Как за границей!

Nov 14, 2014 10:56

Конечно же, Ростов сейчас максимально заточен под туристов. Город Золотого Кольца, в котором, наконец-то, привели его главную достопримечательность - Кремль в полный порядок, покрасили, побелили, вычистили, вылизали до трещин и разогнали всех нищих и бомжей от его стен.




Иностранную речь мы слышали там сплошь и рядом, и даже объявления на билетных кассах там уже висят на английском, а вход в Кремль - через турникеты. Отелей за стенами Кремля уйма! Хотя, почему только за стенами? Внутри тоже есть один. Несмотря на то, что вечером Кремль закрывается, в него пускают постояльцев по пропускам, и у них есть уникальный шанс увидеть, как выглядит Кремль на закате. Остальные - обломитесь!
2.


А в окрестностях я, вообще, насчитала не меньше десятка всевозможных гостиниц, в том числе, и самых маленьких, которые у нас, как показывает время, как раз и появляются в старинных русских туристических городках: Суздале, Ярославле, Мышкине, теперь вот и в Ростове. Еда? И тут всё Ок. Если кому-то захочется перекусить, кафе и рестораны в Ростове на каждом шагу. И все (ну, ладно, почти все) с говорящими тематическими названиями: «Алеша Попович», «Славянский», «Иван Царевич» и т.д.
3.


Ну, а сувениры - это, вообще, святое. Рядом с Кремлем раскинула свои лавки огромная Ремесленная слобода. Чего там только нет? И финифть, которой славится Ростов, и разные колокольчики (ростовские звоны, помните?), и магнитики, и фартуки с вышивкой, и свистульки, всевозможные мыла ручной работы. В общем, что я вам рассказываю? Вы и не хуже меня знаете, чем торгуют в сувенирных палатках.
4.


Впрочем, признаюсь, сие нисколько не угнетает. Ну, да, есть заточка под туристов, зарабатывают на них горожане, ну и что теперь? По городу от этого гулять не менее приятно. Цены, конечно, не радуют. Но что теперь делать? Мы уже давно привыкли к тому, что путешествовать по России, порой, дороже даже, чем по Европе. Таковы особенности нашей необъятной…
В Ростове я уже бывала. Правда, с тех пор прошло уже семь лет, а потому ничто не мешало нам пройти сейчас по тем же самым местам, которые я тогда видела. Тем более, что Антон и Даня в этом городе были впервые. И первым делом, мы отправились в Кремль. Как и в прошлый раз у входа в него местные бабушки торговали пирожками. Мы, признаюсь, частенько поддерживаем «малый бизнес», не стал исключением и этот раз. Но если раньше пирожки у бабулек были, как пирожки - вкусные, но ничего особенного, то в этот раз они поразили нас своим кулинарным волшебством. Мы взяли сразу несколько с разными начинками, парочку печенных, парочку жаренных. Ооо, тот самый, который я и не планировали брать, но который порекомендовала мне попробовать сама хозяйка, я помню до сих пор. Товарищи, это - шедевр! Реально! Запомните, если будете в Ростове: жаренный, с яйцом и с рисом берите, не раздумывая! Остальные тоже хороши, но этот вне всяких похвал!
Сямука, будешь в Ростове, привези нам парочку таких пирожков тоже. :)
5.


Кстати, когда через пару часов мы, нагулявшись по кремлю и насмотревшись его музеев, снова отправились ко входу, там уже никаких пирожков не было. Закончились! В общем, очень быстро их разбирают, не тормозите!
Ростовский кремль - древнее сооружение, хотя и не настолько, как сам Ростов. Он был построен в 17 веке при митрополите Ионе Сысоевиче. Помните, фильм «Иван Васильевич меняет профессию»? Некоторые его эпизоды снимали как раз в Ростовском кремле.
Церковь Одигитрии.
6.


Церковь Воскресения и Успенский собор.
7.


Кремлевский прудик.
8.


Но по большому счету, его во времена Ивана Грозного еще не было. Лишь Успенский собор, который сейчас, кстати, за территорией кремля и на реставрации, начали строить еще до его рождения, но только его.
Теперь Ростовский кремль - это музей-заповедник, и он, как и весь город, тоже заточен под туристов. В храмах здесь находятся музеи и выставки, на стенах и во дворе проводятся фотосессии в царских нарядах, здесь можно даже взять мастер-класс церковного колокольного звона у настоящего профессионального звонаря и сбацать «Мурку» хоть немного понять, как правильно работать с колоколами. Собственно, мы так и сделали. А еще купили билеты в музей финифти, на прогулку по стенам кремля и на смотровую площадку Водяной башни.
Вообще, с мастер-классом по колокольному звону у них интересно. Официально мастер-классы проводят только для групп от пяти человек. Но где взять эту группу, когда нас только трое, включая Даню? Нам провели его для троих. Конечно, ни на колокольню, ни на звонницу мы не поднимались. Небольшая звонница была установлена прямо во дворе кремля, и молодой человек, местный звонарь, сначала объяснил нам, как колокола называются, для чего какие из них используются, а потом рассказал о том, как в них нужно звонить, чтобы получилась не Мурка и не какая-нибудь другая хрень, а нечто похожее на церковный звон.
9.


Сначала свои силы пробовали Антон и Даня, а я занималась фотосессией. Но потом задействовали и меня. Вы знаете, друзья, непростое это дело - звонить в колокола. Я вообще, не понимаю, как звонарь в них не путается и одновременно звонит сразу в несколько, причем в те, в которые надо. Меня поставили на три колокола, Антона на два, а Даня был на одном, и с помощью мастера звонил в него. А ведь звонарь справляется со всеми ними сам! Ритм, в общем-то, понятный: раз-два-три-четыре. Только мне нужно было на «раз» одновременно ударить в большой колокол внизу и в средний слева, «два» пропустить, на «три» ударить снова в нижний и в средний справа, «четыре» пропустить. Антону на каждый «раз» нужно было успеть ударить в свои два - два раза, а как звонил Даня я даже уже и не помню. В общем, в итоге мы все-таки что-то такое сотворили и даже закончили свою музыкальную композицию одним синхронным ударом по всем правилам. А пока мы упражнялись вокруг даже собрались слушатели, и нам в конце поапплодировали. Но это, скорее, в знак поддержки, а не восхищения нашим «мастерством». А мастер-класс нам понравился. Очень необычно, я даже не представляла, что это настолько сложно.
10.


11.


12.


Ну, а потом мы отправились гулять по стенам.
13.


14.


В общем-то, сразу скажу, что обойти по ним по всему периметру кремля не получится. Стена существует только на небольшом участке: от церкви Воскресения до церкви Одигитрии. А самое интересное, что помимо прогулки можно еще получить удовольствие от старинных фресок 17 века, которыми расписана внутри церковь Воскресения. Причем, как внутри? Не только внутри самого храма стены украшены фресками, но и коридоры и переходы перед ним.
15.


16.


17.


18.


19.


20.


А нам повезло дважды. Когда мы туда пришли местный хор решил исполнить церковную песню, и мы еще и их послушали.
21.


А фрески очень красивы. И важно, что сейчас их активно восстанавливают. Мы даже видели, как один художник там работал.
22.


Ну, и, конечно, по стенам мы хорошо погуляли, осмотрели кремль с высоты.
23.


24.


25.


26.


Впрочем, что касается высоты, то лучше всего оказалось осматривать кремль, да и не только его, а, пожалуй, большую часть центра города с Водяной башни.
27.


Башня оказалось немаленькой. Сначала мы поднимались по узкой каменной лестнице, предварительно заглянув над ней вверх и прокричав: «Никто не идет? Не спускается?» - потому что разойтись бы на ней с встречными туристами мы бы точно не смогли, и не из-за того, что это мы такие толстые, а потому что лестница такая узкая. А затем, уже в куполе башни каменная лестница сменилась широкой деревянной.
28.


Ну, а панорамы, открывшиеся нам с небольшой смотровой площадки были восхитительные!
29.


30.


31.


32.


И, наконец, музей финифти. Вообще, самый большой и полноценный музей финифти уже давно открыт при местной фабрике «Ростовская финифть». Говорят, в нем собрано более 2500 экспонатов. В Ростовском же кремле музейчик оказался совсем небольшой, всего несколько залов. Но для того, чтобы получить представление об этом промысле, нам их вполне хватило. Финифть стали делать в Ростове в 18 веке. Именно тогда, в 1760-х годах, здесь появилась первая эмальерная мастерская. Ведь, другими словами, финифть представляет собой особую живопись по эмали. А началось всё, как водится, с французов. Именно один из них - Жан Тутен - получил огнеупорные краски из чистых окислов металлов.
33.


34.


35.


Техника производства финифти, на мой взгляд, конечно, очень мудреная. Сначала нужно взять тонкий листочек меди подходящего размера и формы, выпуклый с одной стороны, который подкладывается под эмаль. Основой для живописи служит эмалевый грунт, коий представляет собой смесь растертой в порошок белой эмали с водой.
36.


Он наносится на лицевую сторону медной пластинки в три слоя. После нанесении каждого слоя пластинка просушивается в сушильном шкафу и обжигается в муфельной печи при температуре 700-800 градусов, пока эмаль не сплавится, а поверхность не станет гладкой. А чтобы медная пластинка не деформировалась, ее оборотная сторона тоже покрывается эмалевым слоем, который называется «контрэмаль».
37.


Дальше еще мудреней. Рисунок сначала делают на бумаге и прокалывают иглой по контуру. Затем его накладывают на загрунтованную пластинку и натирают сажей, смешанной со скипидаром, в результате он, как переводная картинка, переводится на будущее изделие. Для росписи используются огнеупорные краски с температурой плавления 700-800 градусов. Их готовят из тщательно растертых пигментов, смешанных с лавандовым или скипидарным маслом. Еще есть такая фишка, что краски при обжиге, как правило, меняют свой цвет. Поэтому у художников по эмали есть своя палитра - эмалевая пластинка с подбором красок.
38.


39.


Необходимые инструменты.
40.


Во время первой стадии - подмалевки - наносятся основные цвета рисунка. После этого пластину отправляют в сушильный шкаф, где из красок улетучиваются пары скипидара, а затем - в печь и держат там, пока краски не станут яркими, а эмаль не заблестит. Потом изделие остужают и прописывают во второй раз - раскрашивают основные детали и прописывают светотени. Снова - в сушильный шкаф и печку. В третий раз рисунок дорабатывают, раскрашивают то, что еще не раскрасили, и опять отправляют на обжиг. Потом остужают и всё. Но это, если композиция простенькая. Если же она сложная, с множеством деталей и оттенков, то для ее изготовления требуется от четырех до семи, а, порой, и больше прописок и обжигов. Вот такой сложный процесс.
41.


Процесс изготовления финифти на картине-финифти.
42.


Конечно, в основном ремесло финифти всегда и прежде всего использовалось при изготовлении икон. Образы святых украшали головные уборы священников, их одежду и не только.
43.


44.


45.


46.


47.


48.


49.


Причем, помните, я некоторое время назад рассказывала про бизнес, который процветал в Холуе? Он, правда, не имел с финифтью ничего общего - в Холуе писали иконы красками. Но в год там делали до двух миллионов икон, и в конце концов, начали халтурить так, что даже Церковь возмутилась из-за несоответствия истинных образов с теми, что изображали на своих творениях холуйцы. Ну, когда по-быстренькому то… :) В общем, было время, когда в Ростове тоже самое чуть было не случилось с их финифтью. Вот, например, какие образа писали здесь некоторые «художники» в конце 19 века. Они предназначались, типа, для индивидуального пользования (на шею, например, можно было повесить).
Оцените качество!
50.


Но в целом, конечно, финифтью никто не злоупотреблял.
А в советские годы изменилась и тема рисунка, что, в общем-то, тоже вполне логично.
51.


52.


Ну, и немного нейтральных сюжетов разного времени.
53.


54.


55.


56.


57.


58.


59.


Ну, да, ладно. После музея финифти мы решили еще подняться на звонницу Успенского собора. Она, как и сам собор, никакого отношения к музея-заповеднику «Ростовский кремль» не имела, хотя, конечно, раньше это был единый ансамбль. Но теперь звонница и собор находились под крылом РПЦ.
Успенский собор.
60.


Звонница.
61.


Но туристам никто не мешал осматривать и их, и мы за небольшую денежку поднялись на звонницу и полюбовались тамошними огромными куполами и еще раз живописными панорамами города.
62.


63.


64.


65.


66.


Спускаемся.
67.


Вообще, я забыла упомянуть, но, помимо отелей, кафе, ресторанов, всевозможных сувенирных магазинов и всего прочего, предназначенного исключительно для туристов, в Ростове еще немало частных музеев, открытых, если можно так выразиться, практические на пустом месте. И мы побывали в двух таких.
Первый мы приметили еще накануне вечером, когда вышли прогуляться по берегу озера Неро. Музей привлек нас своими яркими расписными воротами и забавными указателями. Он назывался «Русский Вертоград».
68.


С другой стороны.
69.


Внутри оказалось два дома: один хозяйский, а второй - отданный под музей.
70.


71.


А в этом самом доме-музее, помимо выставки художественной эмали хозяина, действительно хранилась «коллекция барахла»: разные старые самовары, утюги, стаканы, тарелки, журналы и т.д. и т.п.
72.


73.


74.


75.


А на улице стояли фигурные щиты в виде разных былинных и сказочных героев с вырезом для головы - фотографироваться. Симпатично, но как-то маловато при довольно-таки высокой цене за вход.
76.


77.


78.


Вторым «музеем» оказался Дом ремесел с абсолютно бесплатным входом, но зато, по сути своей, являвший большой сувенирный магазин. Может, там, конечно, и проводятся какие-то интересные мастер-классы, но нам их не предлагали. Впрочем, кое-какие оригинальные сувенирчики мы там нашли. :)
79.


80.


81.


Так что, мы с большим удовольствием после всех вышеперечисленных музеев вышли, наконец, на берег Неро.
82.


Я помню, что, когда я в прошлый раз бывала в Ростове, по озеру ходил прогулочный теплоходик и катал туристов. Он отправлялся в определенное время, и я, в общем-то, думала, что ситуация с тех пор не изменилась. Но, увы, оказалось, что изменилась и не в лучшую сторону. Того теплоходика уже не было. Туристов же катал какой-то в меру современный катер не катер, лодка не лодка… К тому же не по времени, а по заполняемости, и начиная только с шести человек. Уныло. Однако покататься по озеру нам хотелось, да и Даня канючил. И тогда мы пошли другим путем. Мы немного прогулялись по берегу, и вскоре встретили там дядьку, который взял да и позвал нас прокатиться на его моторке. А моторка, на мой взгляд, гораздо лучше любого катера! Она и едет быстрее, и разворачивается эффектнее, да и не нужно ждать никаких еще других туристов - сели и поехали! В общем, мы обрадовались и согласились!
83.


Отходим.
84.


А дядька оказался весьма грамотным человеком. Он отлично знал историю Ростова и рассказал нам много интересного про Неро. Появилось озеро много тысячелетий назад. И даже во времена Ивана Грозного было гораздо крупнее, чем сейчас. Неро - озеро неглубокое и илистое. Его глубина от силы достигает пары метров на некоторых участках, но обычно не превышает и полутора. Я спросила: «Не засасывает ли ил, если случайно свалиться в озеро и начать тонуть?» Оказалось, что нет. Если бы не было воды сверху, то стопудово бы засосал, а так вода как бы выталкивает, не дает погрузиться в ил полностью, и максимум провалиться туда можно разве что по колено. Кстати, в советские годы ил добывали на удобрение, но сейчас прекратили это делать.
Бобровая хатка.
85.


Водится в Неро и рыба. Причем, рыба неплохая. Правда, ловить ее надо дальше от берега и желательно сетью, хотя сие и запрещено. Но местные жители иногда промышляют. Во всяком случае, по утрам на городском рынке очень даже можно купить свежевыловленную неровскую рыбку. Кстати, наш капитан дал совет. Во-первых, свежую рыбу покупать действительно только утром, сразу после улова. Та, которая продается там, к примеру, в середине дня, уже совсем не первой свежести. А, во-вторых, не брать копченную. Коптить принято ту рыбу, которую утром не разобрали, то есть, опять-таки далеко не свежую. Отравиться такой нельзя, конечно, но…
Вид с озеро на кремль.
86.


На Спасо-Яковлевский монастырь.
87.


В общем, покатались мы достойно.
Дело близилось к вечеру, уже скоро нам предстояло отправляться обратно. Но мы все ж таки нашли время побывать еще и в одном из ростовских монастырей. Всего их тут, если не ошибаюсь, четыре: Авраамиев Богоявленский, Спасо-Яковлевский, Троице-Варницкий и Рождественский. В прошлую мою поездку я ходила как раз в Спасо-Яковлевский монастырь. Мне там понравилось, и я подумала, что моему семейству сейчас тоже должно.
88.


89.


Этот монастырь действующий мужской. Но тамошняя паства понимающая и к туристам, которые приезжают увидеть этот монастырь, относится вполне толерантно. Правда, лучше всего приезжать туда с 10 до 17 часов. Тогда можно подняться на монастырские стены и осмотреть окрестности. После 17-ти их, увы, закрывают. Но туристов в монастырь все равно пускают. Мы приехали где-то около семи вечера и вошли беспрепятственно.
90.


Правда, когда мы шли по главной аллее, столкнулись нос к носу с молодым священником. «Там на входе лежат платки и юбки, - сказал он, - извольте надеть!» Ну, прав! То, что, я думала, что платье до колен сгодится, не сгодилось. Пошла одеваться. Оделась, иду и снова священник навстречу: «Вот теперь хорошо. Но платочек можно и сзади завязать, как бандану, так красивее будет!» - и хихикает. Ну, что тут скажешь? Люблю таких священников. :)
Спасо-Яковлевский монастырь - местная ростовская жемчужинка. Он стоит на самом берегу Неро и внешне очень похож на еще один кремль: с крепостными стенами, с оборонительными башнями, с храмами на его территории.
91.


92.


93.


94.


95.


Еще тут есть маленький прудик и святой источник святителя Иоакова. Православные паломники считают воду источника целебной, и над ним сейчас построена часовенка. А еще в монастыре, по всей видимости, есть отличный садовник. Его территория просто утопает в цветах, яблонях и других плодовых деревьях.
Мы хорошо погуляли по монастырю, купили у местных бабушек два стакана земляники и пакетик белого налива - они торговали ими тут же, недалеко от входа. Снова вышли на берег Неро.
96.


97.


А затем отправились на вокзал, на наш поезд в обратный путь, в Москву.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2014 год,август:
Ростов Великий. Привет, зелёная!
Александров. Иван Васильевич профессию не меняет!
Александров, Ростов. Фотообзор: На поиски Суперлуния и Царевны Лягушки

------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из путешествий в Ярославль и по Ярославской области:
2010 год, август:
Круиз. Торжественный ужин с капитаном
Круиз. По Угличу галопом
Круиз. Ярославль накануне тысячелетия
Круиз. Шлюзы
Круиз. Теплоход "Петр Первый". Жизнь на воде
Фотообзор: Железнодорожно-водное путешествие и Москвы в Петербург и обратно

2010 год, июль:
Молога и Юршинский. Город-утопленник и остров-утопленник
Рыбинск. "Побеги". Все побежали, и мы побежали!
Рыбинская рыба и кое-что еще
Фотообзор: Путешествие в Фишбург

2010 год, март:
Ярославль. Музей "Мой любимый мишка. Превед, Медвед!"
Ярославль. Музей "Музыка и время". Музыкально-временной континуум
Предъюбилейный Ярославль, или поход по достопримечательностям с тысячерублевой купюры
Фотообзор: По весеннему Ярославлю

2006 год, август:
Ростов Великий уже не великий, но по-прежнему симпатичный

2006 год, май:
Великолепный Переславль-Залесский

---------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из прогулок и путешествий с Даней:
2014 год:
Москва. Сокольники. InnoPark. Шоколадный Даня
Московская область. Клинский район. Воронино. Лошади по-настоящему!
Москва. Пожарная часть №15. Никогда не протирайте маяки!
Тверская область. Агро-туристическая ферма "Ивановка". Вот козлы!
Московская область. В Долгопрудном золотая осень!
Венгрия. Будапешт. Пешком по Пешту
Венгрия, Словения, Швейцария. Фотообзор: Под тремя европейскими флагами
Московская область. Щелково. Звездный городок. Космическая одиссея одного будущего космонавта
Москва. Царская пасека. Три Спаса в один день
Ярославская область. Ростов Великий. Привет, зелёная!
Александров, Ростов. На поиски Суперлуния и Царевны Лягушки
Москва. Щербинка. Парад паровозов
Рязань. Изянь? Изянь - это хаясё!
Касимов. Татарский удел
Рязанская область. Спас-Клепики. Чему учили Есенина?
Москва. Сад "Эрмитаж". С едой по миру!
Москва. Планетарий. Как Даня управлял луноходом!
Владимирская область. Ковров. Оружейники
Ивановская область. Южа. Василисина дача
Иваново. Пожарная охрана - горячие сердца!
Иваново. Город невест
Иваново, Ивановская область, Владимирская область. На родину ткачества и Василисы Премудрой
Москва. Планетарий. Космонавтом стать хочу! Пусть меня научат!
Москва. Первый Данин кастинг в Театр.doc
Москва. Океанариум "Рио". Скаты, акулы, крокодилы и немного шопинга

Ярославская область, Детская тема

Previous post Next post
Up