«Гамлет» в Театре на Юго-Западе - Смотреть и не вопрос!
Mar 30, 2017 22:15
Я побывала в Датском королевстве. На спектакле «Гамлет» в Театре на Юго-Западе. Столько слышала хороших отзывов об этом театре. И вот теперь сама пополнила ряды поклонников. На театральном коллаже в холле попалась на глаза одна замысловатая рецензия, в которой автор анализирует какие-то сложные связи между образом Гамлета и современностью. У меня же нет никакого желания раскладывать спектакль на «микроконцепции» и искать в Гамлете «современные психологические реакции». Для меня история Гамлета это, прежде всего, дивный язык великого Шекспира, а также выраженные через его поэтический гений вечные законы морали и нравственности, когда два-три-несколько слов убийственно точны и остры. Для меня и сюжет достаточно прост. Борьба за власть, яд в бокале, отравленные кинжалы, измены, заговоры, убийства родственников, обязательная последующая жестокая месть, а также всё остальное - разве можно этим сейчас кого-то удивить? Как говорится, дела житейские. Стиль театра Беляковича называют словом «авангард», что меня опять несколько озадачивает. Авангард это бунт, вызов, бескомпромиссность. В Театре на Юго-Западе авангард - утонченный, изысканный, в нем одновременно есть и нежность орхидей, и рокерская брутальность.
Посмотрев «Гамлета», мне немедленно захотелось пересмотреть его вновь. 3 с лишним часа или 200 минут - как мгновение. Таков «Гамлет» в Театре на Юго-Западе.
Я бы назвала происходящее на сцене не трагедией, а какой-то страшной и странной готической сказкой, когда «одной черной-черной ночью вышел черный-черный человек и…!» Черные перья на костюмах актеров и специфические движения протянули ассоциативную цепочку ещё и к «Черной курице или Подземным жителям». Датское королевство на сцене имеет цвет ночи, а небольшая сцена и низкий потолок, костюмы актеров из черных перьев, кожи и металла, зеркала усиливающие темноту, более чем способствуют восприятию всего пространства как подземного. Спектакль забирает тебя мгновенно с первой минуты. Втягивает в себя гипнотизирующим шаманским ритмом. Не спрашивая разрешения. Сомневаюсь, смогу ли я словами передать завораживающую красоту этого спектакля? Я - не Шекспир… Все актёры прекрасны. Если бы я принесла с собой букет цветов, то находилась бы в затруднении, кому его подарить, мне понравились все! Отменная актерская игра и особая личная харизматичность.
Я в и
Гертруда, надменная, ветреная и беспечная мать Гамлета и королева Дании - Ольга Иванова (засл.артистка России), своей античной красотой чем-то похожа на Ирину Алферову. Истинная королева!
Полоний, гофмейстер двора - Михаил Белякович. Да, интриган, да, любит подслушивать и подглядывать, но жизнь такая в Датском королевстве, вынуждает выделывать разное во имя сохранения собственной жизни. А так он любящий отец, умелый дипломат-царедворец, преданный слуга короля. Любого.
Офелия, послушная дочь Полония - Любовь Ярлыкова. Сломанный цветок фиалки, раненая птичка, рыбка, попавшая в сети дворцовых интриг. Её сумасшествие похоже на обиду ребёнка. Танец сумасшедшей Офелии в темноте, подсвеченный флуоресцирующим синим - страшен и притягателен одновременно.
Наконец-то я увидела Олега Леушина (засл.артист России)! Он - Клавдий, король Датский. Не знаю, как изобрести такой комплимент его актёрскому таланту, который он ещё не слышал в свой адрес. Леушин - актёр-ртуть, актёр-оборотень, в самом лестном понимании. Его Клавдий не настолько «жалкий червяк» каким он кажется Гамлету в сравнении с убитым отцом. Клавдий-Леушин любит жизнь, власть и красоту так жадно, что ни минуты не колеблясь вливает яд в ухо брата, забирает себе его корону и женщину. Также увлеченно и легко он и раскаивается, и замышляет последующие злодеяния. Он не столько порочная фигура, больше - увлечённый игрок! Здесь Гертруду вполне можно и понять как женщину…
Гамлет (сын и племянник нынешнего короля Клавдия) - Максим Лакомкин. Представляю как ему трудно играть, когда его Гамлета постоянно сравнивают с Гамлетом-Смоктуновским, или Высоцким, или Виктором Авиловым. Но Лакомкин - великолепный Гамлет! Всю хрупкую, изломанную нервную сущность принца Датского Лакомкин передаёт и пластикой, и мимикой, нервными движениями тонких длинных пальцев и тембром голоса. Сакраментальное «Быть или не быть!» произносится не громовым голосом, а шёпотом, еле слышно и в абсолютнейшей тишине зрительного зала… Для меня Гамлет это символ предопределённости фатума. Его сетчатая белая накидка в прямом смысле есть «сеть», в которую он угодил по воле рока.
Очень необычные костюмы. Много черной кожи. Много металлических деталей. На контрасте с черным играет белый цвет. Мужчины носят черные шелковые плиссированные юбки до пола, черный корсет до уровня сердца, который оставляет грудь обнаженной, что вкупе с цепями на шее весьма и весьма сексуально. На руках узкие черные полоски-повязки.
Призрак отца Гамлета - Дмитрий Астапенко есть обладатель торса, увидев который Арнольд Шварценеггер заплакал бы от зависти. Голый череп, гортанный голос, бело-черная раскраска на лице, бугры мышц, широкие плечи, узкая талия подчеркнутая корсетом, юбка в пол, подсветка синим лунным цветом и эффектное появление в клубах дыма… Когда охранники замка стали искать Призрака в зрительном зале, с возгласами «Вот он! Вот он!» - признаюсь по мне побежали мурашки. И если бы до меня в этот момент кто-нибудь дотронулся, я бы разделила сумасшествие бедной Офелии. Кто знает этих Призраков, а вдруг и впрямь он в зале? Астапенко играет также и бродячего актера, и принца норвежского Фортинбраса.
Отмечу Андрея Санникова - Озрика. У него такая внешность и своеобразный голос, что запоминаешь мгновенно.
Посмотрев «Гамлета» мне немедленно захотелось пересмотреть его вновь. 3 с лишним часа или 200 минут - как мгновение.
Театр полон молодёжи. И я им по-хорошему завидую - увидеть ТАКОГО «Гамлета» - им несказанно повезло!
Постановка и сценография - Белякович Валерий (народный артист России) Художник по костюмам - Бочоришвили Ирина (заслуженная артистка России) Фонотека: Sky Sarabande, Georg Fridrih Gende Sarabande in D Minor from Suite 11, Klaus Schulze Tango Saty, Ennio Morricone Dance For The Queen, Jean-Marc Zelwer Jalouka, Jean-Marc Zelwer J'm'en balance sans toi