Код Ренаты Литвиновой. «Северный ветер» в МХТ им.Чехова
Oct 13, 2017 11:45
Рената Литвинова - автор, режиссер, и актриса в спектакле «Северный ветер» - громкой премьеры в МХТ им.Чехова. Жанр своей пьесы Рената Литвинова определяет как «реальную фантасмагорию», прозу французского писателя Бориса Виана называют «интеллектуальным китчем» - но как же много сходства между ними, и было бы правильно суть «Северного ветра» обозначить ещё как «трагический китч».
В театре Литвинова - дебютантка и, вероятно, по этой причине ей доступна бóльшая смелость, чем театральным режиссерам. «Северный ветер» получился очень киногеничным. Рената погружает зрителя в свою любимую тему - мир странных людей, с присущим ему глубоким трагизмом, втиснутым в рамки внешних приличий, и эфемерность бытия. Человеческие странности Рената Литвинова смакует, рассматривает через лупу. В этих странностях она находит определённый специфический смысл. Её странные герои чётко разделены чертой на две половины - черную и белую, на себя и своё альтер-эго. Литвинова увлекает зрителя в тёмные глубины подсознания и беспечно бросает там, заставляя самим наощупь искать выход.
«Северный ветер» - черный ящик, который требует расшифровки. Спектакль - криптограмма. В спектакле присутствует особый код, чтобы дешифровать который, зрителю необходимо потрудиться. Везде надо искать смыслы, подсмыслы, смыслы подсмыслов. Спектакль правополушарный. Логикой, рацио, разумом, линейкой его не измерить. Зритель не отдохнёт на этом спектакле, а напротив выйдет с ощущением, что его погладили против шерсти, что он побывал в сумасшедшем доме, на Луне, на Марсе, что всё неправда и так не бывает. Зритель всеми силами будет заглушать в себе противное узнавание себя в героях, тягостное ощущение скоротечности жизни.
Я в и
Действие в спектакле происходит в некоем абстрактном месте, называемом Север. Абстрактном - из-за ощущения того, что герои не привязаны к определенному месту, что они могут проживать на Севере, везде, в любой точке мироздания, в этой жизни или сновидении, в воображении пациента сумасшедшего дома или на другой планете. Но пусть будет Север, ибо на Севере за окнами постоянно завывает северный ветер, вечно холодно и вечно одиноко.
Перед нами немного марионеточное семейство, члены которого гротескны, карикатурны, нелепы, странны и даже страшны. Старые и молодые, красивые и уродливые, с нарочитой театральностью облика, речи, жестов, одежды. Все - космически одинокие. Но это будет понятно потом, вначале же перед глазами пестрый калейдоскоп, герои бесконечно празднуют Новый год, ведут бессмысленные беседы, что заставляет вспомнить «убийство времени» на безумном чаепитии у кэролловского Болванщика, хотя главную героиню зовут не Алиса, а Маргарита. Эту роль исполняет (неправильное слово, точнее будет «проживает») сама Рената Литвинова. В этом спектакле каждый раз она играет разных персонажей, и подозреваю, что любой в её исполнении будет главным по определению, потому что оторвать глаз от Ренаты невозможно.
Каждый герой в спектакле с червоточиной, у каждого свой скелет в пыльном шкафу. Конечно же, будет присутствовать Смерть - в виде деловитой бесстрастной блондинки в черном мужском костюме. В спектакле у неё много работы. Она придёт почти за каждым членом этой сумасшедшей семьи.
И именно в то звенящее мгновение, когда Смерть в очередной раз уводит кого-то, звенья странных перекрученных судеб героев собираются воедино, и начинает просматриваться их бьющее током оголённое одиночество. Абсурдистский хаос на сцене постепенно приобретает очертания, вырисовываются, выплетаются отдельные судьбы и личные драмы. История каждого приобретает щемящую пронзительность. Присутствие Смерти, как ни странно, умиряет логичное и закономерное, на первый взгляд, осуждение, неприятие поведения героев. Закрадываются сомнения, а являются ли тяжкими грехами их странности, за которые их осуждает социум?
Рената Литвинова - мастер игры на противоестественных реакциях, с ведьминским упоением и лихостью она соединяет несоединимое - любовь и паранойю, отстрелы собак, отрезанные заспиртованные носы, окровавленные платки, садизм и нежность, приличие и бесстыдство, голубое и розовое, холодное и горячее, веревку на шее, снег из морга, звонки с того света, прах и звёздную пыль.
Огненно-рыжая, с громадным носом и подчеркнуто грушевидной фигурой Ада в исполнении Вероники Тимофеевой сначала вызывает жалость своей некрасивостью, а потом становится похожей на Жанну Д’Арк в отрешённом вызове моральным устоям. Кирилл Трубецкой в образе профессора Жгутика, пластического хирурга, жестокосердно возвращает прежний уродский облик своей неверной жене Аде, а потом проявляет трогательную романтичность в выборе подарка кузену Борису в виде особенного аляскинского снега, который он заботливо собирал в морге.
Некоторые сцены в спектакле вызывают физиологическое отторжение, другие - банальную сентиментальность. Зритель втянут в мощную воронку совсем несеверных страстей, при этом легко запутаться, потому как одни и те же актёры играют цепочку разных, но мало отличающихся от прежних, героев.
В каждом образе актёры ювелирно точно улавливают пресловутое «зерно роли», хирургически безжалостно режут по живому, сдирая маски со своих героев, которые буквально приросли к коже.
Блистательна Раиса Максимова в роли величественной старухи в кресле-каталке по имени Вечная Алиса, за которой неотрывно следует её Тень с посеребрённым лицом (народной артистке 90 лет, но это какая-то ошибка, наверное!). Хороша Римма Коростелева, она играет Лотту, сестру Маргариты, сошедшую с ума из-за сгнивших денег. Запоминается странная почтальонша с лисьим лицом в куртке и шлеме авиатора Любови Инжиневской. Врезаются в память все актерские работы - Павел Воронцов (Бенедикт), Софья Эрнст (Фанни, Фаина, Флора), Евгений Перевалов (Кузен Борис), Мария Фомина (певица), Мария Сокольская (Северный ветер), Кузьма Котрелёв (Хьюго) - браво!
В спектакле ошеломляющая музыка Земфиры Рамазановой. В Полярной арии слышится шаманский гортанный ритм, вой волка на луну, стоны пурги, свист острого как лезвие бритвы северного ветра…
В финале спектакль возьмет высокую ноту. Кульминацией станет история Маргариты. Её любви. Её 49-летнего ожидания любимого человека. Её дорожного чемоданчика.
В финале будет ночь. Снег. Свищет Северный ветер, слезы зрителей превращаются в льдинки.
Человеческая оболочка стареет, человеческая душа нет. Душа всегда молода. Вещи истлеют. Страсти исчезнут. Только любовь бессмертна. Только любовь - единственная вечная ценность.