Семь Гамлетов, две Офелии, два Клавдия. Театр Арлекиниада, #ктоГамлет Вадима Демчога
Nov 03, 2019 11:30
Спектакли театра «Арлекиниада» Вадима Демчога давно уже выходят за рамки тех впечатлений, которые принято ожидать от классического театрального зрелища. Скажу больше. Густая метафоричность его постановок может заставить зрителя подумать, что над ним бессовестно и нагло издеваются. Не зря Вадима Демчога называют гуру трансперсональной психологии, на премьере #ктоГамлет у благочинно рассевшихся по местам зрителей, он начинает мастерски расшатывать точку сборки: светить в глаза лучами прожектора, включать свет в зале, обливаться кровью на сцене, посыпать голову пеплом, полноценно шокировать и выводить из состояния монотонности повседневного бытия. Демчог ведёт своеобразную игру со зрителями бессовестно и бесстыдно провоцирует на непредсказуемые реакции, выводит из зоны комфорта. Издеваются на сцене и над самим великим Шекспиром. Впрочем, я сейчас употребляю слова из обыденного лексикона обычного человека, они плоские и не отражают сути. Спектакль имеет очень нетривиальную форму, а также чёткий метафизический посыл, и зрителю очень часто приходится воспарять над всей мистерией в качестве кастанедовского наблюдателя вместе с Юнгом, Фрейдом, Ницше, Гессе, Грофом, пытаясь отстраниться от реальности. Впрочем, слишком много умных слов, проще и понятнее, наверное, сказать, что выход из мира, в котором так удобно жить, даётся болезненно и не всем.
Семь Гамлетов на сцене, по две Офелии и Гертруды, два Клавдия и Полония, Розенкранц, Гидерстерн и Йорик по одному. Перечисленное количество образов необходимо поделить на восемь актёров. Надо признать, что у Вадима Демчога собрана блистательная, огненная актёрская команда. Кристина Ра, Егор Латышев, Алексей Душевин, Кристина Дасарская, Татьяна Шабаева, Тимур Берглов, Михаил Урянский и сам Мэтр - браво! Очень сложные роли, образы на грани фола. У спектакля необычный пластический рисунок. Кожа, ремни, обнаженное тело, непристойные жесты, нарочито акцентированная сексуальность. «Быть или не быть?» - знаменитый монолог произнесён со сцены множество раз с самыми разными интонациями. Акробатика, танцы, джедайские световые мечи, монеты похожие на культовые «Валар маргулис» - «Все люди смертны». Существо, похожее на Горлума, кривляющееся, жалкое и злобное, в одной набедренной повязке с нечеловеческой пластичностью. Существо на себе носит Клавдий, оно есть его альтер-эго. Гамлет-невротик с адрогинной внешностью и другой Гамлет, циник и вполне себе мачо. Офелия-жертва и Офелия-хищница. Лаэрт - сладкий мальчик. Полоний - сладострастный отец. Сходящая с ума Офелия - одна из самых красивых и отвратительных сцен в спектакле.
Актёры на сцене примеряют разные маски, зритель как в гипнотическом трансе взирает на действие и декорации, похожие на ало-кровавые внутренности. Что вообще здесь происходит? Похоже на то, что Демчог заманил в лабиринт к Минотавру и там бросил, без спасительной нити. Весь спектакль похож на американские горки, то вверх, то вниз, нырнул - вынырнул. Демчог честно предупреждает о том, что в его театральной системе координат линейное восприятие не работает. Подозреваю, что имя Шекспира используется в спектакле как прикрытие, множественность героев иллюзорна подобно зеркальному коридору отражений, всё это лишь антураж, чтобы отразить внутренний мир человека в своеобразном 3D формате, показать беспощадную схватку между Светом и Тьмой, которая происходит в каждом из нас в любое время, в любой физической точке.
Для того, чтобы понимать действие на сцене, необходимо включать какие-то дополнительные инструменты, нажимать на все свои внутренние кнопки. Постараться вспомнить, что там Юнг говорил про «коллективное бессознательное», Фрейд о либидо, а Ницше про «предельный опыт». Если задействовать просто глаза, то творящееся на сцене будет восприниматься как вакханалия порочных склонностей и демонстрация внутренних демонов в банальных терминах "страшно, непристойно и непонятно". Проникновение в спектакль у каждого будет разным, для кого-то #ктоГамлет окажется бетонной стеной, кто-то продвинется на шаг, а кто-то и выйдет в космос.
Трудно, но какой-то маячок в тебе сигнализирует, что во всём этом есть какой-то важный смысл, и если сейчас ты не сделаешь усилий, чтобы хотя бы не выныривать из потока, в котором несёшься с бешеной скоростью, то что-то важное ускользнёт от тебя навечно как вода сквозь пальцы. Парадоксально звучит, но при этом лучше не прилагать усилий для понимания сути, потому что чем больше пытаешься понять, тем меньше это удаётся. Может быть, состояния в которые тебя направляет Демчог, он же Йорик, он же Полоний, он же Режиссёр - и называются «Освобождение» и «Свобода»? Финал - катарсический.
После #ктоГамлет начинаешь понимать наркотическую зависимость от спектаклей Вадима Демчога.