Аскетика, молитва (суть и разновидности). Иисусова молитва. Часть 2.

Aug 06, 2013 13:17

   Видеозапись и текст второй части лекции гранд-доктора психологии, кандидата педагогических наук, иерея Алексия Мороза, прочитанной в рамках лектория "Духовно-нравственное образование".
   Другие лекции о. Алексия:
Бог: ч.1, ч.2, ч.3.
Ангельский мир. Причины создания и назначение.
Демонический мир и его воздействие на человека.
Человек: ч.1, ч.2, ч.3.
История происхождения религий. Церковь: ч.1, ч.2, ч.3.
Заповеди Моисеевы (десятисловие). Заповеди Блаженств. Церковные таинства: ч.1, ч.2, ч.3. ч.4, ч.5, ч.6.
Семья: ч.1, ч.2, ч.3. Дети: ч.1, ч.2, ч.3.
Православная теория личности: ч.1, ч.2.
Страсти, их сущность и пути преодоления: ч.1, ч.2, ч.3.
Болезни и их происхождение. Пути преодоления: ч.1, ч.2, ч.3.
Связь грехов, страстей и болезней: ч.1, ч.2, ч.3.
Покаяние, его сущность. Основные грехи современности: ч.1, ч.2.
Святитель Игнатий Брянчанинов. "О прелести": ч.1, ч.2.
Аскетика, молитва (суть и разновидности). Иисусова молитва: ч.1.
О спасении в миру: св. Игнатий Брянчанинов; св. Феофан Затворник.
Масонство и глобализм: ч.1, ч.2.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Текст лекции

   «Христианские подвижники выработали и особые правила для достижения умносердечной молитвы. В основание этих правил они кладут частое повторение молитвы Иисусовой: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!"» [1]. Давайте немного остановимся на этом. Это так называемая Иисусова молитва. Об Иисусовой молитве написаны толстые тома подвижниками, которые учат этой молитве. И если человек её освоит, и освоит правильно, конечно, она станет незаменимым помощницей во всех делах и обстоятельствах. Не всегда мы можем читать молитвы по Молитвослову, не всегда можем бывать в церкви, но всегда можем, внутри нашего сердца, читать эту молитву, или краткий её вариант «Господи помилуй».
   Как правильно читать Иисусову молитву? Святы Отцы наши православные, отечественные советуют читать её неспешно, но и не очень медленно. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит о 8-10 секундах. Нужно внимательно проговаривать слова. Для начала, читайте вслух - когда вас никто не видит, не слышит, вы никому не мешаете. Просто произносите её вслух, делая свои обычные дела, когда ходите по своему дому, или находитесь на работе - чтобы появился такой навык.
   Но очень важно научиться правильно исполнять эту молитву, потому что просто её частое повторение - это хорошо, но оно ещё не затрагивает глубины нашего сердца. Святые Отцы говорят о том, что при Иисусовой молитве ум должен погрузиться в сердце и изнутри сердца должны произноситься слова. Почему изнутри сердца? - Сердце является центром всех наших духовных чувств. "От избытка сердца глаголют уста" Мф.12:34, из сердца исходят злые и добрые помыслы. И центр нашей духовной жизни, как учит Господь наш Иисус Христос (Матф.6:21, Матф.9:4, Матф.13:15, Матф.13:19, Матф.15:18-19, Матф.18:35, Мар.2:8, Мар.6:52…), находится в нашем сердце. Так вот, ум должен погрузиться в сердце, и как бы изнутри сердца со вниманием начинаем читать эту молитву, и она, конечно, приносит свой плод.
   Обязательно её надо проводить под руководством опытного делателя умной молитвы, под духовным руководством. Потому что если без руководства человек начинает заниматься Иисусовой молитвой, то, конечно, он может впасть в различные виды прелести. Сатана может показать ему различные состояния, различные видения, которые он будет принимать за божественные, а на самом деле, они к Богу никакого отношения не будут иметь. Обязательно должен быть руководитель.
   «…"понудить ум свой сойти из головы в сердце и держать его в нем", то есть погасить сознание низшего разума (мозговое) - отрешить его от всех мирских помышлений и воспламенить другое - сознание всецелой сердечной устремленности к Богу» [1]. Но чтобы этого добиться, для начала рекомендуется начать выполнять определённое молитвенное правило, например, ежедневно 30 раз повторять Иисусову молитву, но со вниманием. Или столько раз, сколько вам духовник определит.. Стоя перед иконами, неспешно, опустив ум в сердце, как бы проговаривать изнутри: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!». И не допускаете ум уходить в разные помышления, в разные образы, но только в сердце твердить… Почему в сердце? - Когда ум в сердце, наш разум отключён, и не будет отвлекающих образов и препятствий. Там центр духовной жизни, там работает ум - высшая часть духа, посредством которого мы общаемся с Богом…
   Но если нам сразу в такое состояние не прийти (а мы с вами говорили о тех приёмах, которые помогают нам войти в должное состояние) - нужно навыкнуть хотя бы 30 Иисусовых молитв повторять правильно - это ваше правило, а в остальное время (на улице, в транспорте…) просто твердить про себя эту молитву. Как получится. Но понимая как надо. Сколько получится, столько и твердите, но 30 в день Иисусовых молитв, повторенных правильно - это ваше правило. И уже от этой внимательной молитвы вы уже научитесь внимательной молитве при чтении Молитвослова, акафистов и др.
   «Чтение, произношение по памяти.
   Чтение должно быть ровным, спокойным, внятным, неспешным, вразумительным. Каждое слово надо произносить совершенно отчетливо, не проглатывая и не комкая последних слогов, чтобы присутствующие могли не только свободно уловить смысл читаемого, но и прочувствовать его своим сердцем. В Церкви не должно быть места чтению механическому, бездушному, нерадивому, ремесленному» [1]. Если сам чтец не молится в этот момент - как начнут молиться другие? Поэтому чтение не должно быть излишне растянутым, потому что это раздражает людей, но чтение должно быть чётким, внимательным. Чтец должен донести то, что он читает, до сознания окружающих.
   Почему в Византии быть чтецом считалось очень почётной обязанностью, и в чтецы приглашались очень духовные люди - потому что они сами молились во время чтения и это своё состояние доносили до прихожан. Но речь идёт не об эмоциональном состоянии… Иногда приходишь в церковь, и вдруг какая-то бабушка читает и начинает плакать, заливаться слезами, и всё что угодно… Но никому её эмоции не интересны. Не надо свои эмоции выставлять для других. Это твои субъективные переживания… Ради Бога… Люди должны получить чистое, безэмоциональное слово, а эмоциональную окраску они сами найдут. Поэтому никаких истошных воплей, выкриков при чтении ни в коем случае не должно быть.
   Ну и конечно же, очень хорошо, если вы выучите молитвы наизусть. Вот чтение молитв наизусть - это даже более эффективно, чем чтение по Молитвослову. Почему? - Потому что вы не отвлекаетесь на считывание молитвы из книги. Вы можете вникать в глубину слов и проговаривать их внутри сердца. Поэтому я бы посоветовал каждому из вас озаботиться, и выучить всё-таки наизусть утренние, вечерние молитвы и некоторые псалмы. Чтение псалмов по памяти - это великое дело. Очень помогает, особенно 90-й псалом. Вот вы утром проснулись - и сразу же начинайте читать 90-й псалом. И повторяйте его про себя, не давайте хода никаким помыслам. Есть некий бес, который стоит и ждёт, когда человек проснётся, чтобы какие-то мысли человеку подкинуть, для того чтобы возмутить его покой. Пока человек успокоится, пока придёт в себя… А если человек сразу же или Иисусову молитву, или 90-й псалом, проснувшись, про себя читает - ум освящается, очищается от демонических воздействий. А затем, уже с очищенным умом и сердцем, можно приступать к своим обыденным заботам и делам.
   Святитель Тихон (Задонский) советует: «лучше пред Богом сказать от сердца и со смирением два или три слова, нежели много прочитать молитв и канонов без рассуждения и со скоростью» [1]. Дорогие мои, ещё раз подчеркну - не гонитесь за количеством. Я помню, у меня была знакомая, которая читала в день три акафиста и считала это большим подвигом. И вот, где бы она ни была - ей надо акафисты читать (время пришло). Она хватает акафистник и начинает бубнить перед иконами этот акафист, потом поговорит и опять начнёт бубнить акафист - главное «вычитать». Ну и что толку? - Никакого. Это непонимание сути молитвы. Почему мы сейчас детально, глубоко разбираем тему - чтобы вы поняли, что это такое. Не нужно количество. Можно сказать несколько слов, но от всего сердца… И небеса начнут сотрясаться… А можно прочесть сто акафистов, а сердце как было холодным и раздражённым - таким и останется.
   Поговорим о церковном пении и церковной музыке.
   Конечно же, пение в церкви должно быть благоговейным, неспешным и, обязательно, чётким и понятным для слушающих.. Если вы приходите в храм и стоите и не понимаете чего там поют, не понимаете чего там читают - то и мало плода оттуда вынесете. К сожалению, сейчас в нашей Церкви это практикуется. Во многих храмах формальность, внешнее отношение - быстро-быстро вычитать, чего-то там пропеть «оперное», показать свой голос… И что пела, о чём пела… Если даже знаешь слова, такое пение мешает молиться, потому что человек играет голосом, показывает своё художественное мастерство. Но это не к месту - есть театр, есть опера - пожалуйста, там, не здесь.
   Здесь мы должны подражать ангелам, которые воспевают Бога всей душой, всем сердцем. В храме нужно чётко и ясно произносить каждое слово, вкладывая в них чувство и душу. Опять же, не эмоциональность, не нужно внешней эмоциональности, выражаемой тембром, понижением и повышением голоса - это только мешает. Надо просто молиться во время чтения и пения. Лучше ходить в тот храм, где идёт ясное, спокойное, чёткое чтение, и ясное и понятное пение без всяких западных оперных отклонений. Об этом много говорил святейший Патриарх Алексий II, и все Святые Отцы это утверждают.
   Ну а что делать, если вы попали на службу, где такое пение и чтение непонятное? Можно ли получить духовный плод? - Можно. Какой? - Читайте Иисусову молитву про себя. Закройте глаза и читайте эту молитву из сердца. Это будет как бы духовная сетка, на которую будет накладываться строение всей остальной молитвы церковной. И вы увидите, что вы начнёте понимать и слова и Дух Святой будет вам помогать… Вот мы недавно вернулись из Иерусалима, и были на ночной службе у Гроба Господня и у Голгофы. Там же служба идёт на греческом языке - совсем ничего не понятно (отдельные слова я знаю), но всё равно, целиком и полностью не понять службы. Но когда стоишь, ум свой в сердце погрузил, читаешь Иисусову молитву - хорошее, благодатное состояние, мир… - и выходишь с плодом молитвы. Или на Афоне… там службы мы стояли по 8-10 часов (!), язык, конечно, греческий. И что? - По меркам человека внешнего, мы должны со скуки умереть и убежать… Ничего подобного! Входишь в молитвенное состояние, читаешь Иисусову молитву, ощущаешь благодать, а потом иногда даже начинаешь понимать, что говорят. Это Дух Святой открывает. Потому что служба благодатна, она обращена к Богу, и Бог за твоё усилие, терпение и труд твой (10 часов простоять!), Он даёт благодать понимания службы и плод сердечный ты получаешь.
   Поэтому, дорогие мои, всегда важно на молитве находиться внутри своего сердца, не раздражаться ни в коем случае, если что-то не понимаешь - не так читают, не так поют - читай Иисусову молитву, погружай ум в сердце и благодать ты получишь обязательно.
   Конечно же, молитва должна быть и внутренняя, и наружная, и церковная, и домашняя. «"Кто молится телесно и не имеет еще духовного разума, - говорит преподобный Марк Подвижник, - тот подобен слепому". Одна наружная молитва прогневляет Бога, как молитва фарисейская - лицемерная» [1]. Ну а что такое «наружная молитва»? - Без внимания, рассеянная, пустое только проговаривание слов.
   «"от избытка сердца глаголют уста" (Лк. 6:45). Когда душа полна бывает благоговейных чувств к Богу, она невольно изливает их в торжественных гимнах, воздеяниях рук, преклонении колен и т. п. Таков закон душевной жизни человека» [1]. Поэтому, как мы с вами говорили, положение тела, безусловно, влияет на состояние души, и в каждый момент мы принимаем соответствующее положение тела. Молитва покаянная - становимся на колени. Нас благословляют - мы наклоняем головы. Исполнено наше сердце радости и любви к Богу - мы воздеваем к небу руки. И это вполне нормально и естественно. Но мы должны помнить, что внутренняя и внешняя молитва должны составлять единое целое.

Какие условия и требования при совершении молитвы? Какие условия наиболее благоприятны для молитвы?

Прежде всего - вера в Бога и его вездеприсутствие.
   Если мы в Бога не верим - кому мы будем молиться? Оккультисты говорят, что есть некий Абсолют, есть некая мировая энергия… Ну и вопи к мировой энергии, вопи к Абсолюту - кто тебя услышит?  Нет! Есть личный Бог. Бог всегда личен. И вот к личному Богу - Богу Отцу, Богу Сыну, Богу Святому Духу мы обращаемся. И чем крепче наша вера, тем сильнее наша молитва.
   «Вера дает возможность духу человека вознестись от земли на небо. "Вера окрыляет молитву, - говорит преподобный Иоанн Лествичник, - ибо без той сия не может вознестись на небо". "Молитва прилежная с верою, - пишет святитель Тихон Задонский, - все получает... Господь милует с верою вопиющих к Нему"» [2]. «На молитве "надо стоять в сознании вездеприсутствия Божия", - говорит святитель Феофан Затворник» [2]. Обязательно вера. И мы часто слышим эти слова из Священного Писания: «…по вере вашей да будет вам» Матф.9:29. По вере Господь совершает чудеса, по вере Он воскрешает мёртвых… Вера необходима человеку. А что делать, если веры мало или её нет? Такое тоже бывает, ведь вера это тоже дар Божий. Вот хочет человек верить, а нет у него веры. Тогда он вопиет словами отца бесноватого отрока: «…верую, Господи! помоги моему неверию» Мар.9:24. То есть, укрепи мою веру, умножь её, даруй мне её. И тогда, действительно, Господь может даровать эту веру. «…просите, и будет вам» Иоан.15:7.

Второе условие для молитвы - страх Божий и внимание. Ну, об этом мы уже с вами говорили. «Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом» Пс.2:11.
   «"Мерзок пред Господом тот, кто, предстоя Ему на молитве, принимает нечистые помыслы", - говорит преподобный Иоанн Лествичник. <…> Поэтому святые отцы призывают молящегося сделать ум свой во время молитвы глухим и немым к помыслам (преподобный Нил Синайский), возненавидеть их (Исихий, пресвитер Иерусалимский), гнушаться ими и отгонять их от себя (преподобный Ефрем Сирин), установить над ними трезвенный надзор ума (святитель Василий Великий). Словом, нужно всячески стараться всецело занять ум и сердце читаемыми молитвами и проникнуться их содержанием.
   Средством к преуспеянию в нерассеянности святые отцы и считают именно сознание Божьего вездеприсутствия. Молящийся должен помнить, что он призывает Бога вместе с Херувимами и Серафимами и, подобно им, "стоять пред лицем Бога со страхом и трепетом, с трезвенною и бодренною душею"» [2].

Третье условие - сыновняя любовь к Небесному Отцу.
   «Чувство благоговейного страха пред Богом во время молитвы должно у нас соединяться с сыновней любовью к Нему, как нашему Небесному Отцу, Который не только подает нам нужные земные блага, но и ведет нас к вечному спасению, очищая и освящая нас чрез величайший дар любви - животворящие Тайны Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Без любви к Богу молитва невозможна. Молитву, не согреваемую любовью, архимандрит Рафаил уподобляет "глазу без света". Без любви нельзя приблизиться к Богу, Который весь есть любовь, а потому невозможно и беседовать с Ним - молиться. Возносить к Богу прошения, не соединенные с любовью, - это равносильно тому, что нагревать дом при открытых дверях и окнах. "Не будет светильник светить без елея и молитва не озарит духа без любви, не взыдет к Богу", - поучает святитель Филарет, митрополит Московский. Наоборот, когда сердце исполнено чистым пламенем любви и чуждо пристрастия к земным предметам, тогда молитва легко возносится в небесные селения; "тогда, - говорит преподобный Ефрем Сирин, - отверсты для нее горние врата, и никто не препятствует ей войти в них". А святой Иоанн Кассиан пишет, что "молитва наша взойдет в свойственное ей совершенство... когда то единение, которое есть у Отца с Сыном, у Сына с Отцом, изольется в наши сердца и умы, - чтобы как Он искреннею чистотою и неразрывною любит нас любовью, так и мы соединены были с Ним чистою и неразделимою любовью"» [2].
   Поэтому хорошо на молитве вспомнить все Его благодеяния, Его всепрощающую любовь к нам. Его желание спасения каждому человеку. И всё это держать в своём сердце.

Четвёртое условие - надежда на Бога.
   «Вера и любовь должны соединяться с христианской надеждой, которая также служит важнейшим условием действенности молитвы. Стремиться к общению с Богом и не надеяться на получение от этого общения великого блага - это значит разрушать то самое, что созидаешь. Без надежды молитва христианина была бы совершенно безжизненной, лишенной духа, возводящего душу молящегося к Богу» [2].
   Действительно, дорогие мои, молясь, надо надеяться на любовь Бога, на Его совершенство, на Его всемогущество, на Его всесильность, и знать, что надежа не посрамляет, и что у Бога слово мгновенно может превратиться в дело.
   «"Уповай на благость Божию и ожидай от Бога заступления, зная, что если обращаемся к Нему как должно и искренно, то Он не только не отринет нас вовсе, но пока еще произносим слова молитвы, скажет: "Се Аз!" - пишет святитель Василий Великий. Только не нужно отчаиваться и падать духом» [2]. Не малодушествовать! Помнить, что для Бога нет ничего невозможного. Ничего. Абсолютно ничего. А если ничего нет невозможного, значит, Он всё может нам дать тогда, когда нам полезно.
   Иногда мы смущаемся от того, что мы просим, а нам сразу же не даётся то, о чём мы просим. Это происходит по многим причинам. Прежде всего, если бы нам тут же выдавалось просимое, то мы могли бы считать себя особыми молитвенниками, особыми людьми. Это могло бы ввести нас в гордость, в состояние иллюзии особой приближённости к Богу - «вот я просил, и мне дали». Значит так и должно быть… А тут ещё нужен молитвенный труд. Потрудиться в молитве, не раз попросить. Потерпеть на молитве, проявить упорство на молитве - ведь само пребывание в молитве уже для нас спасительно.
   Вспомним евангельский эпизод: «И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами» Матф.15:22-23. Уже и апостолы стали просить Иисуса успокоить женщину… «Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» Матф.15:26. Звучит как оскорбление, Он её с собакой сравнивает… А в ответ женщина проявила великое смирение: «Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» Матф.15:27. Христос, увидев такое смирение, сказал: «…о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час» Матф.15:28. Разве Господь не мог сразу ответить на её мольбу? - Конечно мог. Но Он показал нам с вами, что нужно терпение, постоянство, неотступность в молитве и смирение, и тогда, если нам это полезно, мы всегда получим просимое.
   Трудись. «И áзъ вáмъ глагóлю: проси́те, и дáстся вáмъ: ищи́те, и обря́щете: толцы́те, и от¬вéрзется вáмъ» Лук.11:9. Стучите, и откроют вам. Проявите терпение, проявите усердие. Но бывает, мы просим чего-то, но нам это не полезно, мы не знаем, не понимаем последствий получения просимого. Даже если просим благого - исцеления от болезни нашего ближнего. Просим: исцели, Господи болезни…А он исцелился - и как впал в блуд и в другие грехи - и погибла его душа. И всё. А пока он болен, он и не пребывает в грехе. Вот почему каждый раз, когда мы заканчиваем молитву, мы должны повторять слова Господа - вспомните Его моление о чаше, когда Он молился до кровавого пота и говорил: «…Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» Матф.26:39, «…да будет воля Твоя» Матф.26:42. Вот и мы с вами, когда молимся, чего-то просим, в конце молитвы должны добавлять: «Господи, да будет воля Твоя». Потому что мы не знаем, насколько нам это полезно, насколько нам это спасительно. Мы мыслим нашими узкими материальными категориями, но мы не знаем, что будет в вечности, как это скажется на нашей вечной жизни. Поэтому мы всегда должны добавлять это прошение: «впрочем, не моя, а Твоя воля да будет». И вот такая покорность, такое доверия к Богу, оно очень действенно.



Пятое условие - смирение, слёзы, пост, возношение молитвы от чистого сердца.
   Смирение - это необходимое условие молитвы. Вспомним о том, как «два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь» Лук.18:10. Фарисей внешне был праведен, он делал всё, что предписывает закон, и он благодарил Бога за это: «…Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» Лук.18:11-13. Да, грешен, понимаю, ну что делать, вот такой я, будь милостив ко мне... И он вышел оправданным, а фарисей - нет.
   «Надеясь на Божию помощь, мы в тоже время должны искренно сознавать себя немощными, недостойными даров Божиих, которые можем получить только по Его неизреченной милости. В нашей душе не должно быть даже и мысли о каких-либо заслугах пред Богом, ибо подобное самомнение ведет к падению. Сознание своего ничтожества и недостоинства, раскаяние и слезы - вот что должно наполнять душу молящегося.
   Слово Божие неоднократно говорит, что "Бог гордым противится, смиренным же дает благодать" (1 Пет. 5, 5; Иак. 4, 6). "Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет", - утверждает святой Псалмопевец (Пс. 33, 19; ср.: Пс. 50, 19).
   Смирение, по учению преподобного Исаака Сирина, делает человека достойным милости Божией. "Молитва смиренномудрого, - говорит он, - как бы прямо из уст в уши". Святитель Игнатий (Брянчанинов) считает милосердие и смирение как бы крыльями, которые возносят молитву на небо. "Как преклонить на милость Господа? - спрашивает святитель Иоанн Златоуст и отвечает. - Вот как! Водрузим молитву в сердце своем, и к ней приложим смирение и кротость".
   Святые отцы советуют растворять молитву слезами, сопровождать ее постом и возносить ее от чистого сердца» [2].
«Пост и всяческое воздержание служат хорошим условием к успешности христианской молитвы (Мф. 17, 21; Лк. 5, 33; 21, 34). По выражению преподобного Ефрема Сирина, "пост возводит молитву на небо".
   Особенно бывает благоприятна молитва от чистого сердца. Бог хочет именно нашего сердца. "Даждь ми, сыне, твое сердце", - взывает Он к человеку. "Молитва скороуслышана есть та, - пишет святитель Иоанн Златоуст, - которая из благого сердца исходит"» [2].
   Вот мы с вами рассмотрели основные условия для совершения молитвы, ну а условия её исполнения тоже очень важны. Прежде всего, исполнение молитвы зависит от того, полезно ли просимое нами. Второе - своевременно оно или несвоевременно - очень важный момент. Иногда Господь призывает нас проявить терпение, проявить постоянство в молитве - это тоже очень важный момент.

Рассмотрим виды молитв: молитвы к Богу (Богу Отцу, Богу Святому Духу, Господу нашему Иисусу Христу), молитвы к Божией Матери, молитвы к святым.
   «Сам Господь наш Иисус Христос говорил о великом значении призывания Его имени в молитве. Он оказал: "Елика аще чесо просите от Отца во имя Мое, даст вам. Доселе не просисте ничесоже во имя Мое; просите, и приимете, да радость ваша исполнена будет" (Ин. 16:23-24). Какое великое утешение и отрада для молящегося заключается в этих словах Спасителя! Господь обещает исполнение всех наших прошений, если только они будут возноситься во имя Его» [2].
   Посмотрите, Сам Господь оставил нам только одну молитву - «Отче наш» - молитву к Богу Отцу. И отметьте себе последние слова этой молитвы: «и остави на долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим». Вот, дорогие мои, успех нашей молитвы во многом кроется в том, прощаем ли мы другим людям или нет. Если мы о чём-то просим Бога, но при этом сами не прощаем людям, то наша молитва Богом может быть и не принята. Почему? - «…потому что Бог есть любовь» 1Иоан.4:8. Мы должны помнить о необходимости любви даже к нашим врагам. «…любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» Матф.5:44. Это высшая степень любви, высшая степень молитвы. «Любите врагов ваших». А почему? - Потому что Господь сказал: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» Матф.5:48. Бог призывает нас к совершенству, к полноте. И путь к этому совершенству идёт именно через любовь. Если в нас мало любви, а много злости, недовольства - значит, мы ещё далеки от Бога. Значит, будем просить Его: «Господи, дай нам эту любовь, научи нас этой любви». Вспомните завершение Молитвы последних Оптинских старцев: «…научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать, благодарить Тебя за всё и любить» [3]. Ну нет в нас этой любви, такой, какой она должна быть, и если будем просить, то Господь будет её нам давать.
   Ну и, конечно же, «призывание имени Иисуса в молитве необходимым для нас и важнейшим условием для успешности молитвы» [2]. Мы говорили об Иисусовой молитве, в которой произносится Его имя. И Господь, когда с верой призываешь Его по имени, отвечает на молитву.

[1] К.Е. Скурат. «Христианское учение о молитве и ее значение в деле нравственного совершенствования». Отдел II. Виды молитвы. Глава 1. Молитва внутренняя и наружная.
[2] К.Е. Скурат. «Христианское учение о молитве и ее значение в деле нравственного совершенствования». Отдел III. Условия благоуспешной молитвы. Глава 2. Условия, требуемые при совершении молитвы.
[3] Молитва последних Оптинских старцев.

P.S.




<<< Часть 1

молитва, лекции, религия, иерей Алексий Мороз, католицизм, Православие

Previous post Next post
Up