Весы на небе, «Весы» на земле. МХТ. Гришковец. Премьера
Mar 28, 2017 21:00
Что вы представляете, услышав название спектакля «Весы», режиссер которого и автор пьесы Евгений Гришковец? Прямолинейное воображение сразу рисует весы с гирьками и Гришковца в халате продавца, взвешивающего, скажем, сахар. А вот и нет. «Весы» это название знака зодиака! В знаке Весов - 83 звезды, а репетиций спектакля было всего 22, что весьма мало по театральным меркам и говорит о том, насколько легко и радостно актёры вживались в роли.
Действие происходит в следующих координатах. Осень. Ночь. Роддом. Провинциальный город. Четверо мужчин. Мандраж. Разговоры и алкоголь. Сейчас там, за закрытыми стеклянными дверями родятся дети. Возможно, будет мальчик. А может и девочка. Но лучше бы, конечно, мальчик - сын, богатырь! Девочки-то уже есть. Хотя кому как, конечно, не все из присутствующих придают этому значение. Мужчины неуклюже бодрятся и говорят, говорят, спорят, обсуждают что-то. Ерунду какую-то обсуждают, как назвать ребенка, например, или какой характер у него будет под этим знаком Весов, как будто это в данный момент архиважно. В начале спектакля мужчин трое. Первый, Алексей, опоздал в роддом, куда жену увезли по срочному вызову на скорой. Он на пике нервов, мечтает о долгожданном сыне, поскольку две дочки у него уже есть. Результат УЗИ узнавать отказался, чтобы подольше понадеяться на лучшее и покороче расстроиться, если опять осечка. Второй, Эдуард, его друг, пришел сюда, чтобы оказать ему моральную поддержку, подставить плечо и плеснуть в стаканчик, благо повод знатный. Третий - возрастной мужчина, Игорь Андреевич, задиристый и неразговорчивый, при взгляде на которого сразу становится понятно - не в первый раз здесь, и явно не с первой женой. А вот и ещё один мужской персонаж по имени Артём. По виду чистый студент. Этот счастливчик - уже отец! Сына родил! С-ы-н-а! Он выходит из заветной двери с пузырем медицинской шапочки на голове, белое лицо, белый халат, голубые бахилы, невменяемое состояние, блуждающий взгляд и нетвёрдая поступь, в общем, всё, как и положено молодому отцу, присутствовавшему на родах. Сначала звонок маме и крик: «Это такой космос!», потом обморок, и приведение в чувство крепким напитком, бутылочка которого так кстати, оказалась в чемоданчике у неразговорчивого профессора. Да-да, неразговорчивый - профессор, а бутылочку подарили студенты-заочники, и очень кстати подарили, зря он отнекивался и расценивал её как взятку. Очень сейчас она выручила. Там где-то другое измерение и рожают женщины. А здесь - мужские разговоры.
Я в и
Невероятно чувственный и пронзительно нежный спектакль! Да и спектакль ли? Через минут десять действия зритель уже воспринимает этих мужчин как своих собственных родственников и начинает с настоящим учащенным сердцебиением волноваться и даже сильно тревожиться как оно там сейчас, что происходит, всё ли в порядке, и кто, кто родится? Мальчик или девочка?
Роддом это такое место, которое своего рода есть Эдем, т.е. райский сад, где все-все-все живут в мире и согласии, желают друг другу исключительно добра и переполнены любовью. Концентрация этой любви здесь столь высока и насыщена, что её хватает с избытком и на зрителей. Зритель уже давно находится в эпицентре сопереживания героям, зритель сам, как ребёнок, то искренне улыбается до ушей, то у него перехватывает горло, дрожат губы, увлажняются глаза. Потому что всё, что сейчас там происходит за закрытой дверью, и здесь, на кушетках - самое важное и истинное в жизни любого человека. Потому что сейчас в эти минуты в людях отключена способность искажённо воспринимать мир и отвлекаться на разного рода суету. Мужчины сейчас - Адамы, а женщины - Евы. На них ничего лишнего нет, они сейчас такие, какими они родились сами когда-то много лет назад. Мужчины только делают вид, что разговаривают. На самом деле, они тоже фантомно находятся в процессе родов, им также больно, страшно, невыносимо волнительно. Но они мужчины, а значит, надо держать марку. Простой вроде бы на внешний вид спектакль, он обнажает подлинную первозданную сущность человека, лишает шелухи сует, вытягивает истинные и живые чувства из глубин душевных лабиринтов.
Гришковец, конечно, великолепен в своих текстах. Спектакль «Весы», безусловно, как всякая талантливая вещь, многоразовый. Смотреть нужно и обязательно, в обоих составах, потом передохнуть и пересматривать.
На пресс-показе спектакль был сыгран в двух составах, возрастная разница между актёрами в первом и во втором составе ровно 10 лет, что поразительно проявляется в оттенках характеров героев. Женских образов три, но актриса одна и подобно трёхликой богине справляется со своей задачей передачи женской сути великолепно. Финал не показали. На пресс-конференции после спектакля сразу же прозвучал вопрос: «Чем закончится? Кто родится?» Гришковец разводит руками, подробностей не выдаёт, но успокаивает, говоря, что в этой истории нет размытого окончания и будет поставлена точка.
P.S. Точка поставлена… так сын или дочка??
Действующие лица (2 состава): АЛЕКСЕЙ - Валерий Трошин/ Артём Быстров ЭДУАРД - Артём Волобуев/ Сергей Угрюмов ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ - Игорь Золотовицкий/ Николай Чиндяйкин АРТЁМ - Артём Соколов/Руслан Братов ГАЛИНА БОРИСОВНА, МАМА АРТЁМА, МЕДСЕСТРА - Вера Харыбина
ФОТО СПЕКТАКЛЯ С ПРЕСС-ПОКАЗА Первый состав. Алексей - Валерий Трошин Эдуард - Артём Волобуев Игорь Андреевич - Игорь Золотовицкий Артём - Артём Соколов Галина Борисовна, мама Артёма, медсестра - Вера Харыбина
Сейчас Гришковец поменяет составы
Второй состав Алексей - Артём Быстров Эдуард - Сергей Угрюмов Игорь Андреевич - Николай Чиндяйкин Артём - Руслан Братов Галина Борисовна, мама Артёма, медсестра - Вера Харыбина
Это фото и следующие два за ним дают исчерпывающее понимание атмосферы спектакля))
«Что вы, я не пью! Ну, если только по маленькой…»
«Так вот вы чем тут занимаетесь! Артём, ты мой сын, ка ты мог опуститься до распивания спиртных напитков!»