И вот, в этой одной микроскопически маленькой клеточке заложено уже все будущее человека: его пол, группа крови, даже цвет глаз и волос - все это в данной клеточке есть и в дальнейшем будет только развиваться и выявляться. Все, что необходимо для образования из этой маленькой клеточки взрослого человека - это пища, кислород и время. Это - все. Каждая такая клеточка - зародыш есть уже уникальный и неповторимый человек. Другого такого еще никогда не было в мировой истории; и сколько бы веков или тысячелетий эта история еще ни продолжалась - другого такого уже никогда не будет» [3].
   Вышеизложенная теория, по нашему мнению, является наиболее обоснованной и приемлемой, поэтому и будем придерживаться её при наших дальнейших исследованиях. То есть душа зарождается одновременно с телом.

«Теперь перейдем к анализу способа происхождения души. На это есть две основные точки зрения: традуционизм и креационизм.
   Согласно традуционизму души появляются через рождение /антр.: Галич. 1834, с.70/, имеется в виду, через рождение от душ родителей» [2].
   Этот взгляд на происхождение души имеет немало последователей и кажется нам наиболее обоснованным.
   «Противопоставляя душу и дух, еп. Феофан Затворник писал: "Души отраждаются от родителей, или влагаются путем естественного рождения, а дух вдыхается Богом, Который везде есть" /христ.: Феофан Затворник. Вып. 1. 1994, с.98/. <…>
   Подобный подход проявился и у некоторых дореволюционных богословов: "Мнение о перехождении душ от родителей к детям как будто вероятнее других мнений. Оно требует дальнейшего изъяснения и подробнейшего раскрытия в частностях, но это дело уже философов и физиологов" /Ч. 1: Иннокентий (Борисов). 1875, с.97/» [2].
   «"Человек происходит от человека не только как живой от живого, но и как разумный от разумного, духовно-телесный от духовно-телесного, т. е. каждый человек по душе и по телу происходит от своих родителей. Это мнение принято православной церковию. Что же касается указанных других мнений, которых держались некоторые отцы и учители церкви, то они - мнения частные, и ни сами виновники их, ни другие никогда не придавали им значения догмата, или положения церковного" /Дьяченко. 1994, с.87/. В этом своем мнении дореволюционный автор, священник Григорий Дьяченко, опирался на еп. Иустина (Полянского), слова которого он и приводил буквально, но без кавычек.
   Подобная точка зрения аргументируется автором тем, что исходя из этого мнения "самым лучшим образом объясняется - переход порчи Адамовой к потомкам, - сходство детей с родителями даже по душевным качествам, - им подкрепляется мысль об общем начале людей, - в пользу его говорят многие изречения Писания" /христ.: Иустин (Полянский). Т. 4. 1895, с.225/. Что касается последнего, в качестве таковых автор приводит следующие: "рожденное от плоти, плоть есть: и рожденное от духа, дух есть (Ин. 3, 6); "Бог сотворил есть от единыя крове весь род человече" (Деян. 17, 26)» [2].
   Иустин писал: «По-видимому, этим мнением оскорбляется духовность души; но если пребыванием души в теле не оскорбляется ее духовность, то столько же мало оскорбляется та же духовность образованием души во чреве матери» [2].
   «Традуционизм имеет свои исторические корни и восходит к наиболее последовательному традуционисту из древних христианских писателей - Тертуллиану /Ч. 1: Киприан (Керн). 1996, с.97/. Так, например, он писал о некиих "семенах" души: "с того времени, как было дано благословение рождению, плоть и душа появляются вместе и одновременно, ибо семена их одновременно внедряются в утробу… Одновременно их зачатие, одновременно и рождение" /христ.: Тертуллиан. 1994, с.228/.
Из восточных отцов и учителей церкви более близкими к традуционизму были только Макарий Великий и Анастасий пресвитер /христ.: Сильвестр (Малеванский). Т. 3. 1898, с.299-300/. Но на Западе гипотезы рождения души, благодаря авторитетному влиянию Тертуллиана, придерживалось весьма немало последователей. Блаж. Августин в молодые годы своей жизни прямо склонялся на сторону традуционизма <…>. Блаж. Августин писал: "факт крещения младенцев несколько склоняет чашу весов в пользу мнения тех, которые полагают, что души творятся от родителей" /христ.: Августин. Т. 2. 1998, с.580/» » [2].
   Феодорит Киррский также придерживался этой теории: «Младенец получает душу, но не так, чтобы душа отвне привносилась в тело, и не так, чтобы рождалась от семени, но потому, какой закон Бог от начала вложил в человеческую природу, получает бытие» [2].
   О возможном развитии души вместе с телом писал и Григорий Нисский: «"форма будущего человека в возможности существует в семени и скрывается потому, что не может быть усмотрена в явлении на свет прежде, нежели дозволит необходимый порядок вещей; так и душа находится в том, хотя и не является; явится же в своем собственном и природном действии, выступая вместе в возрастанием тела" /см.: Кашменский. Ч. 1. 1860, с.154-155/. Он же: "Подобно тому как тело от самого малого приходит в совершенный возраст, и энергия души, растущая соответственно подлежащему, вместе с ним прибавляется и увеличивается" /Ч. 1: Григорий Нисский. 1995, с.96/» [2].
   Нам кажется, что теория традуционизма является наиболее верной и соответствует многим данным современной науки. Но, чтобы показать все существующие теории во всей полноте, также рассмотрим и теорию креационизма.
   Она также имеет немало сторонников среди Святых Отцов Церкви. Они утверждали, что человеческие души творятся Богом и по сей день. В частности, Лактанций Луций аргументирует это так: «"Тело может произвесть другое тело, сообщив ему часть своей сущности; но душа имеет такую тонкую сущность, что не может отделить от себя никакой части... " Таким образом, по его мнению, только Бог может творить души и поэтому Он есть наш общий Отец» [2]. «Таким образом, по общей святоотеческой точке зрения "тело человеческое происходит от семени Адамова, а душа дается от Бога..." /христ.: Петр Могила. 1996, с.32/» [2].
   «"Может быть, кто-нибудь еще станет утверждать и найдет между людьми нерассудительными и неразумными доверие, будто плотяной покров души, насаждаемый людьми, образуется сам собою без определения Божия; но конечно никто не поверит тому, кто стал бы учить, что вместе с смертным телом также насаждается и бессмертное существо души. Бессмертное и нестареющееся вдыхает в нас один Вседержитель, и Он один есть Творец невидимого и негибнущего. И вдунул в лице его дыхание жизни, говорится в Писании, и стал человек душою живою (Быт. 2, 7)" /христ.: Мефодий Патарский. 1996, с.42/» [2].
   Широкое распространение теория креационизма получила в тот исторический период когда шла напряжённая борьбы Церкви с гностицизмом. Скорее всего, она была вызвана необходимостью в жёстких теоретических инструментах для опровержения этой ереси. Идея творения души Богом была особенно важна, так как постулаты гностических ересей нередко говорили не о творении души, а о некоей её эманации.
   Теперь, давайте сравним эти две теории: традуционизм и креационизм.
   При внимательном рассмотрении теории креационизма, может возникнуть следующий вопрос. «Не противоречит ли творение душ самим Богом библейскому свидетельству, что после шести дней творения Он почил от всех дел (Быт. 2, 2)? "Бог действительно почил от всех дел первоначального Своего творения, перестав, после созданных Им в шесть дней, созидать другие, новые твари, но не почил ни от Своей промыслительной, ни от творческой деятельности... что подтверждает и сам Иисус Христос словами: Отец Мой доселе делает и Аз делаю (Ин. 5, 17)" /христ.: Сильвестр (Малеванский). Т. 3. 1898, с.312/. По мнению другого известного русского богослова Бог действует в мире и в наше время: “Для непосредственного религиозного сознания участие Бога в жизни мира есть основной и непререкаемый факт, не требующий никакого "обоснования" или доказательства. Сам Господь Иисус Христос свидетельствует об этом: "Отец Мой доныне делает", - и то, что Господь добавил к этому: "и Я делаю", выразительно подчеркивает то, что здесь идет речь о действовании Бога в мире” /христ.: Зеньковский. 1948, с.74/. Религиозно-философское воззрение, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в его жизни какого-либо участия и не вмешивается в ход истории и законы природы, называется деизмом. Оно зародилось в XVII в. на Западе и получило там широкое распространение /христ.: Алипий (Кастальский-Бороздин), Исайя (Белов). 2002, с.253/» [2].
   Так что, можно уверенно сказать, что Бог промышляет и действует в этом мире постоянно, но вместе с тем, это никак не свидетельствует о том, что души новорождённых творятся Им.
   Кроме того, может возникнуть вопрос: а как же быть с душами тех детей, которые родились от незаконных связей, или, что ещё хуже, от изнасилований. Если следовать теории креационизма, то «сотворение души Богом как бы оказывается увязано с человеческой безнравственностью» [2].
   И ещё один тезис, который свидетельствует не в пользу теории сотворения. «Если души творятся непосредственно Богом, то, безусловно, творятся они чистыми и безгрешными. Как же тогда переходит в эти невинные души прародительский грех, и в чем он состоит?» [2].
   Сказано: «…Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» Исх.34:7. «Дети прелюбодеев будут несовершенны, и семя беззаконного ложа исчезнет» Прем.Сол.3:16.
   Кроме того, мы имеем указание, что Адам родил своего сына по подобию своему. То есть и душу произвёл уже поражённой язвой первородного греха. Прародительский грех, по своей сути не составляет самого личного греха, принадлежащего одним прародителям, а только его последствия, переходящие от родителей ко всем потомкам вследствие родового и морального между ними единства. «Для объяснения этого явления Тертуллиан - в русле своего традуционизма - использовал идею "душевного семени" родителей из которого происходит душа ребенка /Тертуллиан. 2004, с.89/. По его мнению, как тело непосредственно после зачатия находится в эмбриональном состоянии, так и душа первоначально существует в виде семени, подлежащего развитию. Телесное и духовное семя, будучи органически соединены между собой, развиваются одновременно и параллельно, хотя каждое в своем роде» [2].
   Но «по мнению Григория Богослова, душа сразу творится во всей своей полноте и совершенстве, и если первоначально не обнаруживается, как такая, то только потому, что тело по свой слабости не в состоянии выразить ее действий. Он писал: "Как искусный музыкант на малой флейте может производить лишь слабые звуки, так и душа в слабых телесных членах слаба; если же они укрепятся, душа проявляет всю свою духовную энергию" /см.: Ч. 1: Мартынов. 1886, с.199-200/. Впрочем, и по Тертуллиану душа растет не по субстанции, но по силе: "следует отрицать, что душа прирастает сущностью, чтобы не было также сказано, что сущность убывает, и чтобы из-за этого не считалось, что она и исчезает. Но ее сила, в которой содержатся ее природные, засеянные в ней богатства при остающейся неизменной величине сущности, при которой она в самом начале была вдунута, понемногу вместе с плотью увеличивается" /Тертуллиан. 2004, с.107/.
   Таким образом, душа человеческая, с существующими еще в возможностях силами, творится Богом одновременно с зачатием тела, а с действительными этими силами душа является уже по образованию тела /Кашменский. Ч. 1. 1860, с.153/. Кроме того, постепенное проявление сил и способностей души накладывает особую ответственность на самого человека: дальнейшее развитие и совершенствование души будет во многом зависеть от его собственных усилий в этом направлении» [2].

Почему этот вопрос, который мы с вами обсуждали, был для нас так важен?
   Во-первых, этот вопрос напрямую касается абортов. Если тело и душа появляются одновременно, то убивая ребёнка во чреве, мать убивает уже готового полноценного человека. И вот, как мы видим из произведённого нами исследования, большинство Святых Отцов и многие данные современной науки показывают, что душа и тело появляются в человеке одновременно. Значит, аборт есть убийство полноценного человека. Можно убить во чреве, а можно выносить и, если не понравится, потом убить. От этого ничего не меняется. Поэтому мы ответственны за человеческую жизнь, за жизнь детей.

Прежде чем перейти непосредственно к разбору православной теории личности, давайте определимся с самим понятием личность.
   Надо сказать, что в зарубежной и отечественной психологии существует множество трактовок и определений термина «личность». «Из всего множества определений, которые даются в психологии личности, можно выбрать несколько. С точки зрения И.С. Кона, "понятие личности означает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты"; по мнению К.К. Платонова, личность - это "человек как носитель сознания"; согласно Б.Г. Ананьеву, "личность - субъект общественного поведения и коммуникаций"; по К. Ясперсу, "индивида называют личностью в том случае, когда он обладает чувством самодовлеющего существования, чувством собственного, неделимого Я".
   В целом понятие личности используется для обозначения особенностей, качеств, состояний индивида, обусловленных его предметной деятельностью и общением с другими людьми» [4].
   Профессор психологии А.К. Колеченко связывает понятие личности со всей гаммой жизненных проявлений человека вовне.
   Известный психолог С.Л. Рубинштейн ближе всего подошёл к духовному пониманию личности. По его словам «свойства личности никак не сводятся к ее индивидуальным особенностям. Они включают и общее, и особенное, и единичное. Личность тем значительнее, чем больше в индивидуальном преломлении представлено всеобщее» [4].
   «В обиходе личностью называют яркое сочетание каких нибудь природных дарований с силой характера, самобытностью мышления, психологическим своеобразием» [5].
   Но мы будем исходить из нашего православного мировоззрения. И, опираясь на православный подход к определению термина «личность», необходимо отметить, что «Православие всегда говорит о личном Боге, Боге Авраама, Исаака и Иакова; мы открываем Бога, ощутив непосредственную, личную Его близость; зов приходит от личного Бога, потому и воспринять его может только личность, или, пусть скромнее, лицо; как молиться, как взывать к Нему, как стоять перед Ним лицом к Лицу, если лица нет.
   Термин «личность» на самом деле введен в IV веке не кем иным как святым Григорием Нисским: pr)oswpon, слово сложное, состоит из pr)os - предлога к и существительного %wj, в родительном падеже \wp0oq - глаз, взгляд; получается, находиться перед - чем то, кем то, или Кем то, Кто вдохнул в сотворенного из персти человека душу, умную, великую и чудную, наделенную неповторимостью свойств, из которых выстраивается личность - образ и слава, т.е. проявление личного Бога» [5].
   Чтобы разграничить мирское и православное понимания личности, мы предлагаем ввести два понятия: личность и духовная личность.
   По нашему представлению, личность - это образ Божий в человеке, проявляющийся в совокупности его врождённых и приобретённых свойств.
   А духовная личность - это подобие Божие в человеке, проявляющееся в совокупности добродетелей и свойств, характерных для Господа нашего Иисуса Христа.

«Православная теория личности как мировоззренческая основа духовно-нравственного развития человека.

Православная теория личности основана на божественных откровениях Ветхого и Нового Завета, святоотеческой, аскетической литературе, христианской антропологии и тех наработках психологической науки, которые не противоречат христианскому мировоззрению, и нашли своё подтверждение в практической жизни.

Основой для понимания психики человека является знание:

а) причин создания человека;
б) духовного и телесного состава человека;
в) предназначения человека;
г) изменений, происшедших в человеческом естестве в результате грехопадения;
д) характера воздействия на человека со стороны Бога и ангельских сил;
е) характера воздействия со стороны мира падших духов;
ж) влияния внешней среды: социальной и природной;
з) генетической заданности.

Нами разработана модель личности, основанная на христианской антропологии» [6].



Бог воздействует на личность через её дух. Дух просвещает душу. Душа просвещает сознательное и бессознательное, которое имеется в человеке и освящает само человеческое тело. Но так было задумано изначально. Божественная благодать, нисходя в дух человека, освящает и просвещает его душу, освящало и само тело, и тело было бессмертно, и весь человек был един и цел и устремлён к Богу. Но, как мы говорили на прошлой лекции, в результате грехопадения всё изменилось. Дух, в результате грехопадения, перестал общаться с Богом. Душа, перестав жить за счёт духа, обратилась к интересам тела, стала жить его интересами, его страстями, его потребностями, и огрубела, в значительной мере став плотяной.
   Надо сказать, что Бог, на сегодняшний день, воздействует на личность через её дух, но также возможно воздействие на дух и через ангельский мир. Реже Бог действует на человека через сны, откровения, явления: зрительные и слуховые.
   Демонический мир воздействует на человека, в большей степени и в основном, через его бессознательное, влияя на чувства, эмоции и волевую составляющую. Воздействие на сознательное происходит через помыслы, слуховые и зрительные образы, обоняние, осязание и сны. В силу грехопадения человек стал открытым для демонического воздействия, но по промыслу Божию, это влияние не является непреодолимым. Человек должен изъявлять своё согласие на контакт с падшими духами, и только в этом случае он открывается их влиянию. Этому также способствую его греховные поступки и невежество, т.е. незнание божественных законов, заповедей и жизни в соответствии с ними.

[1] Образ Божий в человеке.
[2] Душа.
[3] Священник Александр Захаров. «Слово об абортах»
[4] Методологические принципы психологии личности.
[5] Монахиня N. «Плач третей птицы».
[6] Т.А. Берсенева, А.А. Мороз. «Философское осмысление духовно-нравственного развития взрослого человека на основе православной традиции в системе непрерывного образования». Стр. 1.

Источник: Русская Народная Линия

Часть 2 >>>

лекции, религия, иерей Алексий Мороз, Православие, антропология

Previous post Next post
Up