Связь грехов, страстей и болезней. Часть 3.

Dec 05, 2013 18:33

   Видеозапись и текст третьей части лекции гранд-доктора психологии, кандидата педагогических наук, иерея Алексия Мороза, прочитанной в рамках лектория «Духовно-нравственное образование».
   Другие лекции о. Алексия:
Бог: ч.1, ч.2, ч.3.
Ангельский мир. Причины создания и назначение.
Демонический мир и его воздействие на человека.
Человек: ч.1, ч.2, ч.3.
История происхождения религий. Церковь: ч.1, ч.2, ч.3.
Заповеди Моисеевы (десятисловие). Заповеди Блаженств. Церковные таинства: ч.1, ч.2, ч.3. ч.4, ч.5, ч.6.
Семья: ч.1, ч.2, ч.3. Дети: ч.1, ч.2, ч.3.
Православная теория личности: ч.1, ч.2.
Страсти, их сущность и пути преодоления: ч.1, ч.2, ч.3.
Болезни и их происхождение. Пути преодоления: ч.1, ч.2, ч.3.
Связь грехов, страстей и болезней: ч.1, ч.2.
Покаяние, его сущность. Основные грехи современности: ч.1, ч.2.
Святитель Игнатий Брянчанинов. "О прелести": ч.1, ч.2.
Аскетика, молитва (суть и разновидности). Иисусова молитва: ч.1, ч.2.
О спасении в миру: св. Игнатий Брянчанинов; св. Феофан Затворник.
Масонство и глобализм: ч.1, ч.2.

image Click to view



Текст лекции.


     Болезни желудка.
     Надо сказать, что, что некоторым болезням желудка подвержены преимущественно люди с определённым типом личности. Существует особый тип личности, который называется «желудочно-язвенный тип». Эти люди могут внешне казаться амбициозными, волевыми и упорными, однако под этим скрываются зависимые и женоподобные натуры. То есть человек, насилуя свою естественную природу, принимает не свойственную ему роль и не свойственный ему стиль поведения. Он хочет казаться не тем, чем является на самом деле. Поэтому он вынужден постоянно себя принуждать, подталкивать и находиться в постоянном напряжении. Этот эмоциональный дискомфорт и связанные с ними, пусть даже загнанные в область подсознательного, переживания дают на телесном уровне нарушения в работе желудочно-кишечного тракта. Полное исцеление возможно только при выявлении и покаянии в таких греховных наклонностях как гордость, тщеславие, самомнение, смиренном принятии себя таким, как есть, и в естественном, искреннем поведении, выражающем истинные эмоции и чувства.
     Знаете, ведь многие люди «надумывают» себя. Они выдумали себе какого-то героя, какую-то роль и начинают подгонять себя под этот идеал и стараться ему соответствовать. Потому что это, с их точки зрения, хорошо и здорово, надо быть таким. Но сами то они не такие. Они надевают на себя маску. Но маску не только внешнего поведения, но и попытки переживать внутренние состояния своего идеала. И вот это несоответствие очень разрушительно действует на них. Надо принимать себя смиренно таким, какой ты есть. Да, вот я такой. Да, я не способен. Да, я не могу. Ну вот такой я, ну что делать? Укрепишь, Господи, дашь силы - смогу. Не укрепишь - не смогу. Вот это и есть смирение. Не надо о себе думать много. Не надо ничего надумывать о себе, воображать о себе. Надо принимать себя таким, каким ты есть. Смирения нет - болезни есть. Смирение есть - болезней нет.
     Желудок чутко реагирует на наши проблемы, страхи, ненависть, агрессивность и заботы. Подавление этих чувств, нежелание признаться себе в них, попытка проигнорировать и забыть их, а не осмыслить, осознать и разрешить, могут стать причиной различных желудочных расстройств. Длительное раздражение, проявляемое в состоянии стресса, ведёт к гастриту. У многих мужчин на сегодняшний день гастрит присутствует. Это воспаление слизистой оболочки желудка. Именно раздражение способствует появлению гастрита. Мы недовольны происходящими событиями, работой, женой, правительством, но наше раздражение вопросов никаких не решит, а фон негативный появится. Помните о том, что Христос является образцом совершенного человека. Образцом того, как надо поступать, как жить и как чувствовать. И мы нигде не видели у Христа раздражения. Почему? - Потому что любовь уничтожает раздражение, которое появляется, когда мы чего-то хотим, но оно не получается, не сбывается и появляется энергия раздражения. А когда мы видим других людей неправильно поступающих, но мы их любим, видим, что они по своему несчастью, ограниченности, болезням, могут так поступить - мы за них молимся. Мы бываем к ним снисходительны. Мы покрываем их любовью. А там, где любовь, там нет раздражения.
     Люди с язвенной болезнью отличаются тревожностью, раздражительностью, повышенной исполнительностью и обострённым чувством долга. Им свойственны пониженная самооценка, сопровождающаяся чрезмерной ранимостью, стеснительностью, обидчивостью, неуверенностью в себе, и вместе с тем повышенная требовательность к себе, самолюбие, мнительность. Замечено, что эти люди стремятся сделать значительно больше, чем могут. Для них типична тенденция к активному преодолению трудностей в сочетании с сильной внутренней тревогой.
    Изжога, избыток желудочного сока, свидетельствует о вытесняемой агрессивности, а также различного рода страхах. Решением проблемы на психосоматическом уровне видится преображение сил подавляемой агрессии в активное отношение к жизни и обстоятельствам, в творческий процесс, а также в тех путях преодоления агрессии, которые были указаны ранее.
     У меня собраны практически данные практически по всем болезням, но из-за недостатка времени мы не можем на всех задержаться. Посмотрим хотя бы на наиболее типичные, на мой взгляд, проблемные и важные для современного человека заболевания.

Онкология.
     Согласно современной теории этого заболевания, в каждом организме постоянно производятся раковые клетки. Иммунная система успешно сопротивляется, вымывая их из организма, до тех пор, пока тот или иной фактор не снижает сопротивляемость организма, вызывая восприимчивость к раку. Значительная часть данных свидетельствует о том, что стресс снижает сопротивляемость болезни, влияя на иммунную систему и гормональный баланс. Согласно же психосоматической теории, рак порождается непрощёнными обидами, чрезмерной фиксацией на какой-то утрате, ненавистью, потерей смысла жизни. Чтобы избежать этой болезни, надо всего лишь жить по христианским заповедям, уметь терпеть, прощать и любить. Это заповедал и Сам Иисус Христос в молитве Богу Отцу, которую Он дал людям. «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». То есть прости, так же как и мы прощаем других. А если мы не прощаем? Если мы не можем простить? - Тогда начинается саморазрушение. И действительно, сколько мне не приходилось беседовать с людьми, которые страдали этой страшной болезнью - во всех случаях я находил жуткую обиду, которая не была прощена, не была разрешена и оставалась в глубине сердца человека. И вот она вызывала такое бурное и страшное потрясение организма, вызывающее эту страшную болезнь.

Психопатия.
     Рассмотрим теперь основные виды психопатий и их нравственные причины, указанные академиком Д.А. Авдеевым.
1. Возбудимые психопаты, эпилептоиды: причина - гордость, страсть гнева, злоба, нетерпимость, ярость.
2. Истерики: причина - гордость, страсть тщеславия. Общие признаки - стремление к внешнему эффекту, позёрству, капризность, эгоцентризм.
3. Шизоиды: причина - страсть гордости, эмоциональная холодность, отчуждённость, неконтактность, отсутствие любви, занятость собой.
4. Неустойчивые психопаты: причина - страсть гордости и гнева. Чрезвычайно сильная криминальная направленность, отсутствие всякого милосердия.
5. Циклоиды: причина - гордость, уныние, тщеславие.
Посмотрите, дорогие мои, все основные страсти, все смертные грехи лежат в основе всех психических заболеваний. И физических заболеваний. Поэтому, когда человек живёт по заповедям Господним, когда он преодолевает свои страсти, борется и побеждает их и развивает в себе добродетели, то просто многие болезни к нему не подходят. Мы с вами знаем, что в Российской Империи мало кто знал о таком заболевании, как онкология. Ну очень редки были. Почему? - Потому что по заповедям христианским жили. Умели терпеть, прощать и любить. А когда не умеют и не хотят, когда люди стали чрезвычайно горды, тщеславны, эгоистичны и самолюбивы - пожалуйста, механизм самоуничтожения включается, и человек сам себя раньше времени из этой жизни и изводит.

Вызвать заболевания горла могут следующие причины.
1. Неспособность постоять за себя, выразить свои мысли и чувства.
2. Проглоченный гнев.
3. Кризис творчества.
4. Нежелание измениться и принять происходящие жизненные процессы.
5. Сопротивление жизненным переменам.
Проблемы с горлом возникают от чувства, что мы «не имеем права», и ощущения собственной неполноценности. Больное горло - результат постоянного внутреннего раздражения. Если ему сопутствует простуда, то помимо всего здесь присутствуют замешательство и некоторая растерянность. Путь преодоления - осознание себя любимым чадом Божиим, вера в Промысел Божий, Его покров и защиту. Нужно понять, что мы не хуже и не лучше других. Вот это как раз и даёт смирение. Следует вырабатывать в себе способность и желание изменяться к лучшему.

Давайте посмотрим, что происходит, когда человек живёт по страстям (тем, которые мы ещё не рассматривали):
расплата за чревоугодие - ожирение, болезни печени, жёлчного пузыря, желудка, поджелудочной железы, атеросклероз…
расплата за сластолюбие - сахарный диабет, аллергия, дисбактериозы, болезни зубов, кишечника…
расплата за пристрастие к спиртному и наркотикам - алкоголизм, наркомания, деградация личности, психозы, вырождение.
Список можно продолжить, но уже сказанного достаточно, чтобы признать прямую связь между греховными страстями, смертными грехами и болезнями, которые говорят человеку: не так ты живёшь, не туда ты идёшь, остановись, задумайся, перемени свой стиль жизни.

Ну и последнее, на чём мы остановимся - это тоже очень интересная тема - несчастные случаи как самонаказание.
     Существуют особый тип личности - это люди, особенно склонные к несчастным случаям и переломам. Здесь присутствует особая психопатология, результат проявленной и направленной внутрь человека агрессии.
     Сюда можно отнести такие категории саморазрушения, как самоубийство, невротическая недееспособность, некоторые разновидности алкоголизма, антисоциальное поведение, самоувечье, намеренные несчастные случаи и полихирургия (т.е. патологическое влечение к хирургическим операциям). Ниже мы подробно рассмотрим такую проблему, как склонность к несчастным случаям.
     Более двадцати лет назад немецкий психолог К. Марбе заметил, что человек, однажды подвергшийся несчастному случаю, может пострадать опять с большей вероятностью, чем тот, с кем ещё никогда ничего подобного не случалось. А Теодор Рейк в работе «Неизвестный убийца» обратил внимание на то, как часто преступники выдают себя и даже осуществляют своё собственное наказание посредством намеренного несчастного случая.
     В 1919 году М. Гринвуд и X. Вудс исследовали особенности несчастных случаев на заводе боеприпасов и пришли к обоснованному заключению о том, что большинство несчастных случаев происходит с маленькой группой индивидов - в данном исследовании было обнаружено, что на четыре процента женщин завода приходится двадцать восемь процентов всех несчастных случаев. Основанием такой подверженности несчастным случаям, утверждает Меннингер, является господствующая в нашей культуре убеждённость в том, что страдание искупает вину, а индивид, прилагающий этот же принцип к собственной личности, действует как интернализированный судья, требующий страданий за свои дурные поступки. Человеком, склонным к несчастным случаям, обычно является тот, кто некогда занимал мятежную позицию по отношению к своим родителям и впоследствии перенёс такое отношение на власть имущих, сочетая его с чувством вины за своё бунтарство.
     В статистике дорожно-транспортных происшествий Совет национальной безопасности Соединенных Штатов обнаружил, что среди водителей автомобилей «людей, четырежды попадавших в аварию, примерно в четырнадцать раз больше, чем их должно бы быть исходя из теории, что неудача могла быть лишь чистой случайностью, тогда как людей, имевших за время, взятое для исследования, по семь происшествий, было в девять тысяч раз больше, чем предписывают законы вероятности». Более того, люди, претерпевшие множество несчастных случаев, словно под воздействием непреодолимой силы, угождали в однотипные происшествия, и Меннингер утверждает, что, исходя из его опыта, обследование тех, кто, как говорится, «ездит как самоубийца», часто убедительно доказывает, что это как раз то, чего они добиваются.
     В психологии общего направления считается, что травмирующие события раннего детства, наряду с юношескими событиями жизни пациента, являются основными источниками неврозов и многих психосоматических расстройств. При наблюдении пациентов, находящихся в необычных состояниях, было обнаружено, что их невротические или психосоматические симптомы часто включают в себя больше, чем биографический уровень психики.
     И мы, опять же, приходим к такому понятию, как родовой грех и опять переходим к личному греху. И можем говорить о демоническом воздействии, которое через родовой и личный грех, оказывает сильное воздействие на человека. Когда человек совершает смертные грехи, когда человек расположен ко греху, то в нём есть то пространство, которое принадлежит миру падших духов. И дьявол может воздействовать на человека. И чем больше человек погружён в страсти и грехи, тем в большей степени он является марионеткой в руках нечистого духа. А демоническая сила стремится только к одному - сделать человека своим полным слугой, а потом уничтожить его и забрать его душу. Это наглядно проявляется во многих жизненных случаях, которые мы с вами на сегодняшний день видим.



Армен Захарян. "Внутренний взгляд". х/м

Завершая лекцию, мне бы хотелось рассмотреть некоторые отличия верующего в Бога от атеиста, и как это отражается на здоровье человека.
     При поступках против совести.
     Атеист.
     Нет полного раскаяния, есть безысходность, тоска, депрессия, вплоть до суицида. Характерный пример - Иуда Искариотский, который не пришёл к Христу, не покаялся, а пошёл и повесился.
     Верующий.
     Покаяние, очищение и возврат к жизни. Апостол Пётр - он же предал Христа, сказал, что не знает этого Человека (Мар.14:71), но покаялся, и был прощён, и стал первоверховным апостолом.
     При ошибке.
     Атеист.
     Досада. При воспоминании о ней, разрушение психики, депрессия.
     Верующий.
     Досада и покаяние досады, как греха. И через покаяние и очищение - освобождение.
     При своих проступках.
     Атеист.
     Перед собой и другими сам себе адвокат. Т.е. сам себя защищает, занимается самооправданием
     Верующий.
     Перед собой, людьми и Богом - прокурор. «Через самооправдание мы лишаем себя возможности к росту духовному» [1] игумен Никон Воробьёв.
     При несчастьях.
     Атеист.
     Страдает, кляня свою судьбу и врагов.
     Верующий.
     Повторяет «Слава Тебе, Господи». «За всякую неприятность благодари Бога. Помни, что она послана ради пользы твоей» - пишет святитель Феофан Затворник. «Покоряйся воле Божией не только безропотно, но и с благодарением» [2] - говорил прп. Амвросий Оптинский. «В минуту отчаяния знайте, что не Господь вас оставляет, а вы Господа» [3] - говорил архимандрит Агапит.
     Самооценка.
     Атеист.
     Чем больше знаний, тем выше самооценка, тем больше гордости. «…знание надмевает, а любовь назидает» 1Кор.8:1.
     Верующий.
     Чем больше веры, тем ниже надмение, тем больше смирения. Вера смиряет.
     При вражде.
     Атеист.
     «Этот человек мне враг. Я его ненавижу»
     Верующий.
     «И Христос заповедал не то, чтобы не иметь врагов, - это не в нашей власти, - но не ненавидеть их; в этом мы властны, а в том - нет» [4] св. Иоанн Златоуст.
     Отношение к своим добрым делам.
     Атеист.
     Ведёт общий счёт своих поступков, утешается мыслями о собственных добрых делах.
     Верующий.
     Отгоняет от себя такие мысли. «Забвение добрых своих дел есть самое безопасное их хранилище» [5] - писал св. Иоанн Златоуст. «Душу тех, кто любит вспоминать о добрых делах своих уловляет дьявол» - говорил св. Григорий Двоеслов.
     Отношение к угрозам.
     Атеист.
     Страшится угроз.
     Верующий.
     На угрозы отвечает: «Да, если будет на то воля Твоя, Господи».
     Отношение к своим грехам.
     Атеист.
     «Мне каяться не в чем, я не грешу».
     Верующий.
     «Как адского огня должен опасаться той мысли, что мы проводим богоугодную жизнь» Арсений Афонский.
     Представление об отношении Бога к людям.
     Атеист.
     Если Бог есть, то он ко всем относится одинаково, по делам.
     Верующий.
     «Бог любит всех людей, но кто ищет Его, того больше любит» прп. Силуан Афонский.
     Отношение к унынию и раздражению.
     Атеист.
     Плохое настроение - естественное состояние человека. Просто не с той ноги встал.
     Верующий.
     Раздражение и уныние - это грех, требующий немедленного покаяния. «В борьбе с унынием даруется самый большой венец» - писал святитель Тихон Задонский. Раздражительность - знак величайшего возношения и гордыни.
     Отношение к будущему.
     Атеист.
     Строит планов своих громадьё.
     Верующий.
     Даже слово «завтра», произносит, добавляя: «Если будет Богу угодно».
     Представление о собственной самодостаточности.
     Атеист.
     Считает,что человек "кузнец своего счастья".
     Верующий.
     "Трудитесь усердно, но не думай сам в чем-либо преуспеть без помощи Божией" [6] Святитель Феофан Затворник.
     Подверженность страхам.
     Атеист.
     Боится смерти - своей и близких. Боится начальников.
     Верующий.
     Знает, что эти страхи в неверующих вселяет дьявол, издеваясь над ними, «но и волос с головы вашей не пропадет» Лук.21:18
     Подверженность зависти.
     Атеист.
     Невольно завидует успехам, достатку других людей.
     Верующий.
     Знает, что благодарить Бога нужно и за успехи ближнего в делах богоугодных. Разве тебе плохо от того, что другому хорошо? И если кто-то счастлив, разве ты можешь быть от этого печален? Наоборот, по словам апостола Павла, «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» Рим.12:15.
     Отношение к служению другим людям.
     Атеист.
     Требует: за работу - платы, за услуги - вознаграждения, за любовь - любви, за добрые дела - признания.
     Верующий.
     "Служите людям, как Самому Богу: дарите им любовь, смирение, службу - взамен не требуя ничего" архимандрит Агапит.
     При мысли о собственной недееспособности.
     Атеист.
     Мучается от мысли, что в немощном состоянии он будет обузой для всех..
     Верующий.
     Знает, что молясь за всех в его жизни - родных, близких, друзей и врагов - беспомощный старик приносит больше пользы людям, чем 10 поликлиник. "Многие, по немощи, лежа творили молитву, да бесов побеждали полки" иеросхимонах Александр.
     В тяжёлых жизненных обстоятельствах.
     Атеист.
     Верит, что все плохое кончается.
     Верующий.
     Знает, что плохого нет. И всё. что попускает Бог происходит для нашего спасения, помогпет нашему духовному совершенствованию.
     Отношение к переменам.
     Атеист.
     Боится перемен.
     Верующий.
     Встречает их словами: "Да будет воля Твоя". Он предался Богу, он хочет быть его орудием. Он знает, что Бог есть любовь, и Он его любит, и всё. что посылает ему Бог, он принимает с радостью, ибо знает, что это послужит ему во спасение и на духовную пользу.
     Мы видим, что при таком духовном устроении верующие люди будут гораздо меньше болеть и будут находиться в гораздо лучшем духовном и психическом состоянии. Известно, что человек, живущий правильной духовной, религиозной жизнью никогда с ума не сойдёт. Потому что любое сумасшествие является результатом грубейшего духовного повреждения. Прежде всего.

Вот всё, что я кратко хотел вам рассказать о психосоматике, о связи страстей с болезнями, если у вас есть какие-то вопросы, пожалуйста, задавайте.

ВОПРОС
     Бывает, что когда у женщины что-то случилось, она тут же начинает звонить подругам и рассказывать о своём несчастии. Не вредит ли это её подругам?
     ОТВЕТ
     Ну конечно же, это в какой-то мере передаётся и другому человеку. Невозможно помочь ближнему, если ты не возьмёшь на себя часть его горя. В какой-то части. Потому что беда не имеет такой силы и значимости для нас, потому что она случилась с другим человеком. Ну конечно, если это наш близкий человек, особенно ребёнок, мы сопереживаем ему. И это сопереживание облегчает его состояние. Но, как правило, это сопереживание не имеет такой разрушительной силы, как переживание того человека, который им делится. Конечно, помочь другому человеку, можно только взяв на себя часть его горя, часть его страданий, а без этого помощь не окажешь. Когда мы что-то рассказываем и нам сочувствуют - нам становится легче. Мы же ищем при рассказ другим людям со-чувствия, чтобы он так же со-ощущал со-вместно с нами, так же это пережил, и нам тогда становится легче. Человек взял невольно, частично часть проблемы на себя. И это согласно словам Апостола «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» Гал.6:2. И мы, сильные, должны помогать и быть снисходительны к немощам слабых. В этом и есть проявление нашей христианской любви.

[1] Письма игумена Никона (Воробьева) к духовным чадам. Письмо 11.
[2] Преподобный Амвросий Оптинский. «Советы супругам и родителям». Часть 3.
[3] Из наставлений архимандрита Агапита, настоятеля Нило-Столбенской пустыни.
[4] Святитель Иоанн Златоуст. «Беседы на псалмы». Беседа на псалом 7.
[5] Святитель Иоанн Златоуст. «Беседы на Евангелие от Матфея». Беседа 3.
[6] Святитель Феофан Затворник. "Письма".

<<< Часть 2

страсти, психология, лекции, религия, Православие, здоровье, иерей Алексий Мороз, психосоматика

Previous post Next post
Up