"Тимур и его команда", дипломный спектакль вгиковцев, курс Меньшова и Алентовой
Jun 07, 2018 11:30
С отличным спектаклем выпустились в этом году вгиковцы с курса Владимира Меньшова и Веры Алентовой. Спектаклем, который не просто не стыдно показывать, а который обязан просто найти себе площадку, чтобы его увидели зрители! Трудно предположить, что двигало режиссёром Татьяной Тарасовой, когда она взялась не за что-то вычурное, бессмертное, нетленное, пафосное, а взяла «Тимура и его команду», читанного всеми перечитанного, да и ещё с опасным шлейфом печальной репутации Голикова-Гайдара, в бытность его командования красноармейцами в Хакасии. Гайдар сам по себе личность загадочная, не поддающаяся никакому пониманию и расшифровке без помощи соответствующего специалиста по психике. Но отвлекаясь от поиска фрейдистских мотивов содеянного им, на чтение книг написанных им, никак невозможно не видеть его бесспорного литературного таланта. В его книги влюбляешься на всю жизнь, забыть их невозможно. Очень точно, очень сильно, выпукло, ярко перед глазами встают его герои - смешные Чук и Гек, девочка Светлана из «Голубой чашки», Тимур, Женька, Квакин и остальные персонажи из «Тимура и его команды». Его книги одновременно наполнены радостью и грустью, причем эти чувства имеют самою высокую пробу, никак и ничем не связаны с материальным, они возвышенные, пронзительные, правильные какие-то.
Я в и
И очень правильный выбор для дипломного спектакля сделала Татьяна Тарасова. Как режиссер, она, видимо, сразу мысленно примерила образы всех героев на ребят выпускников и поняла насколько идеально они вписываются в них. Женьку играет миниатюрная Женя Михеева, при взгляде на которую трудно поверить, что ей не 13 лет, как и её героине. Забавная, нелепая, добрая, честная, безудержная фантазёрка, точь-в-точь как в книжке. Тимур у Ростислава Дзизенко - всё как полагается, романтичный мальчишка, с высокими устремлениями, которого в другом жанре можно было бы назвать принцем, но здесь он командир, настоящий лидер, отличный организатор, и все эти качества гораздо реальнее и привлекательнее, чем у какого-то там выдуманного принца. Интересно, что в спектакле ребята играли настолько хорошо каждый сам по себе, раскрывая характеры своих героев, что не просто трудно, а невозможно кого-то выделить и назвать главным. На сцене была настоящая команда. Мало того, в совсем небольших по объёму ролях - дедушки Коли Колокольчикова и молочницы-Нюрки-вдовы лётчика - не только блеснули Никита Ермочихин и Нина Дронова, но и сумели придать им юмористический оттенок. Нине Дроновой пришлось перевоплощаться сразу в старуху-молочницу, рыжую Нюрку с козой и печальную вдову лётчика, что для опытного-то актера достаточно сложная задача. А я, например, в Нюрке её не опознала совсем! Да как уморительно она козу тащила! Двухметровый Никита Транцеев каким-то невероятным способом уменьшился на сцене до размеров маленького забавного Коли Колокольчикова. Вообще замечательно, когда актеры не изображают молодость, а сами ещё молоды и из них брызжет энергия. Помимо актёрского таланта ребята ещё демонстрировали такие крутые кульбиты, что ого-го-го!
Помню, что когда читала книгу Гайдара, то слабее всего представляла почему-то Гейку, у «которого брат матрос» и Симу Симакова, а в спектакле Арсений Маликов и Антон Накатков замечательно их сыграли. Смешно, что для Квакина и Фигуры, типажей неоднозначных и хулиганских, подобрали ребят с одинаково кудрявыми шапками волос - брюнета Евгения Серобабина и рыжего Артема Ямпольского. И мне понравилось, что антагонизм между компанией Квакина и командой Тимура не был представлен как глобальная битва Добра и Зла, т.е. конфликт был лишен пафосности, и намёков на «низость» Квакина и утрированное «благородство» Тимура. Было чувство, что скоро ребята разберутся между собой по-дружески, и к тем, кто был неправ, придёт осознание своей вины. Не зря, видимо, полное название у спектакля «Тимур и его команда. Рассказы о том». Все сцены подавались как «рассказы» - рассказ о том, как девочка Женя заблудилась, рассказ о том, как Оля познакомилась с Гараевым, рассказ о том, как Гейка и Коля Колокольчиков попали в заточение и тд.
Хочется отметить, выразить удивление сценографией. Она великолепна при всём своём минимализме! Не успевала удивляться фантазии и удачным находкам. Несколько деревянных секций изображали и забор, и пляж, присутствовали вёдра с яблоками, бумажные панамки, чайник, чемоданы, парашюты, светящиеся звёзды, переплетенные веревки в виде звезды, большие табуреты друг на друге это сарай, ручка с фарой это мотоцикл, хорошо поставленный свет. А как плавали на табуретках - я поверила! Настолько всё было ощутимо, все передвижения из московской квартиры на дачу, сарай, участки соседей, и всё остальное. Как классно Георгий Гараев ехали с Ольгой на мотоцикле! Даже на фото не могу понять, каким образом они так правдоподобно изобразили скоростную езду по ухабам! И, конечно, конечно, улыбчивому Петру Рябову изумительно подходит образ инженера Гараева, а Ирине Штерк - образ строгой старшей сестры Ольги.
Спектакль светлый ещё не только по общей тональности, но и по цвету костюмов. Все в белом, все в светлом. И мысли у всех светлые, устремления. И вера в светлое будущее, не только своё, но и всей свой страны, которую они так любят, так хотят защитить, помочь - такая сильная и мощная… И на каких-то моментах, когда герои подняли головы и провожали взглядом пронёсшийся над ними самолет, когда Гараеву принесли повестку о призвании его в ряды Красной Армии, когда команда пошла провожать его, когда Оля, Женька и Тимур прощались со своим невидимым отцом на вокзале, где стоял бронепоезд, вдруг отчётливо представилось себе будущее… Книга была написана в 1940 году… ещё год мирной жизни… и война… Война, на которую точно пойдут эти мальчишки, и эти девочки…
Я очень благодарна за это пережитое нахлынувшее чувство… именно чувственное ощущение тревоги и осознание того, через что прошёл наш народ… Сильное чувство сопричастности с историей, которую воспринимаешь уже не отвлечённо… И ещё благодарна за выбор произведения, за то, что решились, не побоялись, и сделали всё на пять с плюсом. Сейчас ведь нет таких мальчишек-героев как Тимур. В современной литературе точно нет. И книг таких нет, чтобы подарили бы вам хотя бы издалека похожие ощущения как после «Тимура и его команды». А ведь, речь идёт о настоящем патриотизме, о настоящей любви к Родине…
Если спектакль найдёт себе сцену, а он должен найти себе хорошую площадку, обязательно сходите и посмотрите! Спектакль взрослый на самом-то деле, не детский, и возрастной лимит там указан как 13+. И мне ещё хочется пожелать, чтобы каким-то образом эта дипломная постановка стала знаковой для выпускников. Чтобы они оставались командой на всю жизнь, чтобы не рассеялись.
PS. Перечитав свой отзыв, поняла, что пишу не совсем о том, что хотела. Спектакль гораздо глубже написанных слов. Тоньше. Очень эмоциональный, музыкальный. Лёгкий, не в смысле легковесный, а легко смотрится, лёгкий как птичье пёрышко. PSS. Подумала, что всё-таки, здесь чувствуется стиль учителя - Владимира Меньшова. Он всегда выбирал для своих экранизаций т.н. "простые истории", и всегда делал это блестяще. *** А Фигура угощал зрителей яблоками! Ворованными! )))
ФОТО СПЕКТАКЛЯ
АРТИСТЫ НА ПОКЛОНАХ
ЧАЕПИТИЕ С АКТЕРАМИ, ИНТЕРВЬЮ, ОБСУЖДЕНИЕ СПЕКТАКЛЯ