Главу о Мари ле Жарс де Гурне для сборника "A History of Women Philosophers: Medieval, Renaissance and Enlightenment Women Philosophers" написала Беатрис Зедлер.
Мари де Гурне помнят как "названную дочь Монтеня" и редакторку его эссе, но кроме того она сама по себе была романисткой, переводчицей, поэтессой, литературной критикессой и эссеисткой. Современники относились к ней по-разному, одни высмеивали и издевались над ней, другие восхваляли, называя "десятой Музой" или "французской Минервой".
Мари ле Жарс де Гурне родилась 6 октября 1565 года в Париже. Оба ее родителя, Жанна де Акевиль и Гийом ле Жарс, происходили из знатных семей. Отец делал успешную карьеру при дворе Карла IX. У него был дом в Париже, а в 1568 году он приобрел феодальные права на замок и поместье Гурне-сюр-Аронд в Пикардии, что дало ему титул сеньора де Гурне. Мари была старшей из шести детей, у нее было три сестры и два брата. В год рождения младшего из детей, 1577, ее отец внезапно умер. Мадам де Жарс больше не могла себе позволить оставаться в Париже, и семья переехала в Гурне.
С детства Мари проявляла больше интереса к учебе, чем к хозяйственным делам, которым она должна была обучаться. Она не разделяла традиционные взгляды своей матери на женскую роль. В своей краткой автобиографии Мари де Гурне рассказывает, что каждый час, который она могла улучить от других задач, она тратила на учебу. Она самостоятельно выучила латынь, сравнивая латинские тексты с французскими переводами.
Одним из важнейших событий ее ранней жизни было чтение сборника эссе Мишеля де Монтеня. Она настолько впечатлилась, что главной мечтой для нее стало познакомиться с автором. Ее желание исполнилось в 1588 году, когда она отправилась в Париж с матерью и узнала, что Монтень тоже был там в это время. Мари написала ему письмо, выразив свое восхищение его трудами, и на следующий же день он пришел навестить ее. Пожилой писатель, которому тогда было 55 лет, очень подружился со своей молодой поклонницей и предложил ей называться его "fille d'alliance", "названной дочерью", и она всю жизнь гордилась этим званием, называя его в свою очередь своим вторым отцом. Мари де Гурне и Мишель Монтень часто виделись, пока она была в Париже, а затем он навестил Мари и ее мать в их поместьи в Пикардии и прожил там около трех месяцев.
В 1591 году умерла мадам ле Жарс, и Мари как старшая дочь должна была позаботиться о своих младших братьях и сестрах. Она взяла себе самую меньшую долю наследства и поселилась в Париже, сама, со служанкой Николь Жамен и котом по имени Пайон.
В сентябре 1592 года умер Монтень. Мари узнала о его смерти лишь через восемь месяцев. Смерть второго отца повергла ее в отчаяние, и тут его вдова, мадам де Монтень, предложила Мари заняться подготовкой нового издания трудов покойного. Результатом этой работы стало издание "Опытов" Монтеня 1595 года. Также Мари приняла предложение навестить мадам де Монтень в ее доме в Перигоре, близ Бордо. Ее приняли как родную, и она прожила там 15 месяцев, а затем вернулась в Париж.
Маргарита Валуа, покровительница искусств и литературы, назначила Мари де Гурне королевскую пенсию. При дворе Маргариты де Гурне познакомилась с герцогом Невером, который представил ее ко двору Генриха IV. Король обещал ей всяческие милости и пригласил чаще появляться при его дворе, но месяц спустя, в мае 1610 года король был убит. В убийстве обвиняли иезуитов и в частности королевского духовника Котона. Против него вышел памфлет "Анти-Котон". Мари де Гурне в ответ опубликовала трактат, в котором оплакивала гибель короля и защищала иезуитов против, как она считала, лживых наветов. Это сделало ее саму мишенью: против нее выпустили памфлет "Анти-Гурне". Ее доброе имя пострадало, и хотя она добивалась запрета этого памфлета, ей это не удалось. Одним из худших последствий такой диффамации стало то, что с тех пор над ней стали часто проделывать злые шутки и обидные розыгрыши.
Например, однажды трое молодых людей убедили ее, что английский король Яков I желает получить ее биографию, чтобы включить в сборник знаменитостей. Она работала над автобиографией шесть недель, а потом узнала, что английский король никогда не интересовался ею, а ее биография распространяется в измененном виде, порочащем ее репутацию... Позднее Мари де Гурне опубликовала оригинальную автобиографию в сборнике своих работ 1641 года.
Еще один гнусный розыгрыш - история о "трех Раканах". Мари де Гурне написала известному поэту Ракану и отправила ему некоторые свои работы. Ракан собирался ее навестить, но двое молодых людей, де Бёй и Ивранд, узнали о дате и времени предполагаемого визита. Незадолго до назначенного времени де Бёй явился к Мари и представился Раканом, и она любезно его приняла. Вскоре после его ухода пришел Ивранд, заявил, что Ракан - это он, а предыдущий гость - самозванец. Наконец, когда пришел настоящий Ракан - почтенный уже старичок едва вскарабкался по лестнице в ее чердачную квартирку - и начал выражать свою благодарность за присланную ему книгу, Мари де Гурне запустила в него тапком... Позже, узнав правду, она приехала к Ракану сама, объяснила, что произошло, и они стали добрыми друзьями. Франсуа де Буаробер написал комедию об этом инциденте.
Тот же Буаробер представил Мари де Гурне кардиналу Ришелье. Ришелье тоже встретил гостью какой-то шуточкой, но она ответила благодушно, и кардинал усовестился и извинился. Кардинал даже предложил ей скромную пенсию. Буаробер уговорил Ришелье сделать надбавку - для служанки Николь Жамен, а потом еще - для котика Пайона.
Умерла Мари де Гурне 13 июля 1645 года в возрасте 79 лет.
Первая книга Мари де Гурне вышла в 1594 году и называлась «Прогулка месье де Монтеня» ("Le Proumenoir de Monsieur de Montaigne"). Название не дает представление о содержании. Это был не философский труд, а роман о любовном четырехугольнике. Мари де Гурне больше внимания уделила не внешним событиям, а психологическим и этическим проблемам, которые они ставят перед персонажами. Эта книга считается одним из первых французских психологических романов.
Мари де Гурне выполнила множество переводов античной поэзии и прозы, в том числе, Вергилия, Тацита, Овидия, Цицерона. Многие считают, что ее стихотворные переводы куда лучше, чем ее собственные стихотворения. Хот она сама писала стихи, но не считала себя поэтессой. "Стихи для меня лишь игрушка", - говорила она.
Большинство философских эссе Мари де Гурне включены в ее сборники: "L'Ombre de la Damoiselle de Gournay" ("Тень мадмуазель де Гурне") и "Les Advis ou les Presens de la Demoiselle de Gournay" (Советы, или Подарки мадмуазель де Гурне"). Название первой книги де Гурне объясняла так: "Человек - это тень сна, а его труды - его тень."
Многие эссе де Гурне затрагивают различные этические вопросы.
Беатрис Зедлер пишет: "В своем эссе "О порочных добродетелях" она задает вопрос: "Что делает поступок добродетельным?" <...> Она указывает на то, что некоторые поступки, которые кажутся добродетельными, имеют своей причиной порок. Судить поступки следует по намерению. Она считает, что очень немногие из так называемых добродетельных поступков совершаются без иной цели, чем долг. Мотивом большинства поступков, кажущихся добрыми, служат стремление к славе, или забота о репутации, или стремление извлечь пользу. Однако, хоть и подчеркивая важность добрых намерений, она также признает, что иногда поступки, совершаемые из хороших побуждений, могут привести к плохим результатам, и таким образом подразумевает, что результаты также нужно учитывать."
"Из эссе Мари складывается впечатление, что наиболее распространенными пороками ее времени были злословие, насмешки и клевета. Она многократно осуждает их с такой горячностью, что это напоминает читателям о том, что она сама была жертвой этих пороков." Де Гурне сравнивала клеветников с каннибалами: людоеды пожирают плоть, а клеветники - честь другого человека.
"В другом эссе она затрагивает вопрос, законна ли месть. Она заключает, что в некоторых случаях серьезных преступлений месть не только легитимна, но и необходима, чтобы остановить злодеев и защитить законы вечной справедливости."
"Эссе Мари о женщинах можно рассматривать как продолжение ее интереса к этике. Жестокосердие и несправедливость любого рода глубоко беспокоили ее, и она прекрасно осознавала ту несправедливость, от которой страдают женщины. Хотя ее называли "матерью современного феминизма", она была никак не первой из писавших в защиту женщин. В XIII веке Гийом де Лоррис и Жан де Мён, два автора "Романа о Розе", инициировали
"querelle des femmes" ("спор о женщинах") во Франции, заняв противоположные точки зрения."
Однако Беатрис Зедлер соглашается, что Мари де Гурне можно назвать "первой великой феминисткой XVII века".
"Ее интерес к роли женщин проистекает из разочарований, пережитых на собственном опыте: сперва из-за противодействия ее стремлению к образованию со стороны матери, позже из-за отношения некоторых ее современников-мужчин к ее ученым трудам."
Первое феминистское эссе Мари де Гурне - "Egalite des hommes et des femmes" ("Равенство мужчин и женщин" вышло в 1622 году. Она спрашивает: "Разве больше различий между мужчинами и женщинами, чем между одними женщинами и другими, в зависимости от образования, которое они получили, от того, выросли ли они в городе или в деревне, или от страны, в которой они живут?"
По ее мнению, пол имеет значение лишь для размножения, а природа человека, человеческая душа, одинакова у всех. Проводя параллель с ее любимыми питомцами: "Ничто так не сходно с котом на подоконнике, как кошка на подоконнике."
Де Гурне оспаривает и традиционные религиозные обоснования мизогинии. Например, она говорит: если мужчины гордятся тем, что Христос принадлежал к их полу, так это только потому, что, будь он женщиной, он бы не смог, не вызывая скандала, денно и нощно быть в толпе людей, проповедовать, помогать и спасти род человеческий. Она отмечает: "Кто воображает бога мужественным или женственным, тот показывает себя столь же плохим философом, сколь и теологом."
Второе феминистское эссе "Grief des dames" ("Горе дам") вышло в 1626 году.
В нем Мари выражает, часто в сатирической форме, свой гнев по поводу того, как обращаются с женщинами некоторые литераторы и придворные: отказываются даже начинать серьезный разговор с женщиной или воспринимать серьезно написанное женщинами, притом, даже и не прочитав. Она напоминает мужчинам, что невежество - мать предубеждения.
Даже если Мари де Гурне не повлияла на предрассудки мужчин, она определенно повлияла на некоторых женщин, например, на
Анну-Марию ван Схурман. Де Гурне упоминала ван Схурман в своих трудах, а та в свою очередь высказала ей благодарность в одном из посвящений: "Спасибо героине де Гурне, великому и благородному уму, решительно защищающей дело нашего пола." Ван Схурман опубликовала и собственный трактат в защиту ученых женщин.
Так что Мари де Гурне удалось передать эстафету.
---
Женщины-философы
Средневековье и Ренессанс:
Мурасаки Сикибу Хильдегарда Бингенская Элоиза Геррада Гогенбургская (Ландсбергская) Беатриса Назаретская и Хадевейх Антверпенская Мехтильда Магдебургская Бригитта Шведская Юлиана Нориджская Екатерина Сиенская Олива Сабуко де Нантес Баррера Античность:
Ранние пифагорейки: Фемистоклея, Феано, Аригнота, Мийя и Дамо Поздние пифагорейки: Эсара, Финтис, Периктиона I, Периктиона II, Феано II Аспазия и Диотима Юлия Домна, Макрина, Гипатия и другие