О роли колбасы в жизни человека. Премьера «Самоубийцы» в Театре на Малой Бронной

Apr 04, 2018 11:05


Николая Эрдмана, когда-то сам Станиславский сравнил с Гоголем, польстя ему неимоверно. Всё же пьесам Эрдмана довольно далеко до упомянутого классика, как и до произведений Бабеля, Зощенко, Булгакова, Ильфа и Петрова. Довольно специфичные у него интеллигентный юмор и язык, рассчитанные «не для всех». Театральная же огранка делает из написанной в 1928 году пьесы «Самоубийца», запрещенной, но позже востребованной, бриллиант.
На Малой Бронной молодая актриса и режиссёр Екатерина Дубакина (закончила РАТИ, мастерская Сергея Голомазова) в качестве эксперимента и режиссёрского дебюта на площадке Малой сцены поставила эрдмановскую пьесу «Самоубийца», задействовав в постановке своих талантливых коллег: Олега Кузнецова (Подсекальников), Юлиану Сополеву (Пересветова), Дмитрия Варшавского (Калабушкин), Илью Жданикова (Гранд-Скубик), Таисию Ручковскую (Мария Лукьяновна, жена Подсекальникова) и других. Сама Дубакина тоже занята в роли Серафимы Ильиничны (тёщи Подсекалина).

В театрах сейчас очень любят переодевать героев Пушкина, Гоголя, Грибоедова, Толстого и прочих классиков в современное платье, а в Театре на Малой Бронной так и особенно. Надо заметить, что в этом очень часто есть оправданный смысл. На Малой сцене этого театра не так давно я видела, как Пьер Безухов во фронтовой шинели приходит в гости к Наташе Ростовой в полуразрушенный бомбёжкой дом и угощает её колбасой - и это была сильная и прекрасная драматическая сцена.

«Самоубийца» начался бодро и увлекательно и тоже с колбасы, вернее, именно с ночных перешёптываний обывателя Семёна Семеновича Подсекальникова с супругой Марией Лукьяновной насчёт ливерной колбасы и, как водится, слово за слово, перешёл на проблемы гораздо более крупные по масштабу. Подсекальников начинает испытывать отвращение к презренному безденежному бытию в коммунальной квартире и решается свести счёты с жизнью. И вот тут ситуация приобретает очертания курьёзного фарса, а спектакль внезапно и неожиданно превращается в винегрет из постоянно прибывающих новых эклетичных персонажей.


Я в
и




1927, 1928 - в СССР праздник десятилетия Октябрьской революции, официальное начало первой пятилетки, индустриализация, коллективизация сельского хозяйства, аресты оппозиционеров троцкистско-зиновьевского блока, появление модного направления конструктивизма, люди живут очень бедно, мужчины носят кожаные куртки и фуражки, подпоясанные ремнём гимнастерки, женщины прямые суконные юбки и красные косынки, которые завязывают узлом на затылке. Период НЭПа уже закончился, но модницы шьют платья по парижским журналам, красят волосы в рыжий цвет, стригутся под мальчика или завивают волосы волнами. Сам Эрдман пишет в это время сценарий к «Весёлым ребятам», а через пять лет его арестуют.

Так вот никаких примет времени в спектакле не будет. Три главных героя - Подсекальников, жена и тёща, замечательно начнут спектакль и блестяще отыграют первые сцены, более чем органично предоставив зрителям возможность насладиться историческим временем, а затем будут разбавлены фриками из сегодняшних реалий.
Наблюдая за героями пьесы, мучительно пытаешься найти ответ на вопрос: «Зачем и для чего их осовременили?», но попытки эти отчаянно неуспешны. Положим, гомосексуальные интонации представителя «русской интеллигенции» Гранд-Скубика принять можно. Но смысловая идейная нагрузка приблатнённых манер Пугачева, инстаграмной гламурности Клеопатры Максимовны, переливания блёсток концертного платья Раисы Филипповны, картавости Виктора Викторовича и намёков на незабвенный образ вождя, произносящего аля есенинско-гоголевский монолог про цыган, седого бобра, вёрсты обездоленной родины и тройку лошадей, осталась лично для меня совершенно недоступной. А священник в почти полном церковном облачении без даже и намёка на карикатурность образа ни внешне, ни интонационно, так и вообще выбил меня из спектакля полностью. Отец Елпидий с несколькими короткими репликами в пьесе совсем не отец Фёдор с его «Я отдам колбасу, снимите меня». Если Ильф и Петров обрисовали отца Фёдора Вострикова комично, высмеивая в его лице жадность и неприличную сану ловкую предприимчивость, следуя моде того периода на разоблачении религии как «опиума для народа», то Эрдман вводит в пьесу подобного персонажа как добавочного - гротескные представители интеллигенции, искусства, торговли, мещанского общества у него есть, а представителя культа нет, тогда как через него нужно донести мысль, что нельзя приносить свою жизнь на обслуживание каких бы то ни было идей, в том числе религиозных догм. Стоило ли из-за него городить такой обильный огород с облачением?

Возвращаясь к теме перенесения персонажей известных литературных произведений из какого-то исторического периода во время нынешнее, не хочется открывать Америку и говорить о том, что подобное оправданно далеко не всегда, и выдернутые из контекста важных исторических деталей перемещения героев могут сделать их образы каменными, безжизненными, бессмысленными. Невозможно представить себе Остапа Бендера и Кису Воробьянинова, Маргариту и Мастера, Ольгу Вячеславовну-Гадюку и Соню Варенцову, Григория Мелехова и Аксинью сейчас, да и не нужно! Не нужно! Тем более, когда никакой связи новый вид  со старым героем и его репликами не имеет.

Метафоричного «Самоубийцу» Эрдмана можно превратить в злободневную сатиру, звучащую остро, что пытался осуществить Плучек в Театре Сатиры, но спектакль быстро закрыли. В философской грусти «Самоубийцы» можно увидеть драму, ведь вопросы бренности бытия, смысла жизни и поиска своего месте в этом мире вечны. С каламбурами «Самоубийцы» можно просто поиграть в дуракаваляние, со смехом без политического подтекста над абсурдностью человеческой бытовой суеты сует.

Но нет ничего печальнее, чем несмешная шутка, а в театре - несмешной комедии. Актёры сами по себе отлично справлялись с ролями, но, не будучи склеены пониманием общего смыслового замысла спектакля, каждый клевал зерно своей роли в одиночку. Несовместимость предложенных обликов героев пьесы с аутентичным содержанием нейтрализует иронический комизм, обнуляет драматические ноты, тупит сатиру и превращает хороший спектакль в «представление».

ФОТО С ПРЕСС-ПОКАЗА:














































































Сайт Театра на Малой Бронной
Группы театра в соцсетях: в Фейсбуке, ВКонтакте и Instagram

Материал подговлен в сотрудничестве с информационным столичным порталом ЯМосква и evge_chesnokov.

Посты по тэгу «я/Кино-Театр/Цирк-Концерт»:
Театр на Малой Бронной
Ба! Знакомые всё лица! - «Горе от ума» в Театре на Малой Бронной, реж. Павел Сафонов
«Салемские ведьмы» в Театре на Малой Бронной
«Княжна Марья» в Теаре на Малой Бронной/ПРЕМЬЕРА
Театр им.Вахтангова
Люби меня, как я тебя. «Бовари» в Театре Вахтангова, реж. О.Субботина
Да придёт Спаситель! - «В ожидании Годо» в Театре Вахтангова, реж. Владимир Бельдиян
Корона над гадким туловищем - «Ричард III» в Вахтангова, реж. Автандил Варсимашвили
«Ричард III» - спектакль не о политике, а об утрате человеческого облика во власти /ПРЕСС-ПОКАЗ
«Царь Эдип» в Театре Вахтангова, реж. Римас Туминас /ПРЕМЬЕРА
Театру Вахтангова - 95! Пресс-конференция после спектакля «Царь Эдип»
Школа современной пьесы под рук. Иосифа Райхельгауза
«Пока наливается пиво» или Лондон наш! | Школа современной пьесы, Е. Гришковец
«Спасти камер-юнкера Пушкина» в Театре Школа современной пьесы (под рук. И.Райхельгауза)
«Шинель/Пальто» в Школе Современной пьесы (под рук. И.Райхельгауза) /ПРЕМЬЕРА
Арена ВТБ
Русский рок - движемся вверх! ЧАРТОВА ДЮЖИНА - 2018
Театр Фоменко
Эротический египетский анекдот в Театре Фоменко - "Египетские ночи"
Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко
Пятьдесят оттенков чувственности - балет «Манон» в Музыкальном Театре Станиславского
Московский Театр мюзикла
Но вчера приснилось мне, будто принц за мной примчался... - "Всё о Золушке" в Театре Мюзикла
Театр Романа Виктюка
Самый мистический Маугли - "Маугли. Доброй охоты!" в Театре Виктюка, реж. Дмитрий Бозин
Театр Русской песни Надежды Бабкиной
Горькая «Калина красная». Премьера в Театре Русской песни Надежды Бабкиной, реж. Д.Петрунь
МХТ им.Чехова
Сметана из облаков, жаркое из буржуев, «Светлый путь» в МХТ, реж. А.Молочников
Код Ренаты Литвиновой. «Северный ветер» в МХТ им.Чехова
«Мужья и жёны»: бег по кругу
Солнечная Маня. Презентация книги воспоминаний о Марине Голуб в МХТ
Весы на небе, «Весы» на земле. МХТ. Гришковец. Премьера
Евгений Гришковец и артисты МХТ на пресс-показе спектакля «Весы»
«Лёха» - спектакль длиною в жизнь. Новая сцена МХТ им.Чехова
Театр на Юго-Западе
Ах, какой пассаж! «Ревизор» в Театре на Юго-Западе
Смех и слёзы "Бабы Шанель" в Театре на Юго-Западе
«Женитьба» или Агафью Тихоновну жалко (Театр на Юго-Западе)
«Укрощение строптивой» в Театре на Юго-Западе
«Макбет» в Театре на Юго-Западе
«В поисках сокровищ, или Невероятная история одного кораблекрушения» в Театре на Юго-Западе
«Импровизационный батл» между Театром на Юго-Западе и Губернским театром!
«Гамлет» в Театре на Юго-Западе. Смотреть - и не вопрос!
РАМТ
Ещё живые и уже мертвые. «Магический лабиринт». Мадрид/Москва. CDN/РАМТ
«Хочу в школу!» или как «Птицы» расправили крылья
«Рикки. История об одной великой битве в джунглях». РАМТ /ПРЕМЬЕРА
«Будденброки». Томас Манн. РАМТ
Губернский театр под рук.С.Безрукова
От осознания ошибок прошлого зависит наше будущее. Спектакль «Восемь». Губернский театр
«В волчьей стае появился человеческий детёныш!» - «Маугли», Московский Губернский театр
Театр им. А.С.Пушкина:
«Дайте крест!» - «Жанна Д’Арк» в Театре Пушкина
«Дом, который построил Свифт» в Театре Пушкина
Театр Стаса Намина:
«Нью-Йорк. 80-е. Мы» в театре Стаса Намина и немного светской хроники
Театр под рук. Армена Джигарханяна:
«Чума на оба ваших дома» в Театре Джигарханяна
«Жанна Д’Арк - Белая ворона» в Театре под рук. Армена Джигарханяна
Театр Маяковского:
«Кавказский меловой круг» в Театре Маяковского
Театр МодернЪ
«Саломея» в Театре МодернЪ
Танец семи покрывал (Саломея - Ирина Гринева, Театр МодернЪ)

[ Цирки, Каскадеры, Театр Ромэн, Современник, Театр им. А.С.Пушкина, Театр АпАрте, Театр Русской драмы под рук. Щепенко, Театр Луны, Книжный клуб «Гиперион», Губернский театр под рук. Безрукова, Театр Вернадского 13, Театр «Ученый Медведь», ЦАТ Российской Армии, Консерватория ]
КАСКАДЕРЫ
Каскадёрское шоу "Русский форсаж-3" в Парке киноприключений Мастера Панина
БОЛЬШОЙ МОСКОВСКИЙ ЦИРК НА ПРОСПЕКТЕ ВЕРНАДСКОГО
«Снежная королева» братьев Запашных в Цирке на проспекте Вернадского!
Рок-орден «Тампль»
Рок-опера «Жанна Д’Арк» в рок-ордене «Тампль»
Театр «Кураж»
Шухер! - Шекспир, Мирзоев и «Кураж»!
Театр Ромэн
Театр «Ромэн». А там гитары, а там цыгане! Спектакль «Мы - цыгане!»
Театральное агентство "АРТ-Партнер XXI век"
«Полёты с Ангелом. Шагал» /на сцене Театра Моссовета
Театр Современник
Ускользающая «Дама» в Театре Современник
Театр русской драмы под рук. М.Г.Щепенко:
«Небесный гость» в Театре русской драмы под рук. М.Щепенко
«Сердце не камень» в Театре русской драмы под рук. Щепенко
«Куликово поле» в Театре русской драмы под рук. М.Щепенко
«Не унывай!» в Театре русской драмы под рук.М.Щепенко
«Бенгальские огни» в Театре русской драмы под рук. М.Щепенко
Театр «Московские каникулы»
«Мой бедный Марат» в Театре «Московские каникулы»
ЦИРК НА ЦВЕТНОМ БУЛЬВАРЕ
Околдована, очарована… В цирке Юрия Никулина новая программа - «Магия цирка»!
КОНЦЕРТ
Вика Цыганова, показ мод Имперским Русским Балетом и Фио Дзанотти на концерте в ХХС
Театр EtCetera под рук. А.Калягина:
«Борис Годунов» в Театре EtCetera под рук. А.Калягина
«Утиная охота» в театре “EtCetera”/ Премьера
Театр АпАРТе:
«С любимыми не расставайтесь» в театре АпАРТе
«Агата Кристи. Детектив» в театре АпАРТе
«Сказка о царе Салтане» в театре «АпАРТе»
Театр Луны:
"Флайтер" в Театре Луны
Книжный клуб «Гиперион:
Камерный мюзикл «Штирлиц» в книжном клубе «Гиперион»
Театр "Вернадского, 13"
«Белоснежка и семь гномов» в Театре «Вернадского, 13»
Кукольный театр "Ученый медведь"
«Рождество» в театре «Учёный медведь»
Центральный Академический театр российской армии
Мюзикл "Принцесса и солдат" в Театре Российской Армии

*Культурная жизнь Москвы, МОСКВА, я/Кино-Театр/Цирк-Концерт

Previous post Next post
Up