Женщины-философы: Аспазия и Диотима

May 03, 2020 18:37



В "Диалогах" Платона фигурируют две философки - Аспазия в диалоге "Менексен" и Диотима в диалоге "Пир".

Аспазия Милетская
Аспазия (? -  ок. 401 г. до н.э.) в первую очередь известна как жена Перикла. Впрочем, брак их не был законным, поскольку она не была афинянкой, и сын их, Перикл Младший, не имел права на афинское гражданство, а получил его в качестве исключения: после смерти его сыновей от первого брака Перикл попросил признать единственного оставшегося в живых отпрыска, и это было сделано в знак уважения к его заслугам.
Аспазия также была участницей философского кружка Перикла, в который входили софисты. Как известно, Сократ софистов не любил, так что диалог "Менексен" считается сатирическим.
В этом диалоге Аспазии приписывается авторство знаменитой "Надгробной речи" Перикла, сохранившейся у Фукидида:
"...не далее как вчера я слушал Аспазию, произносившую надгробную речь по этому самому поводу. Ведь она тоже слыхала о том, что ты мне сообщил, а именно что афиняне собираются назначить оратора. Поэтому она частью импровизировала передо мною то, что следует говорить, частью же обдумала это прежде - тогда, полагаю я, когда составляла надгробную речь, произнесенную Периклом, - и составила теперешнюю свою речь из отрывков той прежней."
Речь Аспазии, приведенная в "Менексене", действительно во многом похожа на "Надгробную речь" Перикла.
Между прочим, считалось, что Перикл не учился риторике, а обладал природным даром красноречия, речи же свои не готовил заранее, но импровизировал. Насколько серьезно утверждение Сократа о том, что Аспазия составила речь Перикла? Сказано ли это для того, чтобы высмеять Перикла, подчеркнув влияние на него женщины-чужеземки?.. Аспазию неоднократно обвиняли в том, что она влияет на политические решения Перикла.
Далее, Сократ говорит, что Аспазия учила риторике Перикла - и его самого:
"Но, Менексен, нет ничего удивительного, если бы я умел говорить: ведь моей учительницей была та, что совсем неплохо разбиралась в риторике и вдобавок обучила многих хороших ораторов, среди них - выдающегося оратора эллинов Перикла, сына Ксантиппа."
Однако, Сократ упоминает Аспазию как свою наставницу наряду с Конном, который якобы учил его музыке - а Конн считался плохим музыкантом, а также прямо говорит, что невысоко ставит риторику подобного рода:
"импровизация в этих случаях дело нетрудное. Если бы нужно было превознести афинян перед пелопоннесцами или же пелопоннесцев перед афинянами, требовался бы хороший оратор, умеющий убеждать и прославлять; когда же кто выступает перед теми самыми людьми, коим он воздает хвалу, недорого стоит складная речь."

Диалог "Менексен" и вправду содержит немалую долю иронии. Сам тот факт, что милетянка Аспазия с большим пафосом восхваляет Афины как лучший из полисов, уже намекает на неискренность. Сократ вкладывает в ее уста и явно абсурдные утверждения, например: "У нас ведь всегда есть басилевсы" - хотя басилевсов (царей) в Афинах не было уже давным-давно - может быть, чтобы подчеркнуть, что ораторы-софисты передергивают факты?.. Пересказ исторических событий в речи Аспазии в целом выглядит не то чтобы лживым, но, скажем так, изложенным в максимально благоприятной для афинян трактовке (и это вновь роднит ее с "Надгробной речью" Перикла).
Как пишет Мэри Эллен Уэйт, один из распространенных взглядов на диалог "Менексен" таков: "он [Платон] написал его, поскольку признавал репутацию Аспазии как философки/риторки, но не одобрял то влияние, которое подобные ей философы имели на Грецию. Кроме того, сам стиль и содержание диалога должны были, по его задумке, сделать это неодобрение явным."

В конце главы Уэйт подытоживает:
"Какие выводы мы можем сделать об Аспазии? Она была определенно влиятельной интеллектуалкой, прекрасно осознававшей политический потенциал публичной риторики. Она была активна во внутренних кругах древней политической и интеллектуальной жизни. Эсхин и Платон воспринимали ее как угрозу, не в личном смысле, а в политическом и интеллектуальном. По крайней мере, Платон, видимо, считал, что она олицетворяет злоупотребления философией: использование мудрости и истины в форме ее риторического мастерства, чтобы контролировать и обманывать публику по поводу истории Греции. И в этом смысле она учила риторике его и Сократа. Публичный суд на ней по обвинению в нечестии показывает, что и другие также воспринимали ее как угрозу."

Диотима Мантинейская

В диалоге "Пир" Сократ говорит, что Диотима, жрица из Мантинеи, "просветила его в том,  что  касается  любви" и передает содержание своего разговора с ней.
Мэри Эллен Уэйт подробно разбирает аргументы за и против того, что Диотима была реальной исторической фигурой. Надо сказать, что такой вопрос долгое время вообще не ставился: никто не высказывал сомнений в том, что Диотима действительно существовала, покуда в XV веке некий Марсилио Фичино не заявил весьма безапелляционно, что не мог сам Сократ учиться у женщины, так что никакой Диотимы не было, и с тех пор это стало некой догмой. Уэйт приходит к выводу, что, хотя у нас и нет бесспорных подтверждений существования Диотимы, сомнения в ее историчности также не имеют под собой веских оснований.

Уэйт рассматривает отличия философских воззрений Диотимы от взглядов Сократа и Платона:
"Ее понятие о благе, по-видимому, не функционирует как платоновская Идея. Более того, ее понимание блага - это эгоистическое благо: благо для человека определяется как достижение бессмертия путем воспроизведения себя через идею Прекрасного. Но даже эта идея Прекрасного - не платоническая Идея; это идея на уровне проявлений, а не на уровне платоновских Форм.
Диотимовское понимание бессмертия существенно отличается от предлагаемого Платоном через Сократа. Душа, или психе, не бессмертна сама по себе, однако индивидуум может достичь наибольшего приближения к подлинному типу бессмертия, описанному в диалогах "Менон", "Федр", Федон", "Тимей" (и в других местах), создав потомство души. Эта позиция приводит Диотиму к совершенно не-платоновскому пониманию личной идентичности. В то время как в "Федоне", "Теэтете" и "Алкивиаде I" развивается платоновская теория о том, что есть некое сущностное "я", большее, чем сумма всех моих качеств и свойств, теория Диотимы о личной идентичности в некоторой степени напоминает разработанную в последние десятилетия Дереком Парфитом. Для Диотимы личность не более, чем его или ее качества. Таким образом, я могу быть бессмертным и продолжать "существовать", покуда мои качества продолжают жить. А мои качества продолжают жить, только если я произведу потомство моей психе. Поскольку диотимовская душа не бессмертна, ее убеждения не согласуются с убеждениями Платона касательно припоминания и переселения душ. Это делает ее концепцию души более феминистической: душа уникальна для каждого любящего, следовательно душа женщины не может пониматься в платоновском смысле как переселившаяся душа недостаточно добродетельного мужчины, на полпути к превращению в душу зверя.
Эрос Диотимы также отличается от Эроса Платона по части его соотношения с разумом. Диотима подчиняет разум инстинкту Эроса: Эрос не нуждается в разуме ни для того, чтобы определить или выбрать свою цель, ни ради разума как такового. Диотима отличается от Платона во многих ключевых понятиях и доктринах: понятии блага, понятии бессмертия, теории личной идентичноти, доктрине об идеях, доктрине о переселении душ и роли разума."

Предыдущие посты:
Ранние пифагорейки: Фемистоклея, Феано, Аригнота, Мийя и Дамо
Поздние пифагорейки: Эсара, Финтис, Периктиона I, Периктиона II, Феано II

Греция, США, забытые имена, английский язык, впечатления от чтения, любовь, политика, Америка, 20 век, история женскими глазами, Европа, философия, античность

Previous post Next post
Up