«Макбет», пожалуй, самая мрачная и циничная трагедия Шекспира. Сколько лет прошло с тех пор, как он её написал, а ведь не изменилось ни-че-го. Души людские всё также подвластны демонским порокам властолюбия. Человек, убивший человека, ощутивший запах его крови, предавший друга, начинает пожирать себя сам. Есть такой знак Уроборос в виде змеи, взявшей себя зубами за хвост. Круг. Всё закольцовано. Что посеешь, то и пожнёшь. «Макбет» в Театре на Юго-Западе ещё одна мощная постановка, после которой становится страшно и за себя. Потому что настолько тонка грань между Добром и Злом, настолько сильны искушения, что совершенно незаметно можно вступить на гибельный путь саморазрушения. После этого спектакля неприятно заглядывать в себя, поскольку сложно отделаться от ощущения, что Макбет это твоё, пусть и частичное, зеркальное отражение.
(с) фото с сайта театра
Я в и
Действие происходит в Шотландии. Центральная фигура трагедии - Макбет. Как, каким образом славный полководец, верный друг и слуга короля Дункана, обласканный королевскими почестями, решается на роковой шаг - предательское убийство благородного короля! Сергей Бородинов его играет не щадя себя, на разрыв, буквально выворачиваясь наизнанку, и распутывает перед зрителями страшный клубок страстей, завладевшими душой Макбета. В чем, в чем причина столь страшного злодеяния, превратившего героя, бога войны, в подлого убийцу, подобие червяка. Неужели в палке? Таком вожделённом для Макбета жезле власти - королевском скипетре? Тема убийственного влияния власти на личность человека бездонна. Невозможно найти правильные ответы и понять почему ради власти человек пятнает свою душу адскими грехами. Маленький штрих - как нелепо выглядит Макбет в королевском головном уборе, как не к лицу он ему совершенно, в отличие от короля Дункана. Получается, что желание властвовать любой ценой напрочь отключает в человеке способность оценивать свои возможности выдержать бремя этой самой вожделенной власти. Макбет-король вовсе не Король на шахматной доске, а Конь, или Слон. Он сам это тоже начинает понимать, но уже перешёл черту, перешёл на тёмную сторону, уже поздно, переиграть назад невозможно.
Вторая центральная фигура - леди Макбет. Её играет Любовь Ярлыкова. Её леди Макбет - властная, коварная, исступленно неистовая женщина, имеющая влияние на мужа через чувственные удовольствия. Можно, безусловно, обвинить её в том, что она внушила мужу мысль о преступлении. Но - семена ведь упали на благодатную почву… Если задуматься, то в этом мужском, грубом, брутальном спектакле леди Макбет - одна женщина среди мужчин. Очень люблю наблюдать актёрские перевоплощения. Знаю прекрасных актеров совершенно одинаковых в разных образах. Я видела Ярлыкову-Офелию, а Ярлыкову-Макбет я не узнала!
Говоря об искусстве перевоплощения. Короля Дункана играл Олег Леушин, и, понятно, безупречно. А я про себя ошарашенно думала, Клавдий, король Датский, подлец такой, когда же ты успел стать добрым и славным Дунканом? Неузнаваемы актеры в новых ипостасях. Лица знакомые, а всё остальное - другие люди.
Спектакль пробудил во мне много ассоциаций со змеиным логовом. Много металла, воины в бряцающих кольчугах, похожими на чешую змеи. Змеиная безжалостность Макбета. Поцелуи его жены похожи на ядовитые укусы змеи.
Интригуют и забирают внимание зрителя три зловещих ведьмы. Их играют мужчины. Играют обнаженными спинами. На затылке у них серебряные маски в виде человеческих лиц. Пластика поразительная. Неподвижные застывшие лица, пустые глазницы, странные андрогинные тела, неестественно-ломаные телодвижения, паучьи позы и руки-змеи. Они бесполы, ни мужчины, ни женщины - как оборотни.
Эти три ведьмы делают предсказание Макбету - быть ему королем. И Макбет охотно заглатывает наживку. Одной поселившейся внутри мысли о власти, оказывается, достаточно, чтобы сделать из него жалкого трясущегося из-за трона маниакального убийцу, шизофреника. Раньше он разил врагов на поле брани, а сейчас убивает безвинных женщин и детей! Какое падение! Нашёптывания ведьм, безусловно, можно принять за фатальность рока, которому сопротивляться бессмысленно. Но Бородинов так показал перерождение Макбета, что почему-то подумалось, что можно было противостоять. Нельзя винить во всём только рок, только безжалостную судьбу. У Макбета был шанс остановиться, не слушать жену, не думать о короне, не прокрадываться в спальню короля. Но он сам выбрал свой путь - а ведьмы лишь услужливо открыли ему все нужные двери. Они всегда там, где собирается произойти что-то тёмное. Кстати, ведьм можно воспринимать как фантастические существа, но весь ужас состоит в том, что их невидимое присутствие в жизни человека неоспоримо. В спектакле это видно - где бы ни был человек, они рядом, всегда готовы вложить ему искушающие мысли в голову и предательский кинжал в руку. В антракте на театральном коллаже я прочитала, что когда-то молодой Леушин играл одну из ведьм и удивилась. Действительно, эти ведьмы, фурии, демонские личины, есть та магическая ось, вокруг которой закручен спектакль.
Сильно сыграл Макдуфа - Александр Наумов. А Банко Евгения Бакалова потряс зеркальным повторением истории Макбета, он неожиданно также оказался жаден и падок на власть. Костюмы великолепны! Что интересно, их автор, художник по костюмам Ирина Бочоришвили, когда-то сама играла леди Макбет вместе с Валерием Беляковичем, королем Дунканом (тоже вычитала на стенде в холле театра).
История Макбета - настоящая трагедия, спектакль тяжёлый, подавляющий. И, тем не менее, думается, что безумие Макбета, безумие его жены леди Макбет, всё же говорит о том, что они осознали греховность и тяжесть непоправимой ошибки, что всё же где-то в глубинах души у них были сохранены остатки совести. Если бы не так - то змея не взяла бы хвост в зубы, круг бы не замкнулся.