Клин станет российским Зальцбургом. Пресс-конференция Фестиваля искусств П.И. Чайковского

May 20, 2018 22:20


5-11 июня в Клину пройдет IV Международный фестиваль искусств П.И.Чайковского. Программа фестиваля чрезвычайно насыщена, а в Клину высадится, в буквальном смысле, «звёздный музыкальный десант». Юрий Башмет представит «Страсти по Пиковой даме», музыкальный проект, который поставил Павел Сафонов, а в одной из главных ролей зрители увидят Надежду Михалкову. Дмитрий Бертман привезёт самую успешную премьеру театра «Геликон-опера» спектакль «Мазепа». Для Театра Ермоловой участие в фестивале станет дебютом, Олег Меньшиков покажет публике специальную версию спектакля «Чайковский». В рамках «двух французских дней» прозвучит музыка Равеля и Сен-Санса с участием французских музыкантов и солистов.
Дмитрий Маликов с проектом «Перевернуть игру» хочет привлечь внимание молодёжи и тинэйджеров к фестивалю Чайковского. Денис Мацуев выступит в гала-концерте в бетховенской программе «Обнимитесь миллионы». И ещё множество приятных сюрпризов ждут гостей фестиваля Чайковского в музее-заповеднике П.И.Чайковского в Клину.

Фестивальчайковского.рф

18 мая в Московском театре им. М.Н.Ермоловой прошла пресс-конференция Международного фестиваля искусств П.И. Чайковского в Клину, в которой приняли участие народный артист СССР Юрий Башмет, народный артист России Олег Меньшиков, народный артист России Дмитрий Бертман, актриса театра и кино Надежда Михалкова, советник Губернатора Московской области по культуре Нармин Ширалиева.


Я в
и




Нармин Ширалиева, советник Губернатора Московской области
Хочу сказать огромные слова благодарности нашим партнерам, хотя это холодное слово, лучше сказать - друзьям. Фестиваль Чайковского это прежде всего те люди, которые являются основателями, без которых фестиваль был бы невозможен, Юрий Башмет, Дмитрий Бертман, Денис Мацуев - такая святая троица, которая постоянно поддерживает, помогает советами, идеями, и в Клину они будут всегда. Ценю наше сотрудничество с Театром Ермоловой, в этом году он впервые станет участником фестиваля, где Олег Меньшиков представит специальную версию спектакля «Чайковский». Юрий Башмет представит в Клину премьерный проект - музыкально-драматический спектакль «Страсти по Пиковой даме». Дмитрий Бертман привезёт самую успешную премьеру театра «Геликон-оперу» этого сезона - спектакль «Мазепа».
Задача фестиваля привезти в Клин и показать всё самое лучшее, сделать исключительно интересную программу, в этом смысле фестиваль Чайковского абсолютно топовый.


Дмитрий Бертман, художественный руководитель «Геликон-опера»
Для нас фестиваль в Клину это не просто место, куда мы все приезжаем выступать, а в этом есть определённая миссия, потому что Клин - место стратегическое, с особой атмосферой, энергетикой, где жил один из трёх самых исполняемых композиторов в мире, а из русских самый исполняемый, Пётр Ильич Чайковский. Также, как мы знаем, в Клину выпускают Клинскую колбасу, Клинское пиво и ёлочные игрушки. Мы хотим, чтобы всё это ушло в тень по сравнению с Чайковским, чтобы город Клин стал известен именно как город, где проходит фестиваль Чайковского, чтобы Клин стал музыкальной Меккой, музыкальной столицей. Вот посмотрите на Зальцбург, маленький городок, в котором традиционно проходят музыкальные фестивали, хотя Моцарт сам его не любил, и когда он умер, был даже захоронен в другом месте. А в Клину существует Дом Чайковского с подлинными вещами, с уникальным архивом его рукописей, и наша цель, чтобы этот город стал местом на карте, где проводятся музыкальные фестивали. Мы хотим, чтобы здесь был концертный зал или несколько, чтобы номера в отеле назывались «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», то есть, чтобы и отели, и весь город были связаны с именем Чайковского. Хотим, чтобы город жил ночной жизнью, чтобы были ресторанчики, кафешки, чтобы станция Клин стала вокзалом международного сообщения Сапсана, чтобы туда приезжали со всего мира. Я думаю, что в Клину вообще будет японская диаспора жить, потому что Чайковского в Японии считают национальным композитором. *Смеётся. Это наша конечная задача, для того, чтобы она была выполнена, и фестиваль жил и работал, мы и привлекаем к нему внимание.


Олег Меньшиков, художественный руководитель Театра им. Ермоловой
Всё сказанное мне напоминает Нью-Васюки из «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова. *Смеётся.

Дмитрий Бертман, художественный руководитель «Геликон-опера»
Но, на самом деле, Московская область повернулась лицом ко всем этим фантазиям, который мы сейчас озвучиваем, и они уже постепенно начинают становиться явью и воплощаться в жизнь.

Нармин Ширалиева, советник Губернатора Московской области
Есть специальное соглашение с РЖД, на время фестиваля вводят спецрейс, будет курсировать электричка, уходящая не в обычное время, а в 11.45 вечера, чтобы люди после концерта успели добраться до Москвы, до дома. Мы учли все жалобы прошлого сезона, логистика для нас очень важна, думаем над ней. Также мы заберём гостей из СПб и Твери.


Олег Меньшиков, художественный руководитель Театра им. Ермоловой
Клин - место уже намоленное, для нас это интересно, так как спектакль театра будет трансформирован в некоторую другую историю, потому что пройдёт на open air, при дневном освещении, с другим звуком. Речь будет о письмах, не так давно нашли какие-то новые письма, совершенно неизвестные. Спектакль будет своего рода исповедью композитора, дневником его дня. Смотреть, что он писал в этот или другой момент дня будет очень интересно. Для нас участие своего рода эксперимент, авантюра, которые я очень люблю. И я желаю огромного счастья, успеха и долголетия этому прекрасному фестивалю.

Нармин Ширалиева, советник Губернатора Московской области
Я была на премьере спектакля «Чайковский», я видела, что постановка сложная, но я сразу стала думать о том, как его пригласить для участия в Фестивале Чайковского. И знаете, мечты сбываются! Когда прошёл второй фестиваль, я поняла, что мы становимся более опытными в техническом отношении, и принялась уговаривать Олега Евгеньевича.


Дмитрий Бертман, художественный руководитель «Геликон-опера»
На настоящий момент открыты не все материалы. Существует масса материалов, которые засекречены. Есть очень интересные вещи, например, архив Рубинштейна, но это всё ещё пока нетронутые территории. Гриф секретности есть и на Модесте Чайковском, который был первым организатором этого музея, точнее, создателем, в архиве есть частные письма, на которые наложено вето с датой, когда их можно опубликовать. Даты проставлены разные, и материалы будут раскрываться постепенно. Но часть была уже доступна и даже опубликована, все читали, надеюсь, книжку Полины Вайдман «Неизвестный Чайковский». Вокруг имени Чайковского вообще витает масса версий. Перед перестройкой на Запад уехало несколько сотрудников, которые занимались темой Чайковского, и там они опубликовали свои версии. Тем не менее, существуют материалы, которые доказывают, что Чайковский скончался из-за холеры, это было генетическим заболеванием, он им болел всю жизнь.
Модест Ильич, его брат, был очень известным драматургом, он ставился в Малом театре, Александринском театре, делал перевод сонетов Шекспира. Над архивом Модеста Чайковского только начинают работать. Модест Ильич сделал копии всей переписки Чайковского, которая существовала в мире, когда ещё не было ни принтеров, ни ксероксов. Если владельцы писем, например, не отдавали их, то он хореографически копировал текст через кальку. То есть это практически ксерокопии писем, которые уже никогда не вернутся в подлинниках. Грандиознейшая работа!
Недавно, на одном антикварном сайте обнаружили несколько писем Чайковского, мы искали спонсора для оплаты покупки. Благодаря главе Клинского района Алёне Сокольской, эти письма были куплены. История их такова. Дочь очень известного композитора, дирижера Императорского Мариинского театра Эдуарда Направника, Варвара жила в Ленинграде во время блокады и, не знаю, как этично сказать, была съедена. Её квартиру ограбили, причем оставили весь богатейший антиквариат, пропали только письма Чайковского. Они возникают сейчас в мире на разных аукционах, в разных антикварных лавках, и вот эти два письма, про которые выше шла речь, как раз оттуда. Наконец, письма куплены, вернулись в Клин в подлиннике, а в Клину в архиве Чайковского говорят, у нас уже есть копии этих двух писем! Их сделал Модест Чайковский. Вот так круг замкнулся.
Поэтому, как видите, с Чайковским связано очень много интересного, ещё не открытого, и я думаю, что нас ждут ещё бóльшие сенсации, связанные с именем Чайковского, его музыкой.


Нармин Ширалиева, советник Губернатора Московской области
Надя Михалкова сыграла то, что до неё никто и никогда не играл - графиню Пиковую даму в юности, и собственно, благодаря этой истории, мы узнали, что же происходило в Париже между ней и графом Сен-Жерменом.


Надежда Михалкова, актриса, исполнительница Пиковой дамы в молодости, в одноимённой постановке, проект Юрия Башмета
Музыкально-драматический спектакль «Страсти по Пиковой даме» это некая фантазия как бы могла произойти встреча молодой графини и графа Сен-Жермена. На меня возложена очень большая ответственность, быть первой, кто сделал подобное. Мне, действительно, очень сложно выходить на сцену с примой Мариинки Ириной Богачевой, с оперными певцами, вообще трудно совместить драматический театр с оперным. Когда выходишь после оперных певцов, то голос кажется как у мышки. У оперных певцов более выгодное положение, они хитрее, выходят пол музыку и поют, а мы выходим без музыки и с текстом.

Сложились ли традиции связанные именно с этим фестивалем?
Дмитрий Бертман, художественный руководитель «Геликон-опера»
Конечно, разгонять тучи это наша главная традиция, потому что формат «на открытом воздухе» в Московской области всегда грозит нестабильной погодой. В прошлом году на опере «Любовь к трём апельсинам» Сергея Прокофьева творилось что-то невообразимое, сверкали молнии, гроза, шторм, дирижёр останавливается, только дождь чуть меньше он даёт знак оркестру снова играть, только начинают - опять гремит гром. Люди все под зонтами, 18 остановок было в спектакле. Довели до конца спектакль, но это было что-то невозможное.
Причина непогоды же заключается в том, что мы совершили этическую наглость, поставили в первый день в программу Прокофьева, а не Чайковского. На следующий день играем «Евгения Онегина» Петра Ильича и всё прекрасно, солнце, 28 градусов и всё отлично.
Как будто Чайковский нам хотел этой непогодой сказать, вы что ребят, ко мне приехали и играете Прокофьева, вы же ко мне приехали! Была наша тактическая ошибка, произошла оплошность, больше так делать не будем. Всегда погода нам помогала, надеемся, что не подведем и сейчас. Поэтому наша традиция - ждать хорошую погоду. А к Петру Ильичу я уже съездил в Александро-Невскую Лавру и извинился.


Вопрос к Олегу Евгеньевичу Меньшикову. Может быть, вы тоже будете адаптировать свою версию «Чайковского» к погодным условиям?
Олег Меньшиков, художественный руководитель Театра им. Ермоловой
Нет. Мы не будем этого делать, потому что такие каверзы и сюрпризы остаются в памяти навсегда.
Всё, что прошло благополучно, быстро забудется, а подобное запомнится 100%. Если нас зальёт дождь, я буду только рад. Ну, будем мокрые стоять, наоборот, это интересно. По сценарию Юрия Аматова был снят фильм о Чайковском «Апокриф: музыка для Петра и Павла», и мы решили перенести это кино на сцену. В спектакле будет показан «один день из жизни Петра Ильича», поэтому может произойти всё что угодно, смена погоды, ураган, град - мы будем стоять до конца!


Вопрос к Нармин Шаралиевой. Помимо самого фестиваля будет ещё и другая программа, французская, расскажите об этом.
Нармин Ширалиева, советник Губернатора Московской области
Программу «Трианонский диалог» придумали и объявили президенты двух стан Владимир Путин и Эммануэль Макрон. В ней есть много аспектов и нельзя сказать, что это программа только культурного сотрудничества, она намного шире, но при этом культурная составляющая, безусловно, доминантна. Надеемся, что на следующий год наше партнёрство выльется в какой-то совместный проект с Францией. Пока мы придумали два французских дня, и они вошли в основную программу Фестиваля Чайковского - 5 и 6 июня станут днями Франции. В первый день прозвучит концерт «Россия - Франция: навстречу друг другу», музыку Равеля будет играть Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан. Во второй день выступит известный французский пианист Франсуа Дюмон, который исполнит виртуозный концерт Равеля для левой руки.
Пройдёт искусствоведческий «круглый стол», посвящённый 200-летию со дня рождения выдающегося хореографа Мариуса Петипа. Также у нас в музее Чайковского в Клину будет открыта выставка из собраний Большого театра, Бахрушинского музея. В самом музее Чайковского в Клину будет открытие выставки, которую российские и французские коллеги обозначили так: «от Чайковского к Петипа, до вызовов сегодняшнего дня». Надеюсь, что мы, проанализировав наше прекрасное прошлое с Францией, а это Дягилев, «Русские сезоны», придём к решению, что мы должны, можем сделать сегодня в контексте русско-французских связей. Художественные руководители театров заинтересовались, надеюсь, что через год сделаем такой русско-французский проект.
А на следующий день также прозвучит «Самсон и Далила», опера Сен-Санса в концертном исполнении, это исполнение мечты Яна Латана-Кёнига, дирижёра Новой оперы. Специально приглашён известный французский тенор, потому что Самсон является очень сложной вокальной партией, и, видимо, впоследствии постановка войдет в репертуар Новой оперы. Это наше приношение Франции.


Вопрос к Олегу Евгеньевичу Меньшикову. Что из программы фестиваля вы бы хотели посетить?
Олег Меньшиков, художественный руководитель Театра им. Ермоловой
Я бы посмотрел всё, но это, к сожалению, физически невозможно, у нас сложный гастрольный график.

Вопрос касается форматности фестиваля, не слишком ли он расползается, в этом году есть и детские спектакли, и Дмитрий Маликов, не получится ли так, что фестиваль потеряет свой стержень и как вы правильно сказали, Чайковский обидится? И второй вопрос. Московская область сейчас, действительно, много делает для раскручивания фестиваля, но самое главное, что с концертным залом? Open air, конечно, хорошо, но концертный зал бы не помешал.
Нармин Ширалиева, советник Губернатора Московской области
Это принципиальная идея, позиция, как любой фестиваль мы исповедуем многожанровость. На кинофестивалях, например, есть медиавыставки, сейчас это закон времени, а не модные веяния.
У Маликова отличный детский проект «Перевернуть игру», на фестиваль привезут три детских спектакля. Московский оркестр для детей и юношества вместе с Анной Большовой начинают репетировать литературно-музыкальную композицию «Посвящение Пушкину», Московская областная филармония представит спектакль для тинэйджеров. Это важно для семейной аудитории, и мы это будем делать. Над фестивальным центром идёт активная работа архитекторов, службы эксплуатации. Мы хотим построить именно фестивальный центр, а не концертную площадку.


Дмитрий Бертман, художественный руководитель «Геликон-опера»
Хочу ответить на вопрос о формате фестиваля. Интересная вещь. Вы удивитесь, узнав, что Пуччини является одним из основоположников джаза, также как Бизе создал первый мюзикл «Кармен», это, действительно, настоящий мюзикл по всем жанровым характеристикам. Чайковский это тоже огромное количество мелоса, который был и будет в 20-ом, в 21-ом и в 22-ом веке. Чайковский - наше сердце, от него исходят сосуды, капилляры, которые ведут в разные жанры, в разные истории. Нам важно, чтобы на фестивале сидели и слушали музыку люди не только седовласые, но и приходила молодежь. Это очень важно. Знаете, почему-то опера считается искусством для избранных. Непрофессионалы считают, что надо понимать музыку, чтобы ходит в оперу. Да ничего не надо понимать, но для средне статического гражданина нормально слушать оперу дважды в год для своего развития. Человек приходит на театральное искусство, мы должны иметь разую публику, и к Чайковскому мы должны привести слушателей, которые не придут на «Мазепу», но придут на концерт Дмитрия Маликова.
Нам всем хочется построить в Клину комплекс, чтобы было два зала с хорошей акустикой, чтобы можно было исполнять оперу, с оркестровой ямой, вторым более камерным залом для меньшего количества публики, с совсем маленьким залом-музеем, а также дополнительными функциональными пространствами. В Клину ещё есть интересный объект - река Сестра, где можно делать плавучие площадки под сцену. Сейчас мы думаем над тем, чтобы всё это хорошо функционировало.

Нармин Ширалиева, советник Губернатора Московской области
В этом году мы увеличили партер это полторы тысячи мест. Фестиваль Чайковского в Клину идёт 7 дней, в день проходит несколько спектаклей и выступлений. Билеты продаём по социальным ценам, самые дорогие стоят 3,5 тыс.р., самые дешёвые 500 р. Можно купить более выгодные по цене абонементы.
Фестивалю Чайковского четвёртый год. Он задуман, как и весь гигантский объём работы с ним связанный, ради человеческого общения, чтобы рождались новые проекты, встречались на отдельных площадках профессионалы.
Фестиваль Чайковского, по сути, некоммерческий фестиваль, просветительский, и его задачей также является развитие территории, позиционирование города и Московской области. Мы активно рекламируем фестиваль по всем направлениям, в том числе через интернет-рекламу, проводим розыгрыши билетов в соцсетях. Обязательно пригласим на Фестиваль Чайковского детей из детских домов, социальных учреждений




Юрий Башмет, народный артист СССР, член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству
У Нади Михалковой очень непростая роль в нашем спектакле «Страсти по Пиковой даме», это такой виртуальный образ, графиня в молодости. Сделаю сейчас рекламу и скажу, что в нашей «Пиковой даме» самая лучшая в мире графиня в преклонном возрасте! Её играет Ирина Богачева, которая в этом году отмечает свой 80-й юбилей, она артистка потрясающей школы и с великолепным голосом. Жанр спектакля музыкально-драматический, и за это смешение меня, как музыканта преследуют и упрекают. Но я скажу так. Мы уважаем гений Пушкина, что очень важно. В нашу версию «Пиковой дамы», которую поставил Павел Сафонов привлечены высококлассные оперные исполнители и драматические актёры. Очень интересно, посмотреть с другого ракурса на историю графини. Таким образом, мы увидим, что дело совсем не в секрете трёх карт, который раскрыл Сен-Жермен молодой графине, а в любви.
Сейчас очень много модерновых постановок, на сцену выезжают мотоциклы, а в «Евгении Онегине» зачастую непонятно кто кого любит. Однажды Юрий Темирканов приехал в Дрезден, но отказался дирижировать в немецком «Евгении Онегине» именно по причине превратного понимания образа героев.

Люди специально стремятся приехать в такие места, как например, Зальцбург, где родился Моцарт, или Лейпциг, где работал и скончался Бах, или Клин, где жил Петр Ильич Чайковский. На фестивале Чайковского царит прекрасная атмосфера, тонкая, сюда приезжают и музыканты, и оркестр, и солисты, и актёры, и, конечно, зрители. Мы сажаем там деревья, это уже традиция, на каждом саженце написано кто его посадил, и это очень приятно. В прошлом году во время одного выступления пошёл дикий ливень, все зрители спрятались под зонтиками, но ни один человек не ушел, все сидят - сплошная крыша из зонтиков и слушают музыку. Это чудесно! Наши люди в каком-то смысле голодают по настоящему искусству.

Фестиваль Чайковского в Клину молодой, но он действующий, мощно звучащий, стоящий на ножках, это уже не грудной ребенок, он уже умеет разговаривать.
До встречи в Клину 5 июня!

5-11 июня

Фестивальчайковского.рф
Материал подготовлен при содействии столичного информационного портала YAMOSKVA.


Пресс-конференция, ТЕАТР, *Культурная жизнь Москвы, МОСКВА

Previous post Next post
Up