В последние выходные перед путешествием по Испании наши друзья из ЖЖ Катя
catfeod, Паша
alatarr и их трехлетняя дочурка Лиза пригласили нас съездить вместе с ними в усадьбу Поленово. У Кати, Паши и Лизы неподалеку от усадьбы находится дача. Поэтому сначала Паша, который как раз в субботу с утра ехал туда из Москвы и прихватил нас с собой, привез нас к себе в гости на дачу. Катя накормила вкусным обедом и только после мы отправились в Поленово.
Погода была не очень, но это никого из нас особо не смущало. Наоборот, наш Данилка и Лиза сразу почувствовали друг в друге близких по духу товарищей, и были готовы не расставаться весь день. :)
Усадьба Поленово, наверное, как и большинство усадеб известных людей в окрестностях Москвы, пользуется большой популярностью среди туристов. Да и не только туристов. Сейчас сюда очень любят приезжать свадебные кортежи. Женихи, невесты и их гости гуляют по усадебному парку, фотографируются на фоне старинных домов и красот природы. И это не удивительно! Ведь она располагается в потрясающем месте - на крутом берегу реки Оки, откуда открываются такие просторы и дали, что просто загляденье, а душа рвется в полет. Поэтому нам можно было не удивляться, когда перед въездом в усадьбу мы увидели практически под завязку заполненную машинами автостоянку (штук пятьдесят, не меньше), а в главной парковой аллее - многочисленные свадебные процессии.
А вот, вход со стороны Оки, наоборот, очень тихий.
2.
Мы купили билеты и тоже пошли по аллее на экскурсию. Впрочем, если бы мы хотели только погулять по усадьбе, то покупать билеты нам было бы не нужно. Мы же собирались побывать в трехэтажном доме-музее основателя усадьбы Василия Поленова, ибо он того стоил.
Василий Дмитриевич Поленов - художник и композитор (как оказалось, он, не обучаясь специально музыки, написал очень качественную оперу "Призраки Эллады", и в 1906 году она даже исполнялась в Большом зале Московской консерватории) был человеком добрым, творческим и деятельным. Казалось бы, редко сочетаемые качества, и люди, обладающие всеми тремя почти не встречаются. Однако Поленов был. А мечтал он о том, чтобы не просто жить, писать картины и собственную музыку и радовать ими своих современников, а еще и давать возможность другим творческим людям, своим друзьям работать и реализовывать себя. Именно поэтому он хотел не только поселиться в усадьбе в живописной месте, а сделать эту усадьбу этаким "гнездом художников", то есть такой, чтобы здесь могли жить и творить его друзья-художники, учиться ремеслу живописи те, кто давно этого хотел. А еще Поленов хотел открыть в усадьбе музей. Ведь, помимо живописи и музыки, он увлекался архитектурой, театром, историей, археологией, античной, классической и новейшей литературой, был путешественником, объехал Египет, Палестину, Сирию, Турцию, откуда привез много интересных коллекций, начиная с египетских статуэток и посуды, и закачивая ближневосточными платьями, которые были в моде в ту пору у местных женщин.
Когда в конце 1880-х годов Василий Дмитриевич вместе с одним из своих друзей-учеников Константином Коровиным проплывал на небольшом пароходике мимо Тарусы, его поразили красоты этих мест, и он решил, что усадьбе быть именно здесь! Деньги в ту пору у него водились. Как раз недавно одну из его картин под названием "Христос и грешница" купил император Александр Третий.
3.
На картине был изображен библейский сюжет. К сидящему на площади на камнях Иисусу Христу толпа горожан ведет молодую женщину - грешницу, изменившую своему мужу с другим мужчиной. Толпа в негодовании, у всех только одно желание - убить женщину, забросать неверную камнями.
- Посмотри и реши, что с ней делать! - говорят они Христу.
- Пусть бросит в нее камень тот, кто сам безгрешен, - отвечает он.
И тогда люди опускают глаза, опускают руки и медленно расходятся. На площади остается только она, эта женщина, которая стоит напротив ее спасителя и сама до сих пор не может поверить, что спасена.
- Иди и больше не греши! - говорит он ей.
Картина Александру Третьему безумно понравилась. Единственное, что вызвало у него сомнение, так это еврейская шапочка - кипа на голове Христа, и он попросил Поленова "снять" ее. Василий Дмитриевич пошел на уступки императора и вместо шапочки изобразил Христу пышную шевелюру.
Сейчас картина "Христос и грешница" хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге, а в доме-музее усадьбы Поленова находится ее черно-белая копия, а также множество фрагментов и этюдов, выполненных самим автором.
4.
В общем, за полученные от Александра Третьего за картину деньги Василий Дмитриевич по собственному оригинальному проекту построил трехэтажный дом, в котором поселился сам с семейством, разместил свою мастерскую, библиотеку и устроил музей, а заодно воздвиг церковь в соседнем селе Бёхово, а в другом селе - в Страхово - школу для местной детворы, в которой дочери художника несколько лет руководили театральным кружком и вышивальными мастерскими.
...И вот, наконец, по живописной аллее мы подошли к этому самому дому Василия Поленова, который до сих пор считается главным музеем в усадьбе.
5.
В нем всего 24 комнаты, но для посещения туристам открыто только шесть. С одной стороны, конечно, мало, но, с другой, именно в них находятся коллекции картин и предметов, книги, вещи и сохранившаяся мебель. Вся обстановка в этих комнатах на 90 процентов представлена в том виде, в котором она здесь была при жизни художника. Столовая. Библиотека с несколькими шкафами старинных книг и с просторной верандой. Кабинет, где стоят фисгармония и пианино, и где он любил слушать и сочинять музыку, давая себе тем самым отвлечение и отдых от живописи. Портретная комната, в которой раньше располагалась игровая для детей, а теперь были выставлены портреты родственников и друзей-художников, а также их картины. Пейзажная комната, откуда и сейчас открывается прекрасная панорама на пойму Оки и Тарусу на противоположном берегу.
6.
И мастерская учеников, где ныне находится копия картины "Христос и грешница", о которой я уже рассказывала чуть выше.
К сожалению, фотосъемка в музее Поленова стоит странно и необычайно дорого, поэтому показать всё наглядно я в этот раз вам, увы, не смогу. Жаба задушила платить за несколько кадров целых 200 рублей. :((
Вид из окна одной из комнат.
7.
Экскурсия по дому-музею длится около 40 минут. Экскурсовод нам попалась очень интересная. Она рассказывала подробно и с душой, так, что хотелось слушать и слушать. Но, как не печально, в два с половиной года Даниилу нашему Антоновичу музеи, в которых рассказывается о жизненных путях художников, пока что малоинтересны. И он, осмотрев две комнаты, иссяк и устроил нойную. Пришлось выводить товарища на свежий воздух. Правда, через пять минут после этого иссякла и Лиза. И тогда ее папа Паша сказал, что погуляет с ними обоими, тем более, что в Поленово он был уже не в первый раз, а мы с Антоном вернулись на экскурсию.
8.
Но, в целом, Даня в этот раз проявил себя в поездке отлично, и можно сказать, что генеральная репетиция перед путешествием в Испанию удалась, как нельзя лучше. Все виды транспорта, на которых нам пришлось его повозить, включая три часа в электричке на обратном пути в Москву, он перенес на ура и либо тихо ехал и смотрел в окошко, либо вообще спал. Пешком ходил совсем без проблем, лишь однажды, глядя на Лизу, тоже попросился покататься верхом на папиной шее.
9.
Гостиница, куда мы заселились на одну ночь, у Дани вызвала полный восторг: он облазил все шкафы, искупался в душике, а когда я нашла ему на телевизоре канал РЖД с его любимыми паровозами, был просто счастлив. Спал он тоже отлично и ночью просыпался всего один раз. Правда, с едой у него были небольшие проблемы, но они были точно такими же, как и здесь, когда мы ездим с ним куда-нибудь в Москве - в кафешках его настолько переполняют эмоции, что есть он категорически отказывается абсолютно всё. Только потом взятые с собой сардельки и котлетки где-нибудь в парке на лавочке идут замечательно. Но, что нас с Антоном особенно порадовало, а меня так вообще прямо осчастливило, - это то, что Даня (тьфу-тьфу-тьфу) перестал драться. Весь день в Поленово он провел с Лизой и очень с ней подружился. За ручку он теперь соглашался ходить только с ней, сам делился игрушками, обнимал ее, гладил и позволял гладить и обнимать себя, что для нашего Дани просто-таки нонсенс! Правда, стабильно называл Лизу Машей. Как мы поняли, это потому, что решил, что Лизавета очень похожа на Машу из его любимого мультика про Машу и Медведя. :)) В конце концов Даня сказал, что Лиза ему очень-очень понравилась и он обязательно пригласит ее к себе в гости. Джентельмен, понимаешь. :) Мы надеемся, что взаимно. :))
10.
11.
12.
13.
На следующий день история продолжилась. Мы уже простились с Пашей, Катей и Лизой и поехали дальше сами. И вот, во время завтрака, когда я кормила Даню сарделечкой, к нам подошла незнакомая девочка и сказала, что тоже хочет. "Ну, - думаю, - сейчас начнется!" Без всякой надежды говорю: "Даня, угости девочку сарделечкой!" И этот мелкий мурыс накалывает кусочек сарельки на вилочку и протягивает девочке, точнее, подносит ей к ротику. Так и скормил ей ко всеобщему восторгу несколько кусочков. А потом они вместе играли и снова никаких драк!
14.
Короче говоря, Данилка в этот раз нас здорово порадовал. А вообще, как мы поняли, любит он симпатичных девочек, ничего с этим не поделать. :)) Хотя и с другими детьми тоже больше не дерется!
Но расскажу дальше об усадьбе Поленово. На самом деле, от всех прочих усадеб она очень сильно отличается. Прежде всего, тем, что здесь и сейчас живут потомки Василия Дмитриевича. Когда в 1917 году к власти пришли коммунисты и начали всяческие раскулачивания, то Поленовых не раскулачили. Уж больно нравилось местным крестьянам то, что делал для них художник: школа, церковь, музей... Оценила его деяния и новая власть. Усадьба Поленово (тогда она называлась Борок) была передана Поленову и его семье в пожизненное пользование. А когда в 1939 году уже после смерти художника его наследники передали в дар государству все коллекции музея, его библиотеку, архивы и фонды, музей был взят на баланс Тульским Облисполкомом и начал работать как государственное учреждение с установленной входной платой. Но директорами музея всегда были потомки Василия Поленова. Долгое время им руководил его внук, а теперь, если не ошибаюсь, - праправнучка.
Всего на территории усадьбы сейчас находится одиннадцать домов. Помимо жилых, здесь есть "Аббатство" - стоящая рядом с главным домом мастерская под красной черепичной крышей и диорама, где сейчас проводятся разные выставки.
15.
16.
Фахверковый сарай - в нем теперь камера хранения.
17.
"Адмиралтейство" - сарай для хранения лодок. Конюшня и каретный сарай.
18.
Так как в усадьбу мы попали уже в самом конце дня, то осмотреть все эти здания не смогли. Но зато побывали на двух мастер-классах: гончарного мастерства и по изготовлению тряпичных традиционных кукол. Дане особенно понравился первый. Он так завороженно смотрел на то, как вращается гончарный круг с будущим еще вязким глиняным горшочком на нем, что даже строгий дядя-гончар заулыбался.
19.
А после второго мастер-класса Дане и Лизе мы купили по маленькому тряпичному зайчику.
20.
21.
22.
Мы спустились вниз с холма, на котором находится усадьба, и прогулялись до берега Оки.
23.
Совсем недалеко отсюда была Таруса, даже виднелись ее домики на противоположном берегу. Но, увы, транспортное сообщение с ней по-прежнему отсутствовало. По суши до Тарусы можно было добраться, как и встарь, только через Серпухов, задав огромный крюк, а по воде - разве что на экскурсионных катерах...
24.
Когда мы уже уходили из усадьбы, то заметили, что на одной из полян организовано что-то вроде маленькой театральной сцены, а напротив нее стоят стулья, на которых уже начали размещаться зрители. Мы подошли ближе. Оказалось, что это действительно театр. А вскоре мы узнали подробности. Театр, как я уже рассказывала, был одним из увлечений Василия Поленова. Но заключалось оно не только в том, что он был заядлым театралом и сам посещал спектакли. Кроме этого, он организовал свой театр, домашний. Впрочем, в дореволюционной России домашние театры были у многих помещиков. Однако ж, Поленов отличился и здесь. Его театр был не просто домашним, он был народным. В представлениях принимали участие жители окрестных сел, крестьянские дети и подростки, а смотреть спектакли приходили все желающие. Так появилась традиция, которая живет до сих пор: каждый год, в один из летних дней местные школьники, взрослые, а также потомки Василия Дмитриевича, которые живут в Поленово, ставят в усадьбе спектакль. Вот, как раз на него мы, совершенно не подгадывая заранее, и попали! Правда, с двумя маленькими детьми посмотреть его целиком у нас не получилось. Но начало нам понравилось.
25.
Артисты готовятся.
26.
27.
В конце дня мы заехали в село Бёхово, чтобы увидеть ту самую построенную Поленовым церковь. Она стояла на пригорке на холме над Окой, а за ней располагалось кладбище с могилой Василия Дмитриевича, его жены и детей.
28.
29.
30.
От окраины кладбища открывался очень красивый вид на реку. Говорят, что художник просил похоронить себя именно здесь...
31.
32.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из путешествий в Тулу и по Тульской области:
2009 год, сентябрь:
"Козлова Засека" или железнодорожное кафе 19 века Сентябрьская Ясная Поляна Тульские пряники Про тульские самовары Тульский музей оружия Тула. От кремля до памятника тёще! Тула. Где жить? Фотообзор: Тула на выходные