Друзья, а помните, я еще перед отъездом в Пермь обещала рассказать вам о том, как мы с Даней ходили на 23-ю
"Олдтаймер-галерею" - выставку старинных красивых машин? И пусть это было еще аж 8 марта, мне кажется, что, во-первых, полюбоваться такими красавцами никогда не поздно, а, во-вторых, эта выставка - далеко не последнее старинно-автомобильное мероприятие, и 17-20 сентября снова в Сокольниках пройдет уже 24-я "Олдтаймер-галерея". Так что, если вам понравится, не упустите возможность увидеть их своими глазами.
В этот раз организаторы выставки постарались особенно и представили сразу три экспозиции в двух огромных павильонах: "Олдтаймер-галерея - Золотой фонд", "Моторы победы" и "Подарки вождям". И, кстати, возможно, из-за этого, и несмотря на отвратительную погоду в тот день и весьма высокую цену билетов, посетителей на выставке оказалась тьма-тьмущая. Мы сами, конечно, - тоже "молодцы". Выставка длилась целых четыре дня, и если бы мы пошли не в середине выходного, а в будний вечером, или же просто в любой из дней к открытию, то не столкнулись бы с такими толпами. Но, увы... В результате мне постоянно приходилось окликать, а то и крепко держать за руку вырывавшегося Данилку из-за страха потерять его в этой самой толпе, что было совершенно реально. Его такое мое поведение совершенно не удовлетворяло, но держаться рядом он не мог, моментально увлекался увиденным, забывал обо всем и снова ускорялся, И его, в принципе, можно было понять - ему ж было до жути интересно и хотелось побольше всего обежать и осмотреть! В общем, друзья мои, если на следующую "Олдтаймер-галерею" вы пойдете со своими мурысами, учитывайте этот момент.
Начнем, пожалуй, с "Золотого Фонда".
2.
ЗИС-110. За создание этой машины его конструкторам в 1946 году была присвоена Сталинская премия. Сталин лично следил за исполнением заданий ГКО, поэтому машина получилась, что надо! Автомобили ЗИС-110 использовались не только для обслуживания госучреждений, но в таксопарках в качестве маршрутных такси на междугородних линиях Москва-Симферополь, Москва-Владимир и Москва-Рязань. Представили себе, да? В том числе, как такси, использовались кабриолеты. Их, кстати, можно видеть в фильмах "Верные друзья" и "Удивительное воскресенье" (оба фильма 1957 года выпуска). В московской таксомоторной службе ЗИС-110 использовались в 1948-1958 годах. Такси окрашивались в двойной цвет: белый верх, коричневый низ.
3.
Одна из старейший автомобильных марок "Pierce-Arrow" родилась в 1901 году в городе Буффало (штат Нью-Йорк). Джордж Н. Пирс, начинавший когда-то свой бизнес с выпуска велосипедов, рискнул заняться самодвижущимися повозками. Но если первая его модель была действительно незамысловатой коляской, то уже спустя три года, на рынке появилась люксовая модель "24/28", названная "Большая Стрела".
4.
В 1909 году изображение стрелы стало символом компании.
5.
Но, к сожалению, далеко не у всех машин были плакатики с их описанием. Большинство было без них. Это - грустно, так как лично мне хотелось бы узнать о таких красавцах побольше.
6.
Зато эту купить можно. Никому не надо? :)
7.
8.
9.
10.
ГАЗ.
11.
12.
Шевроле.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
А это - "Запорожец" Жириновского. Говорят, что ВВ до сих пор гоняет на нем по подмосковным дорогам, хотя летом 2015-ого этой машинке исполнится уже 55 лет. "Пусть все увидят и позавидуют, какой у Жириновского "Запорожец". Темно-сиреневого цвета, раритетный, самого первого выпуска, - рассказывает он сам. - Когда я нахожусь за рулем своего верного "старичка", чувствую себя мальчишкой или спортсменом. Гоняю по любой грязи, по бездорожью. За это я его и люблю: за неприхотливый нрав и отличные ходовые качества".
Почему именно "Запорожец"? Ответ прост: первой машиной молодого Жириновского был именно этот автомобиль. Студентом он купил его на деньги, заработанные в Турции в качестве переводчика. На нем же он отправился в Тбилиси служить в армии, на нем же вернулся в Москву из политуправления штаба Закавказского военного округа.
24.
А это - другой "Запорожец". Правда, Даня в отличии от Владимира Вольфовича им как-то не проникся.
25.
Зато проникся наш молодой человек вот такими моделями. Сесть и покататься не пытался после того, как я ему объяснила, что нельзя, и что каждая такая машинка стоит 10-20 тысяч евро. Только фотографировал.
26.
27.
Ну, и с удовольствием посидел за рулем российского электромобиля "Гердакар", которые с 2007 года выпускаются на Камышинском заводе.
28.
А потом мы пошли в другой павильон смотреть экспозицию "Моторы победы". "Моторы победы" была даже не просто выставкой, а, скорее, целым военно-техническим фестивалем, в котором приняли участие десятки музеев и клубов исторической реконструкции. Здесь можно было увидеть военные автомобили Великой Отечественной, благодаря которым мы победили в той войне, а и трофейную технику, и оружие тех лет, и даже форму, которую можно было даже примерить. Правда, мы с Даней не стали облачаться в форму, а вот, осмотрели всё с большим интересом.
Рядом с легендарной "Катюшей".
29.
Советский бронеавтомобиль БА-10 1938 года. На сегодняшний день единственный в мире ходовой экземпляр. Такие в годы войны использовали в разведке, связи, боевом охранении, для атак совместно с пехотой и поддержки своих частей на поле боя. В экипаже было четыре человека.
30.
ЗИС-33. Полугусеничный грузовик 1939 года.
31.
Санитарный автомобиль ЗИС-44. Служил для перевозки четверых раненых на носилках (по другим данным - семи) и 18 сидячих раненых.
32.
Советский военный полноприводный легковой автомобил ГАЗ-67. Начали выпускать такие в 1943 году. В Красной армии эти вседорожники получили прозвище "Иван-Виллис". Они были очень устойчивы, обладали высокой проходимостью, высокой скоростью, а двигатель мог работать на низкосортном бензине и масле, что в условиях войны выгодно отличало "Иван-Виллисов" от других автомобилей, в том числе, и от американских "Виллисов". "Иван-Виллис" использовался, как штабной и разведывательный автомобиль, на нем возили пехоту и раненых.
33.
Тачанка-растачанка. Или другими словами, рессорная повозка с пулеметом "Максим", направленным назад. Использовалась в основном во время Гражданской войны. Однако окончательно тачанки были сняты с вооружения Красной армии лишь при расформировании кавалерии, как рода войск, в середине 1950-х.
34.
К сожалению, и в этом павильоне далеко не все машины были подписаны.
35.
36.
37.
38.
Но зато полазать и всё рассмотреть здесь, как вы понимаете, можно было без проблем.
39.
40.
41.
42.
Перерыв на обед. :)
Эх, жаль машины за окном мешают.
43.
Но продолжим. Техника союзников.
Командирский автомобиль Humber FWD (Великобритания). Выпускались с 1941 года. За угловатую форму он получил прозвище "Box", использовался в качестве командирского и связного, им пользовалось немало английских военачальников.
44.
Штабная машина Dodge WC-17 (США).
45.
А такими их находят. Немецкий HORCH-108 1941 года.
46.
Так выглядел немецкий командирский автомобиль Adler 3Gd. Начали собирать их в 1936 году. В отличие от неказистых "кюбельвагенов" первого поколения этот автомобиль выглядел очень элегантно. Всего с 1936 по 1940 годы их было выпущено 4297 штук.
47.
Командирский автомобиль Kurogane Type 95 (Япония).
48.
Снова немецкий Opel Kadett K-38. Легковой автомобиль эконом-класса, который выпускался с 1937 по 1940 годы. Всего их было выпущено 107 тысяч штук. Opel Kadett широко использовался в качестве штабного автомобиля Вермахта. С 1946 по 1954 годы на основе вывезенных из Германии по репарационным соглашениям технической документации и технологической оснастки на Opel Kadett, Московский завод малолитражных автомобилей выпускал семейство автомобилей "Москвич-400". Эти "Москвичи" унаследовали даже накопотный фирменный знак довоенных Opel - дирижбль.
49.
И еще один немецкий - DKW F8. С 1940 по 1942 годы было выпущено около 50 тысяч таких автомобилей, и они стали самыми распространенными трофейными машинами в СССР после Великой Отечественной войны. Послевоенный парк Ленинградского такси, например, состоял на 90 процентов из трофейных автомобилей этой марки, которую остроумные таксисты расшифровали, как "Дерево-Клей-Вода" или "Дурак-Кто-Выдумал". Уж не знаю, что им в них не нравилось. :)
50.
А это - мотоцикл Harley-Davidson WLA-42, такие выпускали в США с 1936 по 1947 годы. Эти мотоциклы были основными, которые Штаты поставляли для армий союзников. Они послупали в контейнерах в разобранном виде. А их сборка и дооборудование коляской и задним сиденьем проходили, в частности, на Серпуховском мотозаводе. Для военных целей мотоцикл оснащался дополнительной фарой и задним фонарем со светомаскировкой, креплением под пистолет-пулемет и патронный ящик, двумя большими кожанными сумками, покрышками с развитым протектором.
51.
Ну, и чтобы закончить тему мотоциклов, покажу еще несколько наших. Они, правда, были изготовлены уже после войны, но несли службу в почетном эскорте. На них ездила охрана первых лиц нашего СССР.
К-650. Выпускался с 1967 по 1978 годы на Киевском мотоциклетном заводе. Эксплуатировался в почетном эскорте с 1969 по 1973 годы.
52.
Днепр 14.9М. Выпускался там же в 1988-1989 годах. В почетном эскорте использовался с 1989 по 1993 годы. Всего таких мотоциклов было выпущено 25 штук.
53.
И, наконец, велосипеды.
Честно говоря, никогда в жизни я еще не видела вот такой, с носилками-повозкой для раненых.
54.
Еще один военный.
55.
Ну, а это - детский "Дружок", кажется, 1967 года. Признавайтесь, у кого такой был? Или, может, у мам, пап, бабушек, дедушек? :)
56.
На велосипедах Даниил Антонович иссяк, и мы с ним отправились в большой детский городок с батутами, игровыми зонами, всякими автомобильными треками и кафешками, расположившийся прямо тут же. Вкусив пару пирожков и запив их соком, наш молодой человек попрыгал на батуте, а затем проникся вот таким вот агрегатом. Катали малышей на них бесплатно. Для того, чтобы машинка ехала, нужно было быстро быстро вертеть руль вправо-влево. Даня быстро освоился.
57.
Ну, а пока Даниил Антонович изволии скакать на батуте под присмотром пары специально обученных дяденек, я пошла осматривать третью экспозицию под названием "Подарки вождям". И, в общем-то, я сделала правильно, что не взяла с собой Даню. Он бы явно заскучал. Экспозиция была интересной, скорее, для взрослых, но не для таких маленьких детей.
Экспозицию делал Московский политехнический музей. Впервые с 1955 года в одном месте продемонстрировали десятки коллекционных предметов, которые в разное время дарили Ленину, Сталину, Брежневу, Горбачеву и прочим первым лицам СССР. Правда, видимо, потому что коллекцию показывал именно политехнический музей, все экспонаты были так или иначе связаны с техникой: разные радиоприемники, телевизоры, печатные машины и совсем загадочные штуковины, о предназначении некоторых из них я даже не догадывалась из названий.
Но давайте начнем.
Это электрическое инвалидное кресло - подарок Ленину. Правда, кто именно его подарил, сейчас уже никто не помнит. В воспоминаниях знавших Ленина людей, это кресло Ильичу преподнес в подарок Центральный Комитет Компартии Великобритании, узнав о болезни вождя мирового пролетариата. В советское время, когда в Горках был не музей-заповедник, а Мемориальный музей В.И. Ленина, экскурсоводы рассказывали, что кресло подарили английские рабочие - узнали о его болезни, собрали деньги, купили и отправили в СССР. Третья версия пока не подтверждена, но существуют архивные документы, не показываемые широкой публике, в которых говорится о том, что два таких электрических кресла Советское правительство закупило в Великобритании в 1923 году. С технической точки зрения кресло очень интересно. Это одна из первых в мире инвалидных колясок на аккумуляторах.
58.
А вот этот "Aero Minor" подарили Сталину чехословацкие рабочие на его 70-летие. Ни президент США Гарри Трумэн, ни премьер Великобритании Клемент Эттли в 1949 году не имели такого политического веса, как Иосиф Виссарионович Сталин. С юбилеем его поздравлял буквально весь мир, и в первую очередь, разумеется, страны народной демократии: Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия. С 1949 по 1955 годы этот автомобиль экспонировался в музее, но потом был потерян. Обнаружили его совершенно случайно лишь пару лет назад, отреставрировали и теперь он - настоящая гордость коллекции.
59.
Еще польские подарки Сталину на 70-летие. Особенно интересна модель троллейбуса ЯТБ-2 из Варшавы. Представьте себе, март 1945-го. На фронтах Великой Отечественной войны ещё продолжаются ожесточённые бои, а обескровленный и разрушенный Советский Союз по прямому распоряжению Сталина отправляет в польскую столицу 30 троллейбусов ЯТБ-2. Аббревиатура "ЯТБ-2" означает "Ярославский троллейбус, вторая модель". Тронутые такой заботой варшавяне, спустя четыре года подарили Генералиссимусу маленькую, сделанную вручную модель варшавского троллейбуса. И в этом глубоко символичном жесте, наверное, есть всё - и благодарность, и любовь, и восхищение.
60.
И снова подарок Сталину к 70-летию. Телевизор "Москвич-1" 1948 года выпуска. Это был первый отечественный серийный электронный телевизор с новым, впервые в мире примененным стандартом чёткости в 625 строк. Просто представьте на секунду -телевизор, который принимал изображение в современной телевизионном разрешении!
Кстати, именно с года юбилея Сталина началось регулярное ТВ-вещание по современному стандарту!
Конечно, телевизор Т-1 «Москвич» мало походил на современные. Размер чёрно-белого изображения был всего 10 на 13 сантиметров. Да и сами телепередачи были не похожи на привычные нам. Прежде всего дело было в техническом несовершенстве оборудования телестудий. В 1949 году светочувствительность телекамер всё ещё была слишком маленькой. По этой причине в студиях приходилось использовать очень мощные источники света, из-за которых температура воздуха нередко превышала 40 градусов. Это изматывало дикторов и артистов, одежда и реквизит быстро выгорали. Большой проблемой было и то, что в очень мощном свете и в чёрно-белом формате лица телеведущих выглядели просто белым плоским пятном. Чтобы добиться естественного вида дикторских лиц на экранах телевизоров, приходилось применять очень странный грим: губы стали красить синим, а тени возле глаз наносили зелёные. Но самой большой проблемой «инновационного» подарка вождю стала высокая цена телевизора и недолговечность. Министерство торговли СССР установило цену на телевизор в 3500 рублей (при средней зарплате в 1949 году в 500 руб.), поэтому телевизор даже для состоятельных людей был роскошью. А учитывая срок нормальной работы кинескопа, который редко превышал 4-6 месяцев, покупка этого телевизора была крайне сомнительным вложением денег. «Москвич-Т1» так и не прижился в советских домах... Производство телевизора было свёрнуто уже к 1950 году.
61.
Машина для резки табака. Ее подарили Сталину польские рабочие из города Радома. Как известно, Генераллисимус курил трубку. И зная о его привычках, поляки наверняка хотели угодить ему этим подарком. Но Иосиф Сталин курил в трубке табак из легендарных папирос «Герцеговина Флор» и ему не надо было резать табачный лист. У папирос «Герцеговина Флор» в Советском Союзе был буквально культовый статус - всё-таки любимая марка самого Сталина, выполненная по его спецзаказу. Но Сталин их не курил, а разламывал и набивал табаком трубку. В его пепельнице всегда лежало несколько выпотрошенных папирос.
Однако существуют упоминания, что Сталин любил крошить в трубку и кубинские сигары! Есть даже фотографии сигар Сталина в музее Гори. Гаванские сигары Сталин разламывал на три части, крошил пальцами и набивал табаком трубку. Вот для измельчения листов табака из сигар вождю и могла пригодиться польская машина для резки табака.
62.
И еще об одном подарке Сталину я вам хочу рассказать. Причем, даже несмотря на то, что моя фотография почему-то не получилась, и я взяла ее с сайта Олдтаймера. Но уж очень интересно.
Это - подарок белогвардейца! Первый польский послевоенный радиоприемник «Пионер».
Вильгельм Роткевич - человек, который спроектировал "Пионер". В 1920 году будучи кадетом Одесского Кадетского корпуса он был эвакуирован с остатками армии Деникина в Сербию. Поступил учиться в Варшавский университет. Стал известным в Европе инженером-радиоконструктором. С началом Второй Мировой войны был вновь эвакуирован, на этот раз через Румынию в Югославию. Был вынужден какое-то время работать на хорватских фашистов. Вскоре бежал и присоединился к партизанам Тито. Стал начальником отдела связи партизанской бригады. За отвагу был награжден югославскими орденами. В 1945 году вернулся в Польшу, где организовал и стал директором фабрики радиоприемников.
Корпус Сталинского подарка был выполнен из необычного белого бакелита. Порядковый номер радиоприемника тоже был юбилейным «50 000», о чём сообщала отдельная надпись на корпусе. Вообще, радиоприемников именно такой модели U2 было выпущено почти полмиллиона штук. А всего радиоприемников Роткевича «Пионер» до 1968 года было произведено почти два миллиона.
Интересно, что фабрика где производились эти радиоприемники - находилась в Силезии (части Германии - которая после войны отошла к Польше). А сама фабрика перед войной была ткацкой. Но уже в 1943 году гитлеровцы демонтировали ткацкие станки и организовали производство военных радиостанций. Так что, когда в 1945 году фабрика досталась полякам, «производство» первых радиоприёмников заключалось в спиливании свастики с немецких корпусов. Немецкие «народные» радиоприемники «Фолькс-Эмпфенгер» в Польше получили официальное название (о ирония!) «Народные», а в народе прозвище «Гитлерки».
63.
А эти швейцарские электронные настольные часы с указанием поясного времени и термометром получил в подарок Леонид Ильич Брежнев в день своего рождения в 1974 году. Вручил их ему министр авиационной промышленности СССР Дементьев.
64.
Весы для взвешивания новорожденных. Перепали тоже, если не ошибаюсь, Брежневу из какого-то роддома.
65.
Ну, и в заключении два подарка Горбачеву.
Вот так выглядел прототип всех ноутбуков. Персональный портативный переносной компьютер "Macintosh Portable" 1989 года, между прочим, фирмы "Apple". Это был их первый портативный компьютер, работающий на электробатареях.
66.
И уже один из первых ноутбуков "Olivetti Philos 33" 1993-1995 годов из Италии.
67.
Конечно, это - далеко не все экспонаты, которые были выставлены в "Подарках вождям". Но все-таки даже под надзором двух дядь мне было стремно оставлять в детском городке Даню надолго. А за 20 минут я, хотя и успела осмотреть всё, но сделала фотографии лишь того, чего сделала.
В целом же, "Олдтаймер-галерея" в этот раз удалась на славу. Классная выставка.
evge_chesnokov, спасибо!