Бог. Часть 3. Богоподобие, наречение имён животному миру.

Feb 15, 2013 03:58

     Видеозапись и текст третей части лекции гранд-доктора психологии, кандидата педагогических наук, иерея Алексия Мороза «Бог (понятие, свойства, Божественные энергии, непознаваемость). Творение мира и человека. Назначение человека. Богоподобие. Наречение имен животному миру».
     Тема третей части лекции: богоподобие, наречение имён животному миру. Лекция прочитана в рамках лектория «Духовно-нравственное образование».

Другие лекции о. Алексия:
Бог: ч.1, ч.2.
Ангельский мир. Причины создания и назначение.
Демонический мир и его воздействие на человека.
Человек: ч.1, ч.2, ч.3.
История происхождения религий. Церковь: ч.1, ч.2, ч.3.
Заповеди Моисеевы (десятисловие). Заповеди Блаженств. Церковные таинства: ч.1, ч.2, ч.3. ч.4, ч.5, ч.6.
Семья: ч.1, ч.2, ч.3. Дети: ч.1, ч.2, ч.3.
Православная теория личности: ч.1, ч.2.
Страсти, их сущность и пути преодоления: ч.1, ч.2, ч.3.
Болезни и их происхождение. Пути преодоления: ч.1, ч.2, ч.3.
Связь грехов, страстей и болезней: ч.1, ч.2, ч.3.
Покаяние, его сущность. Основные грехи современности: ч.1, ч.2.
Святитель Игнатий Брянчанинов. "О прелести": ч.1, ч.2.
Аскетика, молитва (суть и разновидности). Иисусова молитва: ч.1, ч.2.
О спасении в миру: св. Игнатий Брянчанинов; св. Феофан Затворник.
Масонство и глобализм: ч.1, ч.2.



Текст лекции

Поговорим об образе Божием в человеке. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» Быт.1:27-28. Как мы видим из библейского текста, человек сотворён только по образу Божию. Хотя в предыдущем, 26-ом стихе Книги Бытия говорится: «…сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему …» Быт.1:26. Что это означает? - Это имеет глубокое символическое значение, о котором писали многие Святые Отцы. По их мнению, «подобие» означает предназначение, цель человеческой жизни. В частности, св. Григорий Нисский писал: «ομοιότητας (<омиоситас> гр. «подобие») мы совершаем по произволению» [1]. И анализируя библейское повествование о сотворении человека св. Василий Великий писал: «“И создал Бог человека; по образу Божиему создал его”. Не заметил ли ты, что это свидетельство неполное? “Создадим человека по образу Нашему и по подобию”. Это волеизъявление содержит два элемента: “по образу” и “по подобию”. Но созидание содержит только один элемент. Решив, одно, не изменил ли Господь Свой замысел?» [1]. И дальше, применительно к различию образа и подобия: «При первоначальном творении нам даруется быть рожденными по образу Божиему; своей же волею приобретаем мы бытие по подобию Божиему» [1]. «Самое существо души нашей - образ Бога. И по падении в грех, душа пребывает образом! И вверженная в пламень ада, душа грешная, в самом пламени ада, пребывает образом Божиим! Так учат святые Отцы» [2].

Вот, дорогие мои, давайте разберёмся. Это очень важный момент. Итак, человек создан по образу Божиему (а в чём он выражается мы сейчас с вами посмотрим), а призван к богоуподоблению. Подобие Божие - это жизненная задача человека. Это цель его жизни. Мы в этой жизни должны реализоваться - и стать подобием Божиим.



Многие Святые Отцы соотносили образ Божий со второй ипостасью Святой Троицы - Господом нашим Иисусом Христом. Почему это происходило? - Мы с вами видим, что Богочеловек Иисус Христос - это совершенный Бог и совершенный Человек. И как совершенный Человек, Он полностью реализовал в Себе подобие Божие. Т.е. в Нём жил Святой Дух, в нём был Божий ум, в Нём Его воля была неотделима от воли Божией, в Нём была бесконечная любовь, то чувство, которое является в Боге. Поэтому человек и стремится к тому, чтобы у него были такие же мысли, чувства, воля такие, как у Господа нашего Иисуса Христа. Это образец. Это идеал, к которому мы стремимся. Вот каким был Христос - таким и должен стараться быть христианин. Это возможно когда Дух Святой будет вселятся в человека и помогать ему. Каким путём? - Путём развития добродетелей: смирение, терпение, любви, кротости, и преодолением тех страстей и недостатков, которые свойственны грешной и падшей человеческой природе. Таким образом, мы ясно видим, что Бог поставил перед нами цель. Цель каждого человека - реализовать своё богоподобие.


«Образ Божий - в самой природе человеческого духа. Он троичен в силах своих основных, ибо одно - это ум в человеке, другое - это сердце, чувства человека, а третье - его воля. Умом человек мыслит, сердцем он переживает, а волею он действует. И во всех этих трех силах он один и тот же человеческий дух, одна и та же личность» [3]. А в чём же конкретно проявилось сотворение человека по образу Божию? Разные христианские писатели выделяли разные черта образа Божия, дополняя, и продолжая друг друга.

Ум. Как свидетельствует св. Григорий Палама: ум «является образом Божиим и ведает Бога и единственный из всего находящегося в мире, если пожелает, становится Богом» [4]. Блаженный Августин: «ум именно потому есть образ Его, что он способен на постижение Бога и на то, чтобы быть Его причастником. Столь великое благо не возможно иначе, как посредством того, что он есть образ Божий» [5]. Дальше, когда мы будем с вами на одной из лекций по антропологии говорить о духе, душе, теле человека, мы ещё вернёмся к этому. Но здесь я, забегая вперёд, сразу скажу, что ум отличается от нашего рассудка (разума). Функции рассудка - это наша логика, синтез, анализ. А ум - это высшая часть души, которым человек способен входить в богообщение. И именно в уме Блаженный Августин видел главное отличие человека от животных.

Разум и свобода. Образ Божий в человеке утверждал св. Иоанн Дамаскин: «Ум и Свобода есть образ Божий» [6]. Что такое свобода? Мы с вами уже затрагивали этот вопрос. Мы с вами нравственно свободны в этом мире. Мы можем или спокойно принять Бога и жить по Его воле, или можем отринуть Его и выбрать совершенно иной путь. Нас никто не принуждает. Мы это выбираем сами. Мы в этом свободны. Как и Бог свободно творил окружающий мир, так и человек волен делать то, что он хочет.

«О бессмертии как образе Божием в человеке подробно писали Тертуллиан, Августин, Максим Исповедник и многие другие св. отцы» [5]. Мы с вами знаем, что Бог бессмертен, а человек рождается во времени, но душа его бессмертна. Т.е. мы с вами появляемся во времени, но душа человеческая неуничтожима. Она никогда никуда не исчезает. Человеческая душа бессмертна и в этом она и подобна Богу.

«Интересна сводка Фотия, патр. Константинопольского († 891 г.) предшествующих святоотеческих мнений о том, что же, собственно, надо понимать под образом и подобием Божием в человеке: 1) некоторые усматривали созданность человека по образу Божию в разумности и свободной воле; 2) другие в стремлении к начальствованию и господству; 3) богоподобие также заключается в способности человека воспроизводить и творить; 4) духовная жизнь человека в способности мыслить и говорить отображает внутритроичную жизнь Божества» [5].
     Таким образом, обобщая предыдущие точки зрения, можно выделить следующие основные черты образа Божия в человеке:
- ум или разумность (мышление);
- словесность (речь, способность говорить);
- свобода воли;
- бессмертие;
- владычество (господство);
- творчество (способность к творчеству);
- любовь, способность к той великой любви, которая есть у самого Бога.

Давайте подробнее поговорим о трёх последних свойствах. Начнём с владычества. Что значит владычество? - Об этом писал ещё св. Иоанн Златоуст: «Сказав: сотворим человека по образу нашему и по подобию, Бог не остановился на этом, но последующими словами объяснил нам, в каком смысле употребил слово образ. Что говорит? И да обладают рыбами морскими, и птицами небесными... Итак, образ Он поставляет в господстве, а не в другом чем... Бог сотворил человека властителем всего существующего на земле...» [5]. Бог привёл к Адаму всех и велел наречь их, дать им имена (Быт.2:19). А что значит наречь? - Это значит выявить сущность вещи, предмета, явления и обозначить его в слове. Выявить сущность, значит, обладать этим, вместить это в себя, быть больше этого. Так Бог дал человеку владычество над всем материальным миром.
     «О творчестве, как особом задании человеку сказали не многие (Феодорит Киррский, Василий Великий, Анастасий Синаит, Иоанн Дамаскин, Василий Селевкийский). Так, например, последний связывал владычество человека над природой с сотворчеством человека с Богом: “Адам, именованием зверей, ты подтверждаешь свое владычество. Ты подражаешь достоинству Зиждителя. Бог создает естества, а ты даруешь названия... Адаму надо было узреть неизреченное устроение, носимое в себе каждым животным. И все они подходили к Адаму, признавая этим свое рабское состояние… Бог говорит Адаму: "будь, Адам, творцом имен, коль скоро ты не можешь быть творцом самых тварей… Мы делим с тобой славу творческой премудрости”» [5]. Мы знаем, что Бог сотворил весь существующий мир. А человек также способен к творчеству. Он способен творить и материальные вещи, способен творить различные мысленные конструкции. Это то свойство, которое даровано человеку, которое полезно, необходимо для нашего развития. Итак, творчество проявляется «по отношению к миру, Богу, людям и самому себе» [5]. «Человек призван творить прежде всего свою собственную жизнь, т. е. раскрывать и осуществлять заложенные в нас Богом таланты, стяжать с Божьей помощью духовные добродетели, которые и есть евангельские небесные сокровища (Мф. 6, 20)» [5].
Необыкновенно важна черта образа Божия соотносимая с любовью. «"Бог есть любовь" (1 Ин. 4. 16), а основные ее заповеди заключаются в любви к Богу (Мф. 22. 37) и в любви к своим ближним (Мф. 22. 39)» [7]. Вот это очень важно, дорогие мои, это имеет первостепенное значение. Искать эту любовь и уметь её проявлять можно только когда в тебе живёт Бог, только когда Дух Святой входит в тебя, Он даёт эти силы. Нет у самого человека в его падшем состоянии сил для такой большой любви. Но, ещё раз подчёркиваю, это одно из важных свойств Божиих в человеке.

«При этом наблюдается сходство в сущности и главных силах души с Существом Абсолютным <…> Из того, что душа является образом Божиим иногда уподобляют три силы души божественной троичности <…> "Как в человеке есть ум, слово и дух; и ни ум не бывает без слова, ни слово без духа, но всегда суть и друг в друге, и сами по себе. Ум говорит посредством слова, и слово проявляется посредством духа. По сему примеру человек носит слабый образ неизреченной и началообразной Троицы, показывая и в сем свое по образу Божию создание" /христ.: Григорий Синаит. Главы о заповедях... 1900, с.186/» [5]. Эту мысль подтверждает святитель Игнатий Брянчанинов: «"Человек - образ и подобие Самого Бога: в этом образе с ясностию отразилась, как солнце в капле чистой воды, троичность триипостасного Божества" /Игнатий (Брянчанинов). О образе... 1993, с.128/. И дальше: "Образ Троицы-Бога - троица-человек... Ум наш - образ Отца; слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслию) - образ Сына; дух - образ Святаго Духа" /там же, с.129-130/. "Троица-человек исцеляется Троицею-Богом: Словом исцеляется мысль, переводится из области лжи, из области самообольщения, в область Истины; Духом Святым оживотворяется дух, переводится из ощущений плотских и душевных в ощущения духовные; уму является Отец - и ум соделывается умом Божиим" /там же, с.134/» [5].

Теперь давайте поговорим о подобии Бога в человеке. «Подобие отличается от образа, выражаясь святоотеческим языком, как данность (то, что есть) отличается от заданности (того, чего нет, но что должно быть)» [5]. Прп. Максим Исповедник: «Бог, приводя в бытие разумное и умное существо по высочайшей благости Своей, сообщил сим тварям четыре Божественные свойства, их содержащие, охраняющие и спасающие: бытие, приснобытие, благость и премудрость. Из них два первые даровал существу, а два последние нравственной способности: существу - бытие и приснобытие, а нравственной способности - благость и премудрость, дабы тварь соделывалась тем по причастию, что Он Сам есть по существу. Посему и сказано, что человек сотворен по образу и по подобию Божию: сотворен по образу,- яко сущий - сущего, яко присносущй - присносущего, хотя и не безначально, впрочем, бесконечно; сотворен по подобию, яко благий - благого, яко премудрый - премудрого, тем бывая по благодати, чем Бог есть по естеству. По образу Божию есть всякое существо разумное, по подобию же одни добрые и мудрые» [8].
     То есть, дорогие мои, образ Божий, как мы уже говорили, может быть в каждом из нас. Все мы изначально наделены умом, чувствами, волей. В каждом из нас есть способности к творчеству, к любви, к владычеству. Но сподобиться Богу в духовном развитии, в духовном совершенствовании способен далеко не каждый человек. Иной человек, прожив свою жизнь по грехам и страстям, из образа Божия, условно говоря, превращается в образину. Можно ли назвать человека, пребывающего в алкоголизме, в наркомании, в блуде, в жутком сребролюбии, в злобе и ненависти образом Божиим? - Да, образ Божий изначально в нём есть, но подобие полностью отсутствует. Он не уподобился Богу, он не выполнил свои жизненные задачи. А кто уподобился Богу? - Преподобные. Вот, святые, которых мы с вами знаем - это те люди, которые уподобились Богу, приблизились ко Христу в своих мыслях, чувствах, направленности своей воли. Вот именно преподобные. И каждый человек по мере приближения к Богу, по мере вселения в него Святого Духа, становится всё в большей степени подобием Божиим. Он исполняет свою миссию, свою жизненную задачу, ради которой мы и существуем здесь, в этом мире.
Вернёмся к началу нашей лекции. Мы говорили о том, что Бог создал человека для радости, счастья, света и любви, но человек должен сам этого захотеть и сам потрудиться над этим. Если это происходит - человек спасается, т.е. входит в радость, счастья бытия Бога - в жизнь вечную. А если этого не происходит, то человек погибает. Не реализует то, зачем он появился на земле, а наоборот, уничтожает свою жизнь в грехах и страстях, из образа Божия превращаясь в образину Божию, уподобляясь дьяволу во всех его грехах, страстях и пороках.

Ответы на вопросы.

- Вопрос о догмате Святой Троицы. Как более подробно и понятно истолковать понятие о Святом Духе?
     - Я ещё раз говорю, что если человек пытается понять это своим логическим умом, то это бесполезно. Это можно принять как данность Откровением данным нам от Бога, а понять при помощи человеческой логики это действительно невозможно. Но мы знаем свойства Бога Отца, Бога Сына, Святого Духа и мы знаем нам, что Господь Иисус Христос сказал о том, что когда Я вознесусь, «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины…» Иоан.14:16-17. И в день Пятидесятницы, этого еврейского праздника, когда апостолы были собраны в храме и молились, на них сошёл Святой Дух в виде огненных языков и вошёл в каждого из них. И как описывается в Деяниях Апостолов, их было около ста пятидесяти человек, и когда на них сошёл Святой Дух, они стали говорить на разных иностранных языках, на языках людей тех народов, которые пришли в храм, проповедуя им Новый Завет. То есть, Дух Святой простых рыбаков, которые и свой то язык знали относительно, Он дал им знание других языков для проповеди. И тот же время, Дух Святой делает разумней, глубже любого другого мудреца… Это, действительно, бывает тяжело понять, особенно людям далёким от Бога. Приводите сравнение с солнцем, о котором я говорил. Но самый важный момент - это именно соединение в любви. Вот Они настолько любят друг друга, что Они находятся в единении. Представьте мужа и жену, которые очень любят друг друга, прожили вместе пятьдесят лет, и уже у них лица чем-то становятся похожи и мысли и реакции, и доброта и свет от них исходят. Они же разные люди, но они во многом едины. Едины во мнениях. Едины в любви, едины в чувствах. А в Боге это единство настолько глубоко, любовь настолько велика, что она является цементирующим началом, которое связывает лица Святой Троицы. Поэтому можно говорить, что объяснить это невозможно, или это человек может познать верой, и потом ему это всё в большей степени открывается, но это выше разумения человеческого, выше всякого логического понимания.
     - Вопрос о язычниках. Бог един, а у язычников много богов - значит в этом мы расходимся с язычниками?
     - Не только в этом :) Мы расходимся с ними во всём. Знание о том. что есть Высшее Существо, что оно создало мир и что душа человека бессмертна и уходит по окончании земной жизни к этому Высшему Существу, существует у всех народов мира. Нет такого народа, который был бы полностью атеистом. Нет таких народов. Есть отдельные люди- атеисты. Но народа-атеиста не было за всю историю человечества. То есть знание о том, что Бог есть заложено в природу человека, заложено в его совесть и возвещает ему об этом. Поэтому знание о существовании Бога, оно у людей, которые потеряли истинное понимание Бога - кто Он и что Он от нас хочет - вылилось в различные ложные представления о Боге, которые проявились в виде различных языческих верований. Об этом у нас будет отдельная лекция. Я просто сейчас ответил кратко, чтобы вы имели представление.
     - Вопрос о Шестодневе и о «теории эволюции».
     - Мы знаем слова Апостола: «… у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» 2Пет.3:8. Когда говорится о шести днях творения, на еврейском языке употребляется слово «эон» - это не наши обычные сутки, это некая космическая временная единица, которая может растягиваться на тысячи и миллионы лет. Поэтому говорят о днях творения, надо понимать, что Бог начал творить, когда вообще не было дней, светила появились только на третий день. А эон - эта некая единица времени, которая могла длиться в течении нескольких миллионов наших земных лет. Поэтому вполне возможно, что это творение мира происходило постепенно, и шло некое развитие, т.е. появление сначала некоей материи, потом материя была одухотворена и появилась суша и вода, потом из этой суши и воды по повелению Бога появились растения, животный мир. Но дарвиновской эволюции конечно не было. Это абсолютно ложная идея, на мой взгляд. Который разделяют многие богословы. Почему? - Потому что были созданы определённые виды животных, которые могли изменяться, но внутри своего вида. Бывает собака дог, а бывает маленькая китайская собачка. Но это всё равно собака. Бывают разные виды кошек, но всё равно это кошки - они относятся к этому виду. И перехода из одного вида в другой не существует. По крайней мере, научно это не доказано. Скажем, найдены скелеты, допустим, той же лошади. Но нет никакой переходной формы из, допустим, крокодила в лошадь. Животные могут изменяться внутри своего вида, но они никогда не переходят в другой вид. Есть обезьяна и есть человек, но нет обезьяно-человека. Не найдено таких скелетов. И не найдено ничего подтверждающее этого. Это всё выдумка. Это ложная теория. То, что мир творился постепенно, постепенно возникали живые существа, растения - это возможно. Но то, что было прогрессивное развитие от амёбы к обезьяне и человеку - это абсолютно неправильно.

[1] П.В. Добросельский. «О происхождении человека, первородном грехе и искусственном зарождении». Глава 1. Особенности создания человека. 1.1. Место человека в творении Божием.
[2] Святитель Игнатий Брянчанинов. «Аскетические опыты». Том второй. О образе и подобии Божиих в человеке.
[3] Священник Алексий Мороз. Педагог Т.А. Берсенева. «Уроки добротолюбия». Из проповеди митрополита Филарета (Вознесенского).
[4] Святитель Григорий Палама. «Беседы (омилии)». Омилия 55. Беседа на Введение во Святая Святых Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии
и об Ея богоподобном образе жизни в оном месте.

[5] Образ Божий в человеке.
[6] Флоровский Г. В. «Восточные Отцы V-VIII веков». Иоанн Дамаскин.
[7] Зенько Ю. М. «Евангельское понятие любви-αγαπη и актуальные проблемы христианской антропологии и психологии».
[8] Прп. Максим Исповедник. «Главы о любви. Сотница третья»

Источник: Русская Народная Линия

<<< Часть 2

лекции, религия, Бог, иерей Алексий Мороз, Православие, антропология

Previous post Next post
Up