После спектакля «Будденброки» в РАМТе не хочется говорить, хочется помолчать.
Зажать в кулак песок и смотреть, как он сыпется…
Только что перед глазами прошла вся жизнь семейства немецких коммерсантов Будденброков, сложенная из цепочки фрагментов судеб каждого члена семьи.
Вся семья это консул Будденброк, его жена и дети - Тони, Том, Христиан. А еще на сцене появятся их мужья, жены и дети.
Это в начале.
К концу спектакля от горсти песка останется одна песчинка, а от целой огромной семьи - один человек.
И мы будем свидетелями необратимого процесса обнуления всего достигнутого кропотливой работой целого рода. Трудно сказать, когда в безупречно отлаженном часовом механизме семьи Будденброков произошел сбой. Был ли этому причиной неудачный брак по расчету Тони Будденброк, когда она принесла свои чувства в жертву семье, или на бездушных шестерёнках повис Христиан Будденброк в своём отчаянном желании свернуть с пути проложенном семейным кланом.
Если перевести впечатление, полученное от спектакля в так любимые немцами цифры, то получится дробь, у которой в знаменателе будут немецкая педантичность, сухое благоразумие, превалирующая рассудочность, отстранённая от чувств, взвешенность, неромантичное подсчитывание марок, и прочая, и прочая.
«Женившись на твоей маме, я получил двести семьдесят три тысячи».
«Когда я узнал, сколько за ней получу приданого, то полюбил её в стократ больше».
«Всё во благо семьи!».
«Mein Gott, прежде всего надо думать о том, как о тебе напишут в семейной книге! Вот предок Иоганн - прославил наш род тем, что заработал много-много немецких марок, приумножил капитал, и не думал ни о какой любви!»
«Как ты можешь рассуждать о продаже родительского дома, Том! Он так нам дорог! Я всё же полагаю, что за него мы выручим не менее ста тысяч марок»!
В числителе же будет не так много всего - великолепная режиссура и прекрасная игра актёров.
Но именно поэтому результат - круглое число.
Я в
и
Свой эпический роман-сагу о жизни нескольких поколений одной семьи немецкий писатель Томас Манн писал почти пять лет, и толщина книги определяется приличными сантиметрами. Спектакль же идёт три часа, казалось бы, что невозможно охватить всё - но в РАМТе смогли это сделать. Объяли. Оставив главное. Сохранив дух семьи Будденброков.
Темп спектаклю был задан с самого начала, и сохранен до финала.
Я поразилась тому, что в спектакле совсем не было пауз при множестве действий. Но переход от одной сцены к другой сквозь значительные периоды времени, протекал настолько гармонично, что не видно и намека на швы склейки.
Каждый актёр звучит по своему, абсолютно точно рисуя характер своего героя, и вместе с тем, актёры все вместе, как собранные в оркестре разные инструменты, сумели создать определённую мелодию спектакля.
По мере того как идёт время и герои взрослеют, на них появляется всё больше и больше слоёв одежды, эту многослойность можно воспринимать как символ жизненного опыта. В спектакле вообще очень много смысловых акцентов и деталей, за которые постоянно цепляешься глазами и умом.
На меня сейчас могут обидеться поклонники Ильи Исаева (Том Будденброк), но, нисколько не умаляя его яркого таланта, скажу, что самым поразительным для меня персонажем стала служанка Ида (Татьяна Матюхова). Это согбенная карикатурная фигурка с механическими движениями заводной куклы, на тонких ножках, с паучьими ручками-лапками, маленькой прилизанной головой и большим уродливым горбом словно сошла на сцену с полотен Иеронима Босха. Любым своим появлением она сумела привнести в разные сцены неподобающую происходящему комичность, разбавляя даже трагические моменты, и добавляя рядовым событиям важной многозначительности. Эдакий космический пришелец в семье Будденброков.
Дарья Семёнова (Тони) подкупает зрительское сердце своим лёгким, но твердокаменным характером и взбалмошной жертвенностью.
Дмитрий Кривощапов в роли расчетливого Грюнлиха сумел насмешить и удивить внезапной метаморфозой смены масок.
Тронули нетипичной для делового коммерсанта отцовской нежностью Андрей Бажин (консул Будденброк) и противоестественной сдержанностью в любой ситуации Лариса Гребенщикова (консульша Будденброк).
Виктор Панченко показал, как самокопания его инфернального героя Христиана Будденброка медленно атрофируют младшего представителя семейного клана как личность.
Холоднее льда и молчаливей рыбы Герда в исполнении Елены Белобородовой без лишних слов, одной выразительной величавой пластикой, прекрасно исполнила роль супруги Тома Будденброка.
И, конечно же, великолепен в страстной обречённости и неоценённой преданности интересам семьи Илья Исаев (Том), единственный из Будденброков, унаследовавший талант коммерсанта и пытающийся тянуть в одиночку лямку векового семейного предприятия.
Томас Манн получил за свой роман «Будденброки» Нобелевскую премю.
Уверена, что все зрители, увидевшие «Будденброков» на сцене РАМТа, кроме гурманского удовольствия от прикосновения к столь мощной мировой классике и созерцания столь сильного спектакля получат ценную возможность задуматься о такой материи как бренность бытия…
Режиссер: Карбаускис Миндаугас
P.S. Очень рада тому обстоятельству, что посредством одного хорошего спектакля восстановилась утраченная было связь между мной и РАМТом. Наживку я с огромным аппетитом заглотила и уже с нетерпением жду следующую. )
ФОТО СПЕКТАКЛЯ
фото с сайта театра
фото с сайте театра
ФОТО ТЕАТРА
РАМТ - Российский Академический Молодежный театр
Его сосед - Большой театр
Театральный буфет
Зрительный зал
You can watch this video on www.livejournal.com
Будденброки (РАМТ) от
РАМТ на
Rutube.
Сайт РАМТа
Группы театра в соцсетях: в
Фейсбуке и
ВК Посты по тэгу «я/Кино-Театр»:
Школа современной пьесы под рук. Иосифа Райхельгауза
«Шинель/Пальто» в Школе Современной пьесы (под рук. И.Райхельгауза) /ПРЕМЬЕРАТеатр под рук. Армена Джигарханяна:
«Чума на оба ваших дома» в Театре Джигарханяна «Жанна Д’Арк - Белая ворона» в Театре под рук. Армена ДжигарханянаМХТ им.Чехова
«Лёха» - спектакль длиною в жизнь. Новая сцена МХТ им.ЧеховаТеатр им.Вахтангова
«Царь Эдип» в Театре Вахтангова, реж. Римас Туминас /ПРЕМЬЕРАТеатр EtCetera под рук. А.Калягина:
«Борис Годунов» в Театре EtCetera под рук. А.Калягина «Утиная охота» в театре “EtCetera”/ Премьера 2015Театр Маяковского:
«Кавказский меловой круг» в Театре МаяковскогоТеатр им. А.С.Пушкина:
«Дом, который построил Свифт» в Театре ПушкинаТеатр АпАРТе:
«С любимыми не расставайтесь» в театре АпАРТе «Агата Кристи. Детектив» в театре АпАРТе «Сказка о царе Салтане» в театре «АпАРТе»Театр Стаса Намина:
«Нью-Йорк. 80-е. Мы» в театре Стаса Намина и немного светской хроникиТеатр русской драмы под рук. М.Г.Щепенко:
«Сердце не камень» в Театре русской драмы под рук. Щепенко «Куликово поле» в Театре русской драмы под рук. М.Щепенко «Не унывай!» в Театре русской драмы под рук.М.Щепенко «Бенгальские огни» в Театре русской драмы под рук. М.ЩепенкоТеатр Луны:
«Флайтер» в Театре ЛуныКнижный клуб «Гиперион:
Камерный мюзикл «Штирлиц» в книжном клубе «Гиперион»Губернский театр под рук.С.Безрукова
Ты и я одной крови - спектакль "Маугли" в Губернском театре (худ. рук. С.Безруков)Театр "Вернадского, 13"
«Белоснежка и семь гномов» в Театре «Вернадского, 13»РАМТ
«Алые паруса» в РАМТе… Дайте мне валерьянки! *;оКукольный театр "Ученый медведь"
«Рождество» в театре «Учёный медведь»Центральный Академический театр российской армии
Мюзикл «Принцесса и солдат» в Театре Российской АрмииКонсерватория им.П.И.Чайковского, Большой зал
Симфоническая музыка с 3D-визуализацией в очках/ Московская Консерватория