Хочу вас предупредить, что когда вы зайдёте в Театр МодернЪ, то за вами следом вплывёт мерцающий лунный свет, гиацинты покроются инеем, розы станут серебряными, с тихим шипением змея разожмёт свои тугие кольца, роняя вам в бокал каплю яда, и отравленным лезвием блеснёт кинжал в складках чёрного бархата. Вы сами должны понимать, что попали в другое время, в Серебряный век, мир утонченного эстетизма и порочного мрачного декаданса. Очень необычный театр. Недаром расположен в уникальном здании бывшей Хлебной биржи, спроектированной лучшим архитектором московского модерна архитектором Капитолием Дулиным. Я здесь чтобы посмотреть «Саломею» - трагическую библейскую притчу, поэтически пересказанную англичанином Оскаром Уайлдом на французском языке и переведённую на русский Константином Бальмонтом. «Саломею» ещё называют «кровавой сказкой», потому что Уайлд несколько видоизменил сюжет Нового Завета.
Действие её происходит в конце 60 века нашей эры, древней Иудее, во дворце тетрарха Ирода Антипы, который убил предыдущего правителя, своего брата, и женился на его жене Иродиаде. Саломея, царевна Иудейская, падчерица Ирода, и дочь Иродиады и убиенного им брата. Молодая красавица убежав с праздника, неожиданно слышит голос пророка Иоканаана, забрёдшего в город из пустыни и попавшего в темницу. Она влюбляется в него, а влюбляться в пророков, как известно, чревато. Отвергнутая Саломея совершенно по-детски - невинно и безжалостно - добивается долгожданного поцелуя от Иоканаана без его согласия. Ей приносят его голову на серебряном блюде. Голова пророка - плата Ирода Антипы за исполненный ею танец… А жизнь Саломеи будет платой за поцелуй пророка.
Но это всего лишь лаконичный пересказ «кровавой сказки». Спектакль обжигающий. И очень эклетичный.
Я в и
Зрители перенесутся в сухой жар раскалённой Иудеи, перед ними предстанут полуобнаженные рабы-нубийцы, прекрасная иудейская царевна с золотыми глазами под золотыми веками, влюблённый в неё начальник стражи, тетрарх будет алкать взаимности падчерицы своей, будут перстень смерти, палач, серебряные лунные лучи, а потом луна станет красной как кровь, и звёзды с неба упадут на землю. Пророк в стеклянном кубе в синем свете будет кричать что-то страшное на непонятном языке гортанным голосом, а чеканные кубки будут наполняться пурпурным вином и подниматься за здоровье цезаря. Иудеи из Иерусалима, греки с накрашенными глазами, египтяне, римский посланник будут бить себя в грудь и вскидывать руку вверх в подобострастном приветствии «Ave, Cesar»!
Танец семи покрывал, который исполняет Саломея перед Иродом - нечеловечески прекрасен. Он дик, он похож на транс, на иступлённую горячку, на смертельную агонию и распустившийся цветок одновременно. Его внезапность оглушает. Саломея выходит на сцену в белом платье. Её плотно обступают полуобнаженные танцовщицы-рабыни и вдруг белая ткань платья заполняет собой всё пространство сцены! Ломаная линия рук, распущенные по плечам золотые волосы, извивающийся гибкий стан… и музыка! Саломея танцует под сумасшедшую по энергетике ритмическую… славянскую песню…
Конечно, я хотела увидеть Ирину Гриневу в роли Саломеи. Её актерская игра - абсолютное попадание в образ. Её Саломея - дикарка, избалованная рабынями языческая девочка-девушка, распалённая первой влюблённостью, она добивается своей цели любым способом, пусть даже таким изощрённо жестоким.
В спектакле меня потрясли ещё и две актерские работы.
Алексей Багдасаров - тетрарх Ирод Антипа, властелин Иудеи, убийца брата, муж его жены. Да, он тетрарх, правитель, но он подчиняется Риму, и он боится - цезаря, который может сместить его в любое мгновение, боится пророка за осуждение своих злодеяний, боится мессии, Того, Кто будет Спасителем мира и уже совершает чудеса в Галилее и Самарии. Такой сложный образ, но Багдасаров виртуозно справляется с задачей показать порочного, развращённого властью, всемогуществом, сильного, но одновременно слабого человека.
И очень впечатлила Елена Стародуб - Иродиада, своей кошачьей грацией, неподвижным лицом-маской, застывшими глазами, но ярко передающая все свои эмоции с помощью странных гипнотизирующих жестов и самыми разными модуляциями голоса, порой даже манерно неестественными. Она была похожа на фигуру, сошедшую с росписей на стенах египетских гробниц.
И музыка… безумная, похожая на каркание ворон, на стон, на крик от боли, но прекрасная музыка Алексея Айги.
Спектакль очень красивый. Спектакль эклетичный, в нем как в вавилонском котле намешано много всего. Спектакль необычный, утончённый, изысканный и изящно-вычурный, и одновременно язычески-грубый, с вовлечением в низменные потоки желаний и поведения.
И спектакль оборвётся резко и быстро, как резок и быстр топор палача...
Единственное, возникло ощущение, что пролог, который предваряет основное действие, и который посвящен Оскару Уайлду, существует отдельно сам по себе, слабо состыкуясь с библейской притчей.