Пятьдесят оттенков чувственности - балет «Манон» в Музыкальном Театре Станиславского
Feb 14, 2018 11:35
Премьера балета «Манон» прошла в 1974 году в Британии, постановку осуществил легендарный классик британской хореографии Кеннет МакМиллан. Перенес балет со сцены лондонского театра Ковент Гарден на московскую сцену Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко английский хореограф Карл Барнетт.
Главное свойство талантливой постановки - управление временем, способность сжимать время до мгновения. Балет «Манон» длится 3 часа 10 минут, состоит из трех действий с двумя антрактами, но ощущение такое, что пролетел всего лишь миг!
Упоительно красивый балет! Балет, который проживаешь вместе с героями и вместе с каждой нотой дивной музыки Жюля Массне! Конечно, видно отличие европейской школы балета от русской классической. Наш балет, это, прежде всего - дух, одухотворённая красота движений, неземное существование, парение в небесах. Европейский - более маскулинный, олицетворяет материю, тело, более земной, но не менее прекрасный. История легкомысленной Манон Леско и влюблённого в неё до беспамятства кавалера де Грие показана на сцене именно как история любви Мужчины и Женщины. Пожалуй, я в первый раз вижу любовную историю, когда не изображается бестелесное влечение, а передаётся столь чувственно языком танца! Очень сексуальный балет! Хореография балета уникальной необычной красоты, тридцати двух фуэте никто не крутил, но были необыкновенно выразительные движения танца. Дуэт Натальи Сомовой (Манон) и Ивана Михальчева (кавалер де Грие) - идеален, в высшей степени прекрасен, от них невозможно отвести глаз!
И какие разные любовные оттенки передают их движения! Встреча и вспыхнувшее чувство, проведённая вместе ночь, измена, обжигающая ревность, иступленная любовь! Наталья Сомова оригинальными движениями показывает своё нежелание уступать напору похотливого богатого господина Г.М., пытается уйти от него, грациозными перекатами через двух партнеров. В салоне у Мадам Манон видит своего возлюбленного, но не может к подойти, её зовёт нелюбимый, и опять как грациозно и причудливо она делает шаги навстречу, превозмогая себя, через силу. А когда, наконец, Манон и де Грие получили краткую возможность уединиться для объяснения, она, как волна падающая на берег, через красивейшую групповую поддержку, оказывается у ног кавалера.
В любой сцене, когда Манон и де Грие танцуют вдвоём, происходит магическая остановка времени. Зритель, глядя на эту восхитительную пару и пропуская через себя электрический накал их притяжения друг к другу, получает эстетическое, глубоко волнующее сердце наслаждение огромной мощи. Сцены насилия в тюрьме и прощания де Грие с уходящей возлюбленной полны отчаянного трагизма… Казалось бы, прошло совсем немного времени с момента их встречи, но как изменились герои, как жестоко обошлась с ними судьба. От их иллюзий совместного бесконечного счастья ничего не осталось, и подаренные когда-то бриллианты на руке умирающей нищей больной Манон сверкают зловещим блеском. Когда-то Манон, как истинная француженка, именно из-за них пыталась отказаться от настоящей любви в пользу суррогатного чувства. Но теперь, в финале, становится понятно, что слёзы безутешного благородного де Грие стоят всех бриллиантов…
В либретто балета сюжет романа аббата Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско» несколько видоизменён, но это ничуть не влияет на суть смысла. Напротив, все сцены настолько интересны и роскошно отыграны остальными танцовщиками и в балетном отношении, и актёрском, что всё понятно и без предварительного чтения краткого содержания!
Первое действие: Париж Сцена 1: Гостиница неподалеку от Парижа Сцена 2: Квартира де Грие в Париже Второе действие Сцена 1: В салоне Мадам Сцена 2: Квартира де Грие Третье действие: Новый Орлеан Сцена 1: В порту Сцена 2: В комнате надзирателя Сцена 3: Болота Луизианы
В главных партиях выступили: Наталья Сомова - Манон Иван Михалев - Де Грие Георги Смилевски - Леско Сизых Ольга - Любовница Леско Домашёв Антон - Господин Г. М. Дирижировал - Антон Гришанин
В сцене, когда Манон вместе с другими женщинами лёгкого поведения высаживают в порту - балерины танцуют без пуант, босыми ногами! Потрясающе видеть, как на мгновение танцовщица становится на кончики незащищенных пальцев!
Московская премьера балета состоялась в 2014 году, но не вызвала восторга у публики, и он пропал на несколько лет из репертуара театра. За это время спектакль отшлифовали и сейчас театральная Москва имеет возможность насладиться поистине шедевральной постановкой!
ФОТО БАЛЕТА (с) фото взяты с сайта театра и biletleader