Православная теория личности. Часть 2.

Mar 02, 2013 15:04

   Видеозапись и текст второй части лекции «Православная теория личности» гранд-доктора психологии, кандидата педагогических наук, иерея Алексия Мороза, прочитанной в рамках лектория «Духовно-нравственное образование».
   Тема второй части лекции: «Воздействие демонического мира на подсознание, разум, волю и чувства человека. Грех, греховность и ее степени. Первородный, родовой, личный грех. Воздействие на личность со стороны других людей, окружающего мира, космоса. Жизненные примеры».

Другие лекции о. Алексия:
Бог: ч.1, ч.2, ч.3.
Ангельский мир. Причины создания и назначение.
Демонический мир и его воздействие на человека.
Человек: ч.1, ч.2, ч.3.
История происхождения религий. Церковь: ч.1, ч.2, ч.3.
Заповеди Моисеевы (десятисловие). Заповеди Блаженств. Церковные таинства: ч.1, ч.2, ч.3. ч.4, ч.5, ч.6.
Семья: ч.1, ч.2, ч.3. Дети: ч.1, ч.2, ч.3.
Православная теория личности: ч.1.
Страсти, их сущность и пути преодоления: ч.1, ч.2, ч.3.
Болезни и их происхождение. Пути преодоления: ч.1, ч.2, ч.3.
Связь грехов, страстей и болезней: ч.1, ч.2, ч.3.
Покаяние, его сущность. Основные грехи современности: ч.1, ч.2.
Святитель Игнатий Брянчанинов. "О прелести": ч.1, ч.2.
Аскетика, молитва (суть и разновидности). Иисусова молитва: ч.1, ч.2.
О спасении в миру: св. Игнатий Брянчанинов; св. Феофан Затворник.
Масонство и глобализм: ч.1, ч.2.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Текст лекции.

Коллективное бессознательное.
   «К коллективному бессознательному можно отнести общую расположенность ко греху человеческого рода во всех его представителях, которое возникло в результате грехопадения, а также набор основных рефлексов, свойственных человеческой природе. К индивидуальному бессознательному мы относим: этнические особенности народа, генетические и духовные особенности данного рода (страсти и добродетели - расположенность к ним), а также индивидуальный психический опыт, ушедший из сферы сознательного в область индивидуального бессознательного. Воздействие демонического мира на человека осуществляется через его греховные наклонности, страсти, недостойные помыслы, чувства и желания. Все, что имеет в себе эле¬мент греха, является своеобразным каналом, через который падшие духи имеют доступ в человека. Чем меньше в человеке того, что принадлежит миру инфернальному, тем меньше возможностей влияния на него демонических сущностей» [1].

   Разъясняю. Если есть в человеке то, что принадлежит миру падших духов: расположенность ко греху, желание греха, страсти, то всё это является питательной средой, тем проводником, через который они могут проникать и воздействовать на душу.
   «Просвещая свою душу Божьей благодатью, очищая сознательное от греховного, человек вытесняет из подсознания демоническую тьму, ликвидирует последствия родового греха. Если в людях некрещеных греховное начало и, следовательно, бесовское воздействие настолько сильно, что падшие духи властвуют им безраздельно, то в человеке крещеном коллективное бессознательное, очищенное крещением, уже не является местом безраздельного пребывания сил зла и не определяет греховную направленность поступков личности. Он получает возможность свободно, самовластно определять духовную направленность своих мыслей и поступков. Более того, если человек после крещения проводит активную деятельность по пути очищения себя от греховных наклонностей и страстей, то благодать Божья, просвещая сознательное, входит в индивидуальное бессознательное, подавляет демоническое воздействие и расположенность ко греху. Возможность воздействия на такого человека со стороны мира падших духов значительно уменьшается. У святых она приближается к нулю» [2].
   Святые говорят о некоем околосердечном воздухе, который присутствует в человеческой душе. И если он чист, наполнен божественными светозарными энергиями, то и психически человек мирен, спокоен, радостен, открыт для благодати. А если «… тамо гади, их же несть числа, животная малая с великими» Пс.103:25 (образное представление сил демонических), то там всегда будет беспокойство, нервозность, неудовлетворённость, постоянная агрессивность, полное отсутствие мира. Почему святые были исполнены любви и мира? - В них жил Святой Дух, который очистил их и убрал то демоническое, которое есть в каждом человеке, и которое после Крещения теряет силу обладания душой, но которое всё равно там присутствует.
<…>
   «При употреблении психоактивных веществ человек не просто дает свободу действия своему «бессознательному» (минуя критический анализ сознания), он предоставляет свободу действия в своем сознании инфернальным силам. При этом происходит смешение его собственной психической деятельности с воздействием демонических сил» [4].
   Многие из нас слышали слова проснувшегося утром пьяницы: «я этого не делал… я этого не мог сказать… это не я…». И действительно, это не он, это тот, кто в нём, это тот, кто в этот момент управлял им, находившимся в состоянии одержимости.
   «Как указывает преподобный Исихий Иерусалимский: «Как дитя малое, и стало быть незлобивое, видя, как иной выделывает какие-нибудь фантазии и находя то приятным, по незлобию своему, последует за этим дивотворцем, так и душа наша, будучи проста и блага - ибо такою создана от благого Владыки своего - находя приятными представившиеся в воображении прилоги диавола, и, обольщаясь ими, подбегает, будто к доброму, к тому, что худо, и смешивает свои помыслы с тем, что принес в воображение демонический прилог» [4, с. 167]. Как мы видим, святой здесь образно описывает механизм воздействия падших духов на разум человека. Привнесение помыслов может происходить в любом состоянии человека, но особенно оно сильно при его наркотическом опьянении, когда критический анализ сознательного резко притупляется» [4].

Виды демонического воздействия на человеческую личность.
   «Поскольку, как мы уже показали, главенствующим в человеке является духовное начало, а затем уже (во многом зависящие от первого) душевное и телесное, то именно в такой последовательности и будем рассматривать все процессы, протекающие внутри человеческой личности.
   Вначале рассмотрим воздействие на его разум. Как мы уже говорили выше, человеческая природа поврежденная последствиями первородного греха, открыта для воздействия падших духов: «…нам свойственно <…> общение с духами отверженными, к разряду которых мы принадлежим душею», - подчеркивает свт. Игнатий Брянчанинов [3, с. 332].
   Как указывают святые отцы [4], исходя из своего многолетнего опыта самонаблюдений (интроспекции) [5, с. 213] и наблюдений за другими людьми, это вторжение происходит следующим образом. Митрополит Иерофей Влахос поясняет это так: «Когда святые отцы говорят о помыслах, они имеют в виду не просто мысли, но образы и представления, за которыми каждый раз следуют соответствующие им мысли. Образы в сочетании с мыслями называются помыслами… Помыслы суть художники, рисующие в разумной части души различные образы» [5, с. 217]. Вот как излагает преподобный Силуан Афонский процесс развития страстного помысла, который фактически является процессом формирования порочного поведения: «Первый момент - приближающееся к человеку извне некое духовное влияние, которое сначала может быть совсем неясным, неоформленным. Первичная стадия оформления - появление в поле внутреннего зрения человека некоего образа <...>. Образы в иных случаях носят характер по преимуществу видоподобный, в иных же - по преимуществу мысленный, но более часто - смешанный. Так как и видоподобные образы влекут за собою ту или иную мысль, то всякие образы у подвижников именуются помыслами.
   У бесстрастного человека “владычественный” ум может остановиться на пришедшем помысле как познающая бытие сила, оставаясь при этом вполне свободным от власти его. Но если в человеке есть “место”, есть соответствующая почва как расположение к тому духу, который заключен в помысле, тогда энергия этого последнего стремится захватить психический мир, то есть сердце, душу человека; достигают же (падшие духи. - А. М.) этого тем, что в предрасположенной к пороку душе вызывают некоторое чувство услаждения, свойственное той или иной страсти» [4].
   Давайте остановимся на этом моменте. Что человека привлекает в грехе? - Некое услаждение грехом. Например, пьянице представляется помыслом услаждения состояние опьянения, блуднику представляется состояние услаждения грехом, чревоугоднику - едой. И вот эта сласть, которую он испытывает от того или иного греха, она предлагается душе и если душа привыкла этим жить, если она этим интересуется, то она его принимает, потому что чувствует ту сласть, которая ей предлагается.
   Апостол Иаков раскрывая механизм подобного греховного воздействия, указывает: «…Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» Иак.1:13. Заметьте, собственною, т.е. от своих страстей и похотей, тем что в нём есть. И у каждого есть своё, и каждый искушается той грязью, тем сладострастием, которое заложено в его душу.
   «Но и этот момент услаждения хотя и свидетельствует о несовершенстве человека, однако не вменяется еще в грех: это только “предложение” греха» [4]. Надо сказать, что у людей святых всё происходит несколько по-другому. Святые люди, у которых нет внутри расположенности ко греху, жажды этого сладострастия греха, они издалека, при помощи Духа Святого, ощущают своим духовным умом приближение помысла. Помысел только приближается к душе, ещё не внедрился в неё, но святой уже ощущает ту чуждую энергию, которая к нему приближается. Он начинает молиться, прилагает усилие воли и прогоняет прочь эту энергию. На этом искушение заканчивается.
   А что же происходит с нами?


 «Дальнейшее развитие греховного помысла грубо схематически может быть изображено так: предлагаемое страстью услаждение привлекает к себе внимание ума, что является чрезвычайно важным и ответственным моментом, потому что соединение ума с помыслом составляет благоприятное условие для развития этого последнего. Если внутренним волевым актом ум не отвлечется от предложенного услаждения, но продлит свое пребывание в нем вниманием, тогда появляется расположение к нему, приятная беседа с ним, то есть, произойдёт сочетание с этим помыслом, затем “сосложение”, которое может перейти в полное и активное “согласие”; далее - продолжающее возрастать страстное услаждение может уже овладеть умом и волею человека, что называется пленением. После этого все силы плененного страстью направляются к более или менее решительному осуществлению греха делом, если к тому нет внешних препятствий, или же, при наличии препятствий, к исканию возможности такого осуществления.
   Подобное пленение может остаться единичным и никогда больше не возобновиться, если оно было следствием лишь неопытности человека, пребывающего в подвиге и борьбе. Но если пленения повторяются, то они приводят к “навыку” страсти и тогда все естественные силы человека начинают служить ей.
   От первичного появления услаждающего действия страсти, что названо выше “предложением” греха, должна начинаться борьба, которая может происходить на всех ступенях развития греховного помысла; и на каждой из них он может быть преодолен и, таким образом, не завершиться делом, но все же с момента колебания воли элемент греха уже есть, и должно принести покаяние, чтобы не потерять благодать» [4].
   Вот только помысел принят, ум сочетался с ним, был захвачен той сластью, которую он предлагает - элемент греха уже есть. Вот здесь уже необходимо покаяние.
   «Неопытный духовно человек обычно встречается с греховным помыслом уже после того, как он пройдет незамеченным первые стадии своего развития, то есть когда он приобретет уже некоторую силу и даже больше: когда приблизится опасность совершения греха делом.
   Святой Иоанн Лествичник также указывает: «По определению рассудительных отцов, иное есть прилог, иное - сочетание, иное - сосложение, иное - пленение, иное - борьба и иное - так называемая страсть в душе». Происходит невидимое воздействие на душу (психику) человека, которая состоит из трех сфер (или трех сил): разума, чувств и воли.
   Для лучшего понимания последующего материала, давайте определим необходимые для нашего дальнейшего исследования понятия.
   Разум - свойство души, психики человека познавать окружающий его мир. Посредством разума осмысливаются чувственные и умопостигаемые вещи, воспринимаются и выражаются слова. Отличительная черта разумности - здравомыслие и подчинение ему себя. В противном случае, человек мало чем отличается от бессловесных животных.
   Напомним еще раз, святые отцы различают разум и ум. Разум (рассудок) - свойство души (психики) человека, ум - «око» его духа. Со времени грехопадения духовный ум человека помрачился и практически перестал функционировать. Ум - свойство духа - стал отождествляться с рассудком, который практически и заместил ум в человеческой личности. Если ум первого человека, Адама, приобретал до грехопадения опыт богопознания посредством созерцания, то теперь на это современные люди претендуют посредством рассудка. Посредством его человек пытается познать существование Бога, но терпит неудачу, поскольку настоящим доказательством бытия Бога может быть опыт чистого ума, духовного созерцания, боговидения» [4].
   Недаром старец Силуан Афонский любил повторять: «Кто чисто молится, тот и богослов» [5]. А всех философов, которые умствовали о Боге, исходя из своих спекулятивных логических построений, которых Святые Отцы называли не богословами, а суесловами. Бог нашим душевным разумом непостижим.
   «Чувства - субъективное глубинное переживание человеком своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, к тому, что его окружает» [4].
   «Воля - это способность человека сознательно управлять своим поведением, мобилизовать все свои внутренние силы на достижение поставленных целей.
   Теперь давайте рассмотрим все этапы образования и развития греха, начиная от принятия помысла до осуществления его на деле (см. рис.).
   Итак, прилог (или иначе: идея, помысел, мечта, мотив) возникает в рассудке человека. Святые Иоанн Лествичник, Филофей Синаит, Нил Сорский и другие святые отцы прилогом называли всякий простой помысел, воображение какого-либо предмета в разуме человека, или проще - это какая-либо мысль, пришедшая человеку на разум. Некоторые помыслы имеют источником Бога, другие - самого человека, третьи внушены людьми, а четвертые навеваются демонами.
   Особенно опасен помысел, привносимый в мысленную сферу падшими духами. Святитель Игнатий (Брянчанинов) отмечает: «Духи злобы с такой хитростью ведут брань против человека, что приносимые ими помыслы и мечтания душе представляются как бы рождающиеся в ней самой, а не от чуждого ей злого духа, старающегося укрыться». В этом смысле помыслы, по выражению Григория Синаита, суть «слова бесов и предтечи страстей». «Хотя прилог сам по себе не делает человека ответственным за него, однако он является поводом к обнаружению той или другой настроенности нашей воли. В добровольном склонении нашем в пользу того или другого мотива или повода, появившегося в нашем сознании, и проявляется собственно свобода человеческого выбора. Человек волен выразить свое сочувствие или ненависть тому или другому вторгшемуся в его душу прилогу»» [4].
   Заметьте очень интересную мысль Игнатия Брянчанинова - демонический мир старается, чтобы мы не смогли отличить его помыслы от наших собственных помыслов. И тогда он легко управляет самим человеком. К сожалению, большинство людей сейчас так и живёт. Фактически, подавляющее число людей является просто проводниками злой демонической воли. Демонический мир, через привносимые в душу человека помыслы, принимаемые человеком за свои, осуществляет свою деятельность. Об этом мы поговорим несколько позже.
   «Если разум не отвергает греховный помысел, а удостаивает его внимания, беседует с ним, то он входит в состав мыслей человека и начинает воздействовать на волю. Если человек волевым усилием не станет противиться помыслу разума, то произойдет сочетание помысла с волевой сферой души и его проникновение в сферу чувств. «Итак, этот второй момент является преступным в той мере, в какой <…> свободное принятие помысла обнаруживает склонение воли в сторону последнего. В этот момент воля вступает в свое действие, хотя последнее не носит еще определенного содержания и характера. Она спускается как бы в тайники человеческой души на внутренний совет с помыслом». Как пишет Антоний Великий: «Воля, которая действует в сердце человеческом, бывает трояка: первая - от дьявола; вторая - от человека; третья - от Бога».
   От колебания воли один шаг до отклика сферы чувств человека на греховный прилог. Чувства могут не воспротивиться греховному искушению. Этот момент у святых отцов называется сосложением и определяется преподобным Иоанном Лествичником как «согласие души с представившимся помыслом, соединенное с услаждением».
   Следующий этап - пленение. Преподобный Иоанн Лествичник указывает: «пленение есть насильственное и невольное увлечение сердца». При переходе от этого этапа к решению греха в намерении отцы-аскеты подметили особое состояние души, называемое борьбой. Оно характеризуется как взаимное сопротивление помысла и воли, склоняющейся или к истреблению страсти в помысле, или к соизволению на страстный помысел. При этапе борьбы могут включиться духовная воля и волевой душевный аспект. Это происходит благодаря благодатному воздействию или непосредственно со стороны Бога, или через ангела-хранителя, святых или молитвы ближних. Если происходит соизволение на страстный помысел, то есть проявление согласия человека своей воли на греховное дело, остается придумать конкретные средства для достижения цели. Это происходит на следующем этапе, который называется решением. В этом случае, по словам преподобного Силуана Афонского, «все силы плененного страстью направляются к более или менее решительному осуществлению греха делом, если к тому нет внешних препятствий, или же, при наличии препятствий, к исканию возможности такого осуществления».
   Беспрепятственное проникновение мира космического зла в душу человека через помыслы может привести к очень печальным последствиям» [4].
   Мы видим всю картину развития воздействия этих помыслов. Давайте приложим её к себе, посмотрим, как это проявляется непосредственно в нас самих. Каждый человек искушается той страстью, которая является его любимой. Обычно, на исповеди человек старается о ней не говорить. Например, человек гордый будет каяться на исповеди в чём угодно, только не в грехе гордости, страдающий чревоугодием - только не в грехе чревоугодия. То же касается и блудной страсти и пр. Почему человек не хочет каяться в своей основной страсти? - А потому что он любит то сладострастие, которое в ней содержится, он ей услаждается. А если покаяться - необходимо это отринуть. А он не хочет. Он и в Царствие Небесное хочет, и с Богом быть хочет, и одновременно расставаться с этой сладостью греха не хочет, ибо он положил в ней часть своего существования. Между тем, Господь наш Иисус Христос ясно говорит - если глаз твой или рука твоя соблазняют тебя - вырви их и брось от себя. Ибо «… лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает» Мар.9:47-48. Ясно и чётко говорит Господь о том, что мы в сочетании с грехом не можем войти в Царствие Небесное. Не может человек одновременно служить Богу и дьяволу. «Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая [вода]?» Иак.3:11. Поэтому, чем постыдней грех, чем труднее нам с ним расставаться, тем быстрее мы должны выносить его на покаяние и затевать с ним борьбу.
   Тем яснее становится то, как нам необходимо быть внимательными к своим мыслям. Святые Отцы называли трезвение одним из самых главных видов добродетели: когда человек наблюдает за своими мыслями и уже в самом начале отсекает мысли чуждые. Каждый из вас мог испытать это на себе. Кто-то добирался сюда на общественном транспорте, сел в метро - там его толкнули, там кто-то медленно впереди шёл - какие мысли могут возникнуть? - Ну чего он здесь холит! Возникает раздражение. А почему раздражение? - Мешает нам кто-то. А почему оно нам свойственно? - Из-за нашей гордости, мы считаем себя лучше других, выше других, нам кто-то мешает. Мы можем не осознавать причину нашего раздражения, тем не менее, она существует - это наша гордость. И если мы примем этот раздражительный помысел, мы или внутренне разозлимся, а можем и внешне это выразить. В результате мы впадём в состояние раздражения, потери внутреннего мира, чувства придут в рассеянное состояние. В результате нам уже не до лекции, не до беседы, мы с кем-то в своих мыслях воюем, ругаемся, спорим и т.п. Вот наглядный пример действия - лукавый предложил помысел: «ну чего она здесь ходит, чего под ногами мешается, сидела бы дома на пенсии своей». И нам эта мысль понравилась, и мы полагаем, что это мы так думаем, но это нам предложили. А мы не распознали, а не распознав, приняли. А если включить волю, сказать себе «стоп!», она такой же образ Божий, как и я. Может быть, она больна или плохо себя чувствует - почему она должна бежать, если я куда-то спешу? У неё свои дела. Всё! Отринув этот помысел, мы избавились от него. Вот момент, на котором можно «поймать» помысел и отринуть его. А если не отринуть, то он продолжает работать дальше. На каждом этапе у нас есть возможность его пресечь, не дать ему внедриться. Но для этого нужно трезвение. Мы должны наблюдать трезво за тем, что к нам приходит.

[1] Т.А. Берсенева, А.А. Мороз. «Философское осмысление духовно-нравственного развития взрослого человека на основе православной традиции в системе непрерывного образования». Стр. 1.
[2] Т.А. Берсенева, А.А. Мороз. «Философское осмысление духовно-нравственного развития взрослого человека на основе православной традиции в системе непрерывного образования». Стр. 2.
[3] Н.Никонов. «Наркомания и оккультизм. Употребление наркотиков в древнем мире и в различных религиозных традициях».
[4] Гармонизация знаний христианской и психологической антропологий. Православная теория личности.
[5] Иеромонах Софроний. «Старец Силуан Афонский. Жизнь и учения старца Силуана». V. Об умном безмолвии и чистой молитве.

<<< Часть 1

лекции, религия, иерей Алексий Мороз, Православие, антропология

Previous post Next post
Up