Заповеди Моисеевы (десятисловие). Заповеди Блаженств. Церковные таинства. Часть 4.

Feb 04, 2014 13:26

   Видеозапись и текст четвёртой части лекции гранд-доктора психологии, кандидата педагогических наук, иерея Алексия Мороза, прочитанной в рамках лектория «Духовно-нравственное образование». В четвёртой части: 3-ая - 7ая заповеди Блаженств.
   Другие лекции о. Алексия:
Бог: ч.1, ч.2, ч.3.
Ангельский мир. Причины создания и назначение.
Демонический мир и его воздействие на человека.
Семья: ч.1, ч.2, ч.3. Дети: ч.1, ч.2, ч.3.
История происхождения религий. Церковь. ч.1, ч.2, ч.3.
Заповеди Моисеевы (десятисловие). Заповеди Блаженств. Церковные таинства: ч.1, ч.2, ч.3. ч.5, ч.6.
Семья: ч.1, ч.2, ч.3.
Православная теория личности: ч.1, ч.2.
Страсти, их сущность и пути преодоления: ч.1, ч.2, ч.3.
Болезни и их происхождение. Пути преодоления: ч.1, ч.2, ч.3.
Связь грехов, страстей и болезней: ч.1, ч.2, ч.3.
Покаяние, его сущность. Основные грехи современности: ч.1, ч.2.
Святитель Игнатий Брянчанинов. "О прелести": ч.1, ч.2.
Аскетика, молитва (суть и разновидности). Иисусова молитва: ч.1, ч.2.
О спасении в миру: св. Игнатий Брянчанинов; св. Феофан Затворник.
Масонство и глобализм: ч.1, ч.2.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Текст лекции


     Прошлый раз мы разобрали первые две заповеди блаженств. Нам осталось разобрать ещё семь. И потом мы поговорим о церковных таинствах. Это также необыкновенно важная тема, и чёткое понимание её отражается на всей нашей духовной жизни.
     «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» Матф.5:5.
     Кроткие это те, кто терпеливо переносят скорби, страдания, жизненные испытания, и при этом не ропщут ни на Бога, ни на окружающих. Они стараются ни на кого не раздражаться, не злиться ни по какому поводу. Вот за такими людьми вечная жизнь в Царстве Небесном. Кротость - это, прежде всего, способность человека понять и простить другого человека. Она есть результат смирения к ближнему и к Богу. Мы с вами говорили о том, что заповеди блаженств выстроены в определённом порядке. Это как бы ступени к восхождению в Царство Небесное. И если человек не обрёл первую ступень, то ему не обрести и вторую, а если он не находится на третей, то и четвёртую не постигнет. Это те ступени, которые мы последовательно, в процессе нашего духовного совершенствования, покоряем, восходя к самому Богу, становясь жилищем Святого Духа. Человек смиренный и кроткий всегда готов понимать, прощать, проявлять терпение и великодушие. Как об этом сказано в Евангелии: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» Матф.11:28-30. Мы с вами говорили о том, что жизнь Христа есть образец, к которому мы должны стремиться. И мы должны стремиться жить и поступать так, как поступал Христос, и обладать теми же добродетелями, которыми обладал Он. И вот Он указывает: «кроток и смирен сердцем». И что же за этим следует? - «найдете покой душам вашим». Человек не может найти душевного покоя, мира, обрести внутреннее состояние счастья, пока не станет кротким. А пока человек вечно чем-то недоволен, раздражается, злобится, осуждает - какой там покой, какой там мир? Он всё время как на раскалённой сковороде сидит: и то не так, и это не эдак, и все вокруг виноваты, все неправы, и нет никогда покоя в его душе. Многие говорят о том, что кротость - это проявление малодушия и слабости. Ну что он там не обращает внимание на злобу окружающих, ну что он там терпит, добро должно быть с кулаками, а ещё лучше с пудовыми… Должен вам сказать, что человек кроткий - невероятно сильный, сильный духом. Представьте, очень легко ответить на ругань руганью, очень легко ответить на злобу злобой, на ненависть ненавистью. Но как же тяжело бывает покрыть нехорошее душевное состояние другого человека, его злобу и ненависть, понять, в каком состоянии он находится, простить его, полюбить его, пожалеть его в этот момент, и не среагировать, не воздать злом за зло, а победить зло добром. Какая для этого нужна невероятная внутренняя духовная сила. И вот если вы скажете себе: «ну что ж, если так поступал Христос, с завтрашнего дня и я стану таким», тогда вы поймёте, что у вас ничего не получается. Кротость - это величайшая добродетель, для стяжания которой нужно употреблять усилия, с тем, чтобы её стяжать. Поэтому и говорит Господь: «блаженны кроткие», то есть они достигли счастья, радости, покоя в благодати Духа Святого. Возвышенные слова о кротости сказал Иоанн Лествичник: «Кротость есть неизменное устроение ума, которое и в чести и в бесчестии пребывает одинаковым. Кротость состоит в том, чтобы при оскорблениях от ближнего, без смущения и искренно о нем молиться. Кротость есть скала, возвышающаяся над морем раздражительности, о которую разбиваются все волны, к ней приражающиеся: а сама она не колеблется. Кротость есть утверждение терпения, дверь, или, лучше сказать, матерь любви, начало рассуждения духовного; ибо Писание говорит: «научит Господь кроткия путем Своим» (Пс.24:9). Она есть ходатаица отпущения грехов, дерзновение в молитве, вместилище Духа Святого. «На кого воззрю,... глаголет Господь, токмо на кроткаго и безмолвного» (Ис.66:2). Кротость есть споспешница послушания, путеводительница братства, узда неистовству, пресечение гнева, подательница радости, подражание Христу, свойство ангельское, узы на бесов и щит противу огорчения. В кротких сердцах почивает Господь, а мятежливая душа - седалище диавола» [1]. Кроткий «судит себя, требует с себя, с себя спрашивает, а другого прощает» [2]. И если уж простить не может, то хотя бы молится о нём и пытается его понять. К чему же нас обязывает заповедь кротости? Прежде всего, примирению с обиженными нами и обидчиками, а затем умению прощать и покрывать любовью поступки других людей. Но для этого, как мы говорили, нужна большая внутренняя сила. Раздражительность же и обидчивость вообще должны быть чужды христианину. Откуда в нас раздражительность и обидчивость? - От гордости, от тщеславия. Мы считаем себя достойными особого внимания, особого отношения, и вдруг его не проявляют, или даже проявляют некое пренебрежение нами. Мы тут же раздражаемся, тут же обижаемся, тут же злимся, тут же в нас злопамятство возникает. Также мы часто раздражаемся оттого, что у нас что-то не получается. Вот мы что-то наметили, хотели сделать, но не идёт дело. То одно мешает, то другое, и у нас возникает раздражение, мы выходим из себя, в аффективных моментах доходит до битья посуды, компьютера, который не слушается и т.п., то есть начинается истерия. Отчего это? - Опять же от гордости, от нетерпимого отношения к препятствию, которое не даёт сделать то, что задумано. А кроткий человек обязательно ещё и смиренный. Он не своего ищет, а воли Божией. И если что-то не получается. Он молится, чтобы Господь благословил его труд, а если совсем не идёт дело, то может быть оно вообще и не нужно. Надо крепко подумать об этом и, может быть, потом снова браться за дело. Мы всегда, в любых наших делах должны молиться: «Господи, не моя воля, но Твоя воля да будет всегда и во всём, ибо только то, что Ты хочешь, мне полезно, мне назидательно, мне спасительно и полезно другим».



В.А. Фаворский. Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина "Домик в Коломне"

«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» Матф.5:6.
     Кто такие алчущие и жаждущие правды? - Это желающие Божией правды и Его воли так же сильно, как голодные люди алчут, то есть хотят есть. Также алчущий и жаждущий правды стремится и к справедливости, которая является нормой всей его жизни. Алкать и жаждать правды - это значит горячо желать собственного духовного совершенства, праведности, и того, чтобы на земле воцарилась правда Божия. Итак, заповеди блаженств свидетельствуют - не может счастья без правды, не может быть счастья с ложью. То есть не может быть человек лживый счастливым, и на чужом горе, обманом своего счастья не построишь. Счастье - это особое состояние души, когда человек соединяется с Богом, когда в нём живёт Святой Дух, а Святой Дух не может жить в том человеке, в котором имеет место ложь и неправда. Мы знаем, что дьявол - отец лжи. И всякий, совершающий дело обмана и лжи, угождает дьяволу. И наоборот, всякий человек, живущий правдой, истиной, делом Божиим на земле, он является носителем Святого Духа, является проводником воли Божией на земле. Таким образом ложь вообще невозможна для христианина. И если она вошла в состав души, то мы должны искоренять её. Ибо это та лазейка, через которую дьявол имеет доступ в нашу душу и управляет нами. Характерный пример. Все наркоманы, которые лечились в нашем центре, как правило, лжецы. Они всегда врут, даже когда им это и не надо, то есть ложь стала как бы их плотью и кровью. Почему? Говорят: привычка - вторая натура. Если человек привык лгать, потому что ему так удобнее, так спокойнее, значит, в нём есть то, что принадлежит дьяволу. Если мы не хотим, чтобы это в нас было, то мы должны извергнуть всякую ложь, всякую неправду из нашего сердца. И, конечно же, мы должны искать правды Божией. Давайте посмотрим - а как искали святые правды Божией? - Да они шли за неё на смерть. Вспомните древность: на протяжении более двухсот лет быть христианином и мучеником было одно и то же. За веру в Христа гнали, убивали. Почему? - Её ненавидели. - Кто же её ненавидел? - А те, в ком жил нечистый дух, и те, которые являлись проводниками воли дьявола. Это и иудеи, которые не приняли и распяли Христа, и римляне, которые заставляли совершать жертвоприношения кумирам обожествлённых римских императоров. Каждый житель империи обязан был по требованию властей засвидетельствовать свою лояльность жертвоприношением, бросив горсть фимиама перед статуей императора, после чего дозволялось исповедовать любую религию. Но даже на это не шли христиане, потому что было бы ложью воздать божеские почести идолу. И они готовы были умереть, пойти на страдания, но не предать Бога, не солгать, но проповедовать правду Божию. Чем же, по логике вещей, всё это должно было закончится? - Да христиан должны были всех перебить, и христианство должно было исчезнуть. Но они несли правду Божию. И что же произошло? - Христианство распространилось по всей земле. Через три века оно стало главенствующей религией во всей Римской империи, и большинство людей мира уверовало во Христа и пошли за ним. Так и правда обязательно побеждает. «Алчущий и жаждущий правды человек насытится ею вполне и вкусит от полноты истины только тогда, когда предстанет он перед лицом Славы Божией. Это будет уже в мире ином. Именно там, у Престола Господня, открывается вся правда и является Истина» [3]. Но и здесь, в этом мире, человек, алчущий правды может быть носителем правды Божией.
     «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» Матф.5:7.
     «Милостивые - люди, имеющие доброе сердце - милосердные, сострадательные ко всем, готовые всегда помочь нуждающимся, чем только могут» [4]. «Милость, или милосердие, - это прежде всего способность человека действенно откликаться на чужую беду. Можно ответить добрым словом, протянуть человеку руку, поддержать его в горе. Можно сделать больше: прийти к нуждающемуся в нашем содействии, помочь ему, отдав свое время и силы. Можно также разделить с несчастным то, чем мы сами владеем. «Здоровый и богатый пусть утешит больного и бедного; кто не упал - упавшего и разбившегося; веселый - унывающего; наслаждающийся счастьем - утомленного несчастьями», - говорит святитель Григорий Богослов. Как раз такого рода деяния Господь тесным образом связывает с идеей оправдания. В евангельском повествовании мы находим целый перечень добрых дел, совершение которых признается необходимым для наследования Царствия Небесного и оправдания на суде Господнем. Все это - дела сострадания: накорми алчущего, напои жаждущего, одень нагого, прими странника, посети больного и узника (См. Мф. 25. 31-36, 41-43). Не исполнивший же закона милосердия примет свое наказание в Судный день. Ибо, по слову Господа, «так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф. 25. 45)» [5]. Каждый человек является образом Божиим, и когда другой человек помогает этому образу Божию, он помогает самому Христу. И Христос точно так же и поступал. Сказано: «…от избытка сердца говорят уста» Матф.12:34, и от избытка сердца происходят дела милосердия. Ведь действительно, это особое состояние нашего сердца. Чаще всего у человека сердце чёрствое, холодное, равнодушное к бедам других людей, к их страданиям. Главное, что не меня, главное, что не моих близких, а до остальных мне нет дела. И вот это состояние эгоизма, которое превалирует у современного человека, необыкновенно страшно. Потому что эгоизм - это чёрная дыра, которая всё засасывает, всё в себя берёт и ничего не даёт. Первый и полный эгоист - это дьявол. Он думает только о себе, о своём услаждении, о своём величии, а всё остальное для него является только тем местом, той средой, где он может реализовать себя, свои дурные похоти. Поэтому каждый эгоист, безусловно, служит дьяволу. И каждый человек милостивый, с милостивым сердцем, служит Богу. И недаром сказано в Священном Писании: «Дающего рука не оскудеет» Пр.Сол. 28,27. Господь говорит: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» Матф.6:33. Он говорит о том, чтобы мы искали духовного, вечного, ведь каждый из нас - это дух, душа и тело. Не тело, душа и дух, а наоборот. Тело рано или поздно умирает, а душа вечна, поэтому в первую очередь заботиться нужно о том, что вечно. Необходимо воспитывать и развивать в себе духовные добродетели, которые могут дать нам вечную жизнь и вечные блаженства, и сделать нас счастливыми. «Совершая дела добра и помогая ближнему, мы обнаруживаем, что человек, в судьбе которого мы приняли участие, перестает быть для нас чужим, что он входит в нашу жизнь. Ведь люди так устроены, что любят тех, кому сделали добро, и ненавидят тех, кому причинили зло» [6]. Вспомните, кого вы носите в вашем сердце - тех людей, которые участвовали в вашей жизни, и в которых вложили частичку вашей души, любви, времени, сил, средств, в тех, которые не равнодушно прошли мимо вас, а оказали вам помощь, когда вы в ней нуждались, часто сами того не понимая. И вот они вошли в вашу жизнь, в ваше сердце, и они рядом с вами. У святых сердце настолько широко, что они принимают всех людей, и особенно тех, кто к ним обращается. Они молятся за них и помогают им. И вот такое сердце, могущее вместить другого, помочь ему, а не изолироваться от него, оно должно быть у каждого христианина. Отзывчивость, сострадание, добро, обращённые нами к другим людям, соединяют нас сними. Милосердие подобно ткани, в которой накрепко переплетаются нити человеческих судеб. Быть милостивым, значит быть подобным Богу. «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» Пс.102:8. «И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи [родов], прощающий вину и преступление и грех…» Исх.34:6-7. О том же говорит Иисус Христос в Нагорной проповеди: «Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» Лук.6:35. Это прямой призыв к каждому из нас - будьте милосерды, как милосерд Отец ваш Небесный. Но мы должны чётко понимать, что быть милосердным не означает оправдывать ложь или грех другого человека, или быть терпимыми ко глупости или злу, т.е. быть «толерантными». Вовсе нет. Милость - это сострадание к заблудшим, жалость к пленённым грехом. Святые Отцы по этому поводу говорят совершенно чётко - люби ближнего своего, но ненавидь его грех. Это значит, что мы должны ясно и чётко видеть греховность человека и не принимать её, но самого человека жалеть. То есть уметь различить человека от той страсти, от того демона, который им обладает. Жалеть его как образ Божий, но не принимать его греха, и помочь ему, если это возможно, избавиться от своего греха. А ежели он не хочет слышать, не хочет принимать нашу помощь, то хотя бы помолиться за него, чтобы Господь помог ему, воздвиг его из того греховного состояния, в котором он находится в настоящее время. Вот подумайте над такими евангельскими словами: «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» Матф.6:12. «Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом» Иак.2:13. «…обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» Иак.5:20. Таким образом, мы видим, что милосердие является неотъемлемой частью жизни для каждого настоящего христианина и требует многих упорных трудов, чтобы развить её в себе. Потому что наше сердце, воспитанное в безбожии, эгоизме, в обществе, где превозносится дух гедонизма и наслаждений - оно изначально эгоистично и чёрство, и очень мало в нём милости. Нужно уметь её развивать. Ко мне обращается множество людей, в том числе и семейных пар, как к психологу, которые стоят на грани развода. И в чём причина возможного бедствия? - Как правило, в эгоизме супругов. Каждый хочет, чтобы другой делал то, что ему нравится и не готов жертвовать собой и своими интересами ради ближнего. Вот этот момент эгоизма необыкновенно страшен и опасен, и он является буквально тем пороком, который присущ большинству из нас с вами в той или иной степени.
     «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» Матф.5:8.
     Кто такие чистые сердцем? - Это те, которые не только не делают греховных дел, но даже отгоняют от себя греховные и недостойные помыслы. Сердцем Святые Отцы часто называют духовное око нашего ума. Это центр наших чувств. И если оно не загрязнено желанием грехов, пороков, сладострастий различного рода, то оно чисто и способно созерцать Бога. Надо помнить, что Бог не открывается нечистому сердцу. Когда человек совершает поступки из ревности, зависти, гордости, обидчивости его сердце нечисто. Не ищущий добра ближнему, но ищущий удовлетворения своих эгоистических желаний и удовольствий далёк от чистого сердца. Нравственное состояние человека есть непременное условие богопознания. Святые Отцы советуют: «Если увидишь юношу, живущего по своей воле и смело восходящего на небо, то возьми его за ноги и стащи на землю, потому что такое восхождение его пагубно для него» [7]. Здесь подразумевается человек, который не очистился от страстей, но, тем не менее, пытается достичь способности богопознания, стяжать непрестанную Иисусову молитву, стремится к каким-то созерцаниям, желает видеть святых, желает увидеть невидимый мир, желает беседовать с ангелами, то есть желает того, чем обладают святые. При том сердце у него остаётся грязным, в нём всё ещё живёт и похоть, и сребролюбие, и злоба, и ненависть, и гордыня, и тщеславие, т.е. оно полно всяких мерзостей и нечистоты. Для наглядности возьмём очки и запачкаем их грязью. Если их надеть, то в них ничего не увидишь. Что я должен сделать? - Вымыть их и потом насухо протереть. И вот когда они будут чисты, я буду видеть вот эти буквы и различать какие-то слова. То же самое происходит в отношениях с Богом. В той мере, в какой мы будем очищать наше сердце, в той мере мы и будем ощущать живого Бога, видеть Его, чувствовать Его, входить с Ним в прямой контакт. Поэтому сказано: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят», действительно увидят, действительно ощутят, поймут Его во всей полноте, примут Его в себя. Но это только при условии чистого сердца. Поэтому очищение сердца необходимо, но оно невозможно, если человек любит мир. Сказано апостолом: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» 1Иоан.2:15. Это то, чем живёт мир, к этому стремится, этого стяжает, этим упивается и от этого погибает. И если человек живёт миром, и все его вожделения направлены туда, тогда ему чистое сердце не стяжать и Бога не увидеть. Поэтому смешны те богословы, которые пытаются с помощью рассудка, анализа-синтеза познать Бога, что-то о Нём узнать, вывести какие-то формулы. Бог человеческим разумом не познаётся. Он познаётся человеческим сердцем, духом. И Он открывается каждому человеку в зависимости от чистоты его сердца. А что даёт человеку чистое сердце и богообщение? - Оно даёт ему великую радость общения с Богом, счастье, мир, свет, который есть в Боге, и который входит в человека, когда его сердце чисто.
     «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» Матф.5:9.
     Речь идёт не столько о тех, кто служит для примирения враждующих государств. Миротворцы - это те, кто старается жить в сердечном мире со своими ближними, и своим примером любви примиряет окружающих друг с другом. Они уподобляются Сыну Божьему, Который пришёл примирить человека с Божиим правосудием. Как подчёркивает святитель Иоанн Златоуст «этой заповедью блаженств Христос не только осуждает взаимное несогласие и ненависть людей между собою, но требует большего, а именно: чтобы они примиряли несогласия и раздоры других людей. По заповеди Христа мы должны стать миротворцами, то есть теми, кто устрояет на земле мир. В этом случае мы станем сынами мира Божией благодати». По словам того же Иоанна Златоуста: «и дело Единородного Сына Божиего состояло в том, чтобы соединить разделенное и примирить враждующееся»

[1] Преподобный Иоанн Лествичник. «Лествица или Скрижали духовные». Часть 29. Слово 24. О кротости, простоте и незлобии, которые не от природы происходят, но приобретаются тщанием и трудами, и о лукавстве.
[2] Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. «Слово пастыря». 3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
[3] Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. «Слово пастыря». 4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
[4] ЗАКОН БОЖИЙ. протоиерей Серафим Слободской. Нагорная проповедь.
[5] Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. «Слово пастыря». 5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
[6] О заповедях Блаженств.
[7] Александр (Милеант) еп. «Нищета, которая обогащает. О Добродетели смирения».

<<< Часть 3                                                               Часть 5 >>>

лекции, религия, иерей Алексий Мороз, Православие, Церковь

Previous post Next post
Up