«Дом, который построил Свифт» в Театре Пушкина

Jun 22, 2016 20:30


Скажу сразу - потрясающий спектакль!
А ведь боялась его, «утопия» пишут, «философский», «сложный для восприятия», «мистификация», «фантазия». Да чего только не пишут. А спектакль невероятный! Насытил, напитал меня полностью. Утолил эстетическую жажду. Некоторые сцены спектакля казались мне ожившими картинами Босха.
Пластика, отточенные и синхронные движения актёров.
Достаточно скупая цветовая гамма - черная, мышиная, лиловая, бледно-лунная.
Огромная подсвеченная сфера на сцене, которую воспринимать можно по разному, в зависимости от происходящего - то это был Дом Свифта, то обыкновенная перевёрнутая Чашка, то Летающий остров, то Кабак, то Тюрьма, иногда мне казалось, что вообще нахожусь в голове у Декана - так называли Свифта в течении всего действия.
Размытые границы между действиями и в то же время четкие.
Одновременно смешно и грустно, трагично и комично, горько и сладко.
Одновременно реальная жизнь и спектакль на публику.
Непонятно ничего вообще при полной видимости ясности, и понятно при отсутствии слов.
Абсурдная реальность и примитивная узнаваемая обыденность.
Сон и явь. А может даже и бред сумасшедшего. Возможно цветная галлюцинация.
Постойте, а быть может, всё-таки это происходило по-настоящему?
Ну, вот же, в пьесе Горина читаем: «Время и место действия: 1745 год, Дублин».
Действующие лица: Джонатан Свифт, доктор Ричард Симпсон, Эстэр Джонсон и Ванесса Ваномри - сестры милосердия, дворецкий Патрик, Судья Бигс, Губернатор, Епископ, Констебли - Рыжий и Черный, Горожане, члены Опекунского совета, актеры, музыканты.
Все - нормальные люди!
Хотя, правда, всю правильную картину несколько портит неправильное присутствие - Первого лилипута, Второго лилипута, Великана Глюма, Лапутянина и непонятного Некто.
Но, давайте с этим разберемся!
Итак. По сценам! Иначе, действительно, будет непонятно.



Я в
и





Прошу только не напрягать усиленно мозговые извилины.
Расслабьтесь! Приготовьтесь не понимать - и тогда всё поймёте. А может, и нет, конечно. Кто знает? А знает Свифт. Наверняка. Или дворецкий Патрик. А может и доктор Симпсон.
Что, путаю вас?
Ну так, давайте вернёмся к сценам.

ПРОЛОГ. Дублин. Площадь перед собором святого Патрика. Печальный перезвон колоколов... Несколько горожан остановились, опустили головы, мужчины сняли шляпы. Из кареты выглянул молодой человек в дорожном костюме. Это - Доктор Симпсон.
ГОСТИ ДОМА СВИФТА
Звон разбитого стекла. Камень, брошенный с улицы, влетел в одну из зал большого дома Джонатана Свифта. Множество окон и дверей, в глубине - крутая лестница, уходящая куда-то вверх. Появился дворецкий Патрик, человек средних лет, с бесстрастным лицом, стал сметать разбитое стекло. Следом в залу вошла сестра милосердия и домоправительница мисс Ванесса. Подошла к бюро, достала журнал.
ЛИЛИПУТЫ
ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ
БОЙ С ВЕЛИКАНОМ
ЭТО ВСЕ - ТЕАТР
НЕКТО
ОПЕКУНСКИЙ СОВЕТ
ГУЛЛИВЕР
МОЛЧАНИЕ ДОКТОРА СИМПСОНА
ПОСЛЕДНЯЯ СМЕРТЬ ДЖОНАТАНА СВИФТА...

Почему я перечислила сцены? - Потому что каждая, это отдельная картина. И - яркий мазок в картине общей.
В каждой сцене свой смысл. А в каждом смысле - смысл общий. В смысле все разрозненные смыслы объединяются в один смысл…






С Лилипутами сцена.
Читаем у Горина: «Край стола. Огромная чашка с дымящимся чаем. Здесь же, рядом, на столе, тарелка с недоеденным кремовым тортом. Десертная вилочка. На соседнем блюдечке пара кусков пиленого сахара. Горит огромная свеча...
По скатерти на стол вскарабкался Первый лилипут (то есть это вполне нормальный человек, но резко ощущается несоответствие с размерами чашки). Оглядывается. Потом подходит к чашке, примеряясь к ней. Чашка в два раза выше его роста. Тогда он подходит к кускам сахара, тяжело пыхтя, пытается приподнять один из кусков. Это у него не получается. В это время на стол тихо взбирается Второй лилипут, секунду наблюдает за Первым».

Знаете, какое странное ощущение-контраст - большой/маленький. Лилипут по сравнению с чашкой. И - великан по сравнению с лилипутом, который ниже.
Прекрасная актерская игра и блистательный текст. Диалог лилипутов (Рельб и Флим) с выяснением кто из них выше, а кто ниже - уморителен.

«Ты больше мне не друг, Флим! Ты обманул меня! Ты обманул мою жену. Наивная женщина, я видел, как она смотрела на тебя восхищенными глазами... «Смотри, Рельб, - говорила она мне, - наш Флим с каждым днем становится выше и выше, наверное, он много работает над собой». О, если б она знала...
«Я убью тебя, Флим».
«Сначала дотянись! Пигмей».
«Кто?!»



С Великаном Глюмом сцена.
«Открылась дверь, вошел невысокий полноватый человек с печальными глазами. Его сопровождает Патрик.
Патрик. Джентльмены, разрешите вас представить друг другу. Мистер Глюм. Великан. (Жест в сторону Доктора.) Сэр Ланцелот».

На всякий случай напомню, что в фильме у Захарова Глюма играет Леонов (здесь - Сиятвинда).
И становится ясно, какой это «великан». Вроде бы. Это если судить по внешнему виду. А внутри - как измерить глубину человеческой души и интеллекта? Чем? Кто? Возможно ли?
Вся сцена - пиршество для эстетского глаза.
Сиятвинда - великолепен, это все замечают.
А я ещё хочу отметить дворецкого Патрика - блистателен! Блистателен Сергей Миллер!









Сцена под названием «Некто»
«Вечер. Дальний угол сада. Стоит актерский фургон, обтянутый суровой мешковиной. Весь задник фургона теперь закрыт железной решеткой, на которой висит огромный замок. Сквозь решетку видны иногда лица актеров. Фургон охраняют два констебля: первый - черноволосый, второй - рыжий, веснушчатый, с пышными усами. Актеры тихо напевают песенку».

А вот тут всё философично. Те, кто боится этого определения, могут встать и уйти.
Хотя всё так просто, проще некуда.
Некто заставляет Рыжего Констебля вспомнить прошлую жизнь. Тот тужится - вспоминает. Оказывается, что во всех своих прошлых жизнях он стоял на рыночной площади и охранял тюрьму, так, как это делает и сейчас… Обескуражены и сам Констебль (ожидал большего) и Некто (не ожидал такой монотонной стабильности в повторении Судьбы).
Рыжий не может остановить воспоминания… Вот Тридцать третий год. Иерусалим... Городская тюрьма... Стражники выводят Иисуса из тюрьмы... Ну и он, рыжий легионер, … на посту… На Христа одели багряницу, возложили венец из терна, насмехались над Ним, а он стоит рядом. Вооруженный. Смотрит… И пальцем не шевелит, чтоб спасти невинного...

И на этом моменте, наконец, доходит. До Рыжего Констебля. Что это неправильно. Так нельзя жить.
Сколько веков дойти не могло, а вот сейчас раз и дошло…
В финале сцены он, освободивший арестованных артистов и пронзённый пулей, вопрошает Некто: «Теперь у меня все будет по-другому?...» И получает ответ Некто: «Теперь у вас всегда будет спокойно на душе... И вы будете всегда видеть такое синее-синее небо… Как сейчас…».



Так все ли дома в «Доме, который построил Свифт»?
На этот вопрос многие получит исчерпывающий ответ, при этом кто-то что-то всё-таки не поймёт, и, возможно, кто-либо уйдёт, громко хлопнув сиденьем кресла.






Видите как всё просто. И сложно…
В общем, я в полном восхищении от спектакля.
Я очень рада, что открыла для себя имя Евгения Писарева - про которого говорит Википедия, что он «российский актёр и режиссёр театра и кино», с 2010 года является художественным руководителем Театра Пушкина.

Джонатан Свифт - Андрей Заводюк
Доктор Ричард Симпсон - Антон Феоктистов
Эстер Джонсон - Анастасия Панина
Ванесса Ваномри - Анна Кармакова
Патрик - Сергей Миллиер
Великан Глюм - Григорий Сиятвинда (театр «Сатирикон»)
Первый лилипут - Игорь Теплов
Второй лилипут - Алексей Рахманов
И другие прекрасные актёры






ФОТО ТЕАТРА

































Московский Драматический театр Пушкина - сайт
Группы театра в соцсетях: Фейсбуке и ВКонтакте.

Посты по тэгу «я/Кино-Театр»:
«С любимыми не расставайтесь» в театре АпАРТе
«Агата Кристи. Детектив» в театре АпАРТе
«Сказка о царе Салтане» в театре «АпАРТе»
«Нью-Йорк. 80-е. Мы» в театре Стаса Намина и немного светской хроники
«Куликово поле» в Театре русской драмы под рук. М.Щепенко
«Не унывай!» в Драматическом Театре русской драмы под рук.М.Щепенко
«Бенгальские огни» в Театре русской драмы под рук. М.Щепенко
Камерный мюзикл «Штирлиц» в книжном клубе «Гиперион»
«Утиная охота» в театре “EtCetera”/ Премьера 2015
Ю.Грымов/К.Дойль, «Затерянный мир» в КЦ «Москвич»
«Белоснежка и семь гномов» в Театре «Вернадского, 13»
Ты и я одной крови - спектакль "Маугли" в Губернском театре (худ. рук. С.Безруков)
Мюзикл «Принцесса и солдат» в Театре Российской Армии
«Рождество» в театре «Учёный медведь»
Симфоническая музыка с 3D-визуализацией в очках/ Московская Консерватория
«Сказки Гофмана» в особняке Смирновых на Тверском бульваре
«Алые паруса» в РАМТе… Дайте мне валерьянки! *;о
О «Солнечном ударе» Михалкова, Белой гвардии, России и не только

*Прогулки по Москве, я/Кино-Театр/Цирк-Концерт

Previous post Next post
Up