Русские послы при дворе короля-Солнце Людовика XIV писали в Москву, что их величество "
смердит аки дикий зверь". Такое пренебрежение к гигиене выглядело весьма странно в стране, возникшей на территории одной из провинций Римской империи, в которой посещение терм было одним из основных культурных потребностей. Впрочем, та же печальная участь постигла и другие достижения античной цивилизации: косой парус, который Западу пришлось заимствовать у арабов, водопровод, канализацию.
Примечательно, что в построенном славянами в лесных дебрях Новгороде, мостить улицы стали как минимум на 400 лет раньше, чем в Лондоне и Париже. И славяне пришли не в бывшую римскую провинцию, а в земли, населённые "феннами", о которых Тацит (I-II вв. от Р.Х.)
писал: «Они необычайно дикие и ужасно бедные. У них нет никакого оружия, никаких лошадей, никаких постоянных домов. Они живут на траве, одеваются в шкуры, спят на земле. Они полагаются на одни только стрелы. Поскольку у них нет железа, они используют кость и делают из нее наконечники для стрел. Охота обеспечивает пищу как для мужчин, так и для женщин, последние фактически следуют за мужчинами повсюду и требуют свою долю добычи. Дети не имеют никакой защиты от грозы и бури, кроме того, что могут использовать с этой целью несколько связанных ветвей. В подобном укрытии также собирается молодежь и уединяются старики. Однако эти люди убеждены, что некоторым образом они счастливее тех, кто проводит свою жизнь на поле боя или тратит свои силы на постройку домов, игры со своей судьбой и судьбой других людей. Не думая ни о людях, ни о богах, они достигли самого трудного: они перестали испытывать изводящие людей желания».
Сравнение в отношении к образованию между средневековыми западными европейцами и русскими также не в пользу наследников Рима. Все новогородские мужчины были поголовно грамотны. Грамотными были многие женщины и даже крестьяне, о чём свидетельствуют берестяные грамоты. Король Франции Генрих І на государственных документах ставит крестик вместо подписи, а его супруга
Анна, дочь Ярослава Мудрого - своё имя и титул. В письме королева жалуется отцу: «В какую варварскую страну ты меня послал; здесь жилища мрачны, церкви безобразны и нравы ужасны».
Представление о том, как складывалась судьба философского, научного и литературного наследия античности в Средневековой Западной Европе в массовом сознании складывается под влиянием таких лжецов-антиклерикалов, как Умберто Эко. Этот псевдо-медиевист в своём веьсма популярном опусе "Имя Розы" расписывает как хранитель монастырский библиотеки - старый маньяк и обскурант сыпет яд между страницами древних манускриптов напитанных отравой языческой премудрости, для того чтобы читатели, слюнявя пальцы при перелистывании, вскоре отправлялись бы в мир иной.
Для тех, же кто не привык держать в руках книгу, "Имя Розы" было экранизировано, а на одну из главных ролей подписали даже самого Шона Коннери.
Как было на самом деле мы можем узнать обратившись к трудам куда более добросовестных и солидных исследователей. Приведём одну цитату из книги А.К. Дживелегова "Творцы итальянского Возрождения":
"Однажды Боккаччо,странствуя по Апулии, прослышал,что в монастыре Монтекассино имеются ценные старинные рукописи. Не откладывая дела в долгий ящик, он отправился туда и первым долгом спросил у встретившегося монаха, каким образом он может удостоиться великой милости лицезрения библиотеке. Монах с удивлением взглянул на него, потом показал ему на крутую лестницу и промолвил" Взойди туда: библиотека не заперта". Боккаччо был толст; задыхаясь взобрался он наверх и увидел, что помещение, где хранилась библиотека, стоит без дверей. Изумлённый вошёл он туда и увидел, что на окнах растёт трава, а полки с книгами покрыты толстым слоем пыли. Стал он перелистывать книги и увидел, что во многих срезаны поля, в других не достаёт страниц, что, словом, сокровище, которому в его глазах цены не было, испорчено всякими способами. Этого поэт не мог вынести. Весь в слезах сошёл он вниз и стал спрашивать у монаха, почему здесь так недостойно обращаются с книгами. Тот простодушно ответил, что монахи зарабатывали себе по нескольку сольди, вырывая пергаментные листы, соскабливая с них старый текст и приготовляя из них маленькие книжки для псалмов; из срезанных полей они тоже изготовляли либо книжки, либо молитвенники и евангелия для женщин, либо амулеты. а монтекассинская считалась одной из лучших, и в числе книг, просмотренных Баккаччо, было много рукописей латинских и греческих авторов".
Мы видим, что малочисленный образованный класс средневекового Запада просто не интересовался античным интеллектуальным наследием. А об его табуировании и речи не было!
Несомненно, тема эта неисчерпаемая и в ней полно белых пятен и инсинуаций. Однако её гигиенический аспект проливает свет на многое...
Click to view