МакДонах & Федотов. Ирландия vs Пермь. "Калека с Инишмана"
Nov 15, 2018 21:10
Острова Аран - группа из трёх островов (Инишмор, Инишман, Инишир), расположенные в заливе Голуэй, у западного побережья Ирландии. Инишман (ирл. Inis Meáin) - второй по размерам из островов Аран. Население - 157 чел. Wikipedia Спектакль «Калека с Инишмана» Пермского театра «У моста» тот, о котором не хочется писать ничего, кроме краткого: «Смотреть». Потому что это прекрасно. Это театр, ради которого мы ходим в театр. Потрясающая, поразительная по точности игра актёров. И такая нежная чуть уловимая комедийность в какой-то фразе, в какой-то ноте, жесте. На сцене не было персонажа, в которого я бы не влюбилась. Спроси меня о чем спектакль - отвечу: о доброте, любви, одиночестве, благородстве, силе духа, сильных характерах. Спроси, а кто персонажи - отвечу: странные тётки, калека, дурная девка и её брат дебил, драчливый рыбак, мужик-сплетник с придурью и мамашей-алкоголичкой. Как это может сочетаться? Сочетание несочетаемого - грубого юмора, однообразия повторяемых фраз, пронзительных моментов, щемящей нежности, смеха и слёз одновременно? Если это характерно для Ирландии, то мне нравится Ирландия! И мне нравится Пермь! МакДонах это душевный Тарантино, пермяк Сергей Федотов - тонкий талантливый режиссёр, а театр «У моста» - первооткрыватель этого уже широко известного ирландского драматурга и инициатор первого в мире Фестиваля Мартина МакДонаха, а также единственный в мире театр на сцене, которого были поставлены все его 8 пьес. «Калека с Инишмана», как вы поняли - одна из них. Этот спектакль получил «Золотую маску» в 2010 году. Не знаю, как раздаются эти награды, но я бы дала Маску каждому в этом спектакле.
Я в и
МакДонах & Федотов не раскрывают характеры героев сразу и полностью, а наоборот, постепенно, никуда не торопясь, размеренно добавляют штришок за штришком. Как будто работают в импрессионистской манере, добавляя свет в портреты героев и в сердца зрителей. Только МакДонах может набрать непонятных персонажей, чудных, странных, некрасивых, дефективных, уродливых и даже дебильных, а потом сделать так, что их внутренняя суть полностью затмевает внешний вид, несуразное поведение, и вообще вся наносная мишура становится абсолютно неважной. Все эти маргиналы вдруг в финале распустятся перед вами как самые прекрасные розы. Великий гуманист МакДонах в каждом видит Божью искру.
О такие спектакли греешься душой как у тёплого очага. Спектакль, несмотря на нелепые обстоятельства, очень красив, утончённо красив. Красота в будничной простоте. В том, что всем нам кажется неважным, на что не обращаем внимания.
Ни разу не видела до этого спектакли этого театра, но как я понимаю, Сергей Федотов всегда скрупулезен в мелочах и очень любит детально воссоздавать на сцене пространства, в которых обитают герои. В нашем случае это дом и магазин, где живут Билли и его тётушки. Федотов наполняет, обживает его, как собственное жилище, детально продумывая и наполняя самыми разными, но важными штучками, от картин до банки с горошком. Сценография великолепная. Цвет света, звуковой фон, смена места действий. Обстановка полностью натуралистичная. Каждая сцена освещена по своему, что даёт возможность предположить какое время суток, какая погода за стенами дома. Окошко как связь с внешним миром (постоянно выглядывают), игра со светом: сепия (вечер), мятный зелёный (море), ярко-желтый (утро). Воображение человека ведь очень сильный инструментарий. Если зацепить его, то дальше оно понесётся само как вольный ветер и нарисует маленький городок, море, его жителей. Иногда на сцене бывает создана такая зона отчуждения, наблюдать за которой можно интересно, но дистанционно, не втягиваясь внутрь, вглубь. А здесь - ты там!
Актёрские работы - виртуозны. Какое ещё можно подобрать слово - филигранны, ювелирны, совершенны. Как свист стрелы Вильгельма Телля - точно в яблочко. Актёры мастерски накачивают атмосферу. И вот комок подступает к горлу, когда тетушка Эйлин теребит кончик платка, спрашивает принести ли на ужин картофельные оладьи с чаем… когда всплывает на свет история Джоннипатинмайка… когда Хелен идёт вместе с Билли…
Я «браво!» не кричала, потому что внутренне ослабела от сопереживания. Чтобы войти в спектакль мне потребовалось какое-то время, и также оно понадобилось, чтобы выйти из него. Благодарю каждого актёра… Марину Шилову - Кейт Ирину Молянову - Эйлин Василия Скиданова - Билли Марию Новиченко - Хелен Сергея Мельникова - Бартли, брата Хелен (и как он выдержал, когда об его лоб разбили настоящие яйца!) Илью Бабошина - Джоннипатинмайка Екатерину Пономарёву - его Мамашу (весь спектакль гениально «просидела» в инвалидной коляске) Александра Шаманова - Малыша Бобби Андрея Воробьева - Доктора
Испытала катарсическое облегчение, когда на поклонах герои разогнулись наконец-то, встали из своих инвалидных колясок и прочая и превратились в актёров, то есть людей. Уф, калека Билли - Василий Скиданов - жив и здоров!
Я бы ходила на спектакли этого театра каждый день как на работу и пересмотрела бы весь репертуар. Спектакль подарил 2,5 часа чистого упоительного театрального и человеческого наслаждения.
ФОТОГРАФИИ СПЕКТАКЛЯ (с) фото из интернета
Это наш состав. Мария Новиченко (Хелен), Сергей Мельников (Бартли), София Шустова (Мамаша), Александр Шаманов (Малыш Бобби)
ПЕРМСКИЙ ТЕАТР "У МОСТА" (гастроли, сцена культурного центра "На Страстном") Ноябрь, 2018