Ах, какой пассаж! «Ревизор» в Театре на Юго-Западе
Nov 24, 2017 11:00
«Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?» «Как вы, говорите, называется эта рыба?» «Ах, какой пассаж!» «Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело». «Я люблю поесть. Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия». «Унтер-офицерша налгала вам, будто бы я ее высек; она врет, ей-богу врет. Она сама себя высекла». «Бобчинский: Как сказал он мне это, а меня так вот свыше и вразумило. Э! говорю я Петру Петровичу... Добчинский: Нет, Петр Иванович, это я сказал: Э. Бобчинский: Сначала вы сказали, а потом и я сказал. Э!» «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!»
Осмелюсь не согласиться с уважаемым Николаем Васильевичем Гоголем в том, что «Ревизор» это комедия. Отнюдь! С момента написания прошло аж поболее 180 лет, а сюжет всё не устаревает. Сюжет «Ревизора» для страны нашей российской актуален до сих пор! Что зря ходить вокруг да около - не комедия это, а трагедия. Нет ничего смешного в том, что у нас неискоренимы и до сих пор процветают взяточничество, лизоблюдство, угодничество, заискивание перед высшим чином, да и простая откровенная чванливая глупость. «Ревизор» в Театре на Юго-Западе был поставлен в 1996 году к 175-летию со дня рождения писателя. Первым Хлестаковым был Виктор Авилов, а пятым Олег Леушин. Городничего сначала играл Сергей Белякович, а сейчас Олег Леушин. Спектакль идёт 3 часа. На сцене минимум декораций, а вернее, их полное отсутствие. Темный задник, яркие цветные костюмы героев. Достаточно строго по тексту оригинала, небольшие сквозные отсылы в сегодняшнее время. По идее, центром в спектакле должен быть Хлестаков (Антон Белов), но им является Городничий, Городничий и ещё раз Городничий (Олег Леушин). Личная харизма и актерская блистательная отточенность Леушина настолько убедительны и неоспоримы, что в сценах, где он не задействован, начинаешь немного скучать и ждать его возвращения. Леушин намагничивал на себя внимание и держал весь спектакль.
Антона Белова люблю, и, бесспорно, он талантливый молодой актер с богатой палитрой актерских красок, все свои возможности он старательно и легко продемонстрировал, и всё было здорово, только образ Хлестакова получился смазанным. Немного непонятен мне был мефистофельский грим с черными губами, непонятна была и декадентская тональность в голосе, и, глядя на такого странного Хлестакова, в моей голове почему-то постоянно всплывала мудреная фраза из манифеста кубофутуристов про «парфюмерный блуд Бальмонта». Я всё время пыталась представить на его месте Максима Лакомкина, который, к слову, был великолепен в роли судьи Ляпкина-Тяпкина, или Андрея Санникова, который, наоборот, был немного зажат в образе смотрителя училищ Хлопова. И думала, а как бы они сыграли Хлестакова?
Удивилась я и тому, как в спектакле были обрисованы Анна Андреевна (Ольга Иванова) и Марья Антоновна (Алина Дмитриева). Может быть я замшелый сноб и ретроград, но хотелось подчеркнутой ярмарочной комичности, как, например, в «Женитьбе Бальзаминова», смачной жизнерадостной колоритности, малороссийских речевых вкусностей. Недоумевала, почему Марья Антоновна жестами и голосом похожа на современного тинейджера, почему Анна Андреевна уходит в сторону изображения подруги «нового русского». Помягче, помягче надо, поглупее.
Вообще смеялась мало на спектакле и смеялась смешками, в отдельных моментах. Денис Нагредтинов забавно гримасничал, играя слугу Осипа. Александр Шатохин был комичен в почти безмолвной роли уездного лекаря немца. Бобчинский (Иван Городецкий) и Добчинский (Олег Задорин) были милы, нежны, трогательны и миниатюрны, вылитые хоббиты Мэрри и Пипин.
Если вы думаете, что я критикую спектакль - это не так! У «Ревизора» потрясающая афористичность - насладилась. У «Ревизора» обидная актуальность - погрустила. Сорвала свои цветы удовольствия и бак свой заправила юго-западным топливом. В мыслях возвращаюсь к спектаклю, вспоминаю отдельные моменты. Смотреть спектакль нужно обязательно, только, наверное, в качестве второго, третьего «Ревизора», не первого.