Французская костюмная женская любовная драма "Портрет девушки в огне" пример такого парадоксального кино, которое после прочтения анонса вызывает сардонические усмешки, а после просмотра - жгучее желание узнать как можно больше о том кто снимал, кто снимался, как проходили съёмки.
Фильм создавали женщины.
4 героини - Ноэми Мерлан (Марианна), Адель Энель (Элоиза), Валерия Голино (графиня-мать), Луана Байрами (служанка).
Фильм сняли женщины.
Режиссер и сценарий - Селин Сьямма. Оператор - Клер Мален.
Вряд ли бюджет фильма был неограничен. Декорации - Ла-Манш, скалы, песок, стены заброшенного замка. Костюмы актрисы почти не меняют и они больше условны и стилизованы под 18 век, не отличаясь ни богатством вышивки, ни фактурой платьев, ни изысканностью кружев.
Но как снято!
В фильме царствуют солнечный свет и бирюзовый цвет волн. Где нет естественного освещения, там лица освещены пламенем свечей и огнем камина. Тёмный фон кажется подмалёвком каких-то изысканных картин - так дивно и художественно расставлены в сценах фигуры и предметы. Вспоминается снятая в подобной музейной манере "Девушка с жемчужной сережкой" Питера Веббера.
Действие фильма происходит в конце 18 века на одном из островов Бретани. Сюда на лодке привозят художницу из Парижа Марианну. У неё необычная задача - нужно написать портрет дочери хозяйки замка, но незаметно. Портрет будет отослал её жениху в Милан, для представления невесты. Таким способом была выдана когда-то замуж сама графиня, когда она впервые переступила порог этого замка, то увидела свой портрет на парадном месте, присланный её будущему мужу. Но сама девица по имени Элоиза, только что вернувшаяся домой из бенедектинского монастыря, строптиво уклониться от позирования, потому что не хочет быть вещью, которой распоряжаются как хотят, без её согласия. По этой причине Марианну представляют как компаньона для прогулок. Девушки начинают общаться и понимают, что их восприятие жизни, музыки, искусства и красоты удивительно одинаково. И - вспыхивает чувство...
Фильм переполнен женской энергией Инь. Она медленная, тягучая, обволакивающая. Отношения не возникают мгновенно. Они развиваются постепенно. У обоих сложные характеры и внутренний мир. Героини очень красивы и оттеняют друг друга контрастом - длинношеие жгучая кареглазая брюнетка и природная блондинка с голубыми глазами. Обе талантливы. Обе скованы рамками приличий. Одну воспитывал отец, другую растила мать. Главное, они - француженки, что позволяет зрителю полноценно оценить их прославленный шарм, который заключается в естественности, чувстве собственного достоинства и радикального понимания свободы поведения. Фильм идет на французском языке с субтитрами, и смотреть его необходимо только так. Озвучка лишила бы прелести звучания языка и возможности услышать тембр голоса героинь.
В картине много символизма, аллегорий, подтекстового эзопова языка. Одну из девушек, художницу, зовут Марианна. Это знаковое имя для Франции, символ Французской революции и непокорности. Сама Селин Сьямма угадывается в её образе, кажется, что подобно ей создавала свой кинематографический "Портрет" кистью художника, а не камерой, настолько он живописен.
В фильме также очень много личных моментов, Селин Сьямма как бы заставляет вспомнить детскую игру "найди мой секретик". Более чем очевидно, что режиссёрка собрала в нём и свои личные переживания, и индивидуальные представления, например, о тех же мужчинах, которые предсказуемо обозначены как грубые, потные, грязные особи, на чью поддержку нельзя рассчитывать в трудные минуты. Любовь с самцами это примитивное сношение результатом которого являются нежеланные дети и избавление от них. Как ни странно, но драматические коллизии удачно разбавлены комическими сценами. Что еще более странно - комическим выглядит аборт служанки, призванный подчеркнуть сплочённость женской солидарности и варварство "мужского вторжения".
Что-то глубоко личное ощущается в том как сняты сцены любовных ласк, все эти нежные касания завитков волос и шеи, скольжения кисточкой по груди портрета. Мне очень хочется избежать слова "лесбиянки", потому что фильм совсем про другое и любители "клубнички" уйдут разочарованными. Французы на то и французы, что давным давно тема "голых" нетрадиционных отношений им неинтересна, и что очень важно, она абсолютно не навязывается, и Селин Сьямма не пытается шокировать, бравировать или выпячивать тему женской постели. Фильм получился очень тонким и чувственным. Он гораздо больше о душевной близости двух людей, чем о физической. Но и в то же время это эротическое кино, своеобразная альтернатива культовым "9 1/2 неделям", при этом Селин Сьямма гораздо более деликатна и сдержанна в сексуальных сценах. Не хочется и рассуждать о феминизме. Фильм дарит мощное визуальное наслаждение и заставляет переосмысливать рамки свободы, в которые условностями заперта человеческая личность.
❗ Единственное кому фильм может не понравиться, так это любителям тотальной эпиляции.😊
"Портрет девушки в огне" получил Пальмовую ветвь на Каннском фестивале-2019 за лучший сценарий. Приз приятный, но не совсем справедливый. Фильм заслуживает гораздо большего. Я уверена, что он не канет в Лету, его будут вспоминать и пересматривать.
Предпоказ фильма состоялся 24 октября в Инженерном зале Третьяковской галереи.
Благодарна
Livejournal и
tanechka_s за приглашение!
Релиз на KinoPoisk.ru