Страсти, их сущность и пути преодоления. Часть 1.

Mar 03, 2013 23:48

   Видеозапись и текст первой части лекции гранд-доктора психологии, кандидата педагогических наук, иерея Алексия Мороза, прочитанной в рамках лектория "Духовно-нравственное образование".

Тема первой части лекции: «Святоотеческое понимание страстей. Источники их происхождения. Степени воздействия страстей на человека».

Другие лекции о. Алексия:
Бог: ч.1, ч.2, ч.3.
Ангельский мир. Причины создания и назначение.
Демонический мир и его воздействие на человека.
Человек: ч.1, ч.2, ч.3.
История происхождения религий. Церковь: ч.1, ч.2, ч.3.
Заповеди Моисеевы (десятисловие). Заповеди Блаженств. Церковные таинства: ч.1, ч.2, ч.3. ч.4, ч.5, ч.6.
Семья: ч.1, ч.2, ч.3. Дети: ч.1, ч.2, ч.3.
Православная теория личности: ч.1, ч.2.
Страсти, их сущность и пути преодоления: ч.2, ч.3.
Болезни и их происхождение. Пути преодоления: ч.1, ч.2, ч.3.
Связь грехов, страстей и болезней: ч.1, ч.2, ч.3.
Покаяние, его сущность. Основные грехи современности: ч.1, ч.2.
Святитель Игнатий Брянчанинов. "О прелести": ч.1, ч.2.
Аскетика, молитва (суть и разновидности). Иисусова молитва: ч.1, ч.2.
О спасении в миру: св. Игнатий Брянчанинов; св. Феофан Затворник.
Масонство и глобализм: ч.1, ч.2.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Текст лекции

Эта тема необыкновенно важная, потому что каждый из нас в той или иной степени боримн страстями, каждый из нас испытывает их негативное воздействие. А с другой стороны, мы часто слышим такие высказывания, в области искусства, в области поэзии: что страсть - это хорошо, что написано «со страстью», и если страсти нет, то вроде бы получается скучно и не интересно. Так вот, давайте всё-таки разберёмся: что же такое страсть? Ну, прежде всего я хотел бы очень чётко развести и разделить эти два понятия: когда говорят о страсти в миру и говорят о некоем позитивном её значении, здесь, скорее всего, имеется в виду некая энергия, некий подъём, душевный подъём - когда человек на волне этого энергетичного, душевного подъёма что-то с силой действует, говорит, и вот это считается страстью.
   Но в святоотеческом понимании страсть - это совсем другое. Страстью в святоотеческом понимании считается злокачественный недуг души. «Страсть - это пагубный навык, образующийся при многократном удовлетворении каких-либо порочных влечений. Страсти становятся со временем неотъемлемой частью человеческой души, входят в привычку, влияют на весь образ жизни человека и даже властвуют им. О гибельности порабощения такими страстями говорил нам ещё Господь Иисус Христос: «и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную» Матф.18:9» [3]. О чём здесь речь? Призывает ли нас Господь к членовредительству, к удалению глаза или руки? - Никоим образом! Это метафора. Это означает, что страсти становятся такой же неотъемлемой частью человеческого существа, как его рука и глаз. И если мы от них не избавимся ещё в земной нашей жизни, то после смерти они увлекут нас в ад. По словам св. Иоанна Златоуста: «страсть же не знает предела, но прекращается только тогда, когда убьете того, кто одержим ею» [1].


Демоны (падшие духи, бесы) всячески способствуют развитию страстей в человеке. Они чаще всего улавливают его в свои сети приманкой временного удовольствия и наслаждения. «Но за все удовольствия подобного рода людям чаще всего приходится расплачиваться душевными и телесными страданиями, болезнями и скорбями. Не зря, как писал Ириней, епископ Екатеринбургский и Ирбитский, корень в словах «страсть» и «страдание» один и тот же. Страстное состояние есть по сути дела беспрерывное и бесполезное страдание, переходящее за человеком и в вечность, если он не успеет до смерти искренне покаяться» [4].
   «Падшие духи настолько сроднились со страстями и греховными пороками, что находят наслаждение во всех видах греха. Они постоянно пребывают в них, переходя от одного к другому. Не имея возможности совершать плотские грехи телесно, они совершают их в мечтании. При этом, они часто используют людей как вещественные орудия для своего услаждения» [3] .То есть, соединяясь с человеком, вселяясь в его тело, они его используют как инструмент, посредством которого они услаждаются какой-либо страстью. Характерным примером может служить Иуда. Слова Евангелия: «Вошел же сатана в Иуду…» Лук.22:3 не следует понимать так, что Иуда сделался бесноватым в полном смысле этого слова. Св. апостол Иоанн говорит, что через страсть сребролюбия сатана проник в душу ученика («…потому что был вор. Он имел [при себе денежный] ящик и носил, что туда опускали» Ин.12:6), и потом полнее овладел его сердцем («И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его» Иоан.13:2), и, наконец, вселился в него («И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее» Ин. 13:27). Здесь мы видим яркий пример постепенного овладения демоном душою грешника, через всё усиливающуюся страсть сребролюбия. Подобное положение и дало основание прп. Иоанну (сподвижнику прп. Варсонофия Великого) говорить о том, что «страсти суть демоны».
   Безусловно, дорогие мои, за каждой страстью стоит мир демонический. И когда человек начинает жить только страстью, греховно услаждаясь ей, она постепенно захватывает всё его сознание целиком и полностью, его порабощает. Как бы поедает, съедает.
   Характерный, пусть и несколько гротескный пример - страсть наркомании. Человек вначале пытается ощутить какое-то удовольствие, необычное состояние, поймать кайф, а потом, втягиваясь, он уже не может остановиться. Потом он уже принимает наркотики, чтобы не испытывать боль и страдания от состояния ломок и того состояния, когда он живёт без наркотиков. Страсть начинает пожирать его. И чем больше человек принимает наркотика, тем больше страсть пожирает его. Она уничтожает его психические способности, она уничтожает его телесное здоровье, она, как рак, постепенно охватывает всю его личность, выедая его изнутри.
   Второй пример - пьянство. Вначале, когда человек начинает пить, в первой стадии алкоголизма, не очень заметно, что он как-то меняется. Ну, тянет его к алкоголю, ну, веселее бывает, взбадривает во время принятия алкогольных напитков, или в ожидании пития. Потом, тяга к выпивке становится уже постоянной, уже живость проявляется только в преддверии пьянки. Потом, пьянка становится еженедельной, затем, несколько раз в неделю… А потом человека уже больше ничего кроме пьянки не интересует. Уже не интересует его ни карьера, ни жена, ни семья, ни дети… Всё усиливающаяся страсть к пьянке в конце концов заставляет человека думать только об одном: как бы достать, как бы выпить, как бы пережить это состояние опьянения, потом выйти из похмелья и повторить всё вновь. Может быть, он когда то был и добрым, и хорошим человеком, но постепенно это страсть, этот бес, вселяясь в душу человека, выжигает всё доброе и хорошее, что было внутри, поселяется там, усиливает эту страсть, человек деградирует, превращается в жалкого алкоголика, бомжа, синяка, в одного из тех, кого мы часто видим у метро. Уже эту личность и образом Божиим страшно назвать. Человек, который валяется в своих фекалиях и непонятно что бормочет - какой тут образ Божий. Образина. Гибнущий человек, которым изнутри завладел бес, завладел его сознанием, желая его уничтожить.
   Давайте рассмотрим основные этапы развития страсти в человеческой личности. Как указывает св. Григорий Синаит: «Начало и причина страстей есть злоупотребление, злоупотреблению - склонность, склонности - движение желательного навыкновения, испытание желания есть прилог, прилог же - от бесов, коим Помыслом попускается обнаруживать, каково наше самовластие» [2]. То есть, каков наш выбор, к чему мы склоняемся. У нас с вами была отдельная лекция, где мы изучали православную теорию личности. И там мы говорили о прилогах, посредством которых демонический мир действует на природу человека.
   И вот опять мы приходим к этому - всё начинается с мыслей, которые приносит демонический мир, с образов, которые он предлагает сознанию. И если человек прилепляется, присоединяется к ним, он ловится им. Предлагает ему демон некую страсть и некое наслаждение, образ наслаждения. Вот, например, предлагают человеку наркотик и говорят: - Почувствуй наслаждение, которое у тебя будет, узнай, что ты испытаешь, как тебе будет хорошо… И человек, как глупая рыба, заглатывая крючок с червяком, думает как получить удовольствие от еды, а получает стальной крючок, который раздирает его внутренности. Так человек, клюнувший на приманку услаждения, проглатывает бесовский помысел (любого характера: сребролюбивого, блудного, пьяного, не важно какого) и через это демон входит в его душу и там начинает полновластно действовать.
   По своему возникновению и функционированию страсть очень тесно связана с привычкой.
   «Тонкие психологи, отцы-аскеты, на основании своего опыта знают, что опасность страсти не только в том, что она проникла в душу человека, но и в том, что она потом властвует над человеком через привычку, через воспоминание, через бессознательное влечение к тому или иному греху» [5].
   В святоотеческой литературе нередко используется такое понятие, как навык.
   «"Застаревшая душевная страсть, или временем утвержденное помышление о грехе с трудом врачуется, или делаются и совершенно неисцельным, когда навыки, как всего чаще случается переходят в природу" /христ.: Василий Великий. Т. 1. 1911, с.101/» [6].
   Привычка, навык греховного действия, деструктивный стереотип поведения, укоренившийся в душе человека, является сутью страсти.



«Ступени воздействия страстей (падших духов) на человека.

Ступень 1. Страсти (демоны), уловив человека на крючок временного удовольствия, стремятся все более и более укрепиться в человеке и управлять им через греховные желания и стремления» [3]. В каждом грехе есть некая сладость, услаждение, обещание некоего блаженства, подмена, суррогат того блаженства и полноты счастья и радости, которое человек получает в богообщении. Когда этого богообщения нет, душа пуста, тогда дьявол и предлагает это услаждение.
   «Ступень 2. Страсть становится трудно контролируемой. Со временем не человек контролирует свою страсть, а она контролирует человека, побуждает его к дурным поступкам» [3]. Возьмём для примера того же пьяницу - вначале человек может выпить по праздникам, по каким-то событиям, а потом ему это уже становится неважным. Он начинает искать событие, ради которого он должен выпить. Не он уже контролирует страсть, а она уже контролирует его и подчиняет себе.
   «Ступень 3. При попытках человека отказаться от своей страсти у него возникают различные болезненные состояния. Страсти (демоны), поработив человеческую душу, без боя не сдают своих позиций» [3]. Например, курильщик сосёт свою «соску» ядовитую, никотиновую. И вот, пытается бросить её, потому как вред здоровью, вред душе, вред финансам, вред окружающим - ну никакой пользы от курения и никотина нет. Пытается бросить - и не может. Пытается бросить - и начинает испытывать страдания, ему становится не по себе, ему плохо. Вот, уже дьявол начинает управлять им и мешать ему, чтобы не смел он бросать то, посредством чего они имеют над ним власть.
   «Ступень 4. Падшие духи всегда вредят физическому, душевному и духовному здоровью человека. Подталкивают к отчаянию, стремятся уничтожить человека (вплоть до самоубийства). Желание погубить духовно, а по возможности и телесно, - отличительный характер действия падших духов» [3]. Те люди, которые порабощены страстью уже довольно глубоко, это на себе не раз испытали. У пьяниц, у наркоманов очень часто возникают мысли о суициде. Но не только у них. Очень часто люди, попав в тяжёлые жизненные обстоятельства, если у них нет веры в Бога, упования на Него и молитв Ему, у них вдруг появляются мысли о смерти, о нежелании жить, малодушное желание убежать от окружающего мира, от неприятных событий. Это явное указание на то, что в это время на них нашёл нечистый дух. Если только человек покончит с собой - его душа будет принадлежать бесу. Он её забирает, ведёт в ад, за это получают орден у сатаны. Он своего достиг. Поэтому любая мысль о суициде - это сильнейшее демоническое воздействие. Тут надо и на молитву вставать, и на исповедь бежать, ясно понимая, что это не от тебя и не от ситуации. Это через страсть, через беса, который ведёт эту страсть, происходит сильнейшее духовное падение через желание беса завладеть душой человека на вечность.
   «Ступень 5. Через действие страстей падшие духи искажают у человека верное восприятие жизни. Они стараются поддерживать в грешнике иллюзии и ложные убеждения, заставляют бездумно прожигать свою жизнь, «закручивают» в жизненную суету» [3]. Человек, которым овладела страсть, уже не может правильно оценивать происходящие события и правильно поступать. Он будет всё рассматривать сквозь призму своей страсти. Нарко- и алко- зависимые люди не могут адекватно оценивать происходящее, у них совершенно иные нравственные категории, понятия добра и зла у этих людей отсутствуют. Для них главный критерий добра - достать наркотик, а главный критерий зла - его не достать. А каким образом достать - неважно. Можно обмануть, можно украсть, а можно и убить кого-то в конце концов… Человек находится полностью под влиянием страсти. Он уже полностью является бесоводимым. И его психическая жизнь ненормальная. Почему все наркоманы - патологические лжецы? Они всегда врут и верят в то, о чём врут. И даже когда не надо - врут. И алкоголики по большей части такие же. Почему? - Потому что бес в них живёт. А дьявол лжец и отец лжи, он не может не лгать. И они лгут. Они просто скорлупа, в которых живёт нечистый дух, ими управляет и через них творит дела зла, разрушая самого человека и окружающий его мир.
   «Ступень 6. Страсти понуждают сопротивляться покаянию, молитве, посту, участию в Богослужении. Предлагают человеку перекладывать с себя ответственность за содеянное на других людей, искать оправдания своей порочной жизни» [3]. Вы наверное по личному опыту знаете, как трудно человека в состоянии запоя, даже если он из него выйдет, привести в церковь, на молитву, на покаяние. Он или не пойдёт, или убежит, или не дойдёт, или будет вас выгонять. Бес который в нём сидит не терпит этого, молитва жжёт его лучами благодати, ему больно. Значит надо бежать. И вообще, человеку, который закоренел в грехе очень тяжело дойти до церкви. Очень тяжело. Он под разными предлогами будет отказываться туда идти. Выдумывать что Церковь плохая, что попы жадные, что Патриарх не тот, что благодати нет. «Вот, в другую я бы пошёл, а в эту никак не могу». Всё, что угодно, лишь бы не пойти. Не он это говорит, а через него бес. Он его просто не пускает. И если за этого человека не будут молиться, если чьё-то доброе усилие не приведёт его в храм - вот возьмут за руку и притащат, и перед этим помолятся за него, он не сможет прийти в храм. Это касается и сектантов любых мастей. Очень часто, я знаю, последователи Порфирия Иванова просто не могли войти в храм и крестить своих детей. Мы договаривались, назначали время совершения Таинства Крещения - не приезжают. В чём дело? - «У ребёнка температура, ему плохо». Время отведённое для Крещения прошло - и температура сразу становится нормальной, ребёнок весёлый… Назначается следующее время Крещения - то же самое повторяется. Совершенно чётко и ясно видно, как демоническая сила не даёт, не пускает, человек её принадлежит. Настолько он погрузился в море греха и в море страстей. А что может помочь человеку на этом этапе? - Вот здесь ему нужна помощь близких. Вспомните евангельскую историю, когда человека парализованного его друзья «…не найдя, где пронести его за многолюдством, влезли на верх дома и сквозь кровлю спустили его с постелью на средину пред Иисуса» Лук.5:19. И Христос, видя веру людей, которые принесли расслабленного, видя их труд, исцелил болящего. Друзья помогли. Бывает так, что люди парализованы духовно. Они не могут сами прийти, ничего предпринять, и даже иногда могут раздражаться на слова «Бог, молитва, церковь»… Что могут сделать близкие? - Вымолить. Начать читать Евангелие около такого человека, читать Псалтирь, подавать милостыню, если он крещёный - подавать записочки в церкви, добрые дела ради него делать. И вот это всё будет ослаблять бесовскую власть над человеком и может дать ему возможность вырваться из этих оков сатаны и войти в храм. А сам человек, находясь на шестой ступени порабощения страстями, сделать этого не сможет.
   «Ступень 7. Страсти мешают человеку обрести истинную веру, высший смысл своего бытия, очищать душу от грехов и страстей, бороться с пагубными влечениями.
   Когда страсть сформировалась, то избавление от нее проходит намного труднее и сложнее, чем при борьбе с ней в самом начале ее зарождения. Это вызвано тем, что в теле и душе человека при укоренении страсти происходят пагубные изменения» [3]. У всех ста процентов наркоманов, приходящих к нам в центр отсутствует смысл жизни. Не понимают куда идут, что делают, полное отсутствие этого понимания. Это касается и любых других страстей. Для человека, полностью погружённого в свою страсть, смысл жизни состоит в удовлетворении этой страсти. Остальное для него не существует. Страсть его поглотила, она его съела.
   «…подобно тому, как неприятель старается захватить хотя бы небольшой участок на противоположном берегу, так и для страстей главное, чтобы внедрить хотя бы какую-нибудь из них: "с какою страстию человек не борется мужественно, не противится ей всеми мерами и услаждается ею, та привлекает его и держит как бы узами какими, и он согбенный не может вознести мысли своей к Богу и служить Ему единому" /христ.: Макарий Египетский. 1998, с.400/» [7].
   Нужно заметить, что бесы часто передают порабощенных ими людей друг другу, вследствие чего человек, горящий в огне одной страсти, может оставить её и увлечься иной, ещё худшей. Например, чревоугодник может перестать услаждаться едой ради блуда. Гордец может отказаться от блуда ради удовлетворения своей гордыни и тщеславия и т.д. Как сказал авва Исайя: «Страсти держатся одна за другую, как звенья в цепи» [8]. Т.е. невозможно избавиться от какой-либо страсти, не порвав и со всеми другими.
   Например, человек желает избавиться от наркомании, или того же алкоголизма, но при этом, он пребывает в блудной страсти. И какие бы усилия он не предпринимал, чтобы бросить свою страсть (наркоманию или алкоголизм), он её не может бросить. Потому что он живёт в смертном грехе. И блудная страсть владеет его душой и не даёт ему полностью освободиться от страсти наркомании. Все страсти взаимосвязаны, невозможно в душе оставить одну какую-либо страсть, но при этом освободиться от другой, явной. Нередко бывает так, что человек, который пытался избавиться от алкоголизма, при этом увлекался различного рода оккультизмом: кто астрологией, кто экстрасенсорикой, кто к бабке ходил… И вот через это бес имел вход в его душу. И до тех пор, пока такой человек не проходит чин отречения от оккультизма, и навсегда не расстаётся с этими зловредными оккультными привычками и навыками, он не может справиться с алкоголизмом. Т.е. существует прямая связь всех страстей. Поэтому, если ты хочешь отказаться от какой-либо страсти, ты должен отказаться от всех страстей. Невозможно одну «любимую свинью» оставить в душе (допустим сребролюбие, гордыню, тщеславие…), а с остальными бороться. Не получится. Они все будут жить в тебе. И обязательно проявятся в своё время.
   «Все они (страсти) исходят из самоугодия, самости, самолюбия и на них держатся» [9]. Таким образом, корнем всех страстей является самость, эгоцентричность человека, желание жить не ради Бога, не по закону жертвенной любви, а ради удовольствия и наслаждения. Вот корень всех страстей.
   Как утверждает архимандрит Рафаил (Карелин), один из лучших духовников нашего времени: «Наслаждение - это суррогат счастья, демоническая подделка, призванная подменить собой потерянную человеком духовную радость. Оно оканчивается тягостным чувством внутренней опустошенности и при этом чем интенсивнее было само наслаждение, тем сильнее будет и последующее ощущение потери. За эмоциональным подъемом, пережитым душой, следует некий провал в душе - как бы тень смерти. И это самый верный знак того, что наслаждение отключает душу от Бога - источника жизни» [10]. В бытовом понимании эта мысль выразилась в т.н. «теории маятника», которая гласит: чем сильнее качнётся маятник в одну сторону, тем сильнее он отлетит в другую. Т.е. чем сильнее было наслаждение, тем сильнее будет негативное переживание. Это действительно так, потому что чисто кровяное плотское возбуждение, лежащее в основе страсти и часто сопровождающее удовлетворение страсти неизменно заканчивается душевной опустошённостью и депрессивными переживаниями.
   «В силу искупительных заслуг Иисуса Христа мы можем побеждать диавола. Влияние его на людей ослаблено, особенно на тех, кто распинается Христу <<со своими страстьми и похотьми>>. Только по средствам греха и страстей бесы льнут к душе, и она, пока во грехе, бывает ослеплена ими» [11]. То есть, пока в человеке есть страсти, есть греховные наклонности, желания - через это бесы управляют человеком как марионеткой, дёргая его за ниточки страстей, они управляют его сознанием, настроением, а когда только человек от этого освобождается, то рычаги воздействия на душу отсекаются, и он становится свободным от бесовского воздействия.

[1] Святого отца нашего Иоанна Златоустого толкование на Второе послание к Фессалоникийцам. Введение. Беседа первая (произнесена святителем в Константинополе в 400 г.).
[2] Преподобный - Григорий Синаит. Творения. «О заповедях и догматах, угрозах и обетованиях, - еще же - о помыслах, страстях и добродетелях, - и еще - о безмолвии и молитве».
[3] Священник Алексий Мороз. Педагог Т.А. Берсенева. «Уроки добротолюбия». Понятие о страстях.
[4] Александр Раков. «Грешное тело душу съело».
[5] Профессор архимандрит Киприан (Керн). «Православное пастырское служение». Глава: О грехе вообще.
[6] Душевное устроение.
[7] Страсти и борьба с ними.
[8] Святитель Игнатий Брянчанинов. «Отечник». Авва Исаия, отшельник. Изречения 81 - 120.
[9] Святитель Феофан Затворник. «Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться». 54. О борьбе со страстями.
[10] Архимандрит Рафаил (Карелин). «Тайна спасения. Беседы о духовной жизни». О молитве.
[11] Образы воздействия на людей злых духов.

Источник: Русская Народная линия.

Часть 2 >>>

страсти, психология, лекции, религия, иерей Алексий Мороз, Православие

Previous post Next post
Up