Всё чудесатее и чудесатее, или Алиса и Даня в стране наук!
Jul 10, 2015 11:19
Люблю я всякие научные штуки. И Даню по ним таскаю. А еще люблю волшебные сказки. Точнее, как люблю? Иногда на меня нападает ностальгия, и мне хочется открыть что-нибудь эдакое, что мне нравилось в детстве, и почитать. "Алиса в стране чудес", Льюиса Керрола, 150-летие которой мы недавно отмечали, - как раз одна из таких книг. Правда, в детстве я ее воспринимала совсем по-другому. А сейчас читаю и понимаю, что буквально каждая фраза в книге несет сразу несколько смыслов, что это - как раз такое произведение, которое можно читать и дошколятам, ибо им интересен сам сюжет, и школьникам, чтобы постичь нюансы всяческих наук, и взрослым, так как на страницах, порой, открывается такое, о чем и не смел догадываться. В общем, отличная книга! А тут вдруг наш Политихнический музей взял да и открыл в одном из павильонов ВДНХ выставку к юбилею "Алисы в стране чудес" и назвал ее "Алиса в стране наук". Вы представляете себе! Политихнический музей - самый научный музей из всех научных! И такую выставку, причем, выставку интерактивную! Мы с Даней не могли не пойти. Ну, и Антона reon с собой взяли, который даже особенно подготовился - прочитал биографию Керрола. :) Это наш экскурсовод - Безумный Шляпник! Согласитесь, очень эксцентричный мужчина. :)
Мы ходили на выставку 4 июля, а именно в этот день для всех, кто принесет с собой кофейную или чайную чашку, организаторы устроили бесплатный вход. К нашему приходу чашек набролось уже несколько столов. Нам сказали, что потом из них соберут инсталляцию и выставят в одном из залов. :)) 2.
3.
Всего на выставке было пять залов-тем: пространство, жизнь, математика, время и восприятие. И как только мы вместе с Алисой провалились в кроличью нору (да-да, выставка же интерактивная, поэтому провалились мы в нее почти в самом прямом смысле слова), то оказались в зале "Пространство". Хотя я бы, наверное, назвала этот зал астрономическим. Ведь в нем рассказывалось и о левитации, и о том, почему Алиса, падая в нору, не могла пролететь всю Землю насквозь, как ей сначала подумалось, и о нашей Солнечной системе, и о других галактиках и их появлении. Вот тут Даня, к примеру, завис вместе с прочими юными коллегами у прибора, который изображает левитацию. Снизу на шарики дует ветер, они парят, а дети их ловят. 4.
Алиса, падающая сквозь Землю. Надеюсь, Даня понял мои объяснения, почему этого не могло случиться на самом деле. :) 5.
Но все-таки если представить, что Алиса пролетела бы сквозь Землю, стартовав из Лондона, то вылетела бы она на острове Антиподов, расположенном рядом с Новой Зеландией. Такой реально существует. Но кверху ногами там все же никто не ходит. :) 6.
Этот "аттракцион" очень заинтересовал девушек. Здесь можно на себе любимой понять в полной мере, что такое гравитация, и выяснить, сколько вы весите на разных планетах и спутниках Солнечной системы. 7.
К примеру, я на Луне вешу меньше 11 килограммов. Нее, ну, классно же! 8.
Смотрящего на Луну Кролика все узнали? 9.
Но, на самом деле, смотрит он не совсем не Луну. Всем взрослым перед входом на выставку давали специальные очки. А в залах выставки время от времени нам на стенах встречались вот такие "луны". И если надеть очки и посмотреть на "луну", то там появлялся текст. Текст, хотя и считался ориентированным только на взрослых, ничего крамольного в нем не было - просто серьезная познавательная информация, которую дети вряд ли в состоянии усвоить в силу возраста. Фото сквозь очки. 10.
11.
12.
Что общего между карандашом и атомным реактором? 13.
Переходим к галактикам и вселенной? Тогда вот вам еще один космический Кролик. 14.
Звезды огромны и тяжелы. Они образуются из еще более гигантских пылевых облаков. Но в конце жизни звезды могут превратиться в совсем маленькие по космическим меркам объекты - даже меньше, чем, например, Московская область. А в то время, как некоторые звезды схлопываются, есть кое-что, что растет быстрее, чем Алиса. Это - наша вселенная, которая родилась из точки. Но если бы мы видели в ней побольше... 15.
Вот тут, на полу, можно посмотреть, как появились галактики. 16.
А еще именно здесь Даня нашел дверь в Чудесный сад... Но о нем попозже. 17.
Дальше вместе со Шляпником мы отправились в следующий зал с темой "Жизнь". Хотя я бы, если честно, назвала бы его залом эволюции. Ведь даже в самом его центре росло ни что иное, как эволюционное древо! 18.
19.
"Мы упали в море слез, которое наплакала Алиса, когда была огромной. Море слез кишит жизнью, но скоро там становится тесно - и жизнь перебирается на сушу. Для этого существам нужно научиться дышать воздухом и отрастить ноги". Ну, эволюция же! В этом зале можно было создать на компе свое животное, запустить механизм эволюции и посмотреть: выживет ли зверь, в конце концов, или нет, каким он станет через тысячелетия. Можно было самим стать животным, растением или минералом и найти свое место в природе. Девушки как раз последним занимаются. 20.
А можно было на синтезаторе составить свою симфонию леса. 21.
Следующим залом был зал математики. Некоторые считают математику скучной наукой и совершенно зря. К примеру, мне этот зал вместе с залом астрономии понравился на выставке больше всего. Просто с непривычки бывает сложно разглядеть за цифрами и формулами целые миры. Эти миры населены математическими объектами. Вымышленные, но существующие, они могут меняться удивительным образом и при этом следовать четким правилам. Например: "Откусишь с одной стороны гриба - подрастешь. Откусишь с другой стороны - уменьшишься!" 22.
23.
В этом зале можно было изучить всевозможные измерения, включая даже четвертое, пятое и дальше до бесконечности, то есть, те, которые мы не видим. Можно было выяснить "принцип работы" ленты Мёбиуса и бутылки Клейна. От последней наш Даня, похоже, даже слегка обалдел. Когда я рассказала ему, что у бутылки Клейна нет наружней и внутренней стороны, что горлышко в ней соединено с дном, и что, несмотря на это, можно залезть через дно в горлышко, а потом и внутрь бутылки, он тут же решил это опробовать, и я едва успела его поймать, пока он не залез в экспонат. :)) 24.
А это - я рядом с грибами Мандельброта. Сии грибы в природе не существуют, они исключительно математические. Французско-америаканский математик Бенуа Мандельброт придумал целую отрасль в математике под названием фрактальная геометрия. Она изучает фрактальные структуры, в которых определенные части на разных масштабах повторяют друг друга. 25.
Еще в этом зале было много головоломок. Например, из деталей нужно было сложить пирамидку. Антон собрал на раз-два. Тут из трех деталей. 26.
А тут из четырех. 27.
Делом это оказалось непростым. Я, например, смогла собрать только из трех деталей. А это - Андрей volk в процессе сбора из четырех. 28.
Дальше мы отправились в зал времени. "А-а! Тогда понятно, - сказал Болванщик. - Убить время! Разве такое может ему понравиться! Ты бы лучше с ним не ссорилась, тогда бы могла просить у него все, что угодно! Допустим сейчас девять часов утра - пора идти на занятия. А ты шепнула ему словечко и - Р-раз! - стрелки побежали вперед! Половина второго - обед!" Белые колбочки на этом круге - песочные часы. Сам круг крутится и тоже отмеряет время. 29.
В зале рассказывалось о том, что для всех жителей земли время течет по-разному. Например, для маленьких детей оно идет очень медленно, и для них лето - это целая жизнь. Вспомните себя в детстве, ведь правда же? :) А старики говорят наоборот: "Как же быстро бегут годы!" Оказывается, этому есть несколько объяснений: у детей быстрее обмен веществ, сердце у них бьется чаще, они буквально быстрее живут. А у стариков обмен веществ замедляется. А еще восприятие времени зависит от частоты, с которой мы "скармливаем" мозгу новые порции информации. Попробуйте перекрыть информационный поток, зажмурившись всего на полминутки. Спорим, она покажется вам довольно продолжительной? Для маленьких детей время идет очень медленно. За день они узнают больше, чем взрослые за неделю. С возрастом порции новых знаний уменьшаются, и время начинает мчаться во весь опор. 30.
А вот картинка о том, сколько могут прожить в идеальных условиях люди и разные животные нашей планеты. Интересно получается. Человек может прожить 122 года, кошка - 29 лет, собака - 34, а самый долгожитель - гренландский кит, он может прожить аж 210 лет. 31.
Еще тут было очень много всего интересного про сон. Оказывается, сон у нас вызывает специальное вырабатываемое мозгом вещество - мелотонин. Мелатонин распадается на свету, поэтому нам гораздо легче просыпаться летним утром, чем зимним. Узнать много всего о сне можно было вот на такой чашке-стенде. 32.
Тянешь за хвостик морковку с вопросом... 33.
...и получаешь ответ. 34.
А вот еще одна интересная штука. Пазлики! Но не простые, а тоже на тему сна. 35.
Вы знаете, что такое суточная спячка? Нет, это не наша жизнь на диване. :) С точки зрения эволюции, теплокровность - очень удобная штука. Благодаря ей мы, люди, можем жить в разных климатических зонах и быть активными круглый год. Когда мы спим, температура тела у нас не изменяется. Но это - дорогое удовольствие. Поэтому некоторые животные во время сна свою температуру понижают. Это и называется "суточная спячка", не просто сон, а оцепенение. На тему суточной спячки я как раз пазлик собрала. 36.
Ну, и, наконец, самое интересное в этом зале. Как вы думаете, можно ли путешествовать во времени? 37.
Знаменитый ученый Стивен Хокинг в 2009 году устроил вечеринку для путешественников во времени. Он объявил о ее проведении уже после самой вечеринки. Правда, никто туда почему-то не пришел. Путешественников во времени не обнаружилось. :( Но все-таки Кротовая нора, в которую упала Алиса, или по-другому червоточина - это гипотетический "туннель" между двумя областями четырехмерного пространства-времени. Он ведет, куда угодно: в соседний двор, в параллельную вселенную (помните, "Интерстеллар"?), в прошлое или в будущее. Общая теория относительности против таких туннелей не возражает. Однако, ученые пока что ни одной кротовой норы не нашли. Зато нашли ее Алиса и... Даня. Помните, когда Алиса ушла с чаепития, то вошла в удачно подвернувшуюся ей дверь в дереве - и снова попала в зал с заветной дверкой в Чудесный сад. Ей повезло больше, чем ученым, и она все-таки нашла червоточину. 38.
Вы наверняка хотите спросить, причем же тогда тут Даня? А посмотрите на фото №17. Он как раз стоит перед входом в "червоточину" - дверью в Чудесный сад, как раз примерно перед такой же, как у Алисы. Ведь официальный вход в Чудесный сад находится совсем в другом месте. А вот и сад. 39.
По своей сути, Чудесный сад оказался залом восприятий. В нем рассказывалось о наших чувствах восприятия пространства и всего того, что нас окружает. Возьмем, к примеру, зрение. В книге Пятерка и Семерка перекрашивают розы из белых в красные. Наш глаз может увидеть это и распознать спектр лучей, попавших на сетчатку. Но сам цвет рождается только в мозгу. И иногда мозгу довольно сложно понять, какой это цвет на самом деле. У девушек это, правда, получается лучше, чем у мужчин. Но факт остается фактом: для мозга цвет объекта зависит не только от того, что уловили клетки сетчатки, но и от того, что вокруг. Даня с розами. 40.
А вот, что получится, если изменить освещение. 41.
42.
А еще в Чудесном саду можно было увидеть, что видят некоторые животные. Например, вот эта девочка смотрит в прибор, через который видно, как видела бы всё вокруг кошка ночью. Я тоже в него заглянула. Темно и сине. :) 43.
Глаза стрекозы! 44.
А тут Даня смотрит глазами лошади. На мой взгляд, не очень у нее зрение, какое-то скособоченное. 45.
Друзья, а вы знаете, что такое парейдолия? Парейдолия - это поиск знакомых образов. Если вы видете в облаке медведя, это - парейдолия. Из знакомых образов мозгом вычленяются характерные черты, которые потом мозг может найти в совершенно неожиданных местах. Один из самых важных для распознавания образов - человеческое лицо. Поэтому лица находить повсюду легче всего. 46.
47.
А это - совсем другая иллюзия. Слон Шепарда. Он воспринимается, как знакомая фигура, при этом если смотреть только на его тело, остальное уходит на переферию и становится фоном. Так можно пропустить ошибку с ногами. :) 48.
Но не зрением единым... Знаете, чем на этом фото занимаются Настя nastyono4ka и Катя katyakhripunova? :) Играют в Королевский крокет. Надо сесть за этот прибор так, как сидят девушки, и по сигналу начать, как можно активнее, двигаться и стучать ногами. У кого это получается быстрее и веселее, пульс тоже бьется быстрее, и конструкция на их половине прибора вырывается вперед и выигрывает гонку. :) 49.
Эмоции! Что это такое, как они появляются и для чего нам нужны? Оказалось, что знаем мы о них совсем мало. На каждой игральной карте описана какая-нибудь эмоция. Например, гнев. Гнев, как оказывается, - это бурное негодование, которым люди встречают непреодолимую преграду. Мы считаем эту эмоцию отрицательной. Но именно она заставляет нас двигаться вперед, снести препятствие. Надеюсь, теперь Антон будет спокойнее относиться к проявлению у меня гнева. :)) 50.
Кстати, у Гневной Королевы, которая из книги, есть прописка в нашем мозге - она живет в амигдале вместе с Трусливым Болванчиком. Они всегда настороже, всегда готовы дать команду: "Бежать!" или "К бою!" Иногда они могут одержать верх, и тогда мы теряем голову от злости или страха. Но их вполне можно обуздать с помощью разума, - что и делает Алиса. 51.
Ну, а как же без замечательно улыбающегося эмоционального Чеширского кота? :) 52.
В общем, как вы поняли, друзья мои, выставка прекрасная. Она будет работать до 4 октября, поэтому, если вы в Москве, но на ней еще не были, обязательно сводите туда свою ребятню и сходите сами. Ведь удовольствие от нее получат и взрослые, и дети. Наука в игровой форме, я считаю, - это самое замечательное, что может быть. Билеты, правда, дороговаты: взрослый - 500 рублей, детский и льготный - 250 рублей, дети до 7 лет идут бесплатно. Но оно того стоит! Ну, и напоследок, знакомая вам мося, наевшаяся после выставки мороженым. Завтра с этой мосей в "Эспериментаниум" пойдем. :) 53.