Дети в современном мире. Часть 2.

Mar 24, 2014 14:45

   Видеозапись и текст второй части лекции гранд-доктора психологии, кандидата педагогических наук, иерея Алексия Мороза, прочитанной в рамках лектория «Духовно-нравственное образование».
   Другие лекции о. Алексия:
Бог: ч.1, ч.2, ч.3.
Ангельский мир. Причины создания и назначение.
Демонический мир и его воздействие на человека.
Человек: ч.1, ч.2, ч.3.
История происхождения религий. Церковь. ч.1, ч.2, ч.3.
Заповеди Моисеевы (десятисловие). Заповеди Блаженств. Церковные таинства: ч.1, ч.2, ч.3. ч.4, ч.5, ч.6.
Семья: ч.1, ч.2, ч.3. Дети: ч.1, ч.3.
Православная теория личности: ч.1, ч.2.
Страсти, их сущность и пути преодоления: ч.1, ч.2, ч.3.
Болезни и их происхождение. Пути преодоления: ч.1, ч.2, ч.3.
Связь грехов, страстей и болезней: ч.1, ч.2, ч.3.
Покаяние, его сущность. Основные грехи современности: ч.1, ч.2.
Святитель Игнатий Брянчанинов. "О прелести": ч.1, ч.2.
Аскетика, молитва (суть и разновидности). Иисусова молитва: ч.1, ч.2.
О спасении в миру: св. Игнатий Брянчанинов; св. Феофан Затворник.
Масонство и глобализм: ч.1, ч.2.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Текст лекции



Кризис 7 лет.
     В этом возрасте ребёнок становится способным к элементарному обучению, и в его жизни многое меняется. Раньше его основным занятием была игра. Он играл, общался со сверстниками, у него не было серьёзных обязанностей, и вдруг у него появляется учитель, появляются обязанности, он попадает в коллектив, где каждый должен играть свою роль - для него всё это является стрессовой ситуацией. И адаптация может продолжаться одну-две четверти, пока ребёнок привыкнет к новым условиям. И вот здесь, когда мы отдаём ребёнка в первый класс, мы должны думать не о том, как напичкать его знаниями, а думать о том, чтобы у него была хорошая, добрая, любящая учительница. Ещё раз подчеркну - знания всегда вторичны. Образование, просвещение содержат в себе гораздо более глубокий смысл, чем просто получение знаний. Мы образовываем ребёнка психически, духовно, физически, и просвещаем его и Духом Святым, и благодатью Божией, и своей любовью. Знания никуда не денутся. Они придут, слишком ранние знания, которые впихивают в голову ребёнку, безусловно, калечат его психику и лишают его детства.
     До 7 лет ребёнок должен играть, развиваться, радоваться жизни, предаваться эмоциям. А в наше время многие родители начинают, чуть ли не с двух лет, таскать детей по разным кружкам. Недавно мне звонила одна мамаша (иначе не могу её назвать) и жаловалась - вот всё у меня хорошо, но только одна печаль меня гложет: моему ребёнку 5 лет, я его музыке учу, натаскиваю, сольфеджио заставляю заниматься, а он, подлец, квинту от кварты не может отличить. Я говорю: извините, и я этого не знаю. А зачем? Зачем пятилетнему ребёнку знать, чем квинта от кварты отличается, объясните мне? - Ну как же… Вот глубинное проявление полного непонимания. Они как будто бы хотят добра своему ребёнку, но при этом калечат его, что может проявиться любым образом, в том числе и физически. Они обкрадывают ребёнка, отнимают его детство. Нельзя ни в коем случае этого делать. Всё должно происходить постепенно, детство должно быть полноценным и наполненным игрой, светом, позитивными эмоциями. Ребёнку надо подыскать такую школу, в которой как можно меньше информационной нагрузки. Повышенная информационная нагрузка приводит к тому, что ребёнок ломается. К 11 классу у более 85% учащихся имеются хронические заболевания. От ЕГЭ у детей бывают нервные срывы, жуткие стрессы, многие падают в обморок, а некоторые даже кончают с собой, не выдерживая этой нервной нагрузки. Ну и зачем это? Что это даст ребёнку?
     Погоня за знаниями ничего хорошего ребёнку не даст, она подорвёт ту базу, на которой должна развиваться личность. Если мы посмотрим на статистику, то увидим, что отличники редко становятся состоявшимися в жизни, выдающимися личностями, знаменитыми писателями, учёными... Они как-то теряются в этой жизни. Почему? - Потому что неправильно было поставлено развитие, обучение, воспитание тех качеств, которые необходимы для каждого человека.
     Так вот, в 7 лет ребёнок испытывает психический кризис, и надо быть очень внимательным к нему, очень нежным, если хотите. И, конечно же, это возраст, когда ребёнок должен духовно окормляться. Мы должны чётко понимать, что ребёнок формируется на примере родителей, не на том, что мы ему говорим, или какие нотации читают ему в школе. Нет. Только личный пример. И он будет считывать этот пример в родительской семье. Он будет усваивать поведенческие установки: как папа относится к маме, как они разговаривают, как мама относится к папе, как она с ним разговаривает, есть ли трения и скандалы, и этот стиль поведения семьи закрепляется в ребёнке и будет воспроизводиться в последующих его семьях.
     А если в семье неправильный стиль поведения? Если не папа стоит во главе семьи, а эту позицию заняла мама? Если в семье крики и ругань являются нормой? Всё это закрепляется в сознании ребёнка, и он начинает думать, что семья должна быть именно такой. Откуда ему знать, что она может быть другой? И, создавая собственную семью, он привносит в неё стиль родительского поведения. Повышенные тона, супружеские измены, легкомысленное отношение, безответственность - это всё может быть гнётом прошлой семьи. Не случайно до революции свахи всегда смотрели на семью: какие отношения между родителями, кто отец, кто мать, не было ли в роду психически больных людей - потому что понимали, что это, безусловно, отразится на будущих детях. Если воспитание будет неправильным, то это ляжет на плечи ребёнка тяжёлым грузом.
     Насилие в семье негативно отражается на ребёнке. Есть такой термин: «перенесённая агрессия». Например, пьяный папа бьёт сына, или гоняет свою жену и малолетних детей, ребёнок ничего не может сделать, но в нём обида и агрессия осталась, и, придя в школу, он начинает бить своих сверстников. Почему? - Ну, надо на ком-то выместить. И в последствии, если это состояние не изменяется, оно закрепляется как стиль поведения. Вот отсюда столько склонных к насилию, агрессивных детей. В таких случаях очевидно, что в семье что-то неблагополучно. Сто процентов. А во-вторых, надо разбираться: или существует насилие внутри семьи, или ребёнку не хватает любви. Часто школьные детские психологи не знают что делать с трудными детьми, которые постоянно безобразно ведут себя на уроках, бьют других детей, делают им всякие гадости, причём, бьют детей из благополучных семей. А когда начинают разбираться в причинах, оказывается, что дети из неблагополучных семей мстят детям из семей благополучных. Такой ребёнок видит, что других любят, к ним хорошо относятся в семье, а у него обстановка в семье совсем другая, ему плохо в семье. И он начинает мстить тем, кому хорошо, это желание проявляется в его подсознании. И в этих случаях не с детьми надо работать, а надо работать с родителями в первую очередь. И это архисерьёзная проблема.
     Ко мне часто приходят родители, жалуются на своих детей, спрашивают: что с ними делать. А я в ответ говорю: давайте посмотрим, что с вами делать, потому что пока вы не переменитесь, ничего и с детьми вашими не произойдёт позитивного. Если у ребёнка компьютерная зависимость - сто процентов, что он недополучает любви в семье, на него мало обращают внимания. Значит, надо родителям менять отношение к своему ребёнку, перестраивать свою жизнь. Ведь как часто получается - родители заняты зарабатыванием денег, что естественно в наше время, жить то как-то надо, но оставшееся время они уделяют не детям, а себе, угождению своим страстям: посмотреть телевизор, выпить в компании, посплетничать по телефону, оттянуться на футболе и т.д. А чтобы занять чем-то детей, усаживают их смотреть мультики, играть в компьютерные игры, то есть отдают воспитание ребёнка на откуп масс-медиа. А чему могут научить ребёнка масс-медиа? - И мы увидим, что они могут научить его только греху и деструктивным типам поведения.
     Игрушки сильнейшим образом влияют на психику ребёнка. Уже стали взрослыми девушки, родившиеся в 90-х годах, которые можно назвать веком Барби. Помните, Барби заменила наши традиционные куклы. Но нужно понимать, что игрушка для ребёнка - это живое существо. Он с ней разговаривает, общается. Когда у девочки есть куколка, она её раздевает, укладывает в кроватку, убаюкивает - ухаживает так же, как и её родители за ней. А если это кукла - Барби, взрослая женщина, с ярко выраженными вторичными половыми признаками - ну как её баюкать? А как с ней можно играть? - Можно с ней в ресторан «пойти». И в сознании ребёнка складывается модель - какой она должна стать. У девочки формируется представление об эталоне красоты, об идеальной фигуре. Барби становится идеалом красоты. В наше время распространено такое психическое заболевание, как анорексия, когда люди худеют и не могут остановиться. Эталон красоты - худоба. По телевизору показывают дефилирующих моделей - кожа да кости. Откуда всё это? - С Барби всё началось. Стремление к худобе, страшные переживания, если фигура не соответствует эталону красоты Барби, иногда доводят до самоубийства. Эталон красоты Барби подменил эталон красоты нашего русского человека. Не мать, не жена, а Барби - спутница-любовница, девушка для развлечений и удовольствий.
     Посмотрите на современные игрушки: трансформеры, человеки-пауки, супермены и прочие ужастики-монстрики - они же страшейшим образом влияют на психику ребёнка. В психологии существует термин «уподобление агрессору». Как я уже говорил, для ребёнка все игрушки - живые существа, и то, что он видит в фильмах для него неотделимо от реальности. Это мы, взрослые, может отделить фантастику от реальности, а для ребёнка то что он видит в фильме - это реальность, такая же как наша жизнь. И если он постоянно смотрит фильмы, в которых льётся кровь, в которых герои бегают с бензопилами и отрезают головы друг другу - он начинает бояться этого мира. Мир страшный, мир во зле, мир враг - вот что формируется в сознании ребёнка. Да и на нас с вами всё это оказывает воздействие. Смотрим новости: там убили, здесь взорвали, там машиной переехали - ну хоть на улицу не выходи. И уже человек ожидает только неприятности - мир враждебен ко мне, враждебность везде. И человек начинает бояться этого мира, он замыкается и боится проявить активность в этом мире, он уже не ждёт ничего хорошего от этой жизни, происходит угнетение психики человека. От того и смертность у нас высокая. А на детях это ещё сильнее сказывается, детская психика принимает вымыслы за реальность. Страшен мир. А что делать, как в этом страшном мире выжить? - А надо стать таким, как эти агрессоры, надо стать таким же убийцей, так же себя вести, и тогда окружающие будут тебя бояться, и тебя никто не тронет. Ну, агрессоры же выживают, они герои, и человек начинает им подражать. Зайдите в школу - услышите вопли: «я человек-паук!», «я трансформер!», «я тебя убью!» - всё это проявления того, что сидит внутри. А внутри страшные фобии. Ко мне приводят детей, и у многих жуткие фобии: боятся дома одни оставаться, недержание мочи, заикание. Боятся. Мир злой. Вокруг зло. Страшно. А если ему добрые родители накупят таких игрушек, и они ещё и около кроватки его стоят, то ребёнок оказывается в «окружении». Нельзя этого допускать ни в коем случае.
     Добрые картинки, добрые игрушки, добрые книжки - мир добрый, мир светлый. Да, есть зло, но дома ты от него защищён. И здесь как никогда защищает вера в Бога, знание, что у тебя есть Ангел-Хранитель, причащение Святых Таин, и конечно защищает папа. Вот это очень важный момент - роль отца.



«Радость» на Яндекс.Фотках

Страшный удар наносится по той семье, где отец ушёл. Для ребёнка, особенно для мальчика, и девочки в том числе, конечно же, папа - это защитник. Папа это то, что защищает его от зла окружающего мира. И если папа ушёл - защиты нет, и это приводит к болезненной трансформации психики ребёнка, он начинает бояться. Ко мне приводят детей: у одного сильно ухудшилось зрение за последний год, у другого началось заикание, у тертьего появились фобии. Я спрашиваю: что, отец ушёл? - А откуда вы знаете? - А это и знать не надо, это очевидно. Ребёнок потерял защитника, страшный мир навалился со всех сторон. А тут ещё мультики, а тут ещё учителя с агрессивным стилем воспитания и т.д. И ребёнку становится очень плохо. Сейчас в России больше десяти миллионов детей, воспитывающихся в неполных семьях. И это всё люди с заранее повреждённой психикой.
     Что делать в такой ситуации? - Надо стараться найти значимого взрослого. Во-первых, мы должны помнить, что у ребёнка существуют два самых главных человека в мире, которые олицетворяют сам мир - это мать и отец. И если вдруг оказывается, что папа плохой, то для ребёнка это страшная трагедия. Тот, кого он любил, тот, кто был опорой, вдруг пропадает, да ещё и становиться плохим - это страшнейший удар по психике ребёнка. Я всегда говорю матерям-одиночкам: ни в коем случае не делайте отца монстром. Может быть они монстр, но в глазах ребёнка он должен оставаться хорошим человеком. Ну, так жизнь сложилась, так получилось, что делать. Но папа хороший. Обязательно в сознании ребёнка отец должен оставаться добрым человеком. Ни в коем случае при разводах нельзя делать монстра из матери. Но если всё-таки семья осталась без отца (к сожалению, это часто бывает и из-за безответственности современных мужчин, из-за неправильного воспитания, и по многим другим факторам), то обязательно надо найти значимого взрослого мужчину. Это может быть или близкий родственник, с которым ребёнок мог бы чаще общаться, или тренер спортивной секции, или какой-то мужской коллектив, где ребёнок мог бы обучаться стилю мужского поведения и учиться доверять, перенести доверие на другого значимого взрослого. Это необыкновенно важно.
     И если всё-таки так случилось, что семья оказалась неполной, то ни в коем случае мать не должна переносит на сына то отношение, которое было бы у неё к мужу - то есть как на друга, как на защитника, как на опору. Ни в коем случае нельзя этого делать. Надо помнить, что ребёнок есть ребёнок. Мать не должна быть подружкой, она может быть другом, но обязательно старшим другом и никак не ровней. Иерархия должна соблюдаться - есть мать, а есть дети. Мать должна быть авторитетом, а дети должны находиться в послушании у матери. К сожалению, такое часто происходит, когда женщина остаётся без мужа, она начинает любить своего сына без памяти. Она начинает жить только сыном, только ради него - это называется «удушающая любовь». Мать сковывает сына, она следит за его поступками, она влезает во все мелочи его жизни, она как бы за него пытается прожить жизнь, и в результате вырастает безвольная личность. За него решали, за него делали, его оберегали, за него поступали… Это называется «гиперопека», она наносит колоссальный вред душе ребёнка, и в результате он вырастает слабохарактерным, инфантильным и поддающимся чужому злому влиянию. Часто такие дети попадают в различного рода секты, в наркотические и алкогольные сообщества, потому что они не могут проявить мужества, стойкости и отказаться, не поддаться влиянию других людей.
     Часто мать ревнует своего ребёнка к другим женщинам, как к возможным соперницам, и в результате он никогда не женится (или замуж не выходит). У меня часто спрашивают: а почему мой сын никак не может жену найти? - Вы одна его воспитывали? - Одна. - Так вы ему не даёте. Такие матери, как только в поле её зрения попадет какая-то женщина, которая могла быть стать женой его сыну, начинает жутко ревновать, находить в ней недостатки и делать всё, чтобы расстроить эти отношения… Удушающая материнская любовь совершенно не конструктивна и часто приводит к большим трагедиям для ребёнка. При таком отношении к ребёнку мать мешает сформироваться ему как личности, выращивает в нём инфантилизм. А инфантилизм - это застревание в психическом развитии на уровне подросткового периода. Человек остаётся таким же подростком и в 40 и в 50 лет. Он такой же безответственный, безалаберный, не отвечающий за свои поступки, не думающий о последствиях, ему захотелось - он сделал, он импульсивный, он не повзрослел, он застрял в подростковом возрасте, когда о нём должна заботиться мама.

<<< Часть 1                                               Часть 3 >>>

семья, психология, лекции, религия, Православие, Церковь, дети, иерей Алексий Мороз

Previous post Next post
Up