Дети в современном мире. Часть 1.

Mar 13, 2014 14:16

   Видеозапись и текст первой части лекции гранд-доктора психологии, кандидата педагогических наук, иерея Алексия Мороза, прочитанной в рамках лектория «Духовно-нравственное образование».
   Другие лекции о. Алексия:
Бог: ч.1, ч.2, ч.3.
Ангельский мир. Причины создания и назначение.
Демонический мир и его воздействие на человека.
Человек: ч.1, ч.2, ч.3.
История происхождения религий. Церковь. ч.1, ч.2, ч.3.
Заповеди Моисеевы (десятисловие). Заповеди Блаженств. Церковные таинства: ч.1, ч.2, ч.3. ч.4, ч.5, ч.6.
Семья: ч.1, ч.2, ч.3. Дети: ч.2, ч.3.
Православная теория личности: ч.1, ч.2.
Страсти, их сущность и пути преодоления: ч.1, ч.2, ч.3.
Болезни и их происхождение. Пути преодоления: ч.1, ч.2, ч.3.
Связь грехов, страстей и болезней: ч.1, ч.2, ч.3.
Покаяние, его сущность. Основные грехи современности: ч.1, ч.2.
Святитель Игнатий Брянчанинов. "О прелести": ч.1, ч.2.
Аскетика, молитва (суть и разновидности). Иисусова молитва: ч.1, ч.2.
О спасении в миру: св. Игнатий Брянчанинов; св. Феофан Затворник.
Масонство и глобализм: ч.1, ч.2.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Текст лекции


     Как происходит формирование ребёнка? Как помочь ребёнку стать счастливым в этом мире? Как помочь ему найти себя и избежать тех страшных опасностей, которые подстерегают его в нашем мире? Чтобы он не свалился в бездну наркомании, алкоголизма, не стал бы игроманом, не ушёл в депрессию, не закончил жизнь самоубийством… Эти вопросы, безусловно, волнуют каждого.
     По данным статистики очень много детей страдают различного рода психическими заболеваниями. Широко распространён СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью). Много т.н. «детей-индиго». Многие дети ведут себя очень странным образом в школе: шумят, кричат, ругаются, крайне агрессивны, не хотят учиться, остро конфликтуют с родителями. В России огромное число детей, оставшихся без попечения родителей - это же о чём-то говорит. В нашей армии часть призывников не выдерживает нагрузки, и идут на самострел, нападают на офицеров и своих сослуживцев - это говорит о какой-то изначальной порочности психики. По детскому и подростковому суициду Россия вышла на первое место в мире. У России первое место по детскому алкоголизму, и т.д. и т.п.
     И вот возникает вопрос: почему это происходит? Ведь наши дети - это наше будущее. Не будет здоровой молодёжи - не будет России как таковой. И мы видим, что наше будущее сильно больно. Оно патологически больно. Огромное количество родителей обращаются ко мне в связи с падением их детей в различного рода игромании, компьютероманию, наркоманию, и даже существует проблема детского алкоголизма. Появилась детская проституция, которой раньше не было ни видно, ни слышно.
     «Результаты проведенного мониторинга мнения родителей и педагогов о современных детях показали, что у детей повышенные тревожность (98%) и агрессия (78%), возбудимость (93%) и гиперактивность (87%), потребность к восприятию информации (69%), и вместе с этим - повышенные утомляемость (95%) и эмоциональность (93%). Дети настойчивы и требовательны (94%), не желают выполнять бессмысленные действия (88%), они значительно отличаются от своих сверстников прошлого века (86%), а методы воспитания и обучения должны быть другими (94%). Изменилось сознание дошкольников, так как изменилось само общество» [1].
     Официальный научный мир (атеистический научный мир) не учитывает существования Бога, воздействия духовного мира, поэтому всё пытается найти причины этих проблем в каких-то материальных условиях, решить их какими-то нашими собственными силами. Но, безусловно, этот путь тупиковый.      В последнее время говорят о появлении т.н. «детей-индиго», у которых проявляются сверхспособности. Например, через них кто-то говорит, они могут иметь сверхспособности к рисованию, к математике. Одновременно они могут быть очень агрессивны и не сдержанны. Некоторые из них способны к телепатии, экстрасенсорике и т.д. Об этом явлении говорят: вот новая эра, вот новые дети. Но если посмотреть с духовной точки зрения, то на самом деле никакого прогресса нет, а напротив - это страшные признаки духовного разложения детей.
     Дети - самое слабое звено в духовной системе семьи. Семья не представляет собой сообщество автономных личностей: отца, мать, детей - нет, это как бы система сообщающихся сосудов, в которой духовное наполнение одного из сосудов оказывает воздействие на всех остальных членов семьи. И если родители открыты для воздействия демонического мира, если родители далеки от Бога и не живут по заповедям Божиим, то в полной мере (и в страшной мере) это отражается на их потомстве. Ведь сказано: «Господь долготерпелив и многомилостив, прощающий беззакония и преступления, и не оставляющий без наказания, но наказывающий беззаконие отцов в детях до третьего и четвертого рода» Чис.14:18.
     Дети не приходят в мир сами по себе и не творятся ниоткуда. Они являются продолжением своих родителей и своего рода. Когда Бог привёл Еву Адаму то, он сказал: «… это кость от костей моих и плоть от плоти моей …» Быт.2:23, то же самое каждый может сказать и про своих детей. Если кто-то в роду пребывал ненасытно в грехах и умер в этом состоянии, то его расположенность ко греху в той или иной мере будет передаваться его потомкам. А если в семье были святые, благочестивые люди, то эта расположенность к добру и свету так же будет передаваться из поколения в поколение. На небесах святые люди молятся за свой род. Иногда ко мне приходят люди, нередко некрещёные, которые рассказывают о том, что их, на протяжении всей жизни, постоянно оберегает какая-то сила, которая спасает от страшных ситуаций, в критические моменты постоянно происходит что-то такое, что уводит человека от беды. Вот это что-то и кто-то - молитвы предков, которые имеют дерзновение перед Богом.
     Но если сам человек не обращается к Богу, не изменяет себя, не открывается благодати Божией, не наполняется Божественным Духом, то он наполняется духом демоническим, так как свято место пусто не бывает. Человек не может быть духовно нейтральным, он или будет исполнен божественной благодати, или будет наполнен тьмой в той или иной мере. А когда эта мера превышает определённый уровень - человек просто становится одержимым или бесноватым. И всё это сказывается на детях - сейчас многие дети бесноватые или одержимые. Кто работает в школе, тот знает, что в каждом классе есть один-два человека, которые совершенно неуправляемы, не контролируют себя, не отвечают за свои поступки. И когда приходишь в школу, то само присутствие священника, благодати священства иногда приводит к тому, что такие дети начинают бесноваться в буквальном смысле слова. И к сожалению, подобное случается всё чаще и чаще. Спрашивается: в чём дети виноваты? - Да они ни в чём не виноваты, просто они продолжение своих родителей. Родители творили смертные грехи, стали одержимыми, и эта одержимость передалась их потомству.
     Вспомним недавнее наше прошлое, когда многие наши деды, отцы отреклись от Христа, нарушали заповеди и думали, что это норма. Мне приходится общаться с работниками дошкольных учреждений, которые в ужасе от детей и их родителей, которые появились на свет в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века, когда в обществе происходило невесть что, и когда на людей обрушилась открытая пропаганда насилия, разврата, культа мамоны, культа страстей. Всё это ребёнок впитывает, как губка. Взрослыми, сформировавшимися людьми трудно манипулировать, а дети - это открытая книга, они открыты для восприятия информации, и они насыщаются тем, что видят в окружающей социальной среде, в интернете, в СМИ, показывающих только негатив, который впитывается в душу ребёнка. Это воздействие часто усугубляется плохой наследственностью. Мы знаем, что если отец был алкоголиком, то сын в 5-10 раз более вероятно станет алкоголиком. Если родители жили в смертных грехах, то дети рождаются с расположенностью к грехам. Если родители были частично одержимы, то и их дети часто бывают частично одержимыми. Все эти суперспособности «детей индиго» есть проявления одержимости детей, которые стали такими отчасти благодаря своим родителем, и отчасти под влиянием той информационной среды, которая их окружает.
     Ребёнок зачинается во чреве матери, и уже мать сильнейшим образом, во время вынашивания, влияет и воздействует на ребёнка. Если мать во время вынашивания пьёт, курит, предаётся порокам, то это обязательно отразится на ребёнке в виде психических отклонений, мозговых дисфункций, СДВГ.
     «Анализ литературы выявил широкую вариабельность данных по распространенности СДВГ. Так, например, в США гиперактивных детей 4-20%, Великобритании - 1-3%, Италии - 3-10%, в Китае - 1-13%, Австралии - 7-10%, России - 4-18%. В настоящее время в Германии более полумиллиона детей страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивности, причем мальчиков среди них в 9 раз больше, чем девочек. Чаще всего девочки страдают особой формой синдрома дефицита внимания без гиперактивности» [2]. Почему это происходит? Мы должны понимать, что человек - это дух, душа и тело. И поражение в духовной области обязательно скажется и на психическом, и на телесном здоровье человека. Но поскольку наша наука является «светской», то она игнорирует духовную сферу и объясняет проблемы, пытаясь найти только психические и (или) материальные причины.

Процесс созревания мозга.
     «Созревание мозга - процесс длительный и неравномерный по его зонам и уровням в соответствии с возрастными этапами. <…>
     Первый этап (от внутриутробного периода до 2-3 лет). Формируются транскортикальные связи стволового уровня - мозговые спайки гипоталамо-диэнцефальной области-и базалъные ядра. Закладывается базис (первый функциональный блок мозга) для межполушарного обеспечения нейрофизиологических, нейрогуморальных, сенсорно-вегетативных и нейрохимических асимметрий, лежащих в основе соматического (телесного), аффективного и когнитивного статуса ребенка. Первый функциональный блок мозга обеспечивает регуляцию тонуса и бодрствования» [2].
     Если во внутриутробном своём развитии ребёнок претерпевает негативные воздействия от никотина, алкоголя и пр. - это обязательно отражается на формирование этого базисного блока.



«Второй этап (от 3 до 7-8 лет). Характеризуется активизацией межгиппокампальных комиссуральных (комиссуры - нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями) систем, которые играют важную роль в обеспечении полисенсорной, межмодальной, эмоционалъно-мотивационной интеграции. Эта зона мозга обеспечивает межполушарную организацию процессов запоминания. На этом отрезке онтогенеза закрепляются меж-полушарные асимметрии, формируется преобладающая функция полушарий по речи, индивидуальному латеральному профилю (сочетание доминантного полушария и ведущей руки, ноги, глаза, уха), функциональной активности. Нарушение формирования этого уровня мозга может привести к возникновению псевдолеворукости.
     Второй функциональный блок принимает, перерабатывает и хранит информацию. Он расположен в наружных отделах новой коры мозга и занимает ее задние отделы, включая зрительную (затылочную), слуховую (височную) и общечувствительную (теменную) зоны коры. Эти зоны мозга принимают зрительную, слуховую, вестибулярную (общечувствительную) и кинестетическую информацию. Сюда же относятся и центральные зоны вкусовой и обонятельной рецепции. <…>
     Для созревания функций левого полушария необходимо нормальное течение онтогенеза правого полушария» [2]. Заметьте, для того, чтобы нормально работало левое полушарие, отвечающее за внимание, рационально-мыслительную деятельность (то, что нашим детям недостаёт, у них дефицит внимания), у человека должно быть в своё время правильно развито правое полушарие головного мозга. «Например, известно, что фонематический слух (смыслоразличение звуков речи) является функцией левого полушария. Но, прежде чем стать звеном звукоразличения, он должен сформироваться и автоматизироваться как тональное звукоразличение в правом полушарии при помощи всестороннего взаимодействия ребенка с окружающим миром. Дефицит или несформированность этого звена в онтогенезе фонематического (т.е. мыслеразличающего, когда мы различаем разные звуки как речь) слуха могут привести к задержкам речевого развития» [2]. Чем сейчас многие дети страдают: нечёткая, неясная речь, заикание и т.д.



«Третий этап (от 7 до 12-15 лет). Происходит становление межполушарного взаимодействия, формируются транс-каллозальные связи. До этого мозолистое тело (толстый пучок нервных волокон, соединяющих два полушария) обеспечивало взаимодействие задних отделов правого и левого полушарий и контролировало нижележащие комиссуральные уровни. В 12-15 лет морфологическая и функциональная зрелость мозолистого тела обеспечивают взаимодействие лобных (префронтальных) отделов правого и левого полушарий на регуляторном уровне (третий функциональный блок мозга). Происходит формирование когнитивных (познавательных) стилей личности и обучения, закрепление приоритета лобных отделов левого полушария» [2]. Заметьте, только в 12-15 лет. «Это позволяет ребенку выстраивать собственные программы поведения, ставить перед собой цели, контролировать их выполнение, рефлексировать (рефлексия - самоанализ, процесс познания самого себя), произвольно регулировать свое поведение, эмоции, речь. Третий блок организует активную, сознательную психическую деятельность. Человек формирует планы и программы своих действий, следит за их выполнением и регулирует свое поведение. Кроме того, он контролирует свою сознательную деятельность, сличая эффект своих действий с исходными намерениями и корригируя допущенные ошибки. Наиболее существенной частью третьего блока являются префронталъные отделы, которые играют решающую роль в формировании намерений и программ. Лобные доли мозга обладают мощными пучками восходящих и нисходящих связей с ретикулярной формацией (т.е. то, что развивалось на протяжении первого и второго этапов процесса созревания головного мозга), за счет которых получают импульсы от систем первого функционального блока, с одной стороны, «заряжаясь» от него, а с другой - контролируя его деятельность. Этот транскортикальный уровень (т.е. связи между полушариями через мозолистое тело) наиболее уязвим. При любой девиации (отклонении) формирования нижележащих структур рассматриваемые функциональные системы будут развиваться в условиях постоянного энергетического обкрадывания» [2]. Т.е. каждая сознательная форма деятельности всегда опирается на совместную работу всех блоков.
     У детей с СДВГ формирование мозговой организации от правого полушария к левому происходит с отклонениями от нормы, и развитие уходит в правый лоб, что выражается в гиперактивности, импульсивности. Дело в том, что концентрацию внимания обеспечивает именно лобный отдел левого полушария, а правое ответственно за распределение этого внимания. Оно воспринимает не фигуру в центре внимания, а его периферию, что в полной мере наблюдается у детей с СДВГ. Представим себе, что во время занятий в школе, вы что-то говорите, а ребёнок в это время смотрит по сторонам, он прекрасно видит, что делает соседи, но он не концентрирует внимание на том, что говорите вы - на главном. Потому что у него не развито левое полушарие и не перешёл туда центр внимания, он остался в правом.



«В то же время «невостребованные» зоны мозга, т.е. не получающие своевременно сенсорной информации, задерживаются или отстают в развитии. <…> Развитие ребенка всегда идет вслед за его обучением, а не наоборот. Обучение же начинается с первых дней жизни ребенка и является его естественным состоянием» [2].
     При этом следует помнить, что «если задача, предлагаемая ребенку, входит в противоречие или опережает актуальную для его мозга ситуацию, происходит энергетическое обкрадывание. Это негативно сказывается на формировании тех процессов, которые в данный момент времени активно развиваются. Например, при раннем обучении ребенка (до 5-летнего возраста) цифрам и буквам может произойти искажение нормального онтогенеза. Реакция на раннее обучение может быть отсроченной и в дальнейшем проявится в различного рода эмоционально-личностных девиациях, склонности ребенка к частым заболеваниям, аллергических явлениях, логоневрозе (заикание), дизартрии (нарушение речи), тиках и навязчивых движениях» [2]. Посмотрите, как в наше время родители стараются «развить» ребёнка, напичкать его знаниями с самого раннего детства, чуть ли не с годовалого возраста. А его мозг совершенно не готов к этому. Происходит энергетическое обкрадывание, т.е. недополучают энергию нижние отделы мозга, которые ещё не сформировались, и за счёт этого они остаются недоразвитыми. А они отвечают за двигательную деятельность, за чёткость речи. Их недоразвитость проявляется в том, что ребёнок становится ослабленным и открытым для различного рода заболеваний: аллергии, тиках и пр. Но, к сожалению, это ещё не всё.
     «Опережающая нагрузка на кортикальные (нижние) отделы мозга, которая неизбежна при обучении чтению, письму, счету, в силу своей энергоемкости истощает субкортикальные образования, которые, в свою очередь, завершили свое развитие и утратили пластичность и ресурсы для реадаптации (восстановления). Такой ребенок на фоне высоких достижений в области литературы и математики демонстрирует несформированность элементарных навыков (неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, резать хлеб и др.). Ребенок зачитывает энциклопедию «до дыр», оставаясь при этом беспомощным в быту» [2]. Ребёнок, подвергнувшийся раннему обучению, будет повреждённым, а вот восстановить его нормальное состояние крайне тяжело. Родители, занимающиеся ранним развитием своего ребёнка, губят его. И то, что мы видим на сегодняшний день в школе - это безобразие. Совершенно не учитывается детская психология и степень готовность головного мозга к переработке информации, зависящая от возраста ребёнка.
     В детстве у ребёнка происходят возрастные кризисы: кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис. Во время кризисов происходит психическая перестройка, а также перестройка организма.
     В три года ребёнок начинает осознавать себя как личность. Он начинает отличать себя от окружающего мира, и он начинает пробовать проявлять свою самостоятельность. Он говорит: я не хочу, я не буду, мне не надо этого… И взрослые в таких случаях говорят: вот какой вредный ребёнок стал, был такой хороший, спокойный, а сейчас вредный. Надо понимать, что не вредный, что у него кризис трёх лет, он начинает осознавать себя как личность. И другая ситуация - некоторые мамочки жалуются: что-то мой ребёнок какой-то ненормальный, сидит в песочнице, ни с кем не играет. А сколько вашему ребёнку лет? - Два. - Он ещё не воспринимает других людей, он ещё занят самоформированием. Он не может участвовать в коллективных играх, и не должен. А вот после трёх лет ему уже становятся интересны другие дети. Это надо чётко понимать.
     Во время кризиса 7 лет мозг ребёнка переходит в третий этап формирования. Ребёнок становится в состоянии воспринимать обучение. Но какое обучение? - Простейшее. Не может ребёнок в 7-8 лет понимать абстрактные понятия. А если его заставлять, то происходит деформация личности и будущего потенциала человека. Когда ребёнка перегружают во время обучения, у него начинается сильнейший стресс. Мы знаем. что почти 100% детей из детских садов хотят в школу. После окончания первого класса около 60% детей в школу не хотят. Часто происходит запугивание ребёнка школой - родители говорят ему: вот я тебя в школу отдам, там тебя быстро научат - и ребёнок уже начинает бояться. Я вспоминаю случай, когда родители тащат девочку в первый класс, она упирается, плачет. На вопрос, почему она плачет, отвечает: Егу боюсь. Это значит, что она слышала о ЕГЭ в школе, а она подумала про бабу Ягу…
     Детей перегружают. Люди моего возраста и чуть помладше в начальных классах писали прописи, мы читали вслух, мы читали вместе, мы вместе хором отвечали, оценок нам не ставили. И не надо ставить оценки в начальных классах. Это глубочайшая травма для ребёнка, страшный урон его самооценки. Это вообще, порочная практика - оценивать и сравнивать себя с другими, рассматривать кто хуже, кто лучше. Вызывается дух соревновательности. Не должен быть дух соревновательности в школе, он очень вреден. Детям в этом возрасте нужна просто любовь, доброжелательности, и тогда они в этой любви о доброжелательности расцветают, открываются обучению, сами хотят учиться. В дошкольном и начальном школьном возрасте очень важна роль родителей. От родителей нужно только одно - любовь. Ребёнок должен чувствовать, что его любят, что он нужен, что ему радуются - вот тогда вырабатывается базовое доверие ребёнка.
     Мы говорили о внутриутробном развитии и о зависимости ребёнка от матери. Но когда ребёнок появляется на свет, эта связь ещё очень сильна. Рождение для ребёнка - это страшный стресс для него. Он появляется в мир, появляется много новых раздражителей, новых ощущений, и постоянное присутсвие матери крайне необходимо. Вот почему рекомендуется вообще не отрывать ребёнка от матери. Как только ребёнок родился, его должны приложить к груди матери. Он должен ощутить её близость. Не должны ребёнка уносить от матери, и приносить только на кормление, как это делают в роддомах. Это страшное стрессовое состояние для ребёнка. Во-первых, он только родился - попал в совершенно новые условия, а во-вторых его отрывают от источника жизни. Первые месяцы жизни мать особенно важна - она должна держать ребёнка на руках, петь песни, что-то говорить ему. Не важно, что он не понимает слов - он великолепно чувствует эмоции, настроение матери, которые невероятно сильно на него воздействует. Когда во время Второй Мировой войны детей погибших матерей воспитывали в замечательных условиях в домах малютки, то большое количество детей умирало. Между тем, дети, содержавшиеся вместе с матерями в тюрьмах, где были гораздо худшие условия, смертей практически не было. Не понимали в чём дело, а оказалось, что ребёнок не чувствует себя нужным, не чувствует материнской любви, заботы, покрова, и он умирает.
     Вот это базовый фактор любви. Вот почему мы говорим о том, что каждый человек должен выполнять те функции и те роли, которые даны ему Богом изначально. Мужчина должен быть мужчиной - это глава семьи, это стена, это опора, это мужество, это защитник. А женщина - это, прежде всего, уют, любовь, воспитание детей, нежность, скромность, стыдливость - вот это необходимо просто. Младенцу, появившемуся на свет необходима мама. Папа будет нужен, но попозже. А когда маме некогда, мама должна работать, когда маме хочется смотреть сериалы, болтать с подружками по телефону, веселиться, то она своего ребёнка губит, недодаёт ему любви.
     Мне много лет приходилось работать с нарко- алко- зависимыми людьми, игроманами - все эти люди недополучили в детстве любви, заботы, внимания, и они бросились искать эту любовь в посторонних предметах…

[1] Наталья Горлова. «Современные дошкольники: какие они?»
[2] Сиротюк А.Л. «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения».

Часть 2 >>>

семья, психология, лекции, религия, Православие, антропология, Церковь, женщина, дети, иерей Алексий Мороз, любовь

Previous post Next post
Up