Разнузданный секс с Куклами в Театре на Юго-Западе
May 17, 2018 11:30
Метафизическая история, необъяснимо опасная и страшная, как сон Светланы, опутывает вас рыбацкими сетями и утягивает на тёмное дно в бесконечность зеркальных отражений. Имя хоррору - «Куклы». Их создатели, они же Пигмалионы - испанский автор Хасинто Грау и режиссёр Валерий Белякович. Место происшествия или портал в другое измерение - Театр на Юго-Западе. Невообразимо сложно разобраться в простой на первый взгляд истории. В жаркую страну Испанию приехал кукольный театр. Казалось бы, какую опасность таит в себе это событие? Кукольный театр приехал в жаркую страну Испанию. Но с его приездом мы все начнём тихо сходить с ума. Кто есть кто, что есть правда, а что вымысел, кто мы, а кто они, эти странные наглые Куклы. Кукла, которая есть абсолютная реплика человека. Пигмалион на то и Пигмалион - в каких-то научных лабораториях он создал почти полное подобие человека! И отличить куклу теперь можно только по инвентарному номеру, выбитому у неё на затылке. А так - настоящий homo sapiens, своеобразный ГМО, две руки, две ноги, поёт, танцует, завидует, сплетничает, болтает, тщеславится, выпячивается, пытается плести интриги и даже пытается любить, по своему, по-кукольному.
Кукла есть зеркальное отображение человека, за одним только исключением - у неё нет души. Создатель, Пигмалион, безусловно, выдающийся мастер, но, простите, не Творец. Воссоздать эфир человеческой души не смог, но зато умело и хитро запрограммировал. Живые, но мёртвые куклы скопировали у человека все пороки, что сделало их ещё более неотличимыми от живых одухотворённых существ.
Сцена представления Пигмалионом своих творений перед герцогом Альдукаром, представителями актёрской гильдии и антрепренёрами (действие происходит в Испании), несмотря на кажущуюся безобидность, напоминает самую настоящую схватку. Чуть-чуть меняется направление света, и фигуры кукол кажутся черными пауками, которые окружают испуганную стайку людей. С этого момента и стартует фантасмагория, когда ты начинаешь сомневаться в самом себе, кто ты сам есть - кукольная тварь или человек, который звучит гордо.
Нельзя поставить знак равенства между людьми, которые иногда ведут себя как куклы и куклами, которые мимикрируют под человека. Последние гораздо опаснее, потому что являются носителями мертвой, искусственной, тупой и зловещей силы. Взять, например, кукольную оргию - неутомимые механизмы не имеют стыда, у них нет понятий нравственности, моральных ограничений в поведении. Понятно, что и у многих людей подобное в дефиците, но на примере кукол все пороки выглядят особенно гадко.
Очень тяжело и неприятно смотреть, как Куклы (уже пишу их с большой буквы) мастерски выдают человеческие эмоции - вроде бы плачут, страдают от неразделённой любви, жаждут восхищения, но мгновенно переключаются на новые эмоции - смеются, находят новый объект для воздыханий, требуют денег, как будто тестируют свой искусственный интеллект, самим интересно, на что ещё способны, что ещё могут изобразить, отрегулировать, где подбавить слёз, где погромче похохотать.
Евгений Бакалов в образе реплики Пигмалиона просто бесподобен! Браво! Умеет этот актёр высечь искру из зрителя, умеет «зажечь» зал, владеет искусством поразительно органичного актёрского перевоплощения. Образ Пигмалиона вызывает особенно много эмоций, настолько он неоднозначен. Что им движет? Он безумен или гениален? Кукол мало создать, ими нужно уметь управлять. Щелкающий хлыст в его руке как символ тотального подчинения и главного способа подавления кукольного бунта (а куклам стало тесно в своих коробках, они рвутся на свободу) выглядит страшно и последующее возмездие тоже страшно, но ещё страшнее ощущение того, что механическая имитация человека позволяет себе такие изощрённые шутки над людьми, намекая на своё будущее всевластие (подразумеваю финал сейчас).
Карина Дымонт, которую я, наконец, увидела в первый раз, играет звезду, приму кукольного театра - Помпонину, внешне очаровательную, всегда и широко улыбчивую, красиво хлопающую большими пустыми глазами куклу. «Все на колени и умоляйте меня, чтобы я не покидала труппу! И восхищайтесь мной! И дарите что-нибудь - цветы, шампанское, конфеты, любую красоту!» Дымонт абсолютно совпадает со своей героиней. Её чувственный выход в бесформенном полосатом балахоне под песню “Vai vedrai” на итальянском языке, цилиндр, сексуальный голос с хрипотцой, накрашенные темной помадой губы и такие же тени, которые делают глаза просто огромными, продемонстрировал опасные способности, умение мгновенно очаровывать и одновременно проявлять свой несносный характер. Влюблённый в неё Херувим (великолепный Михаил Грищенко) смотрит плачущими собачьими глазами Арлекина, и необыкновенно выразительной пластикой и мимикой выражает свою преданность, а герцог Альдукар уже потерял голову, ему кажется, что Помпонина пришла из его снов, что он давно её знает, узнаёт её голос и ждал её всю свою жизнь.
В спектакле были две сцены - «любовные треугольники», которые заставили меня дрожать от восхищения, потому что, и сыграны были замечательно, и контраст противостояния между Живыми людьми и Механизмами-Куклами был прочувствован ошеломительно. Помпонина (Карина Дымонт) Герцог Альдукар (Олег Леушин) и Херувим (Михаил Грищенко). Герцог Альдукар, Помпонина, и жена герцога Аурелия (Ольга Иванова).
Очень понравился Дмитрий Гусев в роли Балабола. Подвижный, проворный, прыгучий, «Фигаро здесь, Фигаро там», внешне безобидный, но на самом деле похожий на злобную летучую мышь, ждущую удобный момент, чтобы с противным писком вцепиться и вгрызться в сонную артерию.
Денис Нагретдинов, Брандахлыст, с неисчезающей улыбкой-ухмылкой Джокера на мертвенно бледном лице. Он обладатель качеств хамелеона, то есть способности быстро менять окрас, подстраиваться под ситуацию. Пигмалион, действительно, запрограммировал творения своих рук мастерски, его Куклы умеют всё!
Как всегда фирменные юго-западные: красиво поставленный свет, эротический подтекст, сексуальная одежда из черной кожи, и сцены, которые не адресованы детям до 16. И чумовая песня «Кукушкины дети», которую поют Куклы на французском языке!
Куклы: Хуан-Болван (Александр Шатохин), Крохобор (Андрей Санников), Капитан Мамона (Александр Задохин), Педро-Каин (Алексей Матошин), Марилонда (Авилова Ольга), Дондинелла (Илона Барышева) Антрепренеры: Антон Белов, Михаил Белякович, Максим Лакомкин, Фарид Тагиев Актёры: Константин Курочкин, Владимир Курцеба, Денис Шалаев.
В этом спектакле в финале не будет точки, скорее многоточие, которое поставит не человек, а Куклы. А Куклам, как вы уже поняли, верить нельзя. Спектакль это бесконечная мистификация, конец которой теряется в глубинах бесчисленных зеркал. И ты уходишь со странным ощущением, обострённо чувствуя завуалированную опасность исходящую от «неживой материи», искусных человеческих имитаций, и испуганно вглядываешься в толпу - а вдруг там не люди, а …сбежавшие Куклы?