Безмолвный, пластический, музыкальный спектакль «Жанна Д’Арк» в Театре Пушкина, в постановке Сергея Землянского оказал на меня завораживающее воздействие, я сразу «полетела». Такой Жанны - до сих пор не встречала, хотя видела её в разную и в достойных театрах. Во всех предыдущих спектаклях она была «героиней», «символом Франции». Всё это прекрасно и интересно. Но - здесь была Жанна ещё и тёплая, из плоти и крови, отличающаяся от всех остальных - неземной лучистой светлой сущностью.
Сергей Землянский прибег к рискованному шагу. Взяв за основу «скелет» пьесы Бернарда Шоу «Святая Иоанна», он стёр всё! Не было Франции, не было Англии, не было французских королевских лилий и английских золотых львов на знамёнах, не было Столетней войны, никакой аутентичной средневековой детализации, ничего не было! И - отсутствовали слова, ибо они были бы определённо лишними в этой переполненной символами драматической истории. Фокус спектакля был наведён исключительно на Жанну, которая молча «разговаривала» с нами сложным хореографическим языком. Невольно оказываешься на месте глухонемого, который считывает сурдоперевод, возникающих перед глазами картин. Представьте себе только, как сложно, с «отключенным звуком» как в немом кино, донести до зрителя смысл каждой сцены! Какая максимальная выразительность движений, жестов, мимики должна быть у актёров, какая концентрация энергии во всём!
Сначала в спектакле доминирует двух цветность - чёрное и белое. Белый цвет - это сама Жанна и тот Небесный посланник, Архангел Михаил или просто Ангел, с которым Жанна постоянно находится в невидимом диалоге. Этот образ не имеет имени и обозначен просто как «Голос» отчего смысловая нагрузка сцен общения Жанны с ним видоизменяется, авторитет главы небесного воинства не довлеет над сознанием зрителя, и мы видим перед собой отчётливую связь между земной девушкой и Небом, Светом. В эти мгновения, а они случаются у неё повсеместно, она буквально зависает в каком-то своём непонятном обыкновенному человеку пространстве. Логически невозможно объяснить, что происходит с ней в данный момент, но через какие-то включившиеся сенсоры даже сомневающийся интуитивно осознает присутствие божественной силы.
Голос (или Ангел, Эльмира Мирэль) сначала предстанет в белом облачении и с белыми крыльями. Ангел может неслышно следовать за Жанной по сцене, а может и высоко летать. В начале истории он белый, он даёт Жанне меч и крест - символы её жизненного предназначения, земной судьбы, как бы благословляя на военный подвиг. По ходу действия его лицо становится всё более печальным, потому что он знает, что ждёт Жанну - успех сменится опалой, жертвенная преданность обернётся предательством, короткая жизнь оборвётся в пламени костра… И вот он уже в чёрном, безмолвно и беспомощно отступает в тень, зная, что не в его власти изменить судьбу Девы… Белое перо, которым Жанну заставляют подписать клевету на себя, почему-то иногда кажется пером из его белого крыла…
Анастасия Панина - изумительная Жанна - одновременно земная и возвышенная, сильная и слабая, бунтарка и смиренно принимающая волю небес, дитя и мудрая опытная женщина. Как девочка она принимает меч из рук Посланника и играет с ним как с куклой. Как отважный воин она взбирается на крепостную стену. Как мать она прижимает к сердцу предавшего её короля Карла. Ей было всего 17, когда она возглавила французскую армию, одержала свою первую победу над англичанами и взяла Орлеан! Почему её принял дофин, почему за ней пошёл народ, почему ей подчинились солдаты? И Жанна-Панина убедительно показывает нам, как это стало возможным.
Чёрный цвет - всё остальное, все остальные. В архитектуре сценографии есть любопытная деталь - сверху опускаются несколько горизонтальных, параллельных, светящихся неоном трубок во всю длину сцены, которые режут тёмное пространство на части. Такое ощущение, что все остальные персонажи находятся в нижнем слое, неживом загробном мире, похожие на восставших из ада мертвецов, безжизненных восковых накрашенных кукол.
Костюмы французской знати, военных, англичан - нарочито, подчеркнуто не соответствуют эпохе. Что-то сарацинское виделось в их обликах и кривых саблях. Что-то сатанинское было в длинных железных «ухватах».
Флаги - чёрные, полупрозрачные, гигантские по размерам, шёлковые полотна, одинаковые у обоих противников, потому что участников той Столетней войны режиссёр не делит правых и неправых, война сама по себе несёт смерть, война это убийца живых и нерождённых. И остановить её, положить конец может только свет, светлая душа…
В первый раз мне было страшно на спектакле, дико некомфортно от накатывающего ужаса. Страшно от этой наступающей на Свет Темноты, от её подавляющей грубой безжалостной силы, от исходящих низких вибраций, от страшного дежа вю и безысходной предсказуемости.
Сначала я думала, что спектакль так и останется чёрно-белым, но ближе к финалу появился и красный - цвет крови, цвет зловещего Sanctum Officium, он же Инквизиция. И цвет пламени…
Спектакль бессловесный, но он не беззвучный! Музыкальный фон очень точный - оглушающий звон колоколов, режущий уши визг волынки, латинские песнопения, стилизованный под средневековье ритм, нагнетающий страх. Да и актёры тоже издают разные эмоциональные звуки на сцене.
Декорации впечатляют. Пространство сцены удивительным образом преображено, увеличено, раздвинуто во всех направлениях. Высоченные осадные лестницы, лестницы на цепях, неоновые трубки - все это даёт пространственный 3D эффект, являясь одновременно и орудиями штурма и тюремными решетками.
Сейчас очень многое хочется допонять, доосмыслить в спектакле. Отношения Карла VII и Жанны - что между ними? Взаимная симпатия или всё-таки притяжение родства? Ведь по одной из версий Жанна Д’Арк не крестьянка, а незаконнорожденная принцесса королевских кровей и сводная сестра будущего короля.
Зелёное яблоко, которое Жанна получает от Бодрикура (Александр Дмитриев) - свежий, только что сорванный с ветки плод, в руках у епископа Кошона (Александр Матросов) и дофина Карла (Владимир Моташнев) похоже на глоток воздуха в безвоздушом пространстве, на символ жизни в их царстве теней.
Архиепископ (Николай Кисличенко), который получил свои 30 серебряников за предательство Жанны, вдруг осознает её святую чистоту и пытается отказаться, не брать грех на душу.
Сцена пленения Жанны при попытке освободить Компьень от осаждавших его бургундских войск наиболее зрелищна. Маленькая Дева на огромном коне в металлических доспехах, парящая высоко в воздухе, в потоке белого света, находящаяся в трансе и оттого особенно беззащитная - захвачена предателями и передана англичанам.
Инквизитор (Владимир Григорьев) в кроваво-красном бархате с трясущейся по-стариковски головой и вроде бы мутным бессмысленным взглядом, полутруп, «карающая длань» Инквизиции, вынуждающий измученную пытками Жанну подписать бумагу и признать себя виновной в еретичестве, вдруг тоже внезапно светлеет взором и молодеет на глазах, понимая целомудренность девы перед ним, хоть и длится это всего лишь краткое мгновение.
Все эти сцены разве не заставляют нас задуматься о выборе в дне сегодняшнем?
Финал драматической истории Жанны Д’Арк общеизвестный, но в спектакле он абсолютно лишен какого-либо отчаянного вызова, болезненной скорби, а напротив погружает зрителя в спокойное безмолвие сродни трансу, когда слышишь только собственное дыхание и звук биения сердца. Знаете почему? - Он получился удивительно красивым, в нём есть надежда на высшую справедливость! Сверху на Жанну нежными волнами падает бесконечная полоса огненно-алого шелка. Я подумала, что когда он полностью упадет, то, наверное, фигура Жанны будет скрыта, исчезнет. Но этого не произошло. Жанна вышла из-под пламени невредимой, стоит перед нами, идёт по сцене, как бы «над» лежащими на ней людьми, ведомая лучом света и - уходит в свет парящего Ангела… Бессмертная Жанна, бессмертен её подвиг во славу своей страны и своего народа…
Режиссёр-хореограф - Сергей Землянский Художник - Максим Обрезков Композитор - Павел Акимкин Свет - Александр Сиваев