Сметана из облаков, жаркое из буржуев, «Светлый путь» в МХТ, реж. А.Молочников

Dec 12, 2017 11:00



Большой театр закрыть, и Малый тоже!
И этот, с эмблемой птицы тоже закрыть,
в нем собирается мелкобуржуазный гной!
- из В.И. Ленина (спектакль «Светлый путь»)
Можно сказать, дожили, и ста лет не прошло…
Дожили до того времени, когда можно уже в каком-то роде немного выдохнуть и даже местами без боязни рассыпать смех.
В преддверии юбилейной революционной даты 25-летний Александр Молочников, представитель «непоротого поколения 90-х», на сцене МХТ поставил спектакль «Светлый путь». Масштабную по декорациям постановку, которая двумя с половиной часами действия охватывает 20 страшных лет пост-революционной России-матушки, можно назвать своего рода политическим вызовом, хотя на пресс-конференции режиссер убеждал, что это «утопическая сказка, всё придумано, все факты выложены в интернете, нет политики». Несмотря на эти заявления, не покидало ощущение, что сказанное, необходимо для маскировки чересчур смелого, чересчур дерзкого спектакля и похоже на словесное прикрытие до сих пор больной и чрезвычайно актуальной для всего нашего общества темы.
Думаю, что зритель будет ошеломлен увиденным, ведь еще недавно, в ноябре, под красными кумачами маршировали многолюдные колонны. Боюсь, что многие, возможно, будут шокированы и отсутствием ставшей привычной условной игры в политес с пропагандистскими клише, забитыми пролетарской кувалдой в генную память.
Что же произошло в октябре 1917 - революция, государственный переворот или чудовищный адский эксперимент над страной и людьми? Как люди могли позволить так цинично манипулировать собой, легко поддаться дурману словоблудия, массовому психозу и гипнотическому самообману? Как могли жить в тотальной лжи? Зачем сотворили себе кумиров? Когда и как позволили создать безжалостное государство-молох, в топку которого полетели все, сами вожди и ведомые, убийцы и их жертвы? Даст ли вам спектакль ответы - решать предстоит самим.
Гражданская война. Взятие Зимнего. Большевики, белогвардейцы, эсеры, юнкера и прочие.
Декрет о мире, о земле и свободной любви.
Раскулачивание, террор, репрессии.
Платоновский Чевенгур - инопланетное место, в котором чевенгурцы питаются лучами коммунистического солнца, вспарывают животы кулакам, но так зерна и не находят.
Обо всем подробно, детально сфокусировано, ничего не обойдено вниманием!


Я в
и




А может, так и надо, о трагичном - легко, безлично, шаржевыми штрихами, с элементами клоунады, с мейерхольдовским максимализмом? Воздействовать на зрительское сознание с доступной утончённой простотой советского символического плакатного языка, чтобы не позволить зрителю погрузиться в серьёзность. Пусть будет утопический сон! Пусть будет советская народная сказка! Да здравствуют аллегория и эзопов язык!

Мягкие сглаженные углы и карикатурность персонажей ничуть не мешают воспринимать абсурд, позволяют отвлеченно посмотреть со стороны и увидеть какими примитивными способами изобретатели коммунистического опиума для народа дурманили сознание людей.
Владимир Ильич Ленин в красных революционных носках, Наденька Крупская с топором, Вельзевул-Троцкий.

Главный герой, собирательный образ русского мужика, Макар - человек-машина, он же плотник, печник, шахтер. У него вырывают живое теплое человеческое сердце и вставляют железное. Был человек - стал машина. Машинам не положено чувствовать, сострадать, жалеть. Машинами можно управлять. Так рождается новый коммунистический человек.
В спектакле использована кино нарезка из самых известных и насквозь пропагандистских российских фильмов: пробегут рабочие с винтовками по залам Зимнего дворца, Владимир Ильич сердечно порекомендует расстрелять всех помещиков, пролетит на железных крыльях гимнаст из «Цирка» и ковер-самолет с пионером и Стариком Хоттабычем. Закономерность прослеживается - чем веселее песни, тем хуже живется народу.

На сцене полная всеобъемлющая картина царства утопических идей! Речи Ленина напоминают выступление пелевинского Чапаева перед ткачами. Новая власть обильно кормит лозунгами, которыми, как известно, сыт не будешь. Взывает к низменным инстинктам, отменяет мораль, погружает в болотные испарения пустопорожнего красноречия. Постоянно обещает небылицы - землю крестьянам, фабрики рабочим, сметану из облаков голодным. И люди верят! Один человек сказал, что бога нет, миллионы поверили и заменили иконы портретами отца Владимира и отца Иосифа.

«Какая твоя мечта?» - спрашивает поэт соседа, гражданина нового общества. «Фью, да чтоб ты - сдох, а твоя комната мне досталась!», - отвечает строитель коммунизма.
Символично, что в спектакле звучат два женских имени - Вера и Надежда, а вот Любви нет. В/вера незаметно станет Веркой, а Н/надежда Надькой.
Мало того, что зрители увидят в главных ролях своих любимых актеров - Игоря Верника, Ирину Пегову, Викторию Исакову, Ингу Оболдину, и познакомятся с молодыми яркими - Артемом Быстровым, Паулиной Андреевой, Артемом Соколовым, Алексеем Вертковым и многими другими, они убедятся в отточенном филигранном актерском мастерстве каждого!
Безупречно и изящно Артем Быстров (Макар) и Виктория Исакова (Вера) сыграли любовь неграмотного представителя пролетариата и балерины. Игорь Верник будет один, но в двух лицах, в роли двух красных вождей - отца Владимира, Ленина и отца Иосифа, Сталина. Внешне не похож, но че’товски убедителен! Крупскую играют две актрисы (разные составы). Ирина Пегова украсила свою героиню женственной комичной обаятельностью, а Инга Оболдина наоборот показала её андрогином, с полной атрофией всех качеств, присущих женскому полу. Паулина Андреева предстала в образе женщины-машины по имени Александра (праобраз Коллонтай), ответственной за вопросы свободной любви.

За событиями в спектакле следишь напряженно, скучать некогда, и напряжение не спадает к финалу.
Непонятно - окончен ли эксперимент над страной или ещё продолжается?...
Спектакль не имеет строго выдержанного финала, такое ощущение, что он обрывается, точка не поставлена.

Режиссер Александр Молочников говорит, что нет однозначной истины об этом времени, слишком много разных взглядов. Можно с этим согласиться, а можно и нет. Но, несомненно, одно - «Светлый путь» ожидает заслуженный успех, а Молочников однозначно талантливый многообещающий молодой режиссер. Он поставил «19.14» о Первой Мировой войне, «19.17. Светлый путь» о Революции-Перевороте, теперь ждем обещанного спектакля «19.92» - в названии которого спрятан год рождения Александра.

ПРЕСС-ПОКАЗ СПЕКТАКЛЯ
Александр Молочников



































































































ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ
Режиссер Александр Молочников



Слева направо: Алексей Вертков, Инга Оболдина, Виктория Исакова, Игорь Верник, Артем Быстров, Паулина Андреева, Артем Соколов





















Сайт МХТ им.Чехова
Группы театра в соцсетях в Фейсбуке и МХТ им.Чехова

Благодарю за приглашение evge_chesnokov и информационный столичный портал ЯМосква!

Посты по тэгу «я/Кино-Театр/Цирк-Концерт»:
МХТ им.Чехова
Код Ренаты Литвиновой. «Северный ветер» в МХТ им.Чехова
«Мужья и жёны»: бег по кругу
Солнечная Маня. Презентация книги воспоминаний о Марине Голуб в МХТ
Весы на небе, «Весы» на земле. МХТ. Гришковец. Премьера
Евгений Гришковец и артисты МХТ на пресс-показе спектакля «Весы»
«Лёха» - спектакль длиною в жизнь. Новая сцена МХТ им.Чехова
Театр им.Вахтангова
Корона над гадким туловищем - «Ричард III» в Вахтангова, реж. Автандил Варсимашвили
«Ричард III» - спектакль не о политике, а об утрате человеческого облика во власти /ПРЕСС-ПОКАЗ
«Царь Эдип» в Театре Вахтангова, реж. Римас Туминас /ПРЕМЬЕРА
Театру Вахтангова - 95! Пресс-конференция после спектакля «Царь Эдип»
Театр на Юго-Западе
Ах, какой пассаж! «Ревизор» в Театре на Юго-Западе
Смех и слёзы "Бабы Шанель" в Театре на Юго-Западе
«Женитьба» или Агафью Тихоновну жалко (Театр на Юго-Западе)
«Укрощение строптивой» в Театре на Юго-Западе
«Макбет» в Театре на Юго-Западе
«В поисках сокровищ, или Невероятная история одного кораблекрушения» в Театре на Юго-Западе
«Импровизационный батл» между Театром на Юго-Западе и Губернским театром!
«Гамлет» в Театре на Юго-Западе. Смотреть - и не вопрос!
РАМТ
Ещё живые и уже мертвые. «Магический лабиринт». Мадрид/Москва. CDN/РАМТ
«Хочу в школу!» или как «Птицы» расправили крылья
«Рикки. История об одной великой битве в джунглях». РАМТ /ПРЕМЬЕРА
«Будденброки». Томас Манн. РАМТ
Губернский театр под рук.С.Безрукова
От осознания ошибок прошлого зависит наше будущее. Спектакль «Восемь». Губернский театр
«В волчьей стае появился человеческий детёныш!» - «Маугли», Московский Губернский театр
Театр им. А.С.Пушкина:
«Дайте крест!» - «Жанна Д’Арк» в спектакле Пушкина
«Дом, который построил Свифт» в Театре Пушкина
Театр на Малой Бронной
«Салемские ведьмы» в Театре на Малой Бронной
«Княжна Марья» в Теаре на Малой Бронной/ПРЕМЬЕРА
«Деревья умирают стоя». Испанская пьеса на московской сцене. Премьера в Театре на Малой Бронной
Театр Стаса Намина:
«Нью-Йорк. 80-е. Мы» в театре Стаса Намина и немного светской хроники
Театр под рук. Армена Джигарханяна:
«Чума на оба ваших дома» в Театре Джигарханяна
«Жанна Д’Арк - Белая ворона» в Театре под рук. Армена Джигарханяна
Театр Маяковского:
«Кавказский меловой круг» в Театре Маяковского
Театр МодернЪ
«Саломея» в Театре МодернЪ
Танец семи покрывал (Саломея - Ирина Гринева, Театр МодернЪ)

[ Цирки, Каскадеры, Театр Ромэн, Современник, Театр им. А.С.Пушкина, Театр АпАрте, Театр Русской драмы под рук. Щепенко, Театр Луны, Книжный клуб «Гиперион», Губернский театр под рук. Безрукова, Театр Вернадского 13, Театр «Ученый Медведь», ЦАТ Российской Армии, Консерватория ]
КАСКАДЕРЫ
Каскадёрское шоу "Русский форсаж-3" в Парке киноприключений Мастера Панина
БОЛЬШОЙ МОСКОВСКИЙ ЦИРК НА ПРОСПЕКТЕ ВЕРНАДСКОГО
«Снежная королева» братьев Запашных в Цирке на проспекте Вернадского!
Рок-орден «Тампль»
Рок-опера «Жанна Д’Арк» в рок-ордене «Тампль»
Театр «Кураж»
Шухер! - Шекспир, Мирзоев и «Кураж»!
Театр Ромэн
Театр «Ромэн». А там гитары, а там цыгане! Спектакль «Мы - цыгане!»
Театральное агентство "АРТ-Партнер XXI век"
«Полёты с Ангелом. Шагал» /на сцене Театра Моссовета
Театр Современник
Ускользающая «Дама» в Театре Современник
Театр русской драмы под рук. М.Г.Щепенко:
«Небесный гость» в Театре русской драмы под рук. М.Щепенко
«Сердце не камень» в Театре русской драмы под рук. Щепенко
«Куликово поле» в Театре русской драмы под рук. М.Щепенко
«Не унывай!» в Театре русской драмы под рук.М.Щепенко
«Бенгальские огни» в Театре русской драмы под рук. М.Щепенко
Театр «Московские каникулы»
«Мой бедный Марат» в Театре «Московские каникулы»
Школа современной пьесы под рук. Иосифа Райхельгауза
«Спасти камер-юнкера Пушкина» в Театре Школа современной пьесы (под рук. И.Райхельгауза)
«Шинель/Пальто» в Школе Современной пьесы (под рук. И.Райхельгауза) /ПРЕМЬЕРА
ЦИРК НА ЦВЕТНОМ БУЛЬВАРЕ
Околдована, очарована… В цирке Юрия Никулина новая программа - «Магия цирка»;!
КОНЦЕРТ
Вика Цыганова, показ мод Имперским Русским Балетом и Фио Дзанотти на концерте в ХХС
Театр EtCetera под рук. А.Калягина:
«Борис Годунов» в Театре EtCetera под рук. А.Калягина
«Утиная охота» в театре “EtCetera”/ Премьера
Театр АпАРТе:
«С любимыми не расставайтесь» в театре АпАРТе
«Агата Кристи. Детектив» в театре АпАРТе
«Сказка о царе Салтане» в театре «АпАРТе»
Театр Луны:
«Флайтер» в Театре Луны
Книжный клуб «Гиперион:
Камерный мюзикл «Штирлиц» в книжном клубе «Гиперион»
Театр "Вернадского, 13"
«Белоснежка и семь гномов» в Театре «Вернадского, 13»
Кукольный театр "Ученый медведь"
«Рождество» в театре «Учёный медведь»
Центральный Академический театр российской армии
Мюзикл «Принцесса и солдат» в Театре Российской Армии

*Культурная жизнь Москвы, я/Кино-Театр/Цирк-Концерт

Previous post Next post
Up