Женщины-философы: Симона Вейль

Jun 29, 2020 16:50



Статью о Симоне Вейль для сборника "A History of Women Philosophers: Contemporary Women Philosophers, 1900 - Today" написала Кейт Линдеманн.
Симона Вейль (3 февраля 1909 - 24 августа 1943) родилась в Париже, в состоятельной еврейской семье. Ее родители не были соблюдающими иудеями, отец называл себя агностиком. Так что и детей не воспитывали в еврейской традиции.

Симона была очень дружна со своим старшим братом Андрэ, который был математическим гением. Родители не жалели денег на учебу детей, так что оба получили прекрасное образование. Большое интеллектуальное влияние на Симону Вейль оказал Эмиль Шартье, который был ее преподавателем в лицее Генриха IV. Затем она закончила Высшую нормальную школу, где обучалась на отделении философии и классической филологии.
Симона Вейль была склонна к получению эмпирических знаний. Так, она посетила Германию в 1932 году, чтобы исследовать, "что происходит на самом деле". В 1934 году она устроилась разнорабочей на завод Renault, чтобы познакомиться поближе с жизнью пролетариата. В 1936 году, во время Гражданской войны в Испании, отправилась в Барселону, где присоединилась к Республиканскому фронту, а в 1938 году, когда в Италии были приняты антиеврейские законы, побывала в Италии.
В 1938 году Вейль, бывшая до того атеисткой, стала христианкой, однако, внеконфессиональной - она не крестилась.
В 1940 году, когда нацисты оккупировали Францию, Симона Вейль потеряла свою учительскую должность. Скрывалась до 1942 года, затем сбежала в Англию, где присоединилась к «Свободной Франции» Шарля де Голля. Там она и умерла в санатории, куда была помещена в связи с резким ухудшением здоровья (впрочем, она с детства была очень болезненна). Обстоятельства ее смерти довольно странные, некоторые утверждают, что она фактически заморила себя голодом, ограничив питание до уровня пайка в гитлеровских концлагерях, однако, вероятно, невозможность принимать пищу была связана с болезнью.

Кейт Линдеманн пишет:
"Вейль писала эссе, заметки, пьесы, стихотворения и письма, которых хватило на дюжину опубликованных посмертно томов. Большая часть этого материала имеет философское содержание, но мало что пробилось в философский мейнстрим."

"Три центральных элемента философии Вейль: форма, осознание пережитого опыта угнетенных человеческих существ и внимание.
Все произведения Вейль свидетельствуют о глубоко созерцательном уме, который привлекали основные формы эстетики, математики, этики и науки. В то же время, ее труды артикулируют, анализируют и объясняют пережитый опыт тех, кто находится "на дне" социального порядка. Эти противоположные ориентации создают напряжение в ее работе, но это скорее напряжение уравновешенной гармонии, чем противоборствующих сил. "Внимание", практика, которую Вейль так часто проповедует, по-видимому, является ядром, удерживающим противоположные и высокозаряженные элементы в равновесии."
"Произведения Вейль проникнуты интересом к формальным, структурным взаимоотношениям между вещами. Она часто говорит о математике."

"«Илиада», или Поэма о  силе"
Кейт Линдеманн пишет:
"«Илиада», или Поэма о  силе" - великолепный пример ее подхода к литературе. Она выходит за рамки банальной "ярости Ахиллеса" и раскрывает базовые формы человеческих взаимоотношений, воплощенные в этом произведении, выявляя тем самым отношение всей культуры к силе. Это одновременно и литературоведческое, и антропологическое эссе."
В заключении этого эссе Симона Вейль пишет:
"Но ничто произведенное народами Европы не станет вровень с первой известной поэмой, явившейся у одного из них. Может быть, они еще обретут заново эпический гений, когда научатся не верить более в убежища от человеческого жребия, научатся не восхищаться силой, научатся не ненавидеть врага и не презирать несчастного. Но сомнительно, что это сбудется скоро."

Ограничение, пространство, время, необходимость
Кейт Линдеманн пишет:
"Если принять эстетику как основу трудов Вейль, это также объясняет центральность других тем: ограничения, пространства, времени, необходимости, внимания. Каждый художник сталкивается с ограничениями. Найти пределы своих художественных средств и своих возможностей в рамках этих средства - необходимое условие для искусства. Художник должен расти и экспериментировать, но не принимать ограничения значит создавать беспорядок."
"Если принять эстетику как основу ее трудов, это также придает смысл ее частым некосмологическим размышлениям о времени, пространстве и материи. Так же, как позиция художника приводит к исследованию ограничений, исследование ограничений в свою очередь приводит к размышлениям о времени, пространстве и материи. Наконец, ее рассуждения о необходимости становятся естественными в этом контексте. Необходимость имеет два значения. В первом значении необходимость подобна ограничению: это граница, которую нельзя переступить, и Вейль обращается к этому понятию, когда говорит о материи. Однако, художник также осознает второй аспект необходимости. Созерцая произведение искусства, нас поражает очевидная необходимость во взаимосвязях между его частями. Изменить хоть одну из этих взаимосвязей значит изменить само произведение, и, если это великое произведение, такое изменение уничтожит его величие. Это второе понимание необходимости присуще всей философии Вейль, а особенно ее размышлениям о правильном действии."

Как говорил Микеланджело: "Я беру камень и отсекаю всё лишнее". Также и Вейль часто говорит о том, что необходимо отбросить всё, что не является необходимым, чтобы обнажить истинную природу вещей.

Линдеманн отмечает, что Симона Вейль объединяла в себе несколько традиций: мистическую, социально-политическую, традиции разнообразных гуманитарных наук, а также философскую традицию рационализма.
Предыдущие посты о Симоне Вейль в сообществе: 1, 2

---
Женщины-философы:

Том IV. XX век

Виктория Уэлби
Констанс Джонс
Шарлотта Перкинс Гилман
Лу Саломе
Мэри Уитон Калкинс
Сьюзен Стеббинг
Эдит Штайн
Герда Вальтер
Айн Рэнд
Корнелия Йоханна Де Фогель
Ханна Арендт
Симона де Бовуар

Том III. Новое время

Из предисловия
Маргарет Кавендиш
Кристина Ваза, королева Швеции
Энн Конвей
Хуана Инес де ла Крус
Дамарис Кедворт Машем
Мэри Эстелл
Кэтрин Троттер Коберн
Эмили дю Шатле
Мэри Уолстонкрафт
Кларисса Куанье
Антуанетта Браун Блэкуэлл
Жюли Вельтен Фавр
Анна Мария ван Схурман
Батсуа Мэкин
Елизавета Богемская
Елена Лукреция Корнаро Пископия
Лаура Басси
Кэтрин Маколей
"София, Достойная Личность"
Олимпия де Гуж
Мэри Фэрфакс Сомервилль
Анна Дойл Уилер
Кэтрин Бичер
Гарриет Мартино
Гарриет Тейлор Милль
Женни д'Эрикур
Джордж Элиот (Мэри Энн Эванс)
Клеманс Руайе
Жюльетта Ламбер ла Мессин Адам
Кристин Лэдд Франклин
Гортензия Алларт де Меритенс

Том II. Средневековье и Ренессанс:
Мурасаки Сикибу
Хильдегарда Бингенская
Элоиза
Геррада Гогенбургская (Ландсбергская)
Беатриса Назаретская и Хадевейх Антверпенская
Мехтильда Магдебургская
Бригитта Шведская
Юлиана Нориджская
Екатерина Сиенская
Олива Сабуко де Нантес Баррера
Мари ле Жарс де Гурне
Хросвита Гандерсхаймская
Кристина Пизанская
Маргарет Ропер Мор
Тереза Авильская

Том I. Античность:
Ранние пифагорейки: Фемистоклея, Феано, Аригнота, Мийя и Дамо
Поздние пифагорейки: Эсара, Финтис, Периктиона I, Периктиона II, Феано II
Аспазия и Диотима
Юлия Домна, Макрина, Гипатия и другие

французский язык, сборник, критика общественного устройства, религия, Франция, беженки и эвакуированные, США, мир искусства, евреи, английский язык, впечатления от чтения, Америка, история женскими глазами, философия, Европа

Previous post Next post
Up