Заповеди Моисеевы (десятисловие). Заповеди Блаженств. Церковные таинства. Часть 5.

Feb 05, 2014 12:36

   Видеозапись и текст пятой части лекции гранд-доктора психологии, кандидата педагогических наук, иерея Алексия Мороза, прочитанной в рамках лектория «Духовно-нравственное образование». В пятой части: 7ая - 9-ая Заповеди Блаженств; церковные таинства.
   Другие лекции о. Алексия:
Бог: ч.1, ч.2, ч.3.
Ангельский мир. Причины создания и назначение.
Демонический мир и его воздействие на человека.
Семья: ч.1, ч.2, ч.3. Дети: ч.1, ч.2, ч.3.
История происхождения религий. Церковь. ч.1, ч.2, ч.3.
Заповеди Моисеевы (десятисловие). Заповеди Блаженств. Церковные таинства: ч.1, ч.2, ч.3. ч.4, ч.6.
Православная теория личности: ч.1, ч.2.
Страсти, их сущность и пути преодоления: ч.1, ч.2, ч.3.
Болезни и их происхождение. Пути преодоления: ч.1, ч.2, ч.3.
Связь грехов, страстей и болезней: ч.1, ч.2, ч.3.
Покаяние, его сущность. Основные грехи современности: ч.1, ч.2.
Святитель Игнатий Брянчанинов. "О прелести": ч.1, ч.2.
Аскетика, молитва (суть и разновидности). Иисусова молитва: ч.1, ч.2.
О спасении в миру: св. Игнатий Брянчанинов; св. Феофан Затворник.
Масонство и глобализм: ч.1, ч.2.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Текст лекции


     Мы должны понять, что мир - это понятие не отрицательное, оно глубоко положительное. Это когда чувства любви, прощения, сочувствия, благожелательности заполняют всё пространство человеческого сердца и проникают во все общественные отношения. Обязательно мир Божий связан с благодатью Божией, со Святым Духом. Полноты божественного мира не может быть, если в человеке не пребывает Святой Дух. Не случайно во время церковных служб священник оборачивается к людям и говорит: «мир вам». О каком мире он говорит? - О мире духовном, мире божественном, благодати Божией, которая входя в сердца людей, создаёт в них состояние глубокого умиротворения, успокоения, радости, блаженства, счастья и готовности простить других людей. Всех простить, всех полюбить, всех претерпеть, снисходительно отнестись к недостаткам других людей. Я думаю, что каждый из вас хоть когда-нибудь, в той или иной мере переживал это состояние глубочайшего внутреннего мира. И вот умение передать своё внутреннее состояние другим, покрыть их недостатки, попытаться примирить их, помолиться об их примирении присуще тем людям, которые являются миротворцами. Но стать миротворцем может только тот, кто смирен сердцем, кто кроток, кто сам не злобен, кто алчет и жаждет правды, тот, кто имеет в своей душе вот этот мир, которым он делится с другими людьми. Это очень высокая ступень духовной жизни человека, когда он действительно может стать миротворцем, нести мир Божий, нести благодать Духа Святого другим людям, примирять и соединять их в Боге. Это великий дар Божий. Тем, кто исполнит эту заповедь блаженств, Господь обещает великую награду - они будут называться сынами Божиими. То есть войдут в особую близость к Создателю мира. Вот что об этом говорит Священное Писание. Накануне своей смерти, вечером, в великий четверток Христос сказал своим ученикам: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам …» Иоан.14:27. А первые слова воскресшего Христа были: «…мир вам» Лук.24:36. «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» Рим.12:18-21 - говорит апостол Павел в Послании к Римлянам. «Ничто не свойственно так христианину, как быть миротворцем, за сие и Господь обещал нам величайшую Свою награду» [1] - пишет святитель Василий Великий.
     «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» Матф.5:10.
     Кто такие изгнанные за правду? - Это те, кто любит правду Божию, учение Церкви и смиренно переносят всяческие гонения и лишения во имя Истины Божией. За это они получают Царство небесное. Жизнь по правде - это труд и испытание, сопряжённое с риском, потому что в мире, в котором мы живём слишком много лжи. Рассуждая о происхождении зла, мы уже говорили, что родоначальником зла является дьявол, он лжец и отец лжи, и сказал он в своё время, что он князь мира сего. И поэтому человек, живущий по правде, очень часто преследуется людьми, которые являются носителями совсем иного духа - духа нечистого. Но живущий по правде в конце концов всегда побеждает, потому что правда всегда сильнее лжи, потому что Христос всегда сильнее дьявола. Вспомним мучеников первых веков христианства. Впрочем, стоит ли далеко ходить, вспомним мучеников прошлого века: священников, монахов, просто крепко верующих христиан, которых за веру расстреливали, ссылали в лагеря, подвергали величайшим мучениям, убивали, гнали. Мне Господь даровал встречи с такими исповедниками, которые по 10-15 лет сидели в лагерях. Вот рассказ одного из них. «Представляешь, отец Алексий, барак, холод, сотни людей: уголовников, воров, бандитов. Мат-перемат, голод, холод, мерзость, смерть, болезни, а на сердце постоянная Пасха, как будто ангелы поют. Свет внутри и радость. Такой радости внутри как там - когда я жил там и старался по силам своим молиться, творить правду, помогать, кому мог - я потом здесь никогда не испытывал». Господь избранным своим, изгнанным за правду даёт силы и внутреннюю радость перенести те страдания, которые им выпали. Мы знаем и примеры в житиях первых мучеников, когда на них воздвигали величайшие мучения, страдания - Ангел Господень укреплял их, и они стойко переносили страдания, которые никакой человек сам не может вынести, и не проклинали, а благословляли своих мучителей и вразумляли их. Они страдали за Христа, за правду, и действительно, таких людей и есть Царство Небесное.
     «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах …» Матф.5:11.
     Господь говорит: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить…» Матф.10:28. И почитайте за великую радость и честь пострадать за Имя Христово. Для современного человека, который живёт плотью и ради плоти самая главная ценность - его земная жизнь. И ради своей земной жизни он готов и на предательство, и на обман, и на что угодно, чтобы ещё и ещё пожить, чтобы сохранить свою жизнь. Не так у настоящих христиан и не так у святых. Они с радостью шли на смерть во имя Христа. Апостол Павел пишет в Послании к Филиппийцам: «…для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение. Если же жизнь во плоти [доставляет] плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас» Фил.1:21-23. Вот отношение к смерти. Великой наградой почитали христиане пострадать за Христа. Не каждый удостаивается этого, не каждый удостаивается получить венец на небесах за имя Христово. А смерть не страшна - всё равно, рано или поздно уходить из этой жизни, но уйти за правду, за веру, за Христа было величайшей наградой для первых христиан. Посмотрите, насколько это отличается от современного состояния людей, насколько современный человек боится смерти, боится пострадать, и насколько иначе к этому относились первые христиане и наши с вами соотечественники, которые не боялись страданий и смело шли на смерть за веру. И не случайно Тертуллиан (ок. 155 - ок. 220) говорит, что «кровь мучеников была семенем, на котором выросла Церковь Христова». Люди, видевшие как спокойно, выдержанно, с любовью шли христиане на смерть за свою веру, задумывались. Значит, есть за что умирать. Значит, вера настоящая. Это трогало сердца, они узнавали о Христе и сами становились верующими. Вот пример того, как нужно жить, на что уповать и как не стоит бояться смерти.

Таинства Церкви.
     Слово «таинства» происходит от слова «тайна». Когда на земле видимым и явным образом благодать Божия являет свою силу. Таинства - это встреча Бога, явление Его здесь, на земле, по молитвам Церкви, священства, верующих людей.
     Крещение.
     Мы крестимся во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Мы крестимся с верой во Христа Спасителя. В момент крещения мы умираем для прежней нашей греховной жизни - плотской, нечистой, в которой было много зла и возрождаемся к жизни новой, божественной. Недаром крещение производится в воде. Вода - это праматерия. Из воды произошло всё живое. Человек, погружаясь в воду, как бы растворяется в этой праматерии. Он как бы снимает с себя тот первородный грех, который вошёл в него после грехопадения Адама, и возрождается очищенным, обновлённым, добрым, как сотворил его Господь. В крещении мы как бы умираем в этой воде как на кресте, вместе с Христом для грехов и нашей прежней греховной жизни. Мы вместе с Ним умираем, мы как бы распинаем свои грехи, отрекаемся от прежней ложной жизни и возрождаемся к жизни новой. В крещении мы как бы отсекаемся от греховного древа Адама, в котором уже внутри лежит первородный грех, и присоединяемся к новому древу - Кресту, от которого мы начинаем жить и питаться благодатными божественными энергиями, возрождаемся и можем изменяться в стремлении к вечной жизни. Если человек некрещёный не в состоянии победить того зла и греха, который в нём живёт - из-за расположенности к нему, из-за первородного греха, родового греха, личных грехов, он подвластен дьяволу, то в крещении, привившись к древу Креста, он получает силы побеждать грех, изменяться, идти к святости и становиться святым. Крещение нас делает членами Церкви. Как мы говорили в одной из наших лекций, Церковь - это богочеловеческий организм во главе с Господом нашим Иисусом Христом. Каждый верующий является одной из клеточек этого тела, из которых состоит Церковь. Во главе Церкви стоит Господь наш Иисус Христос. И вот мы живём Его божественной энергией, Его силой, и мы вместе, помогая друг другу, восходим к вечной жизни в Царстве Небесном. Так вот, как раз в крещении человек и входит в Церковь, входит в богочеловеческий организм и становится на путь спасения. Поэтому Святые Отцы говорят: «кому Церковь не мать, тому Бог не Отец», и что «вне Церкви нет спасения». Вот почему человек некрещёный, человек, принадлежащий дрогой вере, находится вне Церкви, вне Христа. А спасаемся мы не своими заслугами, не своими усилиями, а Богом и божественной помощью, которая изливается на нас непосредственно в самой Церкви, куда мы входим посредством нашего крещения. Вместе с тем, мы должны помнить, что крещение даёт нам потенциальную возможность стать святыми, но не определительную. Семечко посажено в землю, но чтобы оно выросло, надо его поливать, ухаживать за ним, оберегать от палящего солнца, когда оно вырастет и принесёт свои прекрасные плоды. Так и крещение является семенем Святого Духа, посаженным в нашу душу, а вот взойдёт ли, вырастет ли дерево святое, дадим ли мы плоды добродетелей - зависит от нас с вами. Свобода и произволение от человека не отнимается в крещении. Крещёный человек так же способен творить зло, выбирать мерзость и нечистоту, грех и страсть и погибать. Выбор и воля всегда остаётся за человеком, ибо он существо свободное. Ему дана возможность победить грех и пойти по пути к святости, но выбрать этот путь и идти по нему он должен сам с помощью благодати Божией, которая даётся ему в Церкви во время таинств. Внешне крещение совершается следующим образом. Наилучшим способом является полное погружение крещаемого в купель. Издревле было принято, чтобы человека крестили погружением в воду с головой. Крестят как взрослых, которые сознательно пришли к вере и отреклись от своих прежних грехов, так и возможно крещение детей. Но здесь крещение происходит по вере их родителей и по вере их восприемников-крёстных, которые обещают, что ребёнок будет воспитан и вырастет в христианской вере. Они должны за него молиться, подавать за него записки в Церкви на молебнах и по возможности участвовать в их воспитании. И если это выполняется, то конечно будет награда и крёстным и крестникам, и осуществляется дело их спасения. Что происходит, когда человек крестится без полного погружения, а просто окропляется святой водой сверху? Это конечно хуже. Всё-таки есть правила Вселенских Соборов, которые утверждают, что крещение должно совершаться с полным погружением, или хотя бы с обливанием, т.е. если человек не полностью погружается в воду, то он обливается сверху. Но только в крайних случаях, страха ради смертного, или при каких-то чрезвычайных обстоятельствах допустимо крещение окроплением. Но оно крайне нежелательно. Крещения окроплением всё равно происходят, но лучше, чтобы таинство совершалось во всей полноте. Каждый крещаемый ребёнок должен иметь своего крёстного или крёстную, или обоих крёстных родителей. Обязательно у ребёнка должен быть крёстный одного с ним пола, потому что духовная близость крёстных и крестников очень велика. Крёстный является духовным родителем крестника. Поэтому очень внимательно надо подходить к подбору крёстных, не искать богатых и славных мира сего, а искать верующих людей, которые будут молиться, могут сделать что-то духовно полезное для крещаемых. Кроме того, родители не могут быть крёстными своих детей. Муж и жена также не могут быть крёстными у крещаемого. Потому что они вступают в духовное родство и поэтому не могут быть супругами.
     Миропомазание.
     За таинством крещения сразу же идёт таинство миропомазания. Можно сказать, что оно является в Православии неотъемлемой частью крещения. После крещения человек помазывается особым миром. Это миро освящается непосредственно Патриархом один раз в году, накануне, или в сам Чистый Четверг, при этом совершаются особые молитвы, призывы Святого Духа, и во время миропомазания человек получает дары Святого Духа. Эти дары представляют собой то, чем мы с вами можем и должны обладать: дар молитвы, дар любви, дар сострадания и другие дары Святого Духа, которые у каждого могут быть свои. Святой Дух освящает важнейшие способности человека и соединяет его с Церковью. Объясняя слова апостола Павла о теле едином (1Кор.12:13) святитель Иоанн Златоуст говорит: «Павел требует от нас такой любви, которая бы связывала нас между собою, делая неразлучными друг от друга, и - такого совершенного единения, как бы мы были членами одного тела, потому что только такая любовь производит великое добро» [2]. То есть дар любви, и способность любить друг друга даётся в таинстве миропомазания. И действительно, ведь все мы во Христе едины, все мы крещены в Иисуса Христа, все мы в единой Церкви, все мы причащаемся из одной чаши Тела и Крови Господня, и все мы братья и сестры во Христе, как в Церкви это принято называть. Только не все это понимают, или понимают не до конца. Надо сказать, что дары Святого Духа многообразны, но все они служат одному - устроению Церкви и спасению людей. Самый важный дар, подаваемый Духом Святым очищенному в крещении человеку это способность не только желать, но реально творить добро, исполнять заповеди Евангелия. Святые Отцы говорят о том, что тщательное исполнение заповедей даёт нам возможность увидеть, что сами мы не способны их исполнить. Действительно, когда человек приступает к Богу и начинает стараться исполнять Его заповеди - он чувствует, что своими силами не может их исполнить. Простой пример. Практически все мы осуждаем других. В разговорах, в пересудах, по телефону и как придётся. Вот попробуйте принять твёрдое решение никого не осуждать и посмотрите, что у вас получится, или не получится. О чём это говорит? - О том, что своими силами мы мало на что способны. Нам нужен Спаситель, нам нужен Дух Святой, который помогал бы нам и укреплял бы нас в добре. Потенциально мы получаем силы для того, чтобы творить добро в таинстве крещения, но они требуют активного приятия и активного развития, активного труда по усвоению тех даров, которые вложены в нас таинствах крещения и миропомазания.
     Причащение.
     В таинстве святого причастия христианин крещёный, сознательно живущий по Евангелию человек, вкушает Тело и Кровь Господа - евхаристический хлеб и вино приобщается или причащается (что означает становится частью чего-то) источнику здравой, чистой и совершенной жизни, преображённой спасённой природой Господа нашего Иисуса Христа. Т.е. в причащении человек принимается в себя самого Христа. По молитвам Церкви, по молитвам верующих хлеб и вино пресуществляются в самые настоящие Плоть и Кровь Господа Иисуса Христа. Мы принимаем Его в себя. В Номоканоне есть правило на тот случай, если по неверию какого-либо человека хлеб и вино превратятся в материальную плоть и кровь у него во рту или в сосуде. За неверие людей иногда это попускается. Там есть особая молитва, которую человек читает, чтобы Святые Дары возвратились в своё естество. То есть мы действительно принимаем в себя самого Христа, и принимаем в себя дух Святой, благодать Божию. Эта благодать Божия, входя в наше сердце, попаляет многие наши страсти, отгоняет от нас нечистых духов, просвещает наш ум. Но усвоение этой благодати, духовные плоды этого таинства зависят от каждого человека. От его веры, от его желания, от его подвига, от его стремления жить по Богу. И чем чище и сильнее человек, тем в большей степени им усваивается благодать, получаемая в таинстве причащения, тем светлее становится он, тем больше в нём живут и проявляются божественные силы. Сам Господь заповедал нам таинство причащения. Он сказал своим ученикам: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» Иоан.6:51-56. А что такое жизнь вечная? - Бог. И вот, соединяясь с Богом, мы как бы открываем себя для Него, идём с Ним в вечную жизнь, в вечное Царство Небесное. И вот без этой великой помощи таинства причастия никто не смог бы спастись. Потому что нам постоянно нужна помощь в этом мире. Мы постоянно подвергаемся искушениям, воздействиям демоническим, боли, страданиям, и только укрепляясь Святыми Дарами, соединяясь с Христом, мы несём наш жизненный крест, идём по пути духовного совершенствования, часто ощущаем любящего Бога и с Его помощью идём к спасению. Сущность таинства головой нам не понять и разумом не усвоить. Ну как это - хлеб и вино - и вдруг Тело и Кровь Господня? Как это возможно? «Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу» Лук.18:27.
Святая Евхаристия (Причащение) является высшим таинством Церкви, и совершается она во время особого богослужения - Божественной Литургии. Все остальные церковные службы являются как бы вспомогательными, подготовительными к совершению этого великого таинства. Вот как об это пишет св. прав. Иоанн Кронштадтский: «Литургия - дух и жизнь. Её мысль - да все едины будут во Христе». Итак, дорогие мои, Литургия, эта служба, на которой происходит пресуществление хлеба и вина в Плоть и Кровь Господню является величайшей церковной службой, величайшим таинством, и даже на тех, кто не причащается, но в это время находится в храме и молится, нисходит великая сила благодати Божией. Вот почему каждое воскресенье христианин стремится быть на Божественной Литургии.



Ланчанское чудо

[1] Василий Великий. «Письма к разным лицам». Письмо 110 (114). К Кириаку, живущему в Тарсе.
[2] Святитель Иоанн Златоуст. «Беседы на послание к Ефесянам». Беседа 11.

<<< Часть 4                                                               Часть 6 >>>

лекции, религия, иерей Алексий Мороз, Православие, Церковь

Previous post Next post
Up