Кострома детская

Dec 24, 2014 16:43

В феврале Даниилу нашему Антоновичу исполняется пять лет. За последний год мы с ним много где бывали, и я теперь могу сказать абсолютно уверенно, что он в путешествиях практически уже достиг нашего взрослого уровня. То есть, мы, конечно, все наши маршруты планировали так, чтобы и ему было интересно, но по интенсивности они уже были почти такие же, как если бы мы ездили без Дани. А вы знаете, как мы ездим и сколько всего смотрим.
В последнюю поездку в Кострому в логистике у нас был один не очень приятный даже для взрослых момент. Наш поезд отправлялся из Москвы в 0.35 ночи и прибывал в Кострому в 6.44 утра, то есть, на поспать нам оставалось всего около пяти часов, а ведь впереди был полный всяких экскурсий и интересностей день. К тому же, наш Даня ходит в сад и там вполне себе спокойно укладывается на дневной сон. В путешествиях же мы его спать днем не укладываем, не планировали это делать и сейчас. В общем, меня, признаюсь, терзали сомнения: выдержит ли он у нас тот тяжелый день, не заноет ли?..

И вот, настал день Х. Как только Даня узнал, что он отправляется в гости к Снегурочке на «поезде с кроватками», будет спать в этом самом поезде два раза и еще один раз в гостинице, счастья его не было предела. «Поезд с кроватками» - это вообще его мечта, он фанат ночных переездов на поездах! В общем, вечером Даниил Антоныч поел (это тоже ритуал, никуда не деться), но укладываться-таки изволил со скрипом. Правда, утром, едва только проводница постучалась к нам в купе, вскочил и, наверное, впервые в жизни быстро и без нытья оделся. В общем, подъем мурыса оказался не таким сложным, как я ожидала.
Заселились мы в гостиницу «Волга». Эта гостиница оказалась очень грамотной. Во-первых, не очень дорогой, а мы еще получили скидку за раннее бронирование. Во-вторых, стояла она в центре, неподалеку от терема Снегурочки. А, в-третьих, по всей видимости, большой поток туристов сюда был с поездов, которые прибывали в Кострому утром, а потому время заселения в гостиницу подстроили под них. Заселяться сюда можно было с 8 часов утра, при этом check-out был, как и полагается, в 12, и доплачивать за это ничего было не нужно. Это, признаюсь, нас очень обрадовало! В «Волгу» мы приехали в семь с небольшим - как раз, когда открылся ресторан. Вообще, завтраки входили в стоимость проживания, но у нас был оплачен тот, который был на следующее утро, за этот же мы доплатили по 280 рублей с человека (Даня ел бесплатно) и отлично посидели до начала check-in. Кстати, завтраки хочу похвалить. Они совершенно оправдывали свою цену. Собой они представляли «шведский стол». Каждый раз там было по три разных вида салатов, два вида каши, трех-четырех видов горячих блюд, пицца, сырные и колбасные нарезки, оладьи со сметаной, вареньем или медом, запеканка, йогурты, фруктовый салат, соки, морсы, чай, кофе. А в первое утро были даже заварные булочки с красной икрой. Представляете? При этом уровень «Волги» был не больше трех звезд, но гостиница ему вполне соответствовала. Хорошая такая «трёшка», с вкусными завтраками и просторными номерами. Так что, могу рекомендовать ее вам, когда будете в Костроме. Косяков мы не встретили. Правда, одновременно с нами сюда заселилось несколько детских групп, которых в декабре привезли к Снегурочке. Но гостиница большая, дети в ней как-то рассредоточились, и мы их встретили лишь единственный раз на завтраке.
Ну, ладно, давайте я вам теперь расскажу о том, что же мы делали в Костроме. Вообще, провести здесь время с ребенком можно прекрасно. Когда я готовила нашу двухдневную поездку, у меня не было проблем с тем, что в нее включить. Наоборот, Лосиная ферма в пригороде Костромы, которую мы хотели посетить, к сожалению, в нее не поместилась, и нам пришлось оставить ее на будущее. Но зато в программе заняли свое место терем и резиденция Снегурочки, о которых я рассказывала вам в своей предыдущей заметке, музей «Лес-чудодей», музей льна и бересты, знаменитый костромской кукольный театр, где Даня посмотрел спектакль «Котенок по имени Гав», и Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь.
Но о монастыре я вам все-таки расскажу в следующий раз, а в этот поведаю о двух музеях и театре, а еще о парочке кафе, в которые мы ходили, и в коих Дане очень понравилось.
Честно говоря, особую ставку на музей льна и бересты я не делала. Всё-таки, согласитесь, это не совсем тема для четырехлетнего мальчика. Но как же побывать в Костроме и не заглянуть в этот музей? Ведь и производством своих льняных тканей, и берестяными изделиями Кострома славится среди других русских городов, а в сувенирных магазинчиках в центре города, в торговых рядах, да и во всех музеях можно встретить множество интересных вещиц из льна и бересты. Но наша Сямука, побывавшая в Костроме примерно за полгода до нас, посоветовала однозначно - в музей льна и бересты сходить. По ее мнению, Дане в нем понравится. Вот мы и пошли.

Музей оказался частный. Он существует уже восемь лет, и создала его местная женщина - Наталья Забавина. В нем всего два зала - льна и бересты. Билеты в него стояли недорого, а музейные сотрудницы уверили нас в том, что они и экскурсию проведут интересную, такую, что Даниил заслушается. В общем, примерно так оно и случилось. Не могу сказать, что он слушал экскурсию целиком, но некоторые ее эпизоды очень даже.
Итак, лён. В Костроме его выращивали издавна. Даже есть версия, что название города произошло ото льна. Костра - это лён в его особом состоянии, после того, как его пропустят через мялку.
Это и есть мялка.

Кстати, само растение лён очень интересное. Я, к примеру, не знала, что цветет он всего один день, и к вечеру цветок увядает. Правда, зацветают не сразу все цветочки в один день.
Лён всегда был основной культурой в Костромской губернии. Когда еще не было фабрик, его обрабатывали, а затем ткали из него вручную.

Сначала собирали, потом мяли, чесали сперва специальной чесалкой, а после гребнем, пряли нити, делали ткани.

Первая прялка появлялась у девочек в 5-6 лет, а к 14 годам каждая девочка уже готовила себе полный комплект приданного.

Одних льняных вышитых полотенец в нем было 40 штук. Зачем так много? Дело в том, что после свадьбы молодая жена должна была подарить по полотенчику всем родственникам мужа, а их у него было немало. Ну, а просто белым его дарить же не будешь, белым мог быть только саван. Потому и расшивали льняные полотенца узорами-оберегами.

В 1866 году в Костроме появилось Товарищество Новой Костромской Льняной мануфактуры - НКЛМ. Оно состояло из льнопрядильной и льноткацкой фабрик и вскоре стало самым крупным в России предприятием по обработке чистого льна. Основал его купец Третьяков (тот самый, чьим именем названа Третьяковская галерея в Москве) вместе с товарищами, а работало на нем около шести тысяч человек.

Кстати, это предприятие работает в Костроме до сих пор, и на нем есть несколько линий, на которых производятся льняные ткани.

Льняные игрушки.

Ну, а мы после того, как осмотрели зал льна, отправились во вторую часть музея - в зал бересты.
Изделия из бересты в Костроме тоже делали испокон веков. Береста - это выделанная особым способом кора березы. Ее мастера снимали с деревьев, когда заканчивалось весеннее сокодвижение, в мае-июне. Из нее плели лапти, пояса, футляры для ножей, делали корзины и коробы для сбора ягод, туески, которые использовали, как термосы, даже игрушки-погремушки для детей.

Кстати, насчет лаптей. Оказывается, их плетением занимались вовсе не взрослые мужчины, а мальчики, начиная с шести лет, ибо это считалось самым легким занятием.

Но, конечно, сейчас изготовление изделий из бересты не ушло в прошлое. В Костроме существуют целые берестяные школы, где учеников учат учителя-профессионалы. А работы этих учителей как раз и выставлены в музее. И пожалуй, самая главная учительница из всех - это Шантырева Валентина Евстигнеевна. Говорят, она была удивительная женщина. Не имея высшего образования, она обладала уникальным математическим складом ума. И главным ее хобби, помимо изготовления изделий из бересты, был кубик Рубика. В свои 68 лет она не только собирала все его стороны по цветам за считанные минуты, но и… выкладывала на них узоры! В общем, уникальная была бабушка.
Вот ее работы.

А это - уже работы учеников. Например, эту скатерть из нескольких тысяч деталей сплела 12-летняя девочка за три месяца.

А этот самовар - самый настоящий, в него можно наливать воду, можно пить из него чай. Смысл в том, что, когда в него в первый раз наливают кипяток, береста разбухает и сама собой затыкает все дырки и щели. В результате из самовара не выливается ни капли воды.

Квасник.

Берестяные блюда с глубокой резьбой.

Сказочные герои.
Избушка на курногах.

Мальвина и Буратино.

Чудо-рыба.

Кузнечик.

Снегурочка.

Животные-символы годов. Каждый год в музее появляется новый экспонат в виде такого зверя. Сейчас их уже восемь.

И, наконец, птицы счастья, которые пришли в Кострому из села Холмогоры Архангельской области. Говорят, с появлением птицы счастья связана одна грустная история. В одном семье заболела единственная дочка хозяина, и так тяжело болела девочка, что никто уже не надеялся на ее выздоровление, а она сама мечтала лишь об одном: пережить зиму и дождаться первых птиц, которые прилетают весной. Но до весны было еще очень далеко, а силы девочки таяли с каждым днем. Отец очень переживал о дочке, все время думал, как же порадовать девочку. И однажды взял небольшой брусок древесины, сделал на нем защипы, нагрел в теплом воздухе у печки, а затем расправил их и… получилась птица. Повесил он ее вечером, когда девочка уже спала, над ее кроватью. А утром она проснулась, и вдруг увидела ее у себя в изголовье, у самого потолка. От тепла крылья деревянной птицы трепетали, и девочке в первые мгновения показалось, что она действительно живая. Она очень-очень обрадовалась, и радость ее была такой сильной, что здоровье ее с каждым днем стало прибавляться, и вскоре девочка совершенно выздоровела. Люди в селе узнали о чуде и стали просить мастера научить их делать птицу счастья. А мастер был человеком добрым и научил. Так у многих под потолком в избах и появились деревянные птицы.

Кстати, и у нас такая тоже уже давно висит: нам ее подарил на свадьбу наш друг из Архангельска.
Что интересно, но второй музей, в котором мы побывали в Костроме - «Лес-чудодей» создала та же женщина, что и музей льна и бересты, - Наталья Забавина. Мы спросили у музейных сотрудниц, почему так, и они рассказали нам, что у нее была такая давняя мечта. «Лес-чудодей» существует всего около полугода, и в нем собрано все, что связано с лесом, а если быть еще более точной, то, что связано с человеческой фантазией и лесом. В музейчике всего четыре зала, и в каждом из них хранятся вырезанные из дерева, коряг, пней и прочих лесных материалов экспонаты.

А все дело в том, что большую площадь Костромской области всегда занимали леса. И разумеется, человек с лесом тоже взаимодействовал всегда. В музее же акцент больше сделан на детей, на их интерес, поэтому большая часть экспонатов - это всевозможные лесные звери и сказочные герои. Например, медведи с рыбой, заяц с морковкой, лисичка-сестричка, совы, насекомые… Кстати, насчет насекомых: в виде тараканов и комаров в музее сделаны даже лампы. Очень колоритно!

А вообще, наш Даня, как только я ему объяснила, в какой именно музей мы с ним идем, прямо загорелся! Знаете, что его особенно воодушевило? Чудища! Я ему сказала, что в музее мы будем смотреть разных лесных чудовищ. Юноша сразу же поинтересовался, настоящие ли они? Я ответила, что, конечно, и что каждую ночь они оживают и нападают на мальчиков, которые не ложатся спать. :) В результате Даниил Антонович нисколько не испугался, посмеялся и заблестел глазками, правда, в ту ночь улегся спать вовремя.
В общем, чудища в музее, разумеется, были и Даню не разочаровали.

Повелитель Пней, Пень-Выворотень, Леший и многие другие. Здесь была даже бабкина Ёжкина избушка на курьих ножках с котом и вороном.

А это - она сама собственной персоной. :)

А еще, как оказалось, Бабя Яга собралась замуж, и мы видели сундук, в котором она собирает свое приданое. :)

Грибок.

А как вам такие фонарики из корней?

Еще интересно, что в музее были не только деревянные скульптуры. Один из залов был посвящен литью. Правда, с лесом выставленные там фигуры тоже были связаны. Водяной на лесном озере.

Кикимора - Антон сразу захотел с нею сфотографироваться.
- Зачем это тебе? Своей домашней Кикиморы не хватает? - поинтересовалась я.

Филин.

Птицы на рябине.

Змеи.

Гигантские муравьи и жуки.

А еще кот и три вороватых мыша, утащивших из кладовки рыбку, связку сосисок и кусок сыра с дырками. :)

…Как я уже говорила, в Костроме множество развлекательных мест, куда можно пойти с малышом. А знаете, что меня особенно удивило? Потрясающее отношение сотрудников всех этих мест, куда я предварительно звонила, чтобы узнать нюансы. Честное слово, вроде бы мне не так уж и часто грубят по телефону, но такой вежливости и участия, как в Костроме, я не встречала никогда. В обоих музеях мне подробнейше ответили на все вопросы, а в конце, когда я уже стала прощаться, добавили: «Пожалуйста, приезжайте, мы будем вас ждать!» В тереме Снегурочки напомнили, что нам нужно взять с собой квитанцию об оплате и тоже сказали, что будут рады нас видеть. А в кукольном театре…Ооо! Начну с того, что этот театр считается лучшим в Костроме и окрестностях, и одним из лучших в стране в целом. Я почитала о нем отзывы и поразилась - не может быть подтасовкой, когда их много и 90 процентов из них позитивные. Даже само здание театра уникальное. Особняк, где он разместился, был построен в конце 19 века на средства Федора Шаляпина, Леонида Собинова, Марии Ермоловой и Марии Савиной. Правда, в те годы в нем размещалась народная читальня, носившая имя Александра Островского. Когда ее открывали, на церемонии присутствовала его вдова и двое сыновей. А театр заселился в особняк в 1946-м. И особняк сразу получил в народе название - «Дом сказок».

13 декабря, когда мы были в Костроме, в театре шла премьера - «Котенок по имени Гав». Билеты на любой ряд стоили по 150 рублей (о, да, после наших тысяч даже на детские спектакли вы должны понять наше потрясение!). Но фишка была в том, что их можно было забронировать только на четыре дня, а затем выкупить в кассах, причем выкупить не позднее, чем за сутки до спектакля. У театра имелась система онлайн-бронирования, но оплата карточками не принималась. Мы же, понятное дело, выкупить билеты в кассах никак не могли, ибо в Кострому приезжали как раз в день спектакля. Да и рисковать и покупать билеты на месте тоже не хотелось - за две недели их, судя по онлайн-картинке, и так уже было выкуплено больше половины.
В общем, я позвонила в кассы и обрисовала ситуацию. И женщина сразу же пошла нам навстречу.
- Давайте я их вам заблокирую! - предложила она. - Но тогда обязательно придите за 40 минут до начала спектакля и выкупите в кассе.
Это было прекрасно. Конечно же, мы так и поступили и без проблем выкупили билеты, как просила женщина. Кстати, день в день в свободной продаже их уже не было…
Внутри театра.

Ну, а спектакль Дане очень понравился. Он был поставлен буквально один в один по мультфильму, Даня узнавал героев, был доволен и рад и даже не смог выбрать, когда я его попросила, кто ему больше понравился. Назвал всех!

Кстати, единственный минус театра - это то, что в нем нет буфета. Совсем. Из «еды» стоит только автомат с шариками-конфетками по 10 рублей. Непонятно… Может, чтобы детишки в зале не ели?

Ну, а раз уж речь зашла о еде, давайте плавно перейдем к этой теме. Вообще, наш мурыс, в принципе, всеяден. Нет, у него, конечно, есть блюда, которые он любит, и которые не очень, но и «выделывать марципаны» ему обычно бывает не нужно. Поэтому для нас не принципиально, есть ли специальное детское меню в кафе или нет - ведь и из взрослого меню можно легко подобрать то, что не вредно, и что он будет есть. Так что, главнее для нас с Даниилом Антоновичем, чтобы в кафе было интересно. Конечно, игровые комнаты в таких случаях всегда рулят. Но, может быть, вы помните, что перед нашей поездкой в Кострому я даже спрашивала вас, друзья, на предмет этих самых кафе с игровыми? Увы, но наш поиск ничем не увенчался. Поэтому мы решили привлечь Даниила к классике и на первый же ужин повели его в кафе «Рога и копыта».
Сие заведение я признала сразу. Да-да, в один из моих предыдущих давних приездов в Кострому я в нем уже бывала. Ося Б. и Киса Воробьянинов, Паниковский с гусем и мадам Грицацуева там все так же стояли в витринах, а крылатые выражение из «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка», как и прежде, украшали стены.

Правда, теперь на Паниковском восседал дымчатый кот. Живой!

Сий котяра привел Даню в неописуемый восторг. Когда котяра прекратил вылизываться и спустился вниз, наш юноша тут же побежал с ним играть, а когда ему принесли куриный супчик (кстати, детское меню в «Рогах и копытах» было), выловил из него курицу и понес кормить котика.
Впрочем, темой антуража кафе Даня тоже заинтересовался. И тогда в виде сказки Антон поведал ему историю «Двенадцати стульев». Проникся! :)

Так приносят чеки. :)

Ну, а что касается кухни, то с нею в кафе тоже было совсем неплохо. Хорошие супчики, вменяемые горячие блюда, вкусные тортики. Единственное - цены не особенно гуманные, но по московским меркам, и они сойдут.
И все-таки наша основная проблема ложилась на воскресенье. Наш обратный поезд в Москву отправлялся из Костромы очень поздно, практически ночью. И, конечно, к тому моменту мы из гостиницы уже выселились, а раз так, то нам нужно было где-нибудь засесть, чтобы дождаться этого самого поезда. Повторный визит в «Рога и копыта» вряд ли бы прокатил - к концу второго дня Даня после всех костромских Снегурочек, театров, музеев и монастырей уже подустал, и ему больше бы подошло что-то чисто игровое развлекательное, а не познавательное. И тут нам повезло. Мы ехали в маршрутке и случайно услышали разговор двух девушек. Одна молодая мама рассказывала другой, как ходила со своим малышом в какой-то детский комплекс на Никитскую, и там ему так понравилось, там было столько игрушек, столько развлекаловок, что он не хотел уходить.
Спрашивать у мамочки, что это был за комплекс, мы почему-то постеснялись, но Антон моментально нашел его через интернет. Заведением оказался детский ресторанчик «В гостях у сказки». Работал он, правда, только до 20.00, но за неимением ничего с более продолжительным графиком работы мы с радостью в него отправились.
В ресторане обнаружилось несколько залов с двумя большими игровыми комнатами. В них не было Даниных любимых лазалок и лабиринтов, но зато было много игрушек, телевизоры с непрерывной трансляцией мультиков, воздушные шарики, аниматоры, дискотека, а еще мы пришли так удачно, что попали как раз на кукольное представление. Данилка, правда, театрами уже, видимо, перенасытился и осилил его не полностью, но поиграл в удовольствие.

В общем, во «В гостях у сказки» мы провели добрых три часа, отлично поужинали и отдохнули.

Кстати, цены в этом ресторанчике были просто смешные. Пять блинчиков - 60 рублей, мороженое - 30 рублей, пельменьки - 100 или около того. В общем, весь наш обед из двух салатов, двух первых, двух горячих блюд, трех соков, большого чайника чая и двух десертов обошелся нам всего в 800 рублей!

Правда, как оказалось, тот день был последним рабочим днем ресторанчика. Он закрывался и переезжал. С другой стороны, его сотрудники сказали нам новый адрес. Теперь «В гостях у сказки» откроется там же на Никольской, в детском парке.
Так что, родители, если вы вдруг окажетесь со своими малышами в Костроме и не будете знать, куда вам податься, имейте это в виду.
Ну, а я в своей следующей заметке расскажу вам о Костроме взрослой. :)
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2014 год, декабрь:
Кострома Снегурочная

Мои другие рассказы из путешествий в Кострому и по Костромской области:
2012 год, март-апрель:
Нея. Как настоящие каюры!
Галич. Старший брат Чухломы
Чухлома. Город с запахом печного дыма
Фотообзор: Выходные на собачьих упряжках

2006 год, июнь:
Вдоль Волги-матушки на вертолете и восьми автобусах...