«Сердце не камень» в Театре русской драмы под рук. М.Щепенко

Jul 07, 2016 16:15



«Только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр».
(из письма Гончарова Островскому)
Островский - абсолютный русский драматург. Все герои его пьес живут в России, Москве, маленьких городках и селах, и обязательно рядом с Волгой.
50 пьес написал, 728 (!!) действующих лиц, в пьесах использовано 305-307 пословиц и поговорок. «Бесприданница», «Гроза», «Доходное место», «Лес», «Без вины виноватые», «Бедность не порок», «Не в свои сани не садись», «Женитьба Бальзаминова», «На всякого мудреца довольно простоты», «Таланты и поклонники», «Волки и овцы», и многое другое, всё это богатство на нашей театральной сцене - его!

Спектакль «Сердце не камень» в Театре русской драмы под рук. Щепенко напомнил мне палехскую миниатюру, филигранно выписанную тончайшей кисточкой.
Совершенно не было ощущения «театра», «театральности». Абсолютное перенесение в 19в., в Москву, за заборчик купеческого особняка, одного из множества на московских улочках. Островский довольно часто избегал определения «комедия» или «драма» и обозначал свои пьесы как «Картины московской жизни» или «Сцены из жизни захолустья», и поэтому, мы, зрители - невидимые свидетели того, что происходит за окнами, внутри.

Как обычно, Островский использует в названии пьесы народную пословицу.
Как обычно, описывает купеческий и мещанский быт, нравы, заведённые порядки. Каждая сцена - точная, яркая, сочная зарисовка московской купеческой жизни. Самовары, лафитнички с мадерой, чаепития, окладистые бороды, поддевки, атласные капоты, приказчики, купцы-самодуры, тяжелые золотые перстни на толстых пальцах, хитроумные охотники за наследством, народная речь, своеобразный юмор. Эффект присутствия в 19 веке в России создаётся всем - тщательно прорисованными деталями, одеждой, мимикой, жестами, позами, выражением глаз, народной речью. В подсвечниках горят настоящие свечи!
Ритм действия неспешный.
Разговоры длинные.
Речь (обороты речи) простонародные.
В этом - Островский!



Я в
и





Островский никуда не торопится, и зритель не спешит вместе с ним. Зритель смакует картины перед глазами.
Вот сцена, как к Вере Филипповне пришли подруги, Аполлинария Панфиловна и Ольга Дмитриевна.
Пьют чай с рафинадом, пятернёй поддерживают блюдца. Разговоры женские, хитренькие, похожие на волну, обкатывающую камень, то с одной стороны, то с другой - проверяют многоопытные кумушки добродетельность Веры Филипповны, нет ли червячка в яблочке.

А вот сцена мужская. Потап Потапыч, Константин Лукич, Исай Данилыч. Жесткая, без сантиментов, с тяжеловесной хитростью обсуждается тема денег, дележа наследства.
Потап Потапыч Каркунов - классический купец-самодур, который из-за прихоти и упрямого своенравия желает лишить свою добрую и верную жену наследства.
При этом племянник его сходит с ума - жажда легкого, быстрого обогащения лишает его не только разума, но и чести.
Змея жадности жалит ядом и приказчика Ераста, который ради денег соглашается на подлый поступок - выставить Веру Филипповну в неприглядном свете перед ревнивым неуправляемым мужем. Но решение это не даётся Ерасту легко, совесть его ропчет.

Поразительно насколько не устарел текст пьесы, написанной 136 лет назад (в 1880г.!).
Всё живое до сих пор в его пьесе - лица, характеры, страсти, проблемы.
Актеры, каждый в своей роли - живёт - не играет!
И глаза у Потапа Потапыча по-настоящему мутные от накатывающего самодурства.
И слезы в глазах у обманутой Веры Филипповны - настоящие.
И бисеринки пота на лбу у разоблачённого Ераста, сгорающего от стыда - настоящие.
И смущение неверной жены Ольги Дмитриевны - неподдельное.

Очень важно, что у Островского ни один герой не безнадёжен и не выписан черной краской. Каждый - ярок по своему, и в каждом, даже в самом отрицательном персонаже, Островским заложена какая-то искра света, крупица доброты. Не потерян человек, а лишь заблудилась душа его.
Купец Каркунов, Ераст-приказчик, племянник Константин Лукич - все они изменятся под влиянием обстоятельств и уроков жизни.
Островский - далеко не морализатор, он не заставляет подчиняться неким моральным правилам, не принуждает, не требует, он лишь подводит к черте, заглянув за которую, человек сам решает, как жить по совести.

Пьеса «Сердце не камень» обозначена как комедия. Но, поверьте, совсем не смешно, когда пытаются обмануть человека с добрым сердцем и чистой душой. Муж должен застать жену в двусмысленной ситуации, чтобы была опозорена и лишена наследства. Но этого не происходит, Господь не позволяет обмануть чистую невинную душу.
Не зло торжествует, добро!
Доброта в душе, и вера в Бога, помогают понять и простить обидчиков, а не копить ненависть.

Хотите увидеть русскую классику, воссозданную и-де-аль-но? Посмотрите этот спектакль.
Поразительный Театр Щепенко.
Сейчас много экспериментов на театральных сценах, но - русскую классику надо ставить именно и только так, как это сделали в Театре русской драмы - с любовью, чуткостью, бережностью, пониманием ценности и важности самобытности русского национального характера.

Действующие лица и исполнители:
Потап Потапыч Каркунов, богатый купец, старик - засл. арт. России Аркадий Аверин
Вера Филипповна, жена его, 30 лет с небольшим - засл. арт. России Валерия Полякова
Исай Данилыч Халымов, подрядчик, кум Каркунова - засл. арт. России Дмитрий Поляков
Аполлинария Панфиловна, его жена, за 40 лет - засл. арт. России Юлия Щепенко
Константин Лукич Каркунов, племянник Потапа Потапыча, молодой человек - Павел Левицкий
Ольга Дмитриевна, его жена, молодая женщина - Ирина Андреева
Ераст, приказчик Каркунова, лет 30-ти - засл. арт. России Алексей Савченко
Огуревна, ключница, старуха - Елена Зотова
Иннокентий, странник - Валерий Андреев
Нищие и фабричные - артисты театра
Художник по костюмам - Ольга Власова
Постановка и сценография засл. деятеля искусств России Михаила Щепенко и засл. деятеля искусств России Тамары Басниной

ФОТО СПЕКТАКЛЯ:

Слева направо: Ольга Дмитриевна (Ирина Андреева), Аполлинария Панфиловна (Юлия Щепенко) и Вера Филлиповна (Валерия Полякова)
Игра каждой - блистательна и безупречна!









Слева направо: Исай Данилыч (Дмитрий Поляков), Константин Лукич (Павел Левицкий) и Потап Потапыч (Аркадий Аверин)






Справа - странник Иннокентий (Валерий Андреев)



Вера Филипповна разговаривает с приказчиком Ерастом (Алексей Савченко)



Уморительно смешная Аполлинария Панфиловна (Юлия Щепенко)



Племянник Константин Каркунов (Павел Левицкий)



Странник-разбойник Иннокентий (Валерий Андреев)






Посмотрите, какие глаза у Веры Филипповны...



Попалась, Ольга Дмитриевна!



Аах! Не ожидали!



Племянник с Иннокентием хотят взломать сейф с деньгами









Ераст снова пришёл к Вере Филипповне, для того чтобы извиниться и ...



Заключительная сцена















Артисты на поклонах



Очень сложно описать сейчас свои эмоции...
Чистый восторг! Великолепно! Муж сказал, что отбил ладони на аплодисментах)...






ФОТО ТЕАТРА
(спектакль проходил в Доме-музее В.Высоцкого, собственное здание театра Щепенко на Земляном Валу скоро откроется после ремонта)





Михаил Григорьевич Щепенко, художественный руководитель театра, в фойе, разговаривает со зрителями



Московский театр русской драмы под руководством Михаила Щепенко
Группы театра в соцсетях: в Фейсбуке и ВКонтакте
Сообщество московских блогеров mosblog.

Посты по тэгу «я/Кино-Театр»:
«Куликово поле» в Театре русской драмы под рук. М.Щепенко
«Не унывай!» в Драматическом Театре русской драмы под рук.М.Щепенко
«Бенгальские огни» в Театре русской драмы под рук. М.Щепенко
«Жанна Д’Арк - Белая Ворона» в Театре Джигарханяна
«Дом, который построил Свифт» в Театре Пушкина
«С любимыми не расставайтесь» в театре АпАРТе
«Агата Кристи. Детектив» в театре АпАРТе
«Сказка о царе Салтане» в театре «АпАРТе»
«Нью-Йорк. 80-е. Мы» в театре Стаса Намина и немного светской хроники
Камерный мюзикл «Штирлиц» в книжном клубе «Гиперион»
«Утиная охота» в театре “EtCetera”/ Премьера 2015
Ю.Грымов/К.Дойль, «Затерянный мир» в КЦ «Москвич»
«Белоснежка и семь гномов» в Театре «Вернадского, 13»
Ты и я одной крови - спектакль "Маугли" в Губернском театре (худ. рук. С.Безруков)
Мюзикл «Принцесса и солдат» в Театре Российской Армии
«Рождество» в театре «Учёный медведь»
Симфоническая музыка с 3D-визуализацией в очках/ Московская Консерватория
«Сказки Гофмана» в особняке Смирновых на Тверском бульваре
«Алые паруса» в РАМТе… Дайте мне валерьянки! *;о
О «Солнечном ударе» Михалкова, Белой гвардии, России и не только

*Прогулки по Москве, я/Кино-Театр/Цирк-Концерт

Previous post Next post
Up