Здесь русский дух, здесь Русью пахнет. "Сказка о царе Салтане" в МАМТе
Oct 10, 2018 21:10
Не поддавайтесь чувству лёгкого недоумения из-за минималистичного оформления сцены, а вернее, почти полного отсутствия декораций на ней. Потом вы увидите, как это осознанное решение режиссёра станет своеобразным импульсом, раскрывающим вашу фантазию. Вообще удивляться на опере «Сказка о царе Салтане» в Музыкальном театре им.Станиславского и Немировича-Данченко вы будете постоянно. Фантастически красивый язык этой уже почти родной сказки Пушкина, известной каждому россиянину от млада до велика, является своего рода генетической меткой национальной самоидентификации. Где бы мы не были, где бы не жили, «три девицы под окном» уже своего рода «парашют», который выдаёт разведчика. Вне сомнения, чтобы удивить досконально изученной и знаемой назубок сказкой, надо обладать несомненным талантом. Лёгкий изящный парафраз пушкинской сюжетной линии, акценты на новых деталях и перед нами знакомая сказка, но уже воспринимающаяся по новым сенсебильным контурам.
Я в и
Режиссёр-постановщик Александр Титель и художники по костюмам Юрий Устинов и Ирина Акимова в буквальном смысле нарисовали эту сказочную историю на сцене. Для первого действия характерна пастельная приглушённость цветовых акцентов, во втором цветả ярче, цвẻта больше. Великолепная работа художника по свету Ильдара Бедердинова, очень впечатляюще смотрелись сцены, подсвеченные потоком золотистых лучей.
В целом постановку отличает величавость повествования без пафосности, отсутствие приторной лубочной эклетики и наигранного скоморошества, нежная умилительность в сценах с детским мимансом, впечатляют и трогают сердце совсем не мимишные, а настоящие переживания героев. Купированы некоторые повторяющиеся и трудно поддающиеся сценической обработке сцены из литературного первоисточника, и тем эффектнее окажется долгожданное появление пресимпатичной рыжей Белочки, «щелкающей» золотые орешки, и богатырей из морской пучины. В постановке будет и русская зима со снегом, и бушующее море-океан, и чудо-остров Буян, и сложносочинённый коршун-чародей, и Царевна-Лебедь с огромными «всамделишными» руками-крыльями, и сказочный град, и флотилия корабельщиков. С акварельно размытого фона видеоинсталляции заднего плана за зрителями внимательно наблюдает волшебный кот из Лукоморья. В сценический замес добавлена магия и даже немного horror-а в колыбельную песню, которую поют зловредные сестры царицы и сватья баба Бабариха. Головные уборы миманса в виде маковок церквей, матрёшечные костюмы корабельщиков, вёсла в виде ложек с хохломскими узорами, казалось бы дерзко и опасно эклетичны, но спектакль сделан на высоком уровне и с большим вкусом, поэтому можно только порадоваться за то, что ребёнок не вовлечён в псевдо-русскую безвкусицу.
Очаровательна сцена, когда морская стихия несёт бочку с царицей и маленьким царевичем к острову Буяну. Очаровательна стайка мотыльков. Великолепны сцены появления «чудо-града» и встреча корабельщиков с царём Салтаном.
Надо заметить, что опера не слишком лёгкий жанр для детской аудитории, но здесь дети эмпатически легко чувствуют и погружаются в действие на сцене, обходясь без либретто и дополнительных объяснений. В этом спектакле задействованы почти все основные направления музыкального театра: опера, балет, детский балет, миманс.
Кажущаяся простота сказки увлекательно обманчива, а форма, в которую облекли «Царя Салтана» в МАМТе, художественная уникальность образов, которые мы видим на сцене, чарующая «разговаривающая со зрителем» музыка Римского-Корсакова, великолепные голоса артистов доставят истинное эстетическое удовольствие зрителям всех возрастов.
Царь Салтан - Денис Макаров Царица - Мария Макеева Князь Гвидон - Александр Нестеренко Царевна-Лебедь - Дарья Терехова
Дирижёр - Тимур Зангиев
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР СТАНИСЛАВСКОГО И НЕМИРОВИЧА ДАНЧЕНКО (МАМТ) ОПЕРА "СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ"