Спектакль «Баба Шанель» нельзя пересказывать, потому что примитивное словесное описание сюжета может оттолкнуть зрителя. Главные герои - бабушки-инвалиды, поющие в хоре. Фабула - конфликт с руководителем этого хора и приглашенной новенькой. Разве ж это интересная тема?
Спектакль «Баба Шанель» нужно идти смотреть, потому что гений Валерия Беляковича и актёры Театра на Юго-Западе сотворили из пьесы Николая Коляды… как избежать затёртого слова «шедевр»? - тончайшую, бисерную, шитую золотыми нитями истинного актерского мастерства пронзительную историю бездонного человеческого одиночества. 7 старушек с инвалидными диагнозами. У каждой два «Я». Одно - в убогой реальной жизни. Второе - здесь, в маленьком коллективе, в музыке, песнях, общении, безудержных фантазиях. Они поют - они живут. Живут в симпатичных женских ссорах, сладких примирениях, быстро забываемых обидах, маленьких радостях, кокетничают (да-да! старушки!) и обожают своего руководителя залихватского энергичного молодца Сергея Сергеевича. При этом никто из них не жалуется на жизнь, не жалится, ах, какая она несчастная, хотя судьбы-то у всех битые, неустроенность бытовая и личная, нереализованность, недолюбленность. Ну давно пора ж сломаться, озлобиться на весь мир. Но перед нами не нытики, а «бойцовские бабки», которые сами себя называют «девками».
Перед актерами хочется встать на колени. Каждый, а женские роли играют в этом спектакле мужчины - создал, вылепил, родил (не знаю, как правильно сказать) образ своей героини так, что ты моментально успеваешь породниться с ними и полюбить их как родных. Первая половина спектакля - наполнена радостью, весельем, комизмом. Если бы спектакль был кинопленкой, то я бы ещё, ещё и ещё раз отматывала его назад, чтобы упиваться и пересматривать сцену застолья после концерта. За большим столом сидят наши старушки, едят (имитируют) приготовленные и принесённые ими селедки под шубой, салатики, выпивают (да! старушки! и не слАбо!). Это чистый Брейгель! Эти руки, эти лица!
(с) фото с сайта театра
Я в и
Максим Лакомкин - 90-летняя Капитолина Петровна - когда и как он сумел запустить время вспять? Ну не было 90-летней бабки на сцене! Была молодая, задорная, ершистая, забавная, с острым как бритва язычком, несгибаемая, неунывающая. Её проход по подиуму - надо видеть! Максим - спасибо! Спасибо за эти накаты эмоциональных волн самого разного спектра, от слёз до смеха, взявшихся из сокровенных глубин, на всех клавишах в моей душе вы сыграли… Александр Горшков - могучая авторитетная Тамара Ивановна. Все форты Кронштадта перед ней жалкая кучка камней. Бесподобен Горшков, уникален, в голосовой тональности, рисунке облика, до дрожи, до мурашек. Александр Санников - Сара Абрамовна. Великодушная, тонкая поэтическая душа. Такая наивная, смешная, нелепая, милая. Из скольки же множеств женских неустроенных судеб собрал актёр Санников мозаику этого образа. На глаза наворачиваются слёзы, когда думаешь об этом… Я раньше всё никак не могла рассмотреть Олега Анищенко, а здесь роль ироничной, деловитой Ираиды Семеновны, наконец-то раскрылся для меня его богатый актёрский потенциал. Нина Андреевна, которую играет Олег Задорин, с одним глазом +6, другим -8, молчаливая кошатница, трогательна и беззащитна настолько, что перехватывает горло. Михаил Белякович замечательно сыграл Михеевну, Константин Курочкин - Настю.
Не забываем, что все старушки - имеют серьёзную инвалидность, но каждая, собирает себя по утрам, подтягивает, подкручивает, через боль, через не могу, все идут в свой ДК на хор, который для них как спасательный круг, как глоток кислорода. Они уже на краю пропасти стоят, один шаг - и пустота. И вот всеми силами они держат сами себя на плаву - через песни, через общение друг с другом. И как они славно живут в этом маленьком своём уютном мирке! Как им хорошо там! А за стенами этого дурацкого ДК они совершенно никому не нужны… Что бы про них не говорили, какими бы они не были в реальной жизни, именно здесь - они настоящие, истинные. Отнять у них хор, смысл их жизни, как ударить ребенка. Но ударят их и безжалостно… А им не по годам, не по силам участвовать в противостояниях.
В зале Театра на Юго-Западной около ста мест, и каждый зритель возьмет, унесёт, поймёт что-то свое. Но для меня это спектакль не драматический, а о любви к жизни, стойкости духа. Да, наши «девки» проиграли. Какие-то вещи в жизни просто невозможно изменить, они затихли, смирились, согласились петь в темноте. Но как сражались, как противостояли злу в лице дурной охранницы-певицы Розы Рябоконь (Галина Галкина)! Хоть больно были унижены боготворимым ими Сергеем Сергеевичем (Денис Нагретдинов) - но ведь не ответили злом на зло. Их мудрое отступление - не поражение. Они будут петь, а значит - поживут ещё. Ещё не всё потеряно. Вот такой я себе придумала happy end у этой совершенно невесёлой истории.
Великолепный актёрский ансамбль. Даже и приблизительно не представляю себе замену кого-либо из актёров.