О чем болит сердце Вассы Железновой? Валентина Талызина в роли Вассы в Театре Моссовета
Nov 13, 2018 21:10
Спектакль «Васса» в Театре Моссовета приурочили к юбилею Максима Горького, 150-летию со дня его рождения. Произведения Горького удивительно сценичны, проблемы, о которых он пишет, не теряют своей значимости, продолжают волновать, остаются интересными. Язык горьковских персонажей, их монологи, диалоги, фразы представляют собой богатый дар для актёра. Пьеса существует в двух вариантах, тот, который написан в 1910 году - рассказывает об истории матери, главы семейного клана Железновых, вторая версия, подправленная в 1935 году, приобретает требуемый временем «революционный» окрас «классовой борьбы».
Режиссёр Сергей Виноградов поставил свой, третий уже по счёту вариант этой семейной трагедии, немного поменяв героев, а то и вовсе, убрав некоторых. Виноградов привнёс лёгкость, разбавив спектакль музыкальными номерами, которые позволяют тем, кому сюжет кажется тяжелым, воспринимать его более водевильно. Но истинным любителям классики, песенно-музыкальные вставки не мешают. Сценография сдержанна и лаконична. Тёмные декорации с блёклым рисунком, как будто на выцветшем ситце. Но, как известно, художники используют цвет подмалёвка для того, чтобы он просвечивал сквозь нанесённый на него объект. Так вот чёрным, тёмным, будут наполнены сущности всех без исключения героев пьесы. Спектакль изобилует экспансивными по накалу психологическими сценами. Сидящие рядом со мной зрители аплодировали в конце этих сцен - значит, смотрят его не в первый раз.
(с) фото из интернета Я в и
Перед нами разворачивается драма в семье начала 19 века, но на местах героев можно очень легко представить себе персонажей из нынешних реалий.
У Валентины Талызиной получилась совершенно особая Васса. Васса Валентины Талызиной - стержень семьи, она же и осиновый кол. Её Васса видит всех насквозь - ещё не успели подумать, сделать, сказать, как она уже знает, уже осведомлена, уже предугадывает, уже предпринимает шаги и действия. Её Васса страшна тем, что она вовсе не выглядит страшной. В Вассе Талызиной нет ничего от зверя, хищника. И перегрызает глотки она как-то буднично, устало, без особого удовольствия. Васса действует как машина, запрограммированная на уничтожение помех на своём пути, эдакий терминатор на современный лад. Она может договориться и с Богом и с чёртом, и если на Страшном суде потребуют оправдывающий её действия документ, то он будет выглядеть почти как в письме у мушкетёров: «Податель сего делал всё во благо семьи». И это пресловутое «благо» Васса трактует через собственное восприятие законов выживания. Сложно сказать, глядя на неё, что именно ею движет и не прикрывается ли она «материнской любовью» как удобной ширмой. Если представить себе, что экзистенциальное понятие души похоже на некий механизм, состоящий из разных винтиков и шестерёнок, то здесь у Вассы Железновой явно наблюдается какая-то очевидная поломка, не достаёт какой-то чрезвычайно важной детали. Отсутствует сенсор, отвечающий за такие нематериальные субстанции как понятия греха и совести. В этой женщине есть что-то от многоликой тёмной богини Гекаты, которая вершила суд и раздавала наказания. Но человеческое «правосудие» Железновой не имеет божественной природы и в его основе лежат материально-рассудочные резоны. Васса - человек, который заступил на чужую территорию, управлять судьбами людскими не в её власти, это прерогатива Высших сил. Васса так отягощает свою совесть безнравственными действиями, таких неподъёмных камней набирает в свой «кармический рюкзак», что ей «прилетает» бумерангом уже при жизни. Все три её сына (прим* такова редакция пьесы Сергея Виноградова), что называется, не удались, а у трёх снох свои скелеты в шкафу. Члены семьи не только не любят друг друга и сосуществуют бок о бок в пространстве, наполненном вакуумом, не только по-разному понимают, что такое любовь и определяют для себя форму и меру её присутствия в их жизни, но прежде всего, жаждут безграничных и лёгких материальных благ. В её доме живут как на каторге, все томятся в кандалах обязательств и изнурительного, опустошающего ожидания долгожданных денег от наследства.
Интересный рисунок роли у Наташи (Лилия Волкова), жены второго сына Семёна (Андрей Межулис). Её Наташа неудовлетворённая носительница уродливых фантазий, карикатурна и представляет собой слабую тень от своей свекрови, которой безуспешно старается подражать. Тяжёлый характер своей героини актриса передаёт через странные рубленые жесты и ломаные телодвижения. Показалось, что образ жены младшего сына калеки Павла (Юрий Черкасов) гулящей Людмилы (Анастасия Косарева) противоречит органике актрисы и не очень убедителен. Брат мужа Прохор (Александр Бобровский) нарочито гротескная фигура с всклокоченной бородищей, мешковатых шароварах, разве что не в лаптях, тоже немного смущал неявным попаданием в «героя-любовника».
Второе действие более тёмное, и более напряжённое. Если сначала Васса была достаточно витальной, то, приближаясь к финалу, она расстаётся со своей динамичностью, заметно замедляется, «сдувается» на глазах, но при этом актёрская мощь таланта Валентины Талызиной усиливается. Актриса не кричит, не повышает голос, не сверкает глазами, изображая власть и самодурство, она полностью уходит от шаблонного образа и показывает нам усталую, надломленную, но упёртую женщину, у которой «болит сердце». Так о чем болит сердце Вассы Железновой? О деньгах, которые достанутся детям-обормотам, о внуке, у которого она, не задумываясь, отняла мать, о прислуге Липочке, чью жизнь она загубила?
Темнота поглощает людей в её доме. Дом, наполнен тенями из прошлого, и люди тоже превращаются в тени. Мы уже знаем, что скоро миллионы Железновых пойдут прахом, дети сгинут в революционном лихолетье, и все усилия сохранить накопленный капитал, не дать разрушиться построенному, бессмысленны. А значит - не будет оправдания её деяниям.
ФОТОГРАФИИ СПЕКТАКЛЯ (с) взято из интернета, в т.ч. у Сергея Петрова
ТЕАТР им.МОССОВЕТА, "ВАССА", реж. С.Виноградов Ноябрь, 2018